Дополнительно:
А. Г. Николаева, М.С. Хромцова : «Ледовыми трассами»

: вернутся к оглавлению

содержание:

- От авторов
- Предисловие
- Сын смотрителя маяка
- К берегам Северной Земли
- На мысе Челюскин
- В бухту Марии Прончищевой
- Штормовой рейс из Умбы в Мурманск
- В бухту Нордвик
- В полярную ночь - на Шпицберген
- К устью реки Индигирки
- На поиски парохода «Иртыш»
- На «Садко» - во Вторую высокоширотную экспедицию
- Снова на «Садко» в высокие широты
- На помощь терпящим бедствие
- Конец арктической навигации 1937 года
- С дрейфующими льдами из моря Лаптевых - в Полярный бассейн
- Выход из дрейфа
- В Арктику на ледокольном пароходе «Дежнев»
- В начале войны в Мурманске
- Из Мурманска - в Арктику
- Беломорские конвои осенью-зимой 1941-42 года
- Из Архангельска к острову Айон и обратно в одну навигацию
Беломорские конвои осенью-зимой 1942-43 года

Ледовыми трассами
А. Г. Николаева, М.С. Хромцова

 

 

БЕЛОМОРСКИЕ КОНВОИ ОСЕНЬЮ-ЗИМОЙ 1942-43 ГОДА

Вернувшись из Арктики в Архангельск 1 декабря 1942 года, Николай Иванович в тот же день приступил к проводке судов во льду по реке Северной Двине, а с середины января 1943 года он снова занялся проводкой караванов транспортов и военных судов через зимние льды Белого моря.

16 января 1942 года, когда ледоколы «Адмирал Лазарев» и «Ленин» и ледокольный пароход «Седов» проводили через льды Белого моря караван транспортов в Архангельск, Хромцов по распоряжению командования вместе с капитаном «Седова» Румке повели свои корабли на поиски военного гидросамолета МБР-2.

Из судового журнала ледокола «Ленин»:

«-16/I 43 г. 17 ч. 20 м... Отошли от борта л/к «Адмирал Лазарев», получив задание идти на поиски самолета МБР-2, севшего на лед в районе деревни Козлы. Идем к л/п «Седов»... В 17 ч. 50 м. дали ход, имея в кильватере «Седова»... В 22 ч. 18 м. подходим к берегу. Замечены вспышки огней... В 22 ч. 30 м. замечены выпущенные ракеты. В 22 ч. 35 м. справа по носу увидали аварийный са­молет. Подошли к нему и остановились. На самолете экипажа нет. В 23 ч, 09 м., передав «Седову» указание подойти к самолету и взять его на борт, сами пошли на поиски экипажа МБР-2. В 23 ч. 45 м. по курсу замечены люди. В 24 ч. 00 м. остановились, принимаем на борт людей - экипаж самолета МБР-2.

- 17/I 43 г... Приняв на борт экипаж: командира самолета ст. лейтенанта Гусева, штурмана мл. лейтенанта Ва-ландера, пилота сержанта Хотуева и стрелка-радиста Ратушняка, а с ними резиновую лодку с грузом и оружием, дали ход. Идем к л/п «Седов». В 01 ч. 15 м. подошли и ошвартовались к «Седову». На него перешли летчики, которые приступили к разборке самолета для погрузки его на «Седова». В 02 ч. 45 м. получено распоряжение следовать к каравану. Впереди по курсу видны огни каравана, лед 8-9 баллов. В 07 ч. 00 м. включились в проводку каравана судов...».

В 24 часа 00 минут 17 января «Ленин» уже проходил Чижовский створ, следуя в аванпорт Архангельска - Экономию. Продвижение было медленным, ледоколу иногда приходилось пробиваться ударами. В устье Северной Двины пришлось околоть застрявшего во льду «Литке», который пошел на выход в море.

Работая на проводке транспортов в Белом море зимой 1942-43 года, «Ленин», как и другие ледоколы, неоднократно подвергался нападениям вражеской авиации. Налеты неприятельских самолетов наши ледоколы и транспортные суда встречали огнем своих орудий.

Из судового журнала ледокола «Ленин»:

«-5/II 43 г. Порт Северодвинск... В 10 ч. 15 м. дали ход, идем окалывать суда каравана для следования в море. Окололи п/х «Эмпайр Арчер». В 14 ч. 30 м. к борту подходит ЛД-8. На борт перешел для следования на л/к «Ленин» начальник УБЛО капитан 1-го ранга т. Белоусов М. П. и два представителя английского штаба, Идем в голову каравана. В 23 ч. 38 м. вошли в голову каравана, дали сигнал «Иду вперед, следуйте за мной». Выводим караван на чистую воду. В кильватере идут четыре иностранных транспорта: «Эмпайр Арчер», «Эмпайр Эмеральд», «Честер Вэлли», «Ричард Бленд» и ледокол «Микоян»...

- 12/II 43 г. Горло Белого моря. На проводке. Суда те же...

В 20 ч, 00 м. остановили суда каравана, снимаем лоц­манов. Вошли в голову каравана, выводим его на кромку льда. Взяли на борт лоцмана Андреева, а лоцмана Воронина взял «Микоян». Дали распоряжение ледоколу «Микоян» остаться и ждать нашего возвращения...

Четыре английских транспорта передали конвою. Развернулись на соединение с «Микояном»... В 24 ч. 00 м. легли на обратный курс, в кильватере ледокол «Микоян».

- 16/II 43 г... В 17 ч. 50 м. вошли в гавань порта Севе­родвинск. На берег выбыли два английских представителя...

- 17/II 43 г. Северодвинск... В 04 ч. 50 м. выбыли с борта в г. Архангельск начальник УБЛО т. Белоусов М. П., четыре военных лоцмана, группа команды в увольнение и 5 человек допризывников...

- 27/II 43 г. Горло Белого моря... Ожидаем караван у кромки льда... В 10 ч. 35 м. в воздухе самолет неприятеля Ю-88... Открыли огонь по самолету... В 13 ч. 43 м. снова воздушная тревога... На подходе караван...

- 28/II 43 г... В 01 ч. 45 м. дали ход, идем на сближение с подошедшим конвоем. Приняли каразан, состоящий из семи транспортов. Развернувшись, пошли обратным курсом на ЮЮВ. Б 03 ч. 05 м. подошел л/к «Микоян». Взяли с него пять лоцманов для пароходов каравана. В 05 ч. 00 м. в район караване подошли ледоколы «Адмирал Лазарев», «Красин» и п/х «Петровский»... В 11 ч. 00 м. воздушная тревога. Открыли огонь по вражеским самоле­там. В 11 ч. 45 м. прекратили огонь, самолеты уходят на СВ. В 11 ч. 57 м. снова налет самолетов неприятеля - два самолета Ю-88. Открыли по самолетам огонь, дали ход, ходим переменными курсами. В 12 ч. тревога продолжается. Подходим к американскому транспорту для сколки. В 12 ч. 10м. транспорт идет за нами, В 12 ч. 38 м. отбой воздушной тревоги. В 12 ч. 57 м. на севере замечены четыре самолета противника, снова дан сигнал воздушной тревоги... В 14 ч. 15 м. по сигналу с л/к «Адмирал Лазарев» - воздушная тревога...

- 1/III 43 г... В 14 ч. 15 м. самолеты неприятеля в воздухе. В 15 ч. 42 м. самолеты отогнаны, отбой ВТ...

- 2/III 43 г. Белое море. Следуем с караваном судов, состоящим из четырех ледоколов: «Ленин», «Микоян», «Адмирал Лазарев», «Красин» и семи транспортов: пяти иностранных - «Марафон», «Израэль Путнем», «Ситти оф Омана», «Бэкон Хилл», «Беринг» и двух советских - «Тбилиси» и «Петровский». В 13 ч, 00 м., взяв в кильватер три иностранных парохода и пароход «Тбилиси» пошли заводить их в порт Северодвинск. Л/к «Красин» проводит два иностранных парохода и п/х «Петровский», л/к «Микоян» идет в хвосте на охране...».

Итак, караван с важными военными грузами был благополучно приведен ледоколами в порт, а утром 3 марта «Ленин» снова ушел в море. Что ждало его в пути? Ответить нетрудно - налеты вражеской авиации, которые осложняли работу ледокола и изматывали людей до предела. С 3 по 26 марта 1943 года «Ленин» работал в Двинском заливе на проводке парохода «Петровский» из Северодвинска в Архангельск в тяжелом 10-балльном льду.

Из судового журнала ледокола «Ленин»:

«-3/III 43 г. Белое море, на проводке п/х «Петровский» из Северодвинска в Архангельск... В 08 ч. 38 м. боевая тревога. Открыли по самолету противника огонь, Са­молет ушел курсом на север. В 09 ч. 49 м. снова воздушная тревога. Открыли огонь по самолетам противника. В 10 ч. 10 м. самолеты отогнаны, огонь прекратили...».

22 марта на помощь «Ленину» пришел «Адмирал Лазарев». Работая совместно в тяжелом торосистом 10-балль­ном льду, ледоколы тщетно пытались провести в Архангельск «Петровского». Работа ледоколов осложнялась ещё и частыми налетами неприятельских самолетов. Пробиваясь к «Петровскому» в два русла ударами, ледоколы с трудом вывели его изо льда и привели обратно в Северодвинск. Вскоре туда же прибыл и «Красин» с пароходом «Кама».

7 апреля 1943 года «Ленин» был передан в аренду Архангельскому торговому порту и вышел из Северодвинска в Архангельск для проведения весенней ледокольной кампании на Северной Двине.

По прибытии в Архангельск он сразу же приступил к работе: пробивал в речном льду русло, окалывал и выводил в море суда, а также приводил их с моря в порт и устанавливал к причалам. Во время работы не раз объявлялась воздушная тревога.

Из книги С, Ф. Эдлинского «Северный транспортный флот в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941- 1945 гг.»:

«... За две зимние военные навигации 1941- 42 г. и 1942-43 г. ледокол «Ленин» провел 267 судов, сэкономил 500 тонн угля и 700 тонн смазки...».

6 мая 1943 года, по окончании весенней ледокольной кампании, «Ленин» был снова передан Архангельскому морскому арктическому пароходству. 7 мая ледокол «Ленин» ошвартовался к причалу судоремонтного завода «Красная Кузница» в Архангельске.

Начался предарктический ремонт ледокола. Из-за недостатка рабочих большой объем ремонтных работ был выполнен силами команды ледокола. Как следует из рапорта Хромцова, ремонт судна был закончен командой I августа, то есть на 15 дней раньше запланированного срока. Закончив ремонт, «Ленин» 3 августа вышел из плавучего дока и ошвартовался к причалу судоремонтного завода «Красная Кузница», а 13 августа вышел на ходовые испытания в море. Вернувшись с ходовых испытаний, Хромцов 17 августа снова вышел в море для работ по размагничиванию корабля, а затем направился в Северодвинск, где ледокол остановился в ожидании распоряжений о начале учебных стрельб.

Из судового журнала ледокола «Ленин»:

«...20 августа 1943 года. Рейд Северодвинска... В 12 ч. 25 м. на ледокол прибыл на шлюпке флагманский артиллерист капитан 3-го ранга Шевардаков. В 12ч. 25 м. на шлюпке выбыли на буксирный пароход три человека краснофлотцев со старшиной Лаврентьевым для наблюдений за результатом стрельбы. Подняв шлюпку на борт, дали ход и открыли стрельбу по буксируемому щиту... Закончив стрельбу - обнаружили самолет с конусом на буксире, Объявили боевую тревогу. После сигнала ракетами самолет лег на курс. По конусу из зенитных орудий «Ленина» открыли огонь. По окончании учебных стрельб «Ленин» пошел в Архангельск... В 21 ч. 55 м. прошли Чижовку... В 21 ч. 55 м. подошли к причалу аванпорта Экономия и ошвартовались...

21 августа перешли из Экономии в Архангельск к причалу судоремонтного завода «Красная Кузница»...».

27-го «Ленин» начал погрузку угля, которую закончил 31-го. На ледоколе начались работы по определению радиодевиации, уничтожению девиации магнитных компасов на девиационном створе, испытания акустического трала. По окончании работ «Ленин» отдал якорь на городском рейде против Речного вокзала. Ледокол был готов к выходу в Арктику, но по ряду причин простоял на рейде в Архангельске до 6 сентября 1943 года.

Из письма Хромцова жене (от 1 сентября 1943 года):

«... Сейчас я долго задержался здесь, были серьезные починки, а теперь, как говорится, сижу на чемоданах, Ты и ребята, возможно, уже в санатории. Хорошо, если это так, хоть отдохнешь немного. А когда я буду отдыхать, и не представляю, но чувствую, что надо. Уже третий год напряженной работы, так и выдохнуться недолго, А поседел я как, ты теперь меня и не узнаешь, Хочется хоть немного отдохнуть и побыть с вами. Ребята, возможно, уже позабыли, какой я есть. Но теперь, кажется, уже недолго нам жить врозь, Все идет к тому, что немцев скоро расколотим, и опять будем вместе».

Из судового журнала ледокола «Ленин»:

«...6/IX 43 г. В 16 ч. 00 м, подошел дежурный катер БВФ, на котором выбыл в Штаб командир корабля Хромцов. Сход на берег команде корабля воспрещен... В 18 ч. 30 м. получено разрешение на сход на берег команде. Командир вернулся на борт. Также получено распоряжение о переводе ледокола на суточную готовность...

- 9/IX 43 г... В 13 ч. 30 м. на катере Ш-2 прибыли офицеры Штаба БВФ для производства смотра боевой подготовки. В 14 ч. 05м. пробили учебную тревогу. В 14 ч. 35 м. - отбой учебной тревоги...

- 12/IX 43 г... В 17 ч. 15 м. на основании распоряжения Коллегии ГУСМП часть команды л/к «Ленин» в количестве 44 человек под руководством 4-го помощника капитана Рудакова на мотоботе выбыла на судоверфь СМП для производства работ по указанию администрации судоверфи...».

С 16 сентября 1943 года «Ленин» находился в Архангельске в трехсуточной готовности в ожидании распоряжений о выходе.

Из письма лейтенанта Глотова М. С. Хромцовой:

«С великим прискорбием сообщаю Вам, что в 23 часа 30 минут 23 сентября сего года после весьма непродолжительной болезни (одни сутки) от разрыва аорты скончался Ваш муж и мой командир капитан-лейтенант Хромцов Николай Иванович... Выражаю свое искреннее соболезнование Вам по поводу безвременной утраты Николая Ивановича»...

24 сентября в 08 часов 00 минут на ледоколе «Ленин» был поднят и приспущен флаг. В 10 часов утра команда выстроилась на левом борту ледокола для проводов своего командира. При команде «смирно» тело Хромцова было перенесено на вельбот, и он отошел к причалу на улице Володарского.

26 сентября состоялись похороны Николая Ивановича Хромцова. Проводить своего командира съехала вся команда корабля, за исключением только вахтенных. В момент выноса тела командира ледокола «Ленин» из Архангельского морского арктического пароходства ледокол отсалютовал ему длинным прощальным гудком и приспусканием кормового флага.

Похоронили Николая Ивановича на Вологодском кладбище в Архангельске, отдав ему воинские почести.

На похороны капитана Николая Ивановича Хромцова не смогла приехать его семья - жена и дети; они находились в Ташкенте, куда были эвакуированы из Ленинграда. Выросли без отца дети, растут в семье Николая Ивановича три внука и внучка. Мальчишки мечтают стать моряками, как их дед-помор. Не пришлось Николаю Ивановичу порадоваться на внуков, не пришлось дожить до дня Победы, в наступление которого он так верил! Не узнал он и о том, что его ледокол за отличную работу и боевые заслуги был награжден орденом Ленина. Не успели появиться на груди молодого капитана, рано ушедшего из жизни, боевые ордена и медали. Но разве в этом дело? Посвятив всю жизнь арктическим морям, являясь одним из пионеров их освоения, Николай Иванович Хромцов горячо любил свою Родину и в тяжелые годы войны отдал ей самое ценное - свою жизнь.

По ходатайству Гидрографического, предприятия Министерства морского флота решением Архангельского облисполкома именем Хромцова названы: ледниковый купол на острове Харли в архипелаге Земля Франца-Иосифа и там же, в проливе Архангельском, - мыс (широта - 80°44,6' сев. и долгота - 48°59' вост.).

По распоряжению И. Д. Папанина после смерти Хромцова, в честь увековечения его памяти, новой деревянной шхуне, построенной во время войны в Архангельске на Маймаксанской верфи Главсевморпути, было присвоено название «Капитан Хромцов». Отплавала в Арктике и перестала существовать шхуна, носившая имя ледового капитана. Но на морском флоте принято, что корабли, как люди, не умирают. Имена погибших передаются на новые, более совершенные. И вот, в декабре 1976 года, в состав флота Мурманского морского пароходства вошло новое большое судно ледового класса, водоизмещением более 20 тысяч тонн, построенное на Херсонском ордена Ленина судостроительном заводе. Решением Министерства морского флота судну присвоено название «Капитан Хромцов».

Сейчас корабль уже совершает дальние рейсы к иностранным портам и в Арктику.

Ледовый капитан снова плавает в арктических водах.

Счастливого тебе плавания, «Капитан Хромцов»!

 

вернутся к оглавлению