Дополнительно:

От автора

- Первопроходцы
- Внеплановые работы. Точки Серпухова
- Челюскинская эпопея
- Планы и искания
- Икары Чукотки
- Новый этап в изучении природы
- К новой жизни
- Поиски экипажа С.А. Леваневского
- Даешь водную магистраль!
- Радиоцентр мыса Шмидта
- В суровые годы войны
- На пути больших преобразований
- Работа продолжается

В краю пурги и льдов
М. В. Вяхирев.

 

 

IX. ДАЕШЬ ВОДНУЮ МАГИСТРАЛЬ!

Состоявшийся в марте 1939 года XVIII съезд ВКП(б) утвердил третий пятилетний план развития страны на 1938 - 1942 годы. Значительное место в плане было уделено ускорению темпов развития хозяйства восточных районов. Съезд вынес решение, имевшее определяющее значение для развития производительных сил Северо-Востока: "Превратить к концу третьей пятилетки Северный морской путь в нормально действующую водную магистраль, обеспечивающую планомерную связь с Дальним Востоком".

Для выполнения решения партийного съезда предстояло закрепить опыт транспортных перевозок по морям Северного Ледовитого океана, устранить организационные и технические препятствия, тормозившие проведение в арктических портах грузовых операций, улучшить навигационные условия плавания судов. Предстояло также обратить особое внимание на совершенствование исследований гидрологического режима арктических морей и льда, являющегося основным препятствием для судоходства.

Программа гидрологических наблюдений на 1938-1939 годы, составленная Всесоюзным арктическим институтом для полярной станции Мыс, Шмидта, была очень большой. Предстояло изучать гидрологический режим пролива Лонга в прилегающем к станции районе, закономерности изменений ледовых условий в зависимости от гидрологических и метеорологических процессов, установить существование вдоль берега холодного течения и определить его интенсивность. Выполнить эту программу прибывшему на станцию в 1938 году инженеру-гидрологу П. А. Гордиенко одному оказалось нереальным. Ему помогали коллеги по работе: гидрометеорологи X. Г. Абуталипов и О. М. Никифорова — в прибрежных наблюдениях, В. М. Климин — в наблюдениях за уровнем моря, парторг полярной станции С. А. Маслов, каюр Ф. М. Кузнецов, механик И. В. Иванов и другие — в трудоемких гидрологических разрезах.

Для определения мощности и распространения льдов в зависимости от гидрологических процессов и выявления постоянных течений П. А. Гордиенко выполнил летом 1938 года шесть разрезов на катере. Маршруты разрезов, протяженность которых составляла 40-55 километров, проходили, как правило, в 7-8-балльном льду. Особенно трудными были гидрологические разрезы от мыса, Шмидта до Ванкарема протяженностью 192 километра и от мыса Биллингса к мысу Шмидта протяженностью 236 километров. Разрезы выполнялись зимой 1938-39 года на собачьих упряжках по торосистому припайному льду. Лунки во льду толщиной около метра пропиливались ледовой пилой за 30-35 минут, а в более толстом льду применялась взрывчатка. Температуру воды исследователи измеряли глубоководными термометрами, изготовленными Всесоюзным арктическим институтом, течения — вертушкой Экмана — Мерца. Прозрачность воды они определяли диском Секки, цвет — по шкале Фореля — Уле. Пробы воды брали батометром Нансена. Всего в зимних и летних разрезах было сделано 35 суточных и полусуточных станций и пройдено около 1400 километров. Нередко на выполнение разреза уходило до 14 дней. Такая работа требовала от наблюдателей и опыта, и настойчивости, и выносливости.

Для того чтобы определить координаты станции, исследователи пользовались материалами к лоции Восточно-Сибирского моря, собранными в 1931 -1932 годах Восточно-Полярной экспедицией И. А. Ландина, картой, изданной Геологическим управлением ГУСМП в 1936 году в масштабе 1:1000000. Кроме того, они использовали копию с карты, выполненной В. В. Потехиным в 1936-1937 годах в масштабе 1:25 000, и копии с рабочих оттисков карт Чукотки, изданных в 1936 году Всесоюзным арктическим институтом под редакцией В. Г. Дитмара в масштабе 1:500000. Все эти карты страдали одним существенным недостатком — их точность оставляла желать лучшего. Трудность определения координат места нередко усугублялась плохой видимостью. В таких случаях координаты места определялись по времени и скорости средства передвижения.

В период навигации гидрологи станции Мыс, Шмидта ежедневно сообщали информацию о ледовой обстановке в проливе Лонга в Москву и по всему Восточно-Полярному району. Зимой такую информацию они передавали один раз в декаду. Ледовая карта Восточно-Полярного района составлялась ими на основании ледовых сводок, получаемых от других станций района.

С 1 июля 1938 года мыс, Шмидта впервые стал передавать пятидневные ледовые обзоры по Чукотскому и Восточно-Сибирскому морям. Это значительно улучшало оперативное обслуживание судов. Все девять ледовых обзоров, сделанных в 1938 году, были переданы в ледовый штаб на ледокол "И. Сталин" и в Москву в Междуведомственное бюро льда и погоды. Кроме того, в Москву и Ленинград во Всесоюзный арктический институт станция посылала донесения о ледовых разведках, состоянии льдов. Впервые в 1938 году станция стала практиковать передачу ледовых консультаций по запросам судов, проходивших по обслуживаемому полярной станцией Мыс Шмидта участку Северного морского пути.

К 1939 году зимовщиками мыса Шмидта уже была отработана методика научной оценки состояния ледового покрова моря. По предложению гидролога П. А. Гордиенко и штурмана Московской авиагруппы особого назначения В. П. Падалко состояние поверхности льда стало оцениваться по десятибалльной шкале. Использование этой шкалы в значительной степени облегчало выявление общей картины ледовой обстановки в разведанном районе.

Ценным нововведением полярников станции было выполнение ими в 1938 году нескольких преднавигационных ледовых авиаразведок в проливе Лонга и в прилегающих к нему районах Восточно-Сибирского и Чукотского морей. Так, на самолете М. Н. Каминского Гордиенко в феврале, марте и мае 1938 года обследовал обширный район, ограниченный с востока островом Геральд, с севера западной оконечностью острова Врангеля, с юга мысами Якан и Шмидта, с запада островом Айон. Всего в весенней авиаразведке он налетал более 40 часов.

Подготовка и проведение первой после XVIII съезда партии навигации 1939 года по Северному морскому пути отличались от предыдущих. Во-первых, весь Северный морской путь был разделен на два оперативных района — западный и восточный. Границей между ними служил 140-й меридиан. В каждом районе навигацией руководил начальник морских операций, которому подчинялся сформированный из опытных специалистов штаб морских операций. Начальник и штаб находились на крупном ледоколе и координировали работу других ледоколов, обеспечивавших проводку транспортных судов. К руководству морскими операциями в западном районе приступил новый начальник Главсевморпути И. Д. Папанин, начальником штаба был назначен Н. А. Еремеев. В восточном районе проводкой судов руководил капитан А. П. Мелехов, начальником штаба был Л. В. Розанов. Во-вторых, в навигацию 1939 года была введена ледовая разведка с судов, широкое распространение получила ледовая авиаразведка.

В марте 1939 года на мыс Шмидта на самолете И. П. Мазурука прилетела группа ледовой службы Всесоюзного арктического института в составе гидрологов Д. Б. Карелина и Н. А. Волкова. Выполнив весеннюю авиаразведку, они обеспечивали суда ледовой информацией и прогнозами: Волков — из штаба на ледоколе, а Карелин — из Тикси. Такая же ледовая служба действовала и в западном секторе Советской Арктики.

Активное участие в организации научно-оперативного обеспечения плавания судов в ледовых условиях от Берингова пролива до мыса Шелагского принимал П. А. Гордиенко. Он провел с летчиками Шмидтовского авиаотряда шесть занятий по методике ледовой авиаразведки. С первых дней июля 1939 года, как только на вскрывшиеся лагуны могли садиться гидросамолеты, началась регулярная ледовая авиаразведка. Наиболее полную и качественную информацию доставляли экипажи летчиков С. А. Асямова и В. М. Сургучева. Результаты разведки позволили определить границы массива льдов в Восточно-Сибирском море, выявить направления выноса льдов из Чукотского моря в преднавигационный период, оценить протяженность и направление основных гряд торошения в береговом припае. Поэтому к навигации 1939 года полярники мыса Шмидта смогли составить долгосрочный ледовой прогноз. Теперь капитаны судов, направляющихся по Северному морскому пути с востока на запад, заблаговременно (еще в Беринговом проливе) получали информацию о ледовой обстановке в Чукотском и Восточно-Сибирском морях.

К концу 30-х годов существенные изменения произошли в методике наблюдений за дрейфом льда. Проводимые ранее наблюдения фиксировали дрейф льда в определенные промежутки времени, что не давало возможности увидеть картину в непрерывном движении. Это натолкнуло Гордиенко на мысль одновременно следить за дрейфом льда и скоростью ветра. Первое наблюдение за дрейфом льда в течение полусуток одновременно с утесов Вебера и Кожевникова было осуществлено П. А. Гордиенко и Н. А. Волковым 24 июня 1939 года. Обработка полученных при этом материалов выявила много интересных данных о ширине прибрежной полосы льда, подверженной влиянию берега, о величине инерции при изменении направления дрейфа, о ветровом коэффициенте для различных видов льда, при различной его сплоченности и торосистости. Выполняя осенью 1939 года ледовую авиаразведку, гидрологи полярной станции поставили перед собой задачу попытаться проследить ход замерзания моря вдоль побережья от мыса Биллингса до Уэлена. Иными словами, они хотели получить как можно больше данных и составить более полное представление о характере навигации будущего года. Полностью выполнить эту задачу им не удалось, так как 2 ноября 1939 года из-за неблагоприятных погодных условий два самолета-разведчика при посадке на косе Двух Пилотов потерпели аварию.

Для определения фактической мощности ледового покрова Восточно-Полярного района гидрологи полярной станции зимой 1939-40 года выполняли регулярные ледовые разрезы и ледовую съемку трех участков моря. В начале января они установили во льду самодельные ледомерные рейки из дюралюминиевых трубок. Для того чтобы в них не замерзала вода, была применена оригинальная комбинированная конструкция из дюралюминиевых и деревянных трубок, наполненных керосином. Гордиенко с помощью метеорологов А. А. Асаевича, В. П. Бучина и ученика гидролога В. О. Этувги провел в районе мыса Шмидта в трех точках ледовую съемку. Большое значение имела постоянная помощь опытнейшего полярника каюра станции Ф. М. Кузнецова. Он участвовал во многих санных поездках Павла Афанасьевича.

Ледовой разрез от мыса Ванкарем Гордиенко и Асаевич выполняли 16 суток. За это время на двух собачьих упряжках они проехали около 400 километров. На 11 гидрологических станциях измерялись толщина льда, снега, средняя высота и толщина торосов, определялась плотность морского льда на горизонтах через каждые 25 сантиметров.

В конце 30-х годов перед гидрологами станции был поставлен вопрос постоянного, в течение всего года, авианаблюдения за льдами и их дрейфом, что давало бы гарантию достоверного долгосрочного ледового прогноза. Для этой цели привлекались не только самолеты Шмидтовского авиаотряда, но и самолеты, пролетавшие транзитом. В течение зимы 1940 года во время рейсовых полетов наблюдения за льдами проводили летчики Н. Бузаев, Г. Ломан, Е. Николаев, И. Котов. Результаты их наблюдений легли в основу долгосрочного ледового прогноза для района от мыса Биллингса до мыса Ванкарем, составленного в марте 1940 года гидрологами мыса Шмидта по запросу Гидрометслужбы ГУСМП.

Навигация 1940 года была организована лучше, чем навигация 1939 года. Немалая заслуга в этом принадлежала руководителю морских операций в восточном районе трассы Северного морского пути капитану А. П. Мелехову. Хорошо поработала тогда и ледовая служба мыса Шмидта. На основании ежедневных сводок полярных станций района, радиодонесений с судов, результатов авиаразведок и донесений пилотов Чукотской авиагруппы, совершавших рейсовые полеты, она составляла пятидневные ледовые обзоры по району от Уэлена до устья Колымы, а в отдельных случаях и до устья Индигирки. Эти обзоры передавались по радио в Москву в ледовую группу ГУСМП, в ледовый сектор Арктического научно-исследовательского института, на флагманский ледокол для А. П. Мелехова, по специальным запросам на ледокол "И. Сталин" и в Бюро погоды Тикси.

В августе 1940 года, в разгар навигации, по распоряжению Мелехова ледовые обзоры гидрологи станции стали составлять ежедневно. Нужно отметить, что в этих обзорах отражено развитие комплексного подхода к оценке состояния ледового покрова. В основе такого подхода лежал опыт, приобретенный П. А. Гордиенко при выполнении гидрологических разрезов, инструментальных наблюдений за дрейфом льда, ледовой авиаразведки. Опыт, накопленный им в ледовой авиационной разведке, позволил создать новую классификацию льдов арктических морей и выявить в них мощные ледяные массивы.

Павел Афанасьевич Гордиенко (1913-1982 годы) — известный советский полярник, доктор географических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. На полярную станцию Мыс Шмидта П. А. Гордиенко прибыл после окончания в 1938 году Московского гидрометеорологического института. Работал сначала инженером-гидрологом, а потом начальником станции. С 1941 года вся трудовая деятельность Гордиенко была связана с Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом (тогда это был Арктический НИИ). За 45 лет работы он участвовал в 60 полярных экспедициях, причем во многих из них являлся руководителем. Так, в течение шести навигаций Гордиенко руководил научными группами института при штабах морских операций в восточном районе Северного морского пути, участвовал в девяти высокоширотных воздушных экспедициях "Север", в 1955-1956 годах был начальником дрейфующей станции "Северный полюс-4", а в 1956-1957 годах возглавлял морской отряд 2-й Советской антарктической экспедиции.

На материале наблюдений, проведенных на мысе Шмидта, Гордиенко написал свои первые научные труды. В дальнейшем в результате исследования морских льдов он дал оценку торосистости льдов, создал теорию образования припая, методику авиаразведки льдов. В многочисленных научных работах Павла Афанасьевича рассматривается научно обоснованный учет влияния ледовых условий на судоходство в замерзающих морях и районах Мирового океана, организация и планирование ледовой проводки судов и продление навигации на трассе Северного морского пути.

Под руководством П. А. Гордиенко выросла плеяда высококвалифицированных специалистов, способных решать сложные научные проблемы.

Родина высоко оценила самоотверженный труд, достижения в области гидрометеорологической науки, большую общественную работу П. А. Гордиенко. Он награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, рядом медалей, а также почетными знаками "Отличник Гидрометслужбы СССР", "Почетному полярнику", "Почетному работнику Морского флота СССР".

 

далее: Радиоцентр мыса Шмидта