Сильнее льдов
Документальная повесть о ледовых капитанах Михаиле Васильевиче и Николае Михайловиче
Николаевых
ОТ АВТОРОВ
Если вам, читатель, доведется знакомиться с картой Антарктиды, этого далекого, закованного в лед континента, вы без особого труда отыщете на ней под 66 градусом 27 минутами южной широты и 83 градусом 35 минутами восточной долготы небольшую бухту, которая носит имя полярного капитана Н. М. Николаева [Перечень географических названий Восточной Антарктиды. Л., 1959.]. Бухта эта открыта и положена на карты советской антарктической экспедицией 1956 года.
Кто он, этот наш соотечественник, за какие заслуги его имя увековечено на карте ледового континента?
Об этом мы и рассказываем в своей книге.
Это был обыкновенный советский человек, из обыкновенной русской семьи. Но ему довелось жить в необыкновенное время. И когда требовали обстоятельства, он совершал необыкновенные дела.
Николай Михайлович Николаев был моряком, капитаном дальнего плавания. Больше того, он был ледовым капитаном, знатоком Арктики. А в этом суровом крае, в борьбе с ледяной стихией, побеждают только сильные и смелые.
На море от капитана, быстроты и правильности его решений, всегда зависит успех любого рейса. Но это вдвойне или втройне правильно для Арктики и особенно для тех пионерских лет, когда советские моряки только начинали осваивать ледовые арктические трассы. На долю капитана Н. М. Николаева в те годы выпало немало испытаний. И он всегда находил правильный выход, побеждал коварство льдов, уверенно приводил свой корабль к намеченной цели.
В семье капитана бережно хранятся копии вахтенных журналов, рейсовых донесений, многочисленные, пожелтевшие от времени, вырезки из газет 30-х годов. В них можно прочесть много восторженных отзывов о капитане Николаеве и его ледовых походах. Но сам он, отличаясь величайшей скромностью, считал все эти плавания обычными рейсами.
Прошли годы. Случайное предано забвению времени. А дела Н. М. Николаева остаются памятными вехами в летописи советского арктического мореплавания. И высокие награды Родины напоминают о них. В 1934 году за блестящее выполнение сквозного рейса на ледоколе «Ф. Литке» по Северному морскому пути он был удостоен ордена Ленина. В 1936 году, участвуя в ответственной оборонной экспедиции в северных водах, он вновь проявил недюжинное мастерство и находчивость, за что ВЦИК СССР наградил его орденом Красной Звезды. В годы Великой Отечественной войны Н. М. Николаев стал кавалером ордена Нахимова. Многочисленные грамоты от правительства, Министерства морского флота, Главного управления Северного морского пути, советских и общественных организаций отмечают этапы жизни капитана-полярника.
Николай Михайлович — лишь один из представителей потомственной семьи русских моряков. Он вобрал в себя то лучшее, чем по праву гордились представители старшего поколения этой семьи. Среди них были матросы и штурманы, лоцманы и капитаны. Их жизни были отданы морю, родному флоту, а законом для них всегда были верность долгу и служение Отечеству.
На рубеже двух веков — XIX и XX — из этой семьи вышел видный мореплаватель — Михаил Васильевич Николаев — отец Николая Михайловича. Это ему довелось стать первым полярником среди Николаевых. Он был участником создания славного «Ермака» — первого в мире линейного ледокола, замечательного детища русского таланта. Михаил Васильевич надолго пережил своего наставника — выдающегося ученого и адмирала С. О. Макарова, и уже в наши дни, в пору, когда советские моряки начинали прокладывать арктические трассы, уверенно вел в эти смелые рейсы караваны судов. М. В. Николаев умер на посту, на борту ледокола «Ленин», которым он командовал, до конца своих дней являя пример мужества и преданности делу.
С рассказа о нем и начинается наша книга.
далее: Часть I. Семья капитанов: Дорога на моря
|