Дополнительно:
А. Г. Николаева, М.С. Хромцова : «Ледовыми трассами»

: вернутся к оглавлению

содержание:

- От авторов
- Предисловие
- Сын смотрителя маяка
- К берегам Северной Земли
- На мысе Челюскин
- В бухту Марии Прончищевой
- Штормовой рейс из Умбы в Мурманск
- В бухту Нордвик
- В полярную ночь - на Шпицберген
- К устью реки Индигирки
- На поиски парохода «Иртыш»
- На «Садко» - во Вторую высокоширотную экспедицию
- Снова на «Садко» в высокие широты
- На помощь терпящим бедствие
- Конец арктической навигации 1937 года
- С дрейфующими льдами из моря Лаптевых - в Полярный бассейн
- Выход из дрейфа
- В Арктику на ледокольном пароходе «Дежнев»
- В начале войны в Мурманске
- Из Мурманска - в Арктику
- Беломорские конвои осенью-зимой 1941-42 года
- Из Архангельска к острову Айон и обратно в одну навигацию
Беломорские конвои осенью-зимой 1942-43 года

Ледовыми трассами
А. Г. Николаева, М.С. Хромцова

 

 

НА ПОМОЩЬ ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ

По прибытии в Тикси на «Садко» была получена радиограмма из Москвы от Крастина о том, что поскольку в результате успешной работы экспедиции на «Садко» программа научных исследований в основном выполнена, создавшиеся неблагоприятные ледовые условия заставляют переключить «Садко» на проводку судов и он поступает в распоряжение Ковеля. Приняв 300 тонн угля, «Садко» простоял в Тикси до 20 сентября. Члены экспедиции во главе с Р. Л. Самойловичем оставались на борту «Садко».

Из воспоминаний М. С. Хромцовой

«В ночь на 20 сентября ветер усилился до шторма. Пошел сильный снег, и видимость уменьшилась до 1 кабельтова. В 7 часов утра был получен сигнал «SOS» с гидрографического судна «Хронометр», терпящего бедствие в Море Лаптевых, в районе мыса Буорхая. В 9 часов утра помощи «Садко» запросил и «Малыгин», шедший с караваном судов в Тикси. Пароход «Искра» имеет пробоину, а пароходы «Молотов», «Ванцетти» и «Беломорканал» не могут справиться с баржами, которые ведут на буксире. На баржах есть люди. Штормом баржи оторвало и понесло по ветру в районе Баркинстана.

По готовности машины, в 10 часов 35 минут утра «Садко» снялся с якоря и вышел из бухты Тикси в море на помощь бедствующим судам. В море бушевал шторм, мела пурга. Видимости почти не было. В снастях свистел ветер, холодные серые волны со злобным шипением перекатывались через палубу, обдавая и капитанский мостик, А «Садко», зарываясь носом в воду и сбрасывая ее с себя, переваливаясь с борта на борт, упрямо шел вперед полным ходом. Тяжело приходилось кочегарам и механикам в машине, не менее тяжело и штурманам. Отстояв вахту, они спешили греться. Николай Иванович мостика не покидал».

В 11 часов утра радист «Садко» принял две радиограммы:

Радиограмма с моторного бота «Челюскин»:

«Мыс Шалаурова-Прошу передать Садко пусть идет к нам зпт ветер усилился до 10 баллов зпт судно не слушает руля зпт вынужден снова встать на якорь зпт широта 71 градус 24 минуты долгота 131 градус 10 минут-Белугин».

Радиограмма из Тикси:

«Аварийная. Диксон. Ермак Ковелю, Малыгин Корельскому, Садко Самойловичу, Пятилетка Лисс-Челюскин терпит аварию стоя двух якорях при работе машиной шхуну дрейфует берег тчк Связи Хронометром не имею зпт направленный. им помощь Леваневский стал якоре острова Бруснев по причине шторма 10 баллов идти не может тчк Других спасательных средств кроме Леваневского порт не имеет тчк Бухте Булункан свирепствует шторм, все плавсредства прибиты берегу имеют повреждения тчк Самолет Тихонова дрейфует скалистому берегу несмотря отданные три якоря для спасения самолета выделено дежурства берегу 40 человек тчк Катера Тикси том числе Чайка такую погоду беспомощны тчк Ванцетти Молотова оторвались баржи людьми несет ветру направлению берегу Баркинстан зпт оказать помощь баржам порт не в состоянии тчк Искра получил пробоину также просит помощи тчк Садко снялся якоря 20 сентября в 10 часов 30 минут ушел спасение Хронометра Челюскина тчк 1280 Дицкальн».

Из воспоминаний М. С. Хромцовой:

«В 16 часов 50 минут «Садко» подошел к «Челюскину», стоявшему на двух якорях и работавшему машиной. Страшно было смотреть на это небольшое суденышко, когда оно то как будто совсем уходило под воду, то взлетало на гребни серых взлохмаченных волн. Николай Иванович по радио предложил капитану «Челюскина» выбрать якоря и лечь в дрейф, чтобы «Садко» мог к нему подойти и передать на него буксирный трос, но после бесплодных попыток выбрать якоря капитан «Челюскина» отказался от помощи «Садко», надеясь продержаться до конца шторма. Тогда «Садко» направился на поиски гидрографического судна «Хронометр», которое на вызовы радиостанции «Садко» не отвечало. В полночь ветер сменился на западный и уменьшился до 8 баллов, шторм стал понемногу стихать. Из Тикси Николай Иванович получил сообщение, что на спасение барж с людьми, оторвавшихся от пароходов «Молотов» и «Ванцетти», вышел буксирный пароход «Леваневский».

21 сентября в 9 часов утра, при подходе к мысу Буорхая, с ледокольного парохода увидели «Хронометр», выброшенный штормом на косу мыса Буорхая. На судне и на берегу были видны люди.

Встав на якорь против потерпевшего аварию судна, «Садко» вынужден был ожидать улучшения погоды. Продолжавшийся еще шторм и сильный прибой у берега не позволяли послать шлюпки для снятия с косы потерпевших кораблекрушение людей. 22-го в 6 часов утра от борта «Садко» к берегу отправились катер и вельбот, но из-за сильного прибоя снять людей не удалось и катер с вельботом вернулись обратно к судну. В 18 часов прибой уменьшился и экипаж «Хронометра» (23 человека) был доставлен на «Садко».

Когда катер и вельбот с потерпевшими кораблекрушение приблизились к судну, то мы с изумлением увидели, что среди людей и собак спокойно сидит белый медвежонок. Хозяином этой маленькой медведицы по кличке Машка был один из молодых гидрографов «Хронометра», за которым она ходила следом, как собака. Машка полюбилась экипажу «Садко» и членам экспедиции и так прижилась на судне, что даже тогда, когда «Садко» попал в дрейф и медведица свободно гуляла по льдам, она никуда от судна не уходила».

23 сентября после приема котельной воды «Садко» из Быковской протоки направился в Тикси для бункеровки и сдачи экипажа «Хронометра» на берег.

 

далее: Конец арктической навигации 1937 года