Дополнительно:

От автора

- Первопроходцы
- Внеплановые работы. Точки Серпухова
- Челюскинская эпопея
- Планы и искания
- Икары Чукотки
- Новый этап в изучении природы
- К новой жизни
- Поиски экипажа С.А. Леваневского
- Даешь водную магистраль!
- Радиоцентр мыса Шмидта
- В суровые годы войны
- На пути больших преобразований
- Работа продолжается

В краю пурги и льдов
М. В. Вяхирев.

 

 

XII. НА ПУТИ БОЛЬШИХ ПРЕОБРАЗОВАНИИ

В первые послевоенные годы продолжалось оснащение полярной станции новыми техническими средствами. Прибывший в июле 1946 года вместе с новой сменой зимовщиков главный инженер радиоцентра П. П. Шаравин приступил к выбору площадки для строительства пеленгаторной станции. Еще в Москве место для нее было выбрано на галечной прибрежной косе восточнее приемной радиостанции и согласовано с Управлением связи и полярных станций ГУСМП.

Строительство пеленгаторной станции должен был вести Провиденстрой, полностью обеспечив рабочей силой и материалами. Однако стройконтора ограничилась присылкой шести плотников. Поэтому все земляные и неквалифицированные работы выполняли полярники. Строительных материалов не было и, чтобы выйти из положения, пришлось разбирать ангар. В памяти полярников он сохранился надолго, так как все они без исключения участвовали в бесконечных авралах по очистке его широких ворот перед каждым вылетом самолета. К 14 августа на площадку доставили строительные материалы и оборудование и в этот же день приступили к земляным работам. В конце сентября 1946 года основные работы по сооружению пеленгаторной станции были завершены.

Для ориентировки пеленгатора относительно истинного меридиана требовалась исключительная точность, поэтому измерения вели тремя способами: по солнцу с помощью теодолита, по полуденной тени и по магнитному компасу. Проведенные 9 марта 1947 года испытания показали достаточно высокую точность определения пеленгатором азимута. С вводом в эксплуатацию пеленгатора авиаторы и судоводители получили возможность быстро и надежно определять свои координаты.

Одновременно с окончанием строительства и вводом в эксплуатацию пеленгаторной станции была сделана пристройка к электростанции на приемной радиостанции. Там были установлены два новых дизель-генератора общей мощностью 150 киловатт, энергия от которых поступала на приемную и пелен-гаторную станции.

В апреле-мае 1948 года зимовщики полярной станции приняли участие в гидрометеорологическом обслуживании воздушной высокоширотной экспедиции "Север-2", организованной Арктическим научно-исследовательским институтом. По размаху проведения научных работ она не имела себе равных в истории полярных исследований. Перед участниками экспедиции стояла задача обследовать обширный малоизученный район Арктического бассейна к северо-востоку от Новосибирских островов. На мысе Шмидта в распоряжение экспедиции были предоставлены необходимые материалы из архива полярной станции, метеорологические и аэрологические приборы, оборудование для производства наблюдений. Возглавил экспедицию А. А. Кузнецов, его помощником был назначен летчик И. П. Мазурук — участник первой воздушной высокоширотной экспедиции "Север". В работе экспедиции приняли участие представители разных отраслей науки: океанографы Я. Я. Гаккель, М. М. Сомов, А. Ф. Трешников, гидролог П. А. Гордиенко, геофизики М. Е. Острекин, П. К. Сенько, аэролог В. Г. Канаки и другие.

На льдах Северного Ледовитого океана были созданы две основные базы и семь вспомогательных точек. Для доставки членов экспедиции, Север-2" к месту работы использовались шесть самолетов Ли-2, четыре самолета Ил-12 и один Пе-8.

Экипажи самолетов И. И. Черевичного и И. С. Котова в начале апреля посадили свои машины с научными работниками за 81-й параллелью севернее Новосибирских островов, а затем перебросили их на новое место — севернее 86 градуса северной широты. На основных базах научные наблюдения проводились по три недели, а на отдельных точках — до трех дней.

Для обеспечения устойчивой радиосвязи с экспедицией кроме Шмидтовского радиоцентра привлекались радиоцентры Тикси, мыса Челюскин, радиостанции, находившиеся в Черском, бухте Темп, на островах Врангеля, Котельном, Рудольфа.

Основная же нагрузка по радиообмену с экспедицией легла на радиоцентр мыса Шмидта. Кроме круглосуточной вахты на волне 600 метров, радисты держали непрерывную связь с Тикси и островом Врангеля. Через каждые три часа радиоцентр мыса Шмидта выходил на связь с одной из основных баз на льдах Северного Ледовитого океана и давал сводки погоды для самолетов экспедиции на маршрутах между мысом Шмидта и островом Врангеля, а также между островом Врангеля, любой из основных баз и точками. Кроме того, шмидтовские радисты держали постоянную связь с аэродромами в Певеке и Черском.

Метеорологическое обслуживание всех перелетов возлагалось главным образом на бюро погоды мыса Шмидта и Тикси В помощь им было выделено несколько синоптиков, переброшенных на остров Врангеля и в бухту Темп.

Четыре раза в сутки радисты полярной станции Мыс Шмидта принимали циркулярные сводки погоды со станций, расположенных в Северной Америке, в Нагаево, Петропавловске-Камчатском, Хабаровске и на Диксоне. По этим материалам синоптики мыса Шмидта также четыре раза в сутки составляли обзорные сводки погоды и одну из них передавали в Тикси, а другую — на остров Врангеля. Кроме того, дважды в сутки на базы и остров Врангеля передавали прогноз погоды.

Результаты проведенных исследований обогатили науку новыми сведениями о еще не изученной полярной области. За 86 градусом северной широты ученые обнаружили отроги подводного хребта, впоследствии названного хребтом Ломоносова. С 1948 года Арктический научно-исследовательский институт стал ежегодно направлять в Центральную Арктику научные экспедиции с целью всестороннего обследования малоизученного района.

11 августа 1948 года пароход "Анадырь" доставил на полярную станцию новую смену почти для всей научной группы. Среди вновь прибывших было несколько выпускников Ленинградского арктического училища. Одним из них был Алексей Миненко — уроженец Рыркайпия, бывший ученик полярной станции. Прибытие новой смены оказалось очень своевременным, так как в работе закончившей зимовку научной группы Г. И. Панов, назначенный старшим геофизиком Шмидтовского арктического района, обнаружил ряд серьезных недостатков, вызванных как слабой профессиональной подготовкой наблюдателей, так и отсутствием должного присмотра за научным оборудо­ванием. Большая часть сменяемых специалистов была подготовлена на полярной станции (так называемые пристроенные иждивенцы) и во многих теоретических и практических вопросах была недостаточно компетентна. Вместе со старшим инженером Л. Ф. Овчинниковым, прибывшим на полярную станцию из Москвы с инспекцией, Г. И. Панов сумел организовать производство наблюдений так, как того требовали соответствующие инструкции и руководства.

Галина Михайловна Гусева (она приехала на полярную станцию Мыс Шмидта в 1948 году) и Михаил Алексеевич Гусев (на мысе Шмидта он начал работу в 1940 году).

Вспоминает Г. М. Гусева: «Моя полярная "одиссея" началась под впечатлением особого духа, который царил в доме полярников на Суворовском бульваре в Москве. Многие жители этого дома были тогда легендарными героями, и я с подружкой, дочерью механика Ивашина, участвовавшего в спасении челюскинцев, затаив дыхание слушала их рассказы о жутком холоде, свирепых ветрах, белых медведях. Мне казалось, что в Арктике работают необыкновенные, сильные и мужественные люди. Как же я была счастлива, когда на мое заявление о приеме на работу из Главсевморпути пришел положительный ответ.

На мысе Шмидта я сначала работала экспедитором в радиобюро, затем наносителем синоптических карт, метеорологом и ахтинометристом. Все эти специальности я приобрела на мысе Шмидта. В начале 1949 года мы сыграли свадьбу с Михаилом Алексеевичем Гусевым, работавшим начальником смены в радиобюро. К этому времени он имел уже солидный полярный стаж — 11 лет. Окончив в 1938 году курсы полярников, он работал радистом на полярной станции на острове Уединения, а затем — на мысе Шмидта.

Жилищный вопрос на приемной радиостанции стоял очень остро. И под жилье использовалось здание радиостанции. Механики располагались в двух маленьких комнатах, оборудованных в помещении электростанции, а девушки новой смены, с которыми приехала я, жили в комнате, где вдоль стен стояли койки в два яруса. Естественно, что для молодоженов свободных комнат не нашлось и нас подселили к Морозовым, разгородив их комнату на три части. В одной общей комнатушке мы готовили пищу и ели, а две другие служили спальнями. Когда же наступило время рожать, меня поместили в метеорологический кабинет. Пока Михаил Алексеевич в пургу ездил на собаках за врачом, у нас родился сын. Дочка у нас тоже коренная шмидтовка. Для купания детей зимой в печке на специальном противне растапливали снег, а за горячей водой бегали в столовую. Только начнешь на электроплитке готовить манную кашу, как начинает мигать лампочка — это значит, что дизель-генератор работает на пределе.

С мыса Шмидта я уехала в 1967 году. На следующий год и Михаил Алексеевич покинул мыс Шмидта, которому он отдал 28 лет жизни. Всего же арктический стаж почетного полярника М. А. Гусева, включая и год зимовки в Антарктиде, составляет 31 год».

Многолетние наблюдения советских полярных исследователей за дрейфом льдов в Северном Ледовитом океане показали, что отправной точкой их движения является район севернее острова Врангеля. Это место, по образному выражению некоторых ученых, является как бы "прихожей" Центральной Арктики, откуда под влиянием ветров и течений льды дрейфуют в северном и северо-западном направлениях. Поэтому в 1950 году мыс Шмидта стал одной из главных баз для организации на льдах Северного Ледовитого океана дрейфующей полярной станции "Северный полюс-2". Еще в довоенные годы после успешной и плодотворной работы четверки папанинцев Главсевморпуть готовился в навигацию 1938 года открыть в районе Полюса относительной недоступности вторую научную дрейфующую станцию. По приказу начальника Главсевморпути на остров Врангеля и на мыс Шмидта планировалось доставить необходимые научные приборы, снаряжение, продовольствие, горючее для самолетов. Готовилась к дрейфу и научная группа, возглавляемая опытным полярником А. И. Минеевым. Кроме него в группу входили гидролог Г. Е. Ратманов, геофизик М. Е. Острекин, радист В. В. Ходов. Однако осуществить этот смелый замысел в 1938 году не удалось.

В конце марта 1950 года с мыса Шмидта на дрейфующие льды севернее острова Врангеля была переброшена самолетом научная группа из 17 человек, возглавляемая М. М. Сомовым. Это были зимовщики дрейфующей станции "Северный полюс-2". Комплекс наблюдений, проведенных ими по широкой программе в течение года, позволил полярникам получить новые данные о дрейфе льдов, течениях, глубинах Северного Ледовитого океана, вертикальном строении атмосферы в Центральной Арктике. Ценные результаты научных работ на "СП-2" подтвердили важность и необходимость снаряжения новых действующих круглый год дрейфующих станций.

С октября 1951 года на мысе Шмидта возобновились прерванные 10 лет назад наблюдения, которые проводились одновременно на основной и новой метеоплощадке, оборудованной на территории приемной радиостанции. Это стало возможно в связи с тем, что на территории приемной радиостанции построили для метеорологов восьмиквартирный жилой дом. Несмотря на это, дефицит жилой площади продолжал сохраняться: на каждого проживавшего здесь приходилось по 3,5 квадратного метра жилой площади. Сказывалось отсутствие детских яслей, амбулатории, бани, красного уголка.

В 1951 году ГУСМП организует в Арктике две станции по изучению космических лучей, оборудовав их прецизионными автоматическими регистраторами. Одна из них была построена в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа, другая — на мысе Шмидта. В декабре того же года на приемной радиостанции закончилось строительство магнитного павильона для регистрации состояния магнитного поля Земли.

Сложившаяся в начале 50-х годов организационная структура на отдельных крупных полярных станциях Главсевморпути стала оказывать негативное воздействие на их научную деятельность. Например, в состав Шмидтовского радиоцентра кроме передающей и приемной радиостанций входили бюро погоды, метеостанция, пеленгаторная станция. Общее руководство этими службами осуществлял начальник радиоцентра, который подчинялся начальнику Управления связи и полярных станций Главсевморпути. С 1 января 1952 года из состава Шмидтовского радиоцентра все научные службы были выведены и введены в состав полярной станции и бюро погоды мыса Шмидта. С этого момента полярная станция и бюро погоды стали подчиняться в научно-методическом и оперативном отношении Гидрометеорологическому управлению Главсевморпути. Правда, в период навигации бюро погоды в оперативном отношении подчинялось начальнику штаба морских операций в восточном районе Северного морского пути. В административном же отношении бюро погоды подчинялось начальнику Шмидтовского арктического района. Радиоцентр перешел в ведение Управления связи Главсевморпути.

С 1 мая 1953 года вновь слившиеся воедино радиоцентр, полярная станция и бюро погоды получили статус районной полярной станции. Начальник радиоцентра в связи с этой реорганизацией стал подчиняться начальнику районной полярной станции, который, в свою очередь, подчинялся начальнику Управления полярных станций и научных учреждений Главсевморпути.

Во второй половине июля 1953 года при очередной реорганизации районная полярная станция на мысе Шмидта вошла в состав Восточного арктического управления полярных станций Главсевморпути и получила новое название — Шмидтовский радиометеорологический центр. Он осуществлял руководство 13 полярными станциями, входившими в Шмидтовский арктический район. В его штате в 1953 году насчитывалось 136 человек. Большинство специалистов имело хорошую теоретическую подготовку и большой опыт работы в Арктике. В феврале 1957 года Шмидтовский радиометцентр был выведен из состава Восточного арктического управления полярных станций Главсевморпути и подчинен вновь созданному Певекскому районному радиометеорологическому центру Главсевморпути. При следующей реорганизации, в 1963 году, сеть полярных станций и радиометеорологических центров была передана из Главсевморпути в Главное управление гидрометеорологической службы.

С 28 января 1952 года актинометрические приборы были перенесены на приемную радиостанцию в новый павильон, построенный в 75 метрах от береговой черты Восточной бухты.

С 23 февраля 1954 года на новой метеоплощадке стали проводиться все метеорологические наблюдения.

К 1954 году бюро погоды Шмидтовского радиометцентра выполняло значительный объем работы. Оно занималось сбором результатов метеорологических, аэрологических, гидрологических и других наблюдений с полярных станций Шмидтовского и Провиденского арктических районов, с судов, плававших в водах Чукотского, Восточно-Сибирского и других морей, с самолетов, пролетавших над территорией Шмидтовского арктического района, и передачей этих результатов в Москву в ГУГМС и в Ленинград в Арктический институт. Бюро погоды осуществляло сбор и передачу данных о погоде в пунктах, расположенных на пути следования судов и самолетов, составляло и передавало авиационные прогнозы погоды, давало консультации летчикам перед полетами, а также информацию по запросам судов, самолетов и бюро погоды в Черском и Провидения. Шмидтовские радисты ежесуточно вели радиоприем метео-и аэрологических данных из радиометцентров Тикси, Диксона, Магадана, Якутска, Хабаровска, Петропавловска-Камчатского и из радиометцентров зарубежных стран. Эти сведения были необходимы для составления синоптических карт, аэрологических графиков и карт барической топографии. Кроме того, в бюро составлялись и передавались бюллетени и прогнозы погоды на сутки, обзорные карты распределения льдов в Чукотском, Восточно-Сибирском морях и в проливе Лонга. Дежурный инженер-синоптик через радиостанцию передавал штормовые предупреждения.

Аэрологические наблюдения на мысе Шмидта в начале 50-х годов проводились по полной программе два раза в сутки в 13 и 01 час местного времени. Результаты зондирования атмосферы и базисных наблюдений обрабатывались и сдавались в закодированном виде в бюро.

Из-за тесноты в аэрологическом павильоне химикаты и баллоны с водородом находились под открытым небом, а оболочки радиозондов приходилось хранить в метеорологическом кабинете. Водород для наполнения шаров-пилотов добывали, используя самодельный газогенератор, изготовленный в виде бочки с толстыми стенками.

Перед пуском радиозондов датчики давления, температуры и влажности проходили контрольную проверку в помещении и вне его. Затем аэрологи тщательно зачищали гребенки давления, температуры и влажности, регулировали нажим перьев, настраивали передатчик и проверяли электрическую схему прибора. За один-два часа до пуска батареи питания заливали электролитом и утепляли ватой. За несколько минут до пуска еще в помещении они снимали выдержку и записывали ее результаты. Только после этого прибор выносили к месту пуска, подвешивали на выдержку и проверяли, слышны ли сигналы. По истечении 20-30 минут снимали выдержку и передавали по телефону сотруднику, сидевшему у радиоприемника. Затем из помещения выносили шар-пилот, прикрепляли к нему радио зонд и выпускали. Момент пуска четко фиксировали секундомером, с него начинался прием сигналов и обработка информации.

С момента пуска шара-пилота два аэролога вели за ним теодолитные наблюдения с двух баз. Малая база длиной 624,2 метра являлась частью большой длиной 916,2 метра и использовалась для наблюдений в облачные дни. В ясные дни наблюдения за шарами-пилотами проводились с большой базы. В крайних точках баз и месте их соприкосновения были установлены три теодолита на невысоких столбиках, огороженных дощатыми щитами.

С марта 1958 года аэрологи мыса Шмидта для радиозондирования атмосферы стали использовать более совершенный прибор — радиотеодолит "Малахит". Прибор был установлен во вновь построенном отапливаемом здании, которое находилось в 100 метрах от места пуска радиозондов и в 75 метрах от аэрологического павильона. В одном здании с "Малахитом" был оборудован просторный светлый кабинет. Оператор радио теодолита поддерживал связь с аэрологом, выпускавшим радиозонд, с помощью проводной телефонной связи.

В аэрологическом павильоне находились газогенераторная, склад для хранения радиозондов, химикатов и помещение для выдержки наполненных водородом оболочек. Водород получали с помощью двух газогенераторов промышленного производства.

В соответствии с программой Арктического института с 1957 по 1960 год аэрологи мыса Шмидта проводили зондирование атмосферы четыре раза в сутки, а с января 1961 года — Три раза. Аэрологи В. П. Леншин, А. И. Миненко, Ю. А. Соболев, Н. М. Никитин и В. С. Купцов использовали радиозонды, которые выпускались с передатчиками, работающими на частоте 214-214,5 мегагерца. При свежих батареях питания наблюдение за радиозондами можно было вести до высоты 30 километров и на расстоянии до 100 километров от места пуска при продолжительности работы передатчика радиозонда до полутора часов. Однако добиться гарантированных заводом показателей не удавалось, так как из-за отсутствия стандартных батарей питание анодных и накалькых цепей передатчика осуществлялось от заливных батарей, а они позволяли принимать сигналы передатчика только в течение 50-60 минут.

Одновременно с оснащением радиометцентра на мысе Шмидта новыми приборами продолжалось развитие базы ледовой авиаразведки. Шмидтовские авиаторы получали новую авиационную технику. Качественные изменения претерпевали их наземные службы. Существовавший на мысе Шмидта аэродром в период интенсивного таяния снега становился совершенно не пригодным для эксплуатации. Управление полярной авиации поставило перед руководством Главсевморпути вопрос об улучшении состояния аэродрома и представило необходимые для этого расчеты.

В начале 1954 года шмидтовцы впервые провели эксперимент по созданию аэродрома на льду Восточной бухты. Гидролог полярной станции И. И. Волков предварительно выполнил там несколько ледовых разрезов. Взлетно-посадочную полосу оборудовали в 3 километрах к юго-востоку от утеса Вебера и в 100 метрах от берега. Полоса принимала самолеты ледовой разведки всю весну и прекратила свое существование, когда началась подвижка льдов.

С июля 1957 года по декабрь 1958 года Советский Союз — принимал участие в проведении Международного геофизического года. Это было выдающееся научное мероприятие. Главным отличием МГГ от предшествовавших ему Первого и Второго международных полярных годов было то, что геофизические наблюдения и исследования носили более крупномасштабный характер и охватывали не только арктические районы, а почти весь земной шар. В этот период Шмидтовский радиометеорологический центр стал проводить дополнительные научные наблюдения по специальной программе, составленной Арктическим научно-исследовательским институтом.

По распоряжению Певекского районного радиометеорологического центра в 1957 году в устье реки Амгуэмы была организована выносная гидрометеорологическая станция Коса Двух Пилотов. Наблюдения на станции, функционировавшей только в период навигации, осуществлялись радистом и гидрометеорологом Шмидтовского радиометцентра.

В апреле 1958 года для улучшения метеорологического обслуживания авиации бюро погоды было переведено в аэропорт. До этого оторванность бюро погоды от аэропорта в значительной степени влияла на качество метеорологического обслуживания полетов самолетов, так как нередко случалось, что вылетавший экипаж не получал консультации синоптика и не видел синоптической карты. Передаваемые по телефону из бюро погоды радиометцентра в аэропорт прогнозы по маршруту полета и бюллетени погоды для пилота заполнялись дежурным диспетчером под диктовку дежурного синоптика, нередко сокращенно, что было явным нарушением. К тому же прогнозирование ветра по высотам осуществлялось нерегулярно, а только в случаях запроса или выпуска самолетов.

С октября 1958 года с помощью фототелеграфной аппаратуры из радиометцентра начали передавать в бюро погоды аэропорта карты барической топографии. В бюро погоды они дополнительно обрабатывались и возвращались дежурному синоптику.

Михаил Иванович Советный. Проработал на мысе Шмидта с 1958 по 1982 год.

Вспоминает М. И. Советный: «Окончив Ленинградское арктическое училище, я вместе с Вадимом Тихоновым приехал в Шмидтовский радиометцентр. Поначалу нам доверили не очень ответственную работу, но все же наш начальник смены Николай Полещук постоянно контролировал ее. И не напрасно, так как по неопытности на первых порах мы терялись и "принимали" в метеосводках ветры небывалой ураганной силы, немыслимую для этих мест температуру воздуха.

Профессия радиооператора была мне не совсем по душе, так как влекло больше к технике. И вот как-то я собрался с духом и пришел к начальнику приемной радиостанции Ю. И. Архипову с рапортом о переводе меня в техники. Юрий Иванович прочитал его и, взяв ручку, что-то размашисто написал, поставил число и подпись. Сердце мое радостно забилось, и я, окрыленный, выскочил из радиорубки. Каково же было мое разочарование, когда я прочел резолюцию своего начальника: "Сначала научись работать радиооператором, а потом просись на техническую работу".

Месяцев через восемь — десять мы работали более уверенно и нам доверили магистральные каналы связи: Мыс Шмидта — Провидения — Владивосток — Москва, Мыс Шмидта — Тикси — Диксон — Москва. А еще через некоторое время исполнилась моя мечта — я был переведен в техники и работал на этой должности до 1965 года. После внезапной кончины начальника приемной радиостанции старейшего полярника А. Л. Свидерского, сменившего в 1963 году Архипова, я был переведен в старшие инженеры по эксплуатации радиооборудования. Начальником радиостанции назначили Н. М. Иванова. В это время я начал увлекаться радиоспортом. Изготовить любительскую радиостанцию оказалось проще, чем получить разрешение на ее эксплуатацию. И все же в 1964 году в эфире впервые прозвучал мой позывной UAQIE. Работал я с радиолюбителями всех континентов. Однажды довелось связаться с самим Кренкелем. Неоднократно работал с зимовавшими в Антарктиде П. И. Матюховым и А. Федоровым. Нередко микрофон в руки брали их жены, работавшие у нас на станции. Но бдительная магаданская контрольная радиостанция семейные разговоры не поощряла и присылала мне строгие предупреждения.

В 1962 году впервые на мысе Шмидта прозвучали позывные радиолюбителей Валерия Аколелова, Станислава Войтенко и Варушкина. Была тогда у них и коллективная радиостанция».

Вся новая техника, поступавшая на приемную радиостанцию, монтировалась, отлаживалась и эксплуатировалась при непосредственном участии Михаила Ивановича Советного. За 24 года работы на мысе Шмидта он воспитал много высококвалифицированных специалистов, влюбленных в свою профессию. В период навигации Михаил Иванович — и грузчик, и тракторист, и тальман. Он прекрасный рыбак. Возглавляемая им команда шмидтовских шахматистов 20 лет лидировала в традиционном шахматном радиоматче Москва — Арктика — Антарктика.

Жена Михаила Ивановича Валентина Михайловна — тоже не новичок в Арктике: ее полярный стаж исчисляется не одним десятком лет. И все эти годы она работала на мысе Шмидта.

 

далее: Работа продолжается