Дополнительно:
А. Г. Николаева, М.С. Хромцова : «Ледовыми трассами»

: вернутся к оглавлению

содержание:

- От авторов
- Предисловие
- Сын смотрителя маяка
- К берегам Северной Земли
- На мысе Челюскин
- В бухту Марии Прончищевой
- Штормовой рейс из Умбы в Мурманск
- В бухту Нордвик
- В полярную ночь - на Шпицберген
- К устью реки Индигирки
- На поиски парохода «Иртыш»
- На «Садко» - во Вторую высокоширотную экспедицию
- Снова на «Садко» в высокие широты
- На помощь терпящим бедствие
- Конец арктической навигации 1937 года
- С дрейфующими льдами из моря Лаптевых - в Полярный бассейн
- Выход из дрейфа
- В Арктику на ледокольном пароходе «Дежнев»
- В начале войны в Мурманске
- Из Мурманска - в Арктику
- Беломорские конвои осенью-зимой 1941-42 года
- Из Архангельска к острову Айон и обратно в одну навигацию
Беломорские конвои осенью-зимой 1942-43 года

Ледовыми трассами
А. Г. Николаева, М.С. Хромцова

 

 

ИЗ МУРМАНСКА - В АРКТИКУ

После заделки повреждений ледокол «Ленин» со дня на день должен был выйти в море. Летом 1941 года на севере стояла прекрасная погода, налеты вражеских самолетов и бомбежки не прекращались. Ледоколу приходилось часто менять якорные стоянки, а во время налетов, маневрируя, вести огонь по фашистским стервятникам.

Из воспоминаний С. А. Куфтырева:

«... И вот, наконец, 16 августа ледокол «Сталин», под командованием опытного капитана Павла Акимовича Пономарева, и ледокол «Ленин», под командованием Николая Ивановича Хромцова, вышли из Кольского залива и без захода в Архангельск направились в Арктику. Помог выходу туман. В густом тумане сначала вышел «Сталин», а за ним «Ленин». Сопровождали нас два эскадренных миноносца: «Урицкий» и «Куйбышев». В Баренцевом море туман рассеялся и мы взяли курс на север, к мысу Желания. 17 августа конвоирующие суда повернули обратно, а мы с ледоколом «Сталин», обогнув мыс Желания, направились к острову Диксон, куда прибыли 21 августа...».

С Диксона оба ледокола пошли к мысу Челюскин и, пройдя проливом Вилькицкого, 30 августа вышли в море Лаптевых, где занялись проводкой через льды транспортов с военными грузами.

С середины августа ледовая обстановка на подходах к проливу Вилькицкого с востока резко ухудшилась. Здесь образовались скопления 8-9-балльных льдов, через которые ледоколам приходилось проводить транспортные суда, следовавшие с востока на запад и с запада на восток. 9 сентября со «Сталина» на «Ленин» перешел Штаб проводки Западного сектора Арктики во главе с начальником морских операций Западного сектора Михаилом Прокофьевичем Белоусовым и начальником Штаба Николаем Александровичем Еремеевым. После этого «Ленин» отправился на Диксон, а «Сталин» остался в море Лаптевых на проводке. 12 сентября «Ленин» по распоряжению Белоусова изменил курс и пошел на помощь «Садко», севшему на банку в Карском море в районе островов Известий ЦИК.

Из судового журнала ледокола «. Ленин»:

«12/IX 1941 г..... В 17 ч. 35 м. подошли к месту аварии «Садко». Грунт - песок с камнем. «Садко» находится от нас по кп 19° +28° в расстоянии около одной мили. «Садко» стоит носом в направлении на ВСВ с небольшим креном на правый борт. За кормой на СЗ тянутся буруны. По носу, на ЮВ, также идет на большом протяжении гряда бурунов. Оказать помощь, пока не уменьшится волнение, ничем не можем. В 20 ч. 00 м. продолжаем стоять на якоре, непрерывно наблюдая за «Садко», в ожидании уменьшения волнения. Ветер северо-западный, сопровождается шквалами до 7 баллов, снежные заряды. Каждые 20 минут измеряем глубину.

13 сентября в 16 часов замечено, что с кормы «Садко» на ботдек прокатываются волны. Сбито правое крыло верхнего мостика и спасательные шлюпки № 1 и № 3. В 16 ч. 45 м. готовим к спуску моторный катер № 4 и вельбот № 2... В 17ч. 48 м. спасательная шлюпка отошла от борта и пошла к «Садко». В 18 ч. 09 м. выбрали якорь, дали малый ход, беспрестанно измеряя глубину. В 18 ч. 22 м., пройдя около двух кабельтовых, отдали якорь на глубине 13 мет­ров... В 19 ч. 04 м. вельбот с людьми подошел к «Ленину», на борт прибыли 15 человек экипажа, снятого с «Садко». Высадив людей, вельбот снова пошел к «Садко» за оставшимися. В 19 ч, 35 м. подошла шлюпка «Садко». На ней прибыли еще 20 человек. В 20 ч. стоим на якоре. Наш вельбот производит посадку команды с л/п «Садко». Из-за большой качки при подъеме вельбота «Садко» было обломано около 6 погонных метров реллингов с правого борта. В 20 ч. 35 м. к левому борту подошел наш вельбот с 10 чел. команды и капитаном «Садко» Корельским. Всего принято на борт 44 человека экипажа и один пассажир... В 21 ч. 40м. выбрали якорь, дали малый ход. Беспрестанно измеряем глубину эхолотом.».

Из воспоминаний Евгения Матвеевича Сузюмова, (диспетчера Штаба морских операций):

«Когда ледокол «Ленин» прибыл в район аварии «Садко», который у островов Известий ЦИК наскочил на рифы, стояла штормовая погода. Волнение было настолько сильным, что спустить на воду плавсредства и идти за людьми к «Садко» было нельзя. Прожекторы «Ленина» были направлены на «Садко», за которым велось непрерывное наблюдение. Синоптику штаба, Вячеславу Васильевичу Фролову, находившемуся на «Ленине», было поручено составить прогноз погоды и рассчитать, через сколько часов уменьшится ветер, что и было им выполнено. К этому времени начали готовить вельбот для спуска на воду. Но поскольку «Садко» все сильнее и сильнее захлестывало волнами, которые уже прокатывались по всей палубе, от кормы до носа, командир «Ленина» Николай Иванович Хромцов приказал выпустить часть масла за борт. На сглаженную таким образом поверхность моря была спущена спасательная шлюпка. После этого, идя самым малым хо­дом, «Ленин» продвинулся поближе к «Садке», насколько позволяли глубины. Остановились на глубине 13 метров, дальше идти было нельзя, так как мог сесть на рифы и «Ленин». Ветер несколько уменьшился, но волнение было очень сильным. Все операции по спасению команды с аварийного «Садко» проходи пи в чрезвычайно сложных условиях, но были выполнены успешно. Все люди были спасены и доставлены на Диксон.»

Из воспоминаний А. Ф. Пинежанинова, старшего помощника капитана «Садко»:

«На карте, которой мы пользовались, на нашем пути были редкие глубины порядка 35-40 метров. Для проверки глубин капитан приказал измерять глубины с кормы лотом Томсона через каждые 15 минут, так как эхолот не работал... Посла очередного измерения глубины в 21 ч. 45 м. судно в 21 ч. 55 м. выскочило на неизвестную скалистую банку... Мне поручили проверить, нет ли поступления воды в трюма и жилые помещения... Спустившись вниз, я обнаружил, что вода заливает нижние жилые помещения... палубу второго дна разорвало и в образовавшуюся большую пробоину хлынула вода. Команда едва успела перебежать в машинное отделение вверх по трапу... затопило-динамо-машину, погас свет... скала, пробившая второе дно., поднималась все выше и поднимала котел № 4, чем разорвало трубу подачи пара на главную машину, а в это большое отверстие вырвался пар под большим давлением из кот­лов... В это время на решетках над котлами находился молодой кочегар Митюк, Его охватило паром, выскочить было некуда и человек там погиб... Днем 12 сентября ветер изменился на южный и переходил в шторм. Через верхнюю палубу перекатывались волны, экипаж перебрался в ботдечные помещения. С началом аварии радист П. М. Шайтанов связался с радиоцентром Диксона и с ледоколом «Ленин». Начальник морских операций М. П. Белоусов на ледоколе «Ленин» немедленно вышел к нам на помощь, и к вечеру 12 сентября ледокол остановился от нас в 1,5 милях в ожидании улучшения погоды. К ночи шторм усилился, волны стали заходить на шлюпочную, палубу... Ночью и на следующий день бушевал шторм. Весь экипаж находился на верхнем мостике, в рулевой и штурманской рубках... Надстройка капитанского мостика испытывала сильнейшие удары волн... С особенной тревогой за нами следили с ледокола «Ленин»... Вечером 13 сентября подошла первая спасательная шлюпка с «Ленина». Посадку людей на шлюпку с бортов производить было невозможно, так как перекатывающаяся волна падала с бортов водопадами. Поэтому пришлось на баке закрепить деревянный брус так, чтобы он выходил, с привязанным к свободному концу штормтрапом, на 5 метров за борт, и по нему пришлось спускаться в шлюпку...».

Со спасенными людьми «Садко» на борту «Ленин» пришел на Диксон 15 сентября, а 18 повел в Дудинку большой лихтер, после чего пошел на помощь пароходу «Мироныч», севшему на банку Вилькицкого в реке Енисей. Сняв его с банки, ледокол ушел в Дудинку, где встал под бункеровку. Здесь уже находились: «Дежнев», «Андре Марти», «Архангельск» и «Сталинград», а вскоре пришли «Уссури», «Степан Халтурин», «Сакко»» и «Мироныч». 10 октября «Ленин» повел на Диксон пароход «Сура». Забункеровавшись на Диксоне, ледокол 22 октября вышел в Карское море, взяв курс к проливу Югорский Шар, куда прибыл 24 октября. Сюда же пришли «Дежнев», «Папанин», «Куйбышев», «Крестьянин», «Кара» и «Седов», а 28-го - «Сибиряков», «Правда» и «Литке». На другой день, то есть 29 октября, «Ленин» снялся с якоря и встал в кильватер каравана судов («Правда», «Кара» и «Сибиряков»), который под охраной «Дежнева» следовал на запад. 31 октября караван пришел на рейд становища Бугрино на острове Колгуев.

1 ноября «Ленин» и «Сибиряков» под охраной двух миноносцев отправились в Белое море - в Архангельск, Погода стояла штормовая, и ледокол испытывал сильную бортовую качку с креном на оба борта до 50 градусов.

В 15 часов 3 ноября «Ленин» прибыл в Архангельск, благополучно закончив первую военную арктическую навигацию.

 

далее:  Беломорские конвои осенью-зимой 1941-42 года