Дополнительно:
А. Г. Николаева, М.С. Хромцова : «Ледовыми трассами»

: вернутся к оглавлению

содержание:

- От авторов
- Предисловие
- Сын смотрителя маяка
- К берегам Северной Земли
- На мысе Челюскин
- В бухту Марии Прончищевой
- Штормовой рейс из Умбы в Мурманск
- В бухту Нордвик
- В полярную ночь - на Шпицберген
- К устью реки Индигирки
- На поиски парохода «Иртыш»
- На «Садко» - во Вторую высокоширотную экспедицию
- Снова на «Садко» в высокие широты
- На помощь терпящим бедствие
- Конец арктической навигации 1937 года
- С дрейфующими льдами из моря Лаптевых - в Полярный бассейн
- Выход из дрейфа
- В Арктику на ледокольном пароходе «Дежнев»
- В начале войны в Мурманске
- Из Мурманска - в Арктику
- Беломорские конвои осенью-зимой 1941-42 года
- Из Архангельска к острову Айон и обратно в одну навигацию
Беломорские конвои осенью-зимой 1942-43 года

Ледовыми трассами
А. Г. Николаева, М.С. Хромцова

 

 

БЕЛОМОРСКИЕ КОНВОИ ОСЕНЬЮ - ЗИМОЙ 1941-42 ГОДА

По распоряжению Штаба Северного флота Хромцов 6 ноября 1941 года начал новую работу - проводку судов во льду по Северной Двине. Околкой и проводкой в речном льду как наших военных и транспортных судов, так и иностранных пароходов «Ленин» занимался до 19 ноября. С 21 ноября он переключился на проводку судов через льды Белого моря в порты Архангельск и Северодвинск. За период с 21 ноября по 31 декабря им были проведены пароходы: «Буг», «Кара», «Сакко», «Герцен», «Леонид Красин», «Иртыш», «Рябушинка», «Уфа», «Спартак», «Комсомолец Арктики», «Карелия», «Кузбасс», «Воронеж», «Юшар», «Бурея», «Шексна», «Сталинград», «Комилес», «Ока», «Сибиряков»; гидрографические суда: «Полярник», «Совнарком», «Мгла», ГС-1, ГС-5, «Охта», «Уса», РТ - «Ерш», земснаряд, военные английские суда № 91 и № 93, госпитальное судно № 962, военные тральщики: ТЩ-41, ТЩ-53, ТЩ-54, ТЩ-65, ТЩ-66, ТЩ-73, ТЩ-74, шесть военных тральщиков без названия, английский сторожевой корабль CKP-J93 и десять иностранных транспортов.

Из письма Хромцова жене:

«... Тебя, вероятно, удивляет, что я делаю переводы не сам, а через других лиц. Это потому, что я не был уже больше месяца в Архангельске, а когда был до этого, то на берег сходил всего два раза. Теперь у меня такая работа, что на берегу не бываю, все время в море... Весну буду работать около Архангельска, а потом ремонтироваться. За эту зиму мне здорово досталось. Поработать пришлось много...».

Такая напряженная работа ледокола зимой в Белом море была вызвана тем, что Мурманск, так же как и северный участок Кировской железной дороги, находились под постоянным обстрелом вражеской авиации. Поэтому Государственным Комитетом Обороны было принято решение использовать во время войны транспортные возможности Белого моря и зимой. Это море, как известно, замерзает не все, что делает возможным плавание в нем, конечно под проводкой ледоколов и ледокольных пароходов, и в зимние месяцы.

Приказом Наркома Военно-морского флота адмирала Н. Г. Кузнецова и начальника Главного управления Севморпути при СНК СССР дважды Героя Советского Союза И. Д. Папанина 10 октября 1941 года было создано Управление Беломорскими ледовыми операциями (УБЛО) с постоянным пребыванием в Архангельске. Начальником УБЛО был назначен ледовый капитан Герой Советского Союза М. П. Белоусов, а его заместителем по военной части - капитан 1-го ранга Н. П. Аннин. УБЛО располагало ледоколами и ледокольными пароходами и группой специалистов в области прогнозов льда и погоды. Для ледовой разведки был выделен авиационный отряд во главе с известным полярным летчиком Героем Советского Союза И. М. Мазуруком.

С началом войны были мобилизованы и включены в состав Северного флота в качестве сторожевых кораблей «Литке» и «Дежнев». В оперативное подчинение Северному флоту перешли некоторые ледоколы. Все большие ледоколы и ледокольные пароходы были частично укомплектованы военными командами и вооружены.

Осенью и зимой 1941-42 года в Белом море на проводке через льды как советских, так и иностранных транспортов, следовавших в Архангельск и Северодвинск с вооружением, продовольствием и другими важными грузами, работали два мощных линейных ледокола - «Сталин» и «Ленин», сторожевые корабли «Литке» и «Дежнев» и два ледокольных парохода «Сибиряков» и «Седов».

Основная тяжесть проводки судов через льды в Архангельск в осенне-зимний период 1941- 42 года легла на ледокол «Ленин», потому что из всех мощных ледоколов только один он обладал осадкой, позволявшей проходить вверх по фарватеру Северной Двины до самой Бакарицы, где находились основные склады и разгружались пришедшие с моря пароходы.

Зима 1941- 42 года в Белом море была очень холодной. Низкие температуры воздуха вызвали интенсивное нарастание льда, и в море сложилась весьма неблагоприятная ледовая обстановка. Отдельные перемычки и ледяные поля были настолько крепкими, что даже такие мощные для того времени ледоколы, как «Сталин» и «Ленин», преодолевали их с большим трудом. Ледовая проводка осложнялась еще и частыми налетами вражеской авиации, пытавшейся сорвать движение караванов на севере, вывести из строя ледоколы.

Из книги С. Ф. Эдлинского «Северный транспортный флот в Великой. Отечественной войне Советского Союза 1941- 1945 гг.»:

«... Наибольшее количество атак выпало на долю л/к «Ленин». В 1941 - 1942 гг. немцы сделали 24 попытки потопить его. Ледокол получил 86 пробоин. О жестокости схваток с врагом свидетельствуют также серьезные повреждения ледоколов «Микоян», «Ф. Литке» и «Сталин». Последний пострадал особенно сильно. Получив три прямых попадания вражеских бомб, он был направлен на судоремонтную базу в Северодвинск для восстановления...».

Несмотря на старания немецкой авиации, ей не удалось потопить ни одни из советских ледоколов, проводивших караваны судов в Белом море. И, конечно, успех этих зимних проводок во многом зависел от мастерства командиров наших ледоколов. Обладая большим опытом ледовых плаваний, проявляя исключительные выдержку и хладнокровие, сутками не сходя с мостика, наши ледовые капитаны благополучно проводили через сплоченные льды караваны судов, несмотря на бомбежки и обстрелы их самолетами противника. Умело маневрируя и избегая прямых бомбовых ударов, они в то же время вели огонь по вражеским самолетам. Машинисты, кочегары и матросы превращались в бойцов, занимавших вместе с краснофлотцами-артиллеристами свои места у орудий и пулеметов. Караваны под охраной ледоколов благополучно приходили в порты назначения.

На проводке караванов в Белом море Хромцов работал до 20 апреля 1942 года, после чего вернулся в Архангельск.

В 1942 году авиация противника, не прекращая удары по Мурманску, начала производить налеты на Архангельск, Северодвинск, Кандалакшу и Иоконьгу. Несмотря на участившиеся налеты на Архангельск, все зимовавшие здесь транспортные суда, а также пришедшие с моря ледоколы и ледокольные пароходы успешно провели ремонт и подготовку к предстоящей летней арктической навигации, причем многие виды ремонтных работ приходилось выполнять силами команд кораблей.

Как отмечает С. Ф. Эдлинский в своей книге «Северный транспортный флот в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941 - 1945 гг.», «лучшими были экипажи судов: «Сибиряков» (капитан Качарава), «Седов» (капитан Румке), «Сталин» (капитан Пономарев) и «Ленин» (капитан Хромцов)...»

К началу второй военной арктической навигации ледоколы и ледокольные пароходы были готовы к выходу в Арктику.

 

далее:  Из Архангельска к острову Айон и обратно в одну навигацию