Дополнительно:
А. Г. Николаева, М.С. Хромцова : «Ледовыми трассами»

: вернутся к оглавлению

содержание:

- От авторов
- Предисловие
- Сын смотрителя маяка
- К берегам Северной Земли
- На мысе Челюскин
- В бухту Марии Прончищевой
- Штормовой рейс из Умбы в Мурманск
- В бухту Нордвик
- В полярную ночь - на Шпицберген
- К устью реки Индигирки
- На поиски парохода «Иртыш»
- На «Садко» - во Вторую высокоширотную экспедицию
- Снова на «Садко» в высокие широты
- На помощь терпящим бедствие
- Конец арктической навигации 1937 года
- С дрейфующими льдами из моря Лаптевых - в Полярный бассейн
- Выход из дрейфа
- В Арктику на ледокольном пароходе «Дежнев»
- В начале войны в Мурманске
- Из Мурманска - в Арктику
- Беломорские конвои осенью-зимой 1941-42 года
- Из Архангельска к острову Айон и обратно в одну навигацию
Беломорские конвои осенью-зимой 1942-43 года

Ледовыми трассами
А. Г. Николаева, М.С. Хромцова

 

 

В НАЧАЛЕ ВОЙНЫ В МУРМАНСКЕ

В первый же день Великой Отечественной войны Хромцов принял командование ледоколом «Ленин», который в это время находился в ремонте и стоял в доке судоремонтного завода РОСТа в Мурманске.

В судовом журнале ледокола появилась запись:

«Воскресенье 22/VI 1941 г. Мурманск - РОСТа.

На основании приказа по ГУСМП от 20/V-41 г. за № 275 принял командование ледоколом «Ленин» (от капитана Койвунен А. И.) и приступил к исполнению обязанностей.

Капитан Хромцов».

22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны предательски напала на Советский Союз. План войны против СССР, так называемый план «Барбаросса», предусматривал войну как быстротечную операцию, которую предполагалось осуществить за 8 недель. Важнейшим элементом для достижения победы считался элемент внезапности. Фашистское командование предполагало, окружив и уничтожив основные силы кадровых соединений Красной Армии, молниеносно продвинуться к Ленинграду, Москве, Донбассу...

Восточнее Урала должны были развернуть наступление войска милитаристской Японии. К нападению на СССР гитлеровцы привлекли не только собственные, но и дивизии сателлитов. В соответствии с планом «Барбаросса» все они делились на несколько групп: группу армий «Центр», группу армий «Север», группу армий «Юг» и армию «Норвегия». Последняя должна была захватить Мурманск и базы Северного флота и в свою очередь была развернута тремя группировками. В соответствии с планом, получившим кодовое название «Серебристая лисица», войска третьей группировки, то есть левого крыла армии «Норвегия», должны были вести наступление на Мурманск. В начале войны немецко-фашистское командование, стремясь захватить базы Северного флота и Мурманск с суши, главные усилия своей авиации направило на нарушение деятельности Мурманского порта, где к тому времени оказались наши мощные ледоколы «Ленин» и «Сталин».

Из воспоминаний Сергея Александровича Куфтырева, старшего механика ледокола «Ленин»:

«22 июня 1941 года. Ледокол «Ленин» стоит в доке Мурманского судоремонтного завода Главсевморпути. Семь часов тридцать минут утра. Ярко светит полярное солнце. Сегодня воскресенье, но меня пригласили к директору завода вместе со старшим механиком «Дежнева» Звягиным Г. Г. Вскоре мы узнали о начале войны с Германией, о внезапном нападении фашистских орд на наши мирные города и поселки... 23 июня около 6 часов утра пролетел вражеский самолет и сбросил две бомбы на ледокол «Сталин», К счастью, взрыв бомб повреждений кораблю не принес. Так для нас началась Великая Отечественная война. 22 июня на ледокол «Ленин» прибыл вновь назначенным капитан, опытный полярник, Николай Иванович Хромцов, который принял дела у капитана Андрея Ивановича Койвунена. На капитана Хромцова легла огромная ответственность - произвести сложный ремонт ледокола в наиболее короткий срок в условиях частых воздушных налетов. К началу войны на ледоколе были расшиты скуловые листы носовой части, подлежавшие замене, выбито 40000 заклепок по ледовому поясу и вынуты дефектные гребные винты. Война заставила нас решать и первоочередные задачи обороны ледокола и его маскировки. Налеты вражеской авиации, совершавшиеся, как правило, по 6 - 8 раз в сутки, очень мешали и затрудняли проведение ремонта. При налетах рабочие и члены команды скрывались не в бомбоубежищах, а в корпусе судна, чтобы возможно скорее возобновить прерванные работы. Чтобы судно не утонуло в случае прорыва при бомбежке ботапорта на расклепанных местах корпуса ледокола начали ставить временные деревянные заклепки... Несмотря на различные трудности, ремонт ледокола был закончен и мы вышли из дока на рейд...».

Из воспоминаний Евгения Александровича Чиженко, второго механика ледокола «Ленин»:

«С начала войны многие рабочие завода, работавшие по ремонту ледокола, были мобилизованы в армию. Чтобы быстрее закончить ремонт и вывести ледокол из дока, командир корабля т. Хромцов Н. И. отдал приказ организовать бригады по ремонту корпуса из судового состава машинной и палубной команды, что и было выполнено. Необходимо отметить, что экипаж корабля под руководством волевого командира досрочно закончил ремонт, несмотря на то что ежедневно приходилось объявлять боевые тревоги, которых было в сутки не менее 6-8. Ледокол благополучно вышел из дока, вступив в строй действующих кораблей. Во время стоянки в порту Мурманск ледокол находился в полной боевой готовности и огнем своих орудий отражал налеты фашистских самолетов, которые сбрасывали бомбы на город и на суда, находившиеся в Кольском заливе. В один из таких налетов на ледокол устремились три самолета с целью вывести из строя корабль. На верхнем мостике ледокола находился командир ледокола Хромцов, который, умело управляя и маневрируя кораблем, избегал прямого попадания бомб, а также совместно с командиром артиллерии вел огонь по фашистским самолетам. Николай Иванович в таких сложных и серьезных моментах проявлял большую силу воли и спокойствие и этим подавал пример всему личному составу экипажа как волевой, знающий свое дело командир...».

В конце июня горный корпус гитлеровцев, начав наступление из Финляндии, прорвал нашу оборону и вышел к реке Западная Лица. Форсировав реку, немецкие войска стали продвигаться к Мурманску. К середине июля немецкие дивизии подошли к городу на расстояние около 45 ки­лометров. Вечерами хорошо была слышна артиллерийская канонада. Тогда было принято решение о частичной эвакуации населения и оборудования предприятий. Большинство заводов и мастерских перешло на выпуск изделий оборонной промышленности. Для обороны города организовывались отряды народного ополчения. На ледоколе «Ленин», как и на других судах, также был сформирован такой отряд, в который вошла вся команда ледокола. Все ледоколы были вооружены пулеметами и универсальными пушками, а в помощь экипажам на каждое судно направлялась артиллерийская команда.

Но гитлеровское командование просчиталось. Нашим сухопутным войскам и военно-морскому флоту удалось приостановить дальнейшее продвижение врага, а затем отбросить его, оттеснив обратно к границе прорвавшиеся фашистские дивизии. После того как наступление немцев было приостановлено, немецкая авиация подвергла ожесточенным бомбежкам город Мурманск, порт, базы горючего и находившиеся на рейде суда. Во время одного из налетов фашистских самолетов на суда, находившиеся в Кольском заливе, огнем зенитной артиллерии «Ленина» был сбит немецкий бомбардировщик, закончивший свой полет в водах Кольского залива.

Из письма Хромцова жене (от 15/VI 1942 года):

«... В прошлое лето в Мурманске удалось стукнуть по одному немецкому самолету так, что он полетел кубарем и шлепнулся в скалы. Как видишь, на нашем счету тоже есть кое-что...».

Из судового журнала ледокола «Ленин»:

«21/VII 1941 г. Рейд СРЗ РОСТа. Кольский залив.

... В 02 ч. 40 м. внезапным налетом от норда вражеских пикирующих бомбардировщиков в количестве 6 самолетов подверглись бомбежке и пулеметному обстрелу. Две бомбы из сброшенных самолетами взорвались в воде по левому борту в 2 - 3 кабельтовых. Жертв и повреждений на корабле нет. Вражеские самолеты скрылись в западном и северо-западном направлениях. В 09 ч. 55 м. снова воздушная тревога... В 15 ч. 45 м. в воздухе появились вражеские самолеты, по которым стреляют зенитные орудия. Дано несколько залпов из орудий ледокола. В 21 ч. 45 м. переход на другую якорную стоянку...

23/VII 41 г. На рейде СРЗ РОСТа. Кольский залив.

... В 00 ч. 35 м. появились с юга 9 вражеских самолетов, по которым открыт огонь как с береговых батарей, так и с нашего корабля. В 01 ч. 05 м. появился второй эшелон вражеских самолетов с юго-запада в составе 5 бомбардировщиков и 4 истребителей. По ним также был открыт огонь зенитных батарей, который поддерживали орудия нашего корабля...

9/VIII 41 г. Кольский залив. У реки Гремихи.

... В 03 ч. 40 м. открыла огонь зенитная батарея, расположенная в районе города, по вражеским самолетам, которые нам не видны из-за облачности. Вскоре вражеские самолеты в количестве 16 машин, вышедшие из облаков, были нами усмотрены. Идет интенсивная стрельба зенитных береговых батарей. Наши истребители преследуют вражеские самолеты. В 04 ч. 19м. самолеты неприятеля отогнаны. В 06 ч. 20 м. вновь замечены вражеские самолеты, по которым открыт огонь... Около 06 ч. 35 м. одним из вражеских самолетов при пикировании было сброшено около 6 бомб, взорвавшихся в непосредственной близости, причем осколками нанесены небольшие повреждения надводной части корпуса. Ранило старшину 2-й статьи Копы-тина и краснофлотца Чичерина, которым сразу же была оказана первая медицинская помощь в судовом лазарете... В 06 ч, 40 м. идем на городской рейд. В 07 ч. 55 м, спущена рабочая шлюпка, на которой капитан Хромцов производит осмотр повреждений корпуса. В 08 ч. 30 м. буксирный пароход № 8 подвел к борту баржу МП-6. На нее переведен для отправки в госпиталь старшина 2-й статьи Копытин и врач Чоп. В 09 ч. 25 м. к левому борту подошел м/катер ТО-1 с комиссией военных инженеров для осмотра повреждений в надводной части корпуса судна. Комиссия в сопровождении капитана производит осмотр правого борта, на который произведен крен 4 градуса... В 10 ч. 00м. осмотр окончен... В 10 ч. 55 м. выровняли крен, снимаемся с якоря, самостоятельно малым ходом подходим к причалу № 4. В 12 ч. 00 м. ошвартовались, подошел катер ЭПРОНа, пошел под воду водолаз для осмотра подводной части судна. В 13 ч. 00 м. вернулся врач Чоп. В 15 ч. 40 м. водолазом осмотр подводной части закончен, сигнал «33» опущен. В 18 ч. 50 м, прибыла автомашина со сварочным аппаратом для заделки пробоин в корпусе...».

Даже эти краткие выдержки из судового журнала ледокола дают представление о тех тревожных, полных напряжения днях, когда ледоколы «Ленин» и «Сталин» отстаивались в Мурманске, поджидая удобного случая, чтобы выйти в море.

 

далее:  Из Мурманска - в Арктику