Дополнительно:
А. Г. Николаева, М.С. Хромцова : «Ледовыми трассами»

: вернутся к оглавлению

содержание:

- От авторов
- Предисловие
- Сын смотрителя маяка
- К берегам Северной Земли
- На мысе Челюскин
- В бухту Марии Прончищевой
- Штормовой рейс из Умбы в Мурманск
- В бухту Нордвик
- В полярную ночь - на Шпицберген
- К устью реки Индигирки
- На поиски парохода «Иртыш»
- На «Садко» - во Вторую высокоширотную экспедицию
- Снова на «Садко» в высокие широты
- На помощь терпящим бедствие
- Конец арктической навигации 1937 года
- С дрейфующими льдами из моря Лаптевых - в Полярный бассейн
- Выход из дрейфа
- В Арктику на ледокольном пароходе «Дежнев»
- В начале войны в Мурманске
- Из Мурманска - в Арктику
- Беломорские конвои осенью-зимой 1941-42 года
- Из Архангельска к острову Айон и обратно в одну навигацию
Беломорские конвои осенью-зимой 1942-43 года

Ледовыми трассами
А. Г. Николаева, М.С. Хромцова

 

 

КОНЕЦ АРКТИЧЕСКОЙ НАВИГАЦИИ 1937 ГОДА

24 сентября «Садко» прибыл в Тикси, где на рейде уже стояли суда: «Беломорканал», «Искра», «Ванцетти», «Молотов» и «Кингисепп». Прибывший на борт «Садко» капитан порта Тикси сообщил, что может дать «Садко» всего 150 тонн угля. 26-го было получено сообщение, что караван ледокола «Ленин» вынесло из пролива Вилькицкого в море Лаптевых, причем пароходы «Сталин» и «Ильмень» имеют повреждения и требуют дальнейшей проводки на буксире. «Малыгину» предлагалось следовать на помощь «Седову», попавшему в сжатие, а «Садко» - сопровождать на восток стоящие в Тикси суда до встречи с «Красиным». Но 27-го было получено новое распоряжение: идущие на восток суда будет сопровождать «Малыгин», а «Садко» идет к каравану «Ленина», попутно проведя на чистую воду пароход «Кузнецкстрой».

Из воспоминаний М. С. Хромцовой:

«В связи с таким распоряжением было решено часть экспедиции и больных членов экипажа «Садко» отправить на транспортных судах на восток. Но последние могли принять на борт не более 15-20 человек. Вся гидрологическая партия, во главе с профессором В. Ю. Визе, была переведена на пароход «Беломорканал». И хоть очень не хотелось мне расставаться с мужем, но пришлось подчиниться, так как Николай Иванович не мог сделать исключение для своей жены. Да он и предчувствовал, что вернется домой нескоро. А я ожидала ребенка. Вскоре по возвращении в Ленинград у меня родился второй сын - Виктор. Отец увидел его только после зимовки, когда ему было уже около года».

27 сентября все транспортные суда под проводкой «Малыгина» вышли из Тикси и направились на восток, а в 7 часов утра 28 сентября вышел на помощь «Кузнецкстрою» и «Садко». Подойдя к пароходу 29 сентября, «Садко» взял его в кильватер и повел на восток к проливу Санникова. Выведя «Кузнецкстрой» на чистую воду, «Садко» лег на обратный курс и пошел на запад к каравану «Ленина».

3 октября ночью на совещании руководства ледоколов «Ермак», «Ленин» и ледокольных пароходов «Садко» и «Седов» по предложению Самойловича было заслушано сообщение Хромцова о ледовой обстановке, наблюдавшейся на пути «Садко» с 29 сентября по 2 октября. По мнению капитана, ледовая обстановка позволяла надеяться, что если в ближайшие дни караван «Ленина», пробившись через перемычку, пройдет к указанному «Садко» району, то при совместной работе «Ленина», «Садко» и «Седова», учитывая наличие в караване таких судов, как «Диксон» и «Камчадал», проводка особых затруднений не встретит. Но 3 октября «Садко» по распоряжению руководства морскими операциями был направлен на помощь «Седову», находившемуся в тяжелых льдах в западной части моря Лаптевых. Подойдя к «Седову», «Садко» помог ему пробить перемычку старого льда и вместе с ним отправился на юг вдоль барьера старого, смерзшегося с молодым сплоченного торосистого льда, в поисках прохода к каравану «Ленина», находившемуся по западную сторону барьера. Лед в барьере был настолько тяжелым, что форсировать его «Садко» не мог. Попытка продвинуться на запад через поясину молодого, вязкого, покрытого снегом льда успеха не имела, так как в этом льду ледокольный пароход с трех ударов с разгона продвигался всего на полкорпуса. Учитывая ограниченные запасы угля, решено было отойти на полынью и ждать прихода «Красина».

Радиограмма от Крастина Самойловичу 9 октября:

«Примите все меры форсированию Садко Диксон где ему придется заняться проводкой тчк Радируйте ваше предположение когда он может быть Диксоне-617 Крастин».

Ответная радиограмма, подписанная начальником экспедиции на «Седове» Орловским, капитаном «Седова» Швецовым, начальником экспедиции на «Садко» Самойлови-чем, капитаном «Садко» Хромцовым и гидрографом Евгеновым:

«Москва Тлавсевморпуть Крастину Ермак Ковелю Воронину-1402, 1395, 617 получили тчк Обсудили совместно Садко Седовым участием Ленина тчк Считаем ваш запрос времени прихода Диксон показывает вы недостаточно информированы положении море Лаптевых тчк Обстановка такова дв тчк Садко Седов отделены каравана Ленина сплошным барьером тяжелого льда тянущегося норда зюйд шириной 30 миль тчк Разведка Садко 3-8 Седова 1-3 показала полную невозможность форсирования барьера ледокольными пароходами или обхода тчк Обе стороны барьера сплошной молодой лед местами торошение до полутора метров поясинами старого льда крайне затрудняющий продвижение Ленина не говоря Садко тчк Без помощи ледокола Садко к проливу Вилькицкого пройти не может... Таким образом речь должна идти только о выводе судов на чистую воду и постановке части судов на зимовку в безопасном месте чтобы избежать зимовки в открытом море в дрейфующих льдах тчк Низкие температуры воздуха вследствие которых происходит быстрое нарастание молодого льда и смерзание его со старым а также малое количество угля на всех судах категорически заставляют отказаться от проведения плановых транспортных операций».

Из рейсового донесения капитана Хромцова:

«...13 октября 1937 г. В 13 ч. 50 м. показался в тумане «Красин». В 14 часов «Красин» и «Малыгин» подошли к «Садко» и «Седову»... Начальник операций Восточного сектора Арктики Ф. И. Дриго созвал совещание на л/к «Красин», на котором присутствовало руководство «Красина», «Садко», «Малыгина» и «Седова». Руководством л/п «Садко» было доложено совещанию о ледовой обстановке по восточную сторону барьера в районе, обследованном «Садко». Мною было указано, что по состоянию льда восточной кромки надо предполагать, что проход «Красина» через барьер к «Ленину» будет затруднен...».

При телефонном разговоре с Дриго находившийся на «Ленине» Шибинский высказал мнение, что «Красин» ледовую перемычку преодолеет свободно. Вскоре оказалось, что прав был Хромцов.

В полученной с «Ермака» от Ковеля радиограмме говорилось, что мнение руководства операциями Западного сектора - вести караван «Ленина» в Тикси - остается неизменным.

После переговоров с «Ермаком» и «Лениным» Дриго решил, что «Красин» один идет к каравану «Ленина», а ледокольные пароходы, чтобы не жечь зря уголь, остаются ждать его возвращения у восточной кромки барьера. 14 октября «Красин» двинулся на штурм льдов к каравану «Ленина». Лед в барьере оказался настолько тяжелым, что даже «Красин» пробивался «по корпусам».

Радиограмма капитана «Красина»:

«Садко Седов Малыгин - Восьмичасовая Красин счислимая широта 76 18 долгота 119 24 лед 8 баллов старый молодого 2 тчк При форсировании ударами винты заклиниваются, лед настолько нагроможден что проходя зад перед ледокол уже отойти может только на корпус тчк Пробиваемся очень медленно тчк Мое твердое убеждение что через эту перемычку ни один пароход за ледоколом пройти не может. Буксировка абсолютно невозможна - Белоусов».

Радиограмма начальника проводки Восточного сектора Арктики Дриго;

«Красин 18 ч. 50 м. 14/Х Садко Седов Малыгин-14 утром Красин пошел от Садко пробиваться через барьер Ленину тчк 9 московского Красин 76 18- 119 20 форсируя полным ходом ударами последнюю вахту прошли две половиной мили Лед старый мелкобитый иногда поля годовалого льда спаянные молодым 24 см местами торошенный тчк Этих условиях проводка судов через барьер совершенно невозможна ибо канал сразу забивает льдом и ледокол заднем ходе имеет разгон не более одного корпуса что затрудняет возможность проводки даже одного Камчадала-497 Дриго».

Получив сообщение о том, как тяжело проходит «Красин» перемычку, руководящий состав ледокольных пароходов пришел к заключению, что на скорое возвращение «Красина» рассчитывать нельзя. Было решено просить руководство операциями разрешить ледокольным пароходам продвигаться на восток, не дожидаясь подхода «Красина» к «Ленину». Положение было крайне серьезным и напря­женным. Каждый день промедления мог привести к зимовке кораблей в открытом море. Против ухода ледокольных кораблей на восток протестовал Шибинский. К сожалению, начальники экспедиций и капитаны не могли самовольно начать отход кораблей на восток, а обязаны были подчиняться руководству операциями.

Радиограмма капитана «Садко»:

«Красин Дриго Ермак Ковелю-Четырнадцатого мск широта 76 17 долгота 120 13 Ост-Зюйд-Ост 5 температура минус 15 дрейф Норд-Норд-Ост шесть десятых узла тчк Толщина молодого льда 25 см суточное нарастание 2 см полыней нет тчк, Прошу указания ВМЕРЗАТЬ ледокольным пароходам данном месте ожидании прихода Красина или отходить восток более легкий лед тчк Сообщение Шибинского 14102 о принятии решения относительно ухода ледокольных пароходов самостоятельно восток не поставив известность руководство не соответствует действительности тчк Без вашего разрешения суда место не сменят-Хромцов».

16 октября в ответ на эту радиограмму было получено сообщение Ковеля и Дриго, что судам разрешается продвинуться на восток на более легкий лед на расстояние не более 15-20 миль. Что же касается похода судов на во-сток, то этот вопрос разрешится с приходом «Красина» к «Ленину», хотя в это время сам «Красин» попал в перемычке в такое сильное сжатие, что был вынужден, в целях экономии топлива, прекратить работу машин. В этот же день Хромцов сообщил Дриго по телефону о тяжелом положении ледокольных пароходов, с трудом продвигавшихся в молодом вязком льду (толщина его уже достигала 26- 30 сантиметров), чередующегося со старым льдом, и снова просил дать разрешение на уход ледокольных пароходов на восток, не дожидаясь подхода «Красина» к «Ленину». На эту просьбу Дриго ответил, что поход на восток или в Тикси будет зависеть от ответа Крастина.

Между тем время шло и море быстро замерзало - все крепче и крепче. 16 октября на «Седове» состоялось совещание руководящего состава «Садко», «Седова» и «Малыгина» под председательством группового капитана трех судов - Н. И. Хромцова. Совещание обсудило вопрос о дальнейших действиях ледокольных судов.

Радиограмма в Москву, посланная после совещания:

«17/Х судовая-Красин Дриго копия Ермак Ковелю Москва Главсевморпуть Крастину-Выявивишяся трудность самостоятельного продвижения ледокольных пароходов результате вторичной попытки шестнадцатого ставит их случае неприхода Красина крайне тяжелое положение тчк Кратковременная попытка шестнадцатого показала что скорость хода молодом льду до 80 см даже при отсутствий старого не превышает двух узлов тчк Таком ходе зпт учитывая наличие перемычек старого льда зпт если сможем даже их форсировать зпт для достижения западного берега Котельного где можно найти ближайшую нам бухту зимовки потребуется 150 ходовых часов зпт что составляет 14 календарных дней при десяти часах ежедневного хода тчк Это потребует для ледокольного парохода форсирующего лед триста тридцать пять тонн и для последнего Седова сто восемьдесят всего семьсот двадцать пять тонн При наличии на всех судах восьмисот тонн угля тчк Таким образом в случае достижения Котельного суда придут туда почти обезугленными будут иметь топливо только приготовления зимовке без зимовочного запаса угля перспективой частичного отопления плавником, случае нахождения последнего тчк Самостоятельный выход будущем году топливом не обеспечен тчк Поход на юг или юго восток кратчайшим путем в область берегового припая невозможен вследствие заведомо имеющегося тяжелого дрейфующего льда этом направлении тчк Таким образом зпт имеется два варианта дв тчк первый не двигаться вперед ожидании Красина и случае неприхода его зимовать открытом море попадая полярный дрейф зпт второй продвигаться восток риском не достичь Котельного попав тот же дрейф ничтожным количеством угля тчк Обсудив обстановку пришли следующим выводам дв тчк первое еще раз подчеркнуть тяжелое положение судов имеющих на борту 217 человек случае неприхода Красина зпт второе просить вас по достижении каравана Ленина разработать план постановки каравана зимовку расчетом скорейшего возвращения Красина для вывода ледокольных пароходов опасного положения тчк Учитывая ежедневно ухудшающуюся ледовую обстановку неуверенность быстрого возвращения Красина считать необходимым несмотря на расход угля утром семнадцатого предпринять последнюю попытку самостоятельного продвижения восточном направлении тчк Случае подтверждения трудности самостоятельного продвижения и невозможности связи с этим достичь Котельного даже ценой полного обезуглива-ния завтра же продвижение прекратить перейдя жесткий режим экономии топлива тчк Случае успешного продвижения просить разрешения его продолжать.

По поручению совещания руководства трех ледокольных пароходов капитан Хромцов».

Ответная радиограмма Крастина:

«17/Х 37 14 00 Москва 2199 56 - Экватор Садко - Хромцову Ермак Ковелю Красин Дриго-1610 вам уже ранее предлагалось держаться положения обеспечивающего выход из льдов что давало право отхода востоку тчк Подтверждаю немедленный выход восток полагаю что случае наличия серьезного риска зимовки правильнее продвигаться Тикси тчк Одновременно подтверждаю Красину задание оказать помощь ледокольным пароходам при его возвращении каравана Ленина-672 Крастин».

18 октября были получены радиограммы от Ковеля и Дриго о разрешении Крастина ледокольным пароходам уходить на восток самостоятельно. Однако время было упущено, все море Лаптевых уже замерзло. Продвижению судов мешали туманы и частые снегопады. Головным шел «Малыгин», имевший большой запас угля и поэтому большую осадку. Продвигались суда медленно, с трудом преодолевая тяжелые льды. «Седов» уже часто застревал, и «Малыгину» и «Садко» приходилось его окалывать. 18 октября был зажат льдами головной ледокольный пароход «Малыгин», из-за сильного сжатия околку его пришлось оставить до рассвета. До 130-го меридиана суда еще кое-как продвигались во льдах, используя небольшие полыньи и разводья, но дальше на восток пошли очень тяжелые сплоченные старые льды, спаянные всторошенными молодыми, и продвижение судов стало очень затруднительным. Суда оказались в ледяном мешке. 23 октября, пробиваясь в тяжелом льду, все три судна оказались зажатыми. С трудом выйдя из сжатия, ледокольные пароходы остановились в молодом льду до рассвета. Во время сжатия «Малыгин» получил повреждение. Как сообщил капитан, у одной лопасти гребного винта оказались сорваны две шпильки. Путь на восток, как и на юг, был закрыт тяжелыми льдами, и было ясно, что не только к проливу Санникова или в Тикси суда самостоятельно пройти не смогут, но в ближайшие дни придется вообще прекратить движение, чтобы понапрасну не жечь уголь и переходить на зимовочное положение. Об этом Хромцов сообщил Дриго.

24 октября продолжали стоять в дрейфе. Кругом - всторошенный старый лед. С наступлением светлого времени приготовили машины, но из-за сильного снегопада и плохой видимости не снимались. Вокруг судов происходило торошение. Молодой лед выжимало, а старый сплачивало. При попытке пробиваться в каком-либо направлении суда неизбежно попадали в сжатие. Небольшое поле молодого льда, вкотором стояли суда, раздробило, и к вечеру они оказались окружены старым сжатым льдом. Вечером 24октября на «Малыгине» состоялось совещание, которое заслушало сообщение капитана «Садко».

Из выступления капитана Хромцова:

«...23 октября суда остановились среди 5-балльного старого смерзшегося льда, спаянного 5-балльным частично всторошенным молодым льдом, разводий на востоке не видно. 24 октября положение не изменилось. Осмотрели горизонт, нигде не было разводий, допускавших продвижение судов с ограниченным запасом угля. За сутки имели дрейф к северу около трех миль. Угля остается по 130-150 тонн на каждом судне. Попытку дальнейшего продвижения ввиду тяжелого льда и противного направления его дрейфа считаю бесполезной...».

Совещание пришло к выводу, что без помощи ледокола «Красин» ледокольные пароходы самостоятельно из дрейфующего льда выйти не смогут. Поэтому надо прекратить попытки пробиваться, переходить на зимовочное положение, максимально экономя уголь, готовить зимовочные помещения для личного состава и в целях экономии топлива срочно переходить на камельковое отопление. По поручению совещания Хромцов послал радиограммы в Главсевморпуть Крастину, на «Красин» Дриго и на «Ермак» Ковелю. 25-го была получена радиограмма от Дриго, что он с решением совещания согласен, а 26-го - распоряжение Крастина: по установке на зимовку каравана «Ленина» «Красину» немедленно следовать к ледокольным судам.

Радиограмма начальника ГУСМП О. Ю. Шмидта:

«№ 01 10 27/Х Садко Хромцову Копия Красин Дриго-Красину дано распоряжение следовать помощь вашему каравану провести восток или обеспечить безопасную зимовку Новосибирских островах тчк Разоружать суда нельзя тчк Сведите режим топлива до минимума тчк Ожидайте прихода Красина тчк Держите ним постоянную связь-Шмидт».

Между тем дрейф увлекал суда на север со скоростью 5 миль в сутки. Команды были заняты работами по подготовке к предстоящей зимовке.

Радиограмма О. Ю. Шмидта (получена 30/Х 1937 года):

«Молния Садко Хромцову - По донесениям Красина операция помощи вам оказывается невозможной тчк Разрешил Красину остаться караваном Ленина тчк Разрешаю вашей группе перейти на зимовочное положение тчк Сознаем трудность вашего положения постараемся возвратом света г. е. феврале направить вам отряд тяжелых самолетов для вывоза лишних людей-Шмидт».

 

далее: С дрейфующими льдами из моря Лаптевых - в Полярный бассейн