Для борьбы с сильными заторами в устьях рек, а также для расчистки судового хода в портах при толстом слое льда применяются специальной конструкции пароходы-ледоколы.
Одни из них ломают лед ударом, а другие разбивают ледяной покров своею тяжестью, напирая на него сверху. В пароходах второй категории киль имеет подъем к носу. Двигателем служит винт, который должен быть настолько прочен, чтобы льдины не могли его поломать. При осадке менее 1,5 м. употребляются два винта. Такой ледокол имеет форштевень, защищенный железной накладкой, предохраняющей от порчи (вследствие ударов о лед) соединения обшивки с штевнем; поясные обшивки около ватерлинии с той же целью делаются толще (до 18 мм), чем остальные. Нос имеет острое образование; в средней части судно имеет некоторый развал бортов, предохраняющий от раздавливания льдом. Во время действия ледоколу придают сильный дифферент на корму, так что носовая часть киля высовывается из воды; ледокол, вследствие этого, не только режет лед, но и находит на встречающиеся льдины и раздавливает их своей тяжестью. Наибольшая толщина гладкого льда, который может быть проломлен ледоколом современного устройства, составляет 60 см., набивной лед может быть и толще; тающий и покрытый снегом колется труднее гладкого. Для быстрого перемещения центра тяжести судна, с целью сконцентрирования давления на ледяную массу, а также для уравновешения судна в неправильных его положениях, ледоколы шведского типа снабжаются как в кормовой, так и в носовой частях водонепроницаемыми резервуарами, служащими помещением для водяного балласта. Сильные насосы могут во всякое время переместить жидкий балласт из одной части в другую и тем помочь восстановить теряемое равновесие. Ледоколы применяются как на реках, так и в портах. В портах Швеции, по берегам Каттегата и Северного моря, а также между берегами Швеции и Дании пароходы-ледоколы прорубают теперь в зимнее время каналы, давая свободное сообщение между портами. У нас пароходы-ледоколы деятельно работают между Кронштадтом и Ораниенбаумом, в Рижском и Николаевском портах. Из ледоколов в Финском заливе известны: «Луна» и «Заря» Ораниенбаумского пароходного общества, служащие для сообщения между Кронштадтом и Ораниенбаумом во время ледохода; пароходы купца Бритнева в Кронштадте, который первый (в 1863 г.) завел правильное сообщение посредством паровых ледоколов между Кронштадтом и Ораниенбаумом. Из казенных пароходов употреблялись как ледорезы «Силач» и «Могучий» (морского вед.). В настоящее время (1895 г.), по заказу русск. правительства, на Нюландском механическом заводе в Христиании строится пароход-ледокол для Либавского порта, с машиной двойного расширения в 700 индикаторных сил. Длина его назначена в 135 фт., ширина 35 фт.; наибольшее углубление ахтерштевнем, при полном вооружении, с водой в котлах и холодильнике и 70 тоннами угля в ямах, не более 13 фт. Для водяного балласта предполагаются носовые и кормовые цистерны, общей вместимостью в 100 тонн, причем наполнением последних будет достигнута осадка ахтерштевнем в 16 фт. Скорость парохода при тихой погоде назначена в 10—10½ узлов.
См. Runeberg, «Steamers for winter navigation and ice breaking» (1894 г.; русский перевод Нюберга, 1895); Шеман, «О ледоколах» («Морской Сборник», 1894, № 12).
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона т. XVII (1896): Култагой — Лед, с. 467—469