Выпуск №5. осень 2007

Вместо некоторых новостей с комментариями общего порядка и ссылок, ввиду серьезной нехватки времени за осень публикуются в основном "внутритехнические новости", связанные в основном с изменениями или дополнениями на сайте.

Текущие новости полярных регионов по прежнему отслеживаются на нашем форуме. Там же можно поделится и своими дополнениями к ним, задать вопросы, высказать свою точку зрения или просто пообщатся.

30 ноября. Новая заметка: K/V «Svalbard» w303

Международный полярный год 2007-2008 породил всплеск активности полярной филателии. Практически все государства-участники научных исследований по программам МПГ имеют свои почтовые выпуски. Как правило, на марках и конвертах присутствует сюжет связанный с географическими или научно-исследовательскими особенностями выпускающей страны. Станции "Северный Полюс" на сцепке России, вулканы Исландии, местные жители Гренландии и их культура. Фауна Канады. Пейзажи Финляндии и США.

И лишь на выпуске "Международный Полярный Год 2007-2008" Норвегии изображено боевое патрульное судно береговой охраны w303 K/V Svalbard.

Неожиданность сюжета также связана с особенностями норвежских полярных исследований.

Svalbard - одно из крупнейших судов в Норвежских Вооруженных Силах. Первое судно за 10 лет разработанное для Kystvakt (Норвежской береговой охраны) и соответствующее гражданским стандартам, предназначено дополнить 3 других вертолетонесущих судна Норвежской Береговой Охраны - патрульные суда класса "Nordkapp".

Основная операционная зона корабля соответствует его названию - арктические воды к северу от Норвеги и, Баренцево море и прибрежные воды архипелага Шпицберген.

Далее...

26 ноября. 75 лет Мурманскому Гидрометеорологическому центру ГУ МУГМС.

Для Мурманского Управления по Гидрометеорологии и Мониторингу Окружающей Среды, к 75-летнему юбилею Гидрометеорологического центра подготовлены конверт и сопроводительный штемпель.

Некоторые моменты из истории Мурманского Управления ГМС:

05.11.1917 - Организация метеорологических и морских прибрежных наблюдений в Мурманске.
21.06.1921 - Подписание В.И.Лениным декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР "Об организации метеорологической Службы в РСФСР".
07.08.1929 - Выход в свет Постановления ЦИК и СНК СССР "Об объединении Гидрологической и Метеорологической службы СССР".
14.11.1936 - Постановлением Правительства СССР создано Главное Управление гидрометеорологической службы (ГУГМС) при СНК СССР.
Дек. 1932 - Образование в Мурманске бюро погоды - предшественника Мурманского Ггидрометцентра.
1934 - В Мурманске организовано управление Единой гидрометслужбы Северных морей, которое в 1935 году преобразовано в управление ЕГМС Северных морей и Мурманского округа.
1936 - Организация Мурманской геофизической обсерватории Мурманского УГМС.
1937 - УГМС Северных морей и Мурманского округа вновь реорганизуется в Мурманское отделение гидрометслужбы и подчиняется Ленинградскому УГМС.
29.08.38 - Приказом № 259 по Главному Управлению Гидрометеорологической службы СССР при СНК Союза ССР: "В целях улучшения гидрометеорологического обслуживания обороны, торгового и промыслового мореплавания в Баренцевом море, авиации и других отраслей народного хозяйства на Кольском полуострове" на Мурманское отделение Гидрометслужбы возлагается "обслуживание в гидрометеорологическом отношении всех отраслей народного хозяйства и обороны на Кольском полуострове и Баренцевом море", передается из ведения Ленинградского управления Гидрометслужбы сеть метеорологических, гидрологических и морских станций на Кольском полуострове, Мурманская морская обсерватория и судовые гидрометеорологические станции, действующие на Баренцевом море, - Мурманское отделение Гидрометслужбы получает статус самостоятельного территориального органа Гидрометслужбы СССР.
07.1941 - Включение Главного управления гидрометеорологической службы в состав Вооруженных сил СССР, а Мурманского управления Гидрометслужбы в состав Северного Флота.
1946 - Передача Главного управления Гидрометслужбы из состава Министерства обороны вновь в подчинение Правительству СССР. Возвращение Мурманскому управлению гидрометслужбы функций "гражданского" c 1946 года по настоящее время.
14.03.79 - Мурманское управление гидрометслужбы преобразовано в Мурманское территориальное управление по гидрометеорологии и контролю природной среды.
26.01.88 - Мурманское территориальное управление по гидрометеорологии и контролю природной среды преобразовано в Мурманское территориальное управление по гидрометеорологии.
02.04.92 - Мурманское территориальное управление по гидрометеорологии преобразовано в Мурманское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
29.07.04 - В соответствии с приказом Росгидромета № 106 "О реорганизации территориальных органов Росгидромета" Мурманское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды было реорганизовано в Государственное учреждение "Мурманское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".

26 ноября. 20 лет ГОА «МИР»

Продолжение темы юбилея ГОА "МИР": конверты для Института Океанологии им. Ширшова и Музея Мироваго Океана (г. Калининград)

25 ноября. 20 лет ГОА «МИР»





К 20-летию глубоководных обитаемых аппаратов «МИР» для Института Океанологии им.Ширшова, лаборатории глубоководных аппаратов, НЭС «Академик Мстислав Келдыш» и Музея Мирового Океана (г.Калининград) подготовлена серия юбилейных и сопроводительных штемпелей.

Подобных аппаратов в мире всего четыре, два из них находятся в России - в составе флота Института Океанологии. Глубоководные обитаемые аппараты (ГОА) "МИР-1" и "МИР-2" были построены в Финляндии на фирме "Rauma-Repola" в 1987 году. Аппараты создавались под научно-техническим руководством ученых и инженеров Института Океанологии РАН им.П.П.Ширшова. Создание аппаратов было начато в мае 1985 года и закончено в ноябре 1987 года. В декабре 1987 года были проведены глубоководные испытания аппаратов в Атлантике на глубины 6170м ("МИР-1 ") и 6120м ("МИР-2"). Аппараты установлены на судне обеспечения "Академик Мстислав Келдыш", построенном в 1981 году в Финляндии и переоборудованном в 1987 году для проведения работ с ГОА "МИР". Проведено 35 экспедиции в Атлантический, Тихий и Индийский океаны с применением ГОА «Мир-1» и «Мир-2» (1987-2005 гг.).

Ученые признали эти батискафы самыми лучшими глубоководными аппаратами, которые когда-либо были созданы в мире. Глубоководный аппарат "Мир" способен погружаться на глубину около 6000 м. В течение 1989-1995 гг. с помощью аппаратов "Мир" проводились работы на затонувшей атомной подлодке "Комсомолец". Туда погружались 68 раз на глубину 1700 метров. В 1991 и 1995 гг. с помощью аппаратов "Мир" производились съемки кинофильмов на легендарном затонувшем судне "Titanic", лежащем на глубине 3800 метров.

В процессе погружений обследован корпус судна, который во время аварии развалился на две части, лежащие на расстоянии 600 метров друг от друга. В результате работ были созданы широкоформатный фильм IMAX "TITANICA" и голливудский художественный фильм "TITANIC".

В 2007 году ГОА «Мир» учавствовали в высокоширотной экспедиции "Арктика-2007", временно сменив место своего постоянного базирования НЭС "Академик Мстислав Келдыш" на экспедиционное судно ледового класса «Академик Федоров». Проводку экспедиционного судна осуществлял атомный ледокол «Россия». В ходе экспедиции, впервые в истории географическая точка северного полюса была достигнута на глубине 4306м, где был установлен титановый флаг РФ.

24 ноября. Фрегат «Мир».

К 20-летию поднятия флага на учебном парусном фрегате «Мир», для Государственной Морской Академии им. адмирала Макарова подготовлены юбилейный конверт и сопроводительный штемпель.

В 1984 году Министерство торгового транспорта и Министерство Рыбной промышленности Советского союза, подписали контракт с Польшей на постройку четырех учебных парусных судов. В то время Польша уже имела большой опыт в постройке больших парусных судов и все необходимые условия (персонал, место, и ноу-хау) для осуществления больших проектов. Позже еще одно судно было заказано.

Польский парусник "Дар Младзежи"- судно однотипного проекта, только что заказанного корабля было построено в 1982 году. Пять лет спустя в 1987 году - первый из пяти кораблей "Дружба" (Одесса) - был спущен на воду с Гданьской судоверфи. В том же году был построен УПС "Мир". 1 декабря 1987 - флаг Советского союза был поднят на кормовом флагштоке "Мира" и затем судно благополучно дошло в порт приписки - Ленинград. Государственная Академия им. адм. С.О. Макарова (в то время Ленинградское Высшее Инженерное Морское Училище) стала его судовладельцем. Первым капитаном был В.Н. Антонов.

С 1989 по 1991 годы, судно принадлежало Балтийскому морскому пароходству, затем ГМА вновь стала судовладельцем.

С самого начала судно было спроектировано и построено как учебное судно предназначенное для прохождения плавательной практики курсантов судоводительского факультета и принимающее участие в гонках парусных судов.

24 ноября. Новая заметка: «Гидрометеорологическая станция «Кандалакша»

До XX века исследования Белого моря, в том числе и Кандалакшского залива, имели преимущественно гидрографический и портоизыскательский характер.

14 августа 1912 года в Кандалакше «для изучения района в гидрометеорологическом отношении, а в дальнейшем и для синоптического освещения в целях обслуживания промыслов и обеспечения безопасности мореплавания в прибрежной зоне», отделом торговых портов были организованы гидрометеорологические наблюдения.

Первоначально станция находилась в районе морского порта, расположенного в устьевой части р. Нивы. Позже метеоплощадка станции переносилась, но перерывов в работе не было.

дальше...

23 ноября. Пополнение в «Библиотеке»

Троицкий В. А.: «Записки Харитона Лаптева»

Книга посвящена открывателю Таймыра, участнику Великой Северной экспедиции 1733—1743 гг. Харитону Лаптеву. Автор описывает жизнь и путешествия Лаптева, рассказывает, как были открыты острова, была создана первая достоверная карта Таймыра и дано географическое описание полуострова.

«...1 мая 1742 года от мыса Фаддея С. Челюскин начал съемку неизвестного берега, подробно описывая все его изгибы, высоту, строение. В день проезжали по 40—50 километров, останавливаясь на галечных «коргах», чтобы переночевать в походном чуме и обогреться у костра.

Наиболее северная точка материка, получившая позже его имя, была достигнута С. Челюскиным в полночь с 8 на 9 мая 1742 года. За 7 часов до этого, находясь в 12 километрах восточнее, С. Челюскин установил маяк-бревно на наиболее приметном здесь высоком скалистом мысе (ныне мыс Чекина), названном им «Восточной Северной мыс». Записи в съемочном журнале С'. Челюскина позволяют выявить более северную точку берега, чем мыс Восточной Северной, но эта точка (нынешний мыс Челюскин) охарактеризована в журнале так: «Берег пошел гораздо низок и пещаной» — так он объясняет, почему ничем его не отметил.

Проехав без пополнения припасов свыше 500 километров, из них 400 километров со съемкой, С. Челюскин 15 мая на северном берегу полуострова Оскара встретил ехавших ему навстречу с припасами солдата К. Хорошева и якута Н. Фомина, которых послал X. Лаптев.

Приехав в зимовье Н. Фомина в устье Нижней Таймыры, С. Челюскин сомкнул свой маршрут со съемкой X. Лаптева 1741 года. Последний, самый труднодоступный участок побережья был заснят. Оставалось сделать хотя бы еще один съемочный маршрут по внутренним районам открытого ими, как это поняли уже исследователи, огромного северного полуострова. Эту задачу выполнял начальник отряда X. Лаптев, направляясь навстречу С. Челюскину...»

книга полностью
21 ноября. Пополнения «Стола заказов» Произведено обширное пополнение в столе заказов, более 100 позиций (номера в каталоге ## 436-549):

• 30-лет похода на полюс атомного ледокола "Арктика"
• 90 лет подъема андреевского флага на ледоколе "Святогор" («Красин»)
• 95 лет полярной станции "Кандалакша"
• 95 лет полярной станции "остров Харлов"
• музей "история освоения арктики имени О.Ю.Шмидта". Мурманск, гимназия №4
• 200 лет маячной службе россии
• Международный полярный год. ледовая база "Барнео"

• А.Н.Чилингаров президент ассоциации полярников, герой советского союза
• 290-лет содня рождения русского ученого, иследователя камчатки С.П.Крашенинникова
• 200-лет со дня рождения российского флотоводца, адмирала П.С.Нахимова
• 65-лет со дня рождения полярного исследователя, героя советского союза А.Н.Чилингарова
• Герой советского союза С.А.Леваневский
• 75 леткапитану атомного ледокола "Ленин" Б.М.Соколову
• 100 лет герою советского союза, генерал-лейтинанту авиации, полярному летчику М.И.Шевелеву
• 100 лет герою советского союза, капитану дальнего плавания М.П.Белоусову
• 55-лет со дня рождения полярного исследователя, героя советского союза А.Н.Чилингарова
• 100 лет со дня рождения русского полярного исследователя Г.А.Ушакова
• 100 лет со дня рождения полярного исследователя, героя советского союза Э.Т.Кренкеля
• 300 лет со дня рождения русского мореплавателя, капитан-командора А.И.Чирикова

• 110 лет со дня рождения полярного исследователя, героя советского союза И.Д.Папанина
• 110 лет со дня рождения полярного исследователя О.Ю.Шмидта
• 400 лет Е.П.Хабарову (комплект конвертов №462-463)
• 225 лет Ф.Ф.Беллинсгаузену (комплект конвертов №462-463)
• Музей "история освоения арктики имени О.Ю.Шмидта". мурманск, гимназия №4
• Академик, полярный исследователь, президент ГО СССР в 1977-91 годах А.Ф.Трешников
• 100 лет герою советского союза, полярному летчику М.М.Громову
• 320 лет со дня рождения Витуса Беринга
• 120 лет содня рождения Р.Амудсена
• Исследователь арктики, профессор И.И.Месяцев
• 200 лет содня рождения русского мореплавателя и гидрографа П.К.Пахтусова
• Адмирал флота советского союза Н.Г.Кузнецов
• Профессор, президент русского географического общества С.Б.Лавров
• Почетный член русского географического общества К.П.Гемп
• 400 лет зимовки Виллема Баренца на Новой Земле
• 100 лет со дня рождения полярного исследователя, героя советского союза И.Д.Папанина
• 200 лет со дня рождения русского мореплавателя и исследователя арктики Ф.П.Литке

• 175 лет пребыванию в коле Ф.П.Литке
• Музей О.Ю.Шидта, город могилев
• 150 лет со дня рождения С.О.Макарова
• 100 лет со дня рождения полярного исследователя В.А.Русанова.
• 100 лет со дня рождения полярного исследователя Г.Я.Седова.
• 51-я российская антарктическая экспедиция. станция "Беллинсгаузен"
• Дрейфующая станция "Северный Полюс-33"
• Дрейфующая станция "Северный Полюс-32". эвакуация станции
• Закрытие первой российской дрейфующий станции "Северный Полюс-32"
• Эвакуация а/л "Ямал" дрейфующий станции "Северный Полюс-34"
• Дрейфующая станция "Северный Полюс-32". эвакуация станции (комплект конвертов №501-502)
• Дрейфующая станция "Северный Полюс-32". эвакуация станции (комплект конвертов №501-502)
• Дрейфующая станция "Северный Полюс-33". 85 лет ААНИИ
• Дрейфующая станция "Северный Полюс-32". эвакуация станции. (комплект конвертов №504-507)
• Дрейфующая станция "Северный Полюс-33"

• Дрейфующая станция "Северный Полюс-34". 100 лет со дня рождения полярного исследователя П.П.Ширшова
• Морская экспедиция "Приразломное-96". печорское море ААНИИ-АМИГЭ
• Эвакуация а/л "Ямал" дрейфующий станции "Северный Полюс-34"
• Дрейфующая станция "Северный Полюс-34"
• НИС "Профессор Мультановский" советско-норвежская океанографическая программа
• Мурманский филиал арктического и антарктического научно-исследовательского института
• Российско-германская экспедиция "LAPEX-93"
• 60 лет выхода из мурманска в экспедицию по смп п/х "Челюскин"
• Международная экологическая экспедиция (IEE) 1994
• 80 летие открытия северной земли гидрографическими судами "Таймыр" и "Вайгач"
• 250 лет открытия Русской Америки
• Лыжня дружбы стран баренцрегиона. раякоски
• Совместное учение отряда "Центроспас" МЧС и экспедиционного центра "Арктика" на северном полюсе
• 30 лет полярному экспедиционно-спортивному клубу "Метелица"
• Парашютно-лыжная экспедиция "Полярная Дуга-93". Северный полюс
• Российско-французкая полярная программа "Северный Полюс-99"
• Кругосветная экспедиция вдоль северного полярного круга "ARKTIKOS"
• Лыжная экспедиция к северному полюсу Ричарда Вебера и Михаила Малахова
• Экспедиционно-спортивный клуб "Метелица" на северном полюсе 1995
• Международная фиеста тепловых аэростатов "Северный Полюс-98"

Новая заметка: "Метеослужба III Рейха", первая часть.

Как только разгорелась «битва за Атлантику», Германия начала широкое «метеорологическое» наступление в высоких широтах. Регулярно с аэродромов оккупированной Норвегии поднимались в воздух «юнкерсы» и «хейнкели». Они летели на северо-запад, к Ян-Майену и Шпицбергену, а после того как Германия напала на СССР, стали брать курс и на северо-восток, на Новую Землю и остров Вайгач. Самолеты шли на разных высотах — от 100 до 3000 метров , дальность полетов достигала 3000 километров , а цель была одна — разведка метеорологической и ледовой обстановки в Северной Атлантике и Баренцевом море.

Вскоре, однако, германское командование убедилось, что, как ни важны подобные метеополеты, они не могут заменить продолжительных наблюдений, ведущихся постоян но в каком-то одном, определенном районе. Нашлись специалисты, имевшие опыт работы в Арктике, которые предложили свои услуги немецкому командованию на Севере. Одним из них был видный синоптик доктор Руперт Гольцапфель, «наш милый Гольцапфель», как называли коллеги по известной гренландской экспедиции Альфреда Вегенера 1930 — 1931 годов этого весельчака, прекрасно игравшего на гитаре. Гольцапфель охотно взялся за разработку целой системы «метеорологических» мероприятий в северных широтах.

читать дальше...
Пополнения в разделе "Библиотека"

Переводы:

• Дневники 14 экспедиции "Polarstern". Высокоширотная проводка атомным ледоколом «Арктика» немецкого научно-исследовательского ледокола в 1998г."

Статьи и заметки:

• Интервью: Вячеслав Демин: "В Антарктиде самое страшное - ветер и пурга, а самое смешное - пингвины."
• Интервью: Ариэль Агарунов. Тиксинец, рисующий море.
• Северный флот: Россия и США продолжают атомную подводную гонку
• Северный флот: Подводное кораблестроение на «Красном Сормове»
• Люди: Гутионов П.: «Капитан Ламехов»
• Персоналии: «Полярники»
• Полярные рассказы: «Получи своего медведя!»

• Полярные станции: Геокосмофизическая обсерватория (ПГО) «Тикси».
Страници истории.

• Экспедиции: «К земле Санникова» [«Беннета-2003»]
• Вехов н.: «Ян Нагурский: начало полярной авиации в России»

Книги:

• Каневский З.: «Цена прогноза»
• Костарев Е.: «Тайна третьего перелёта или цейтнот Леваневского»
• Островский Б.Г.: «Великая северная экспедиция 1733 — 1743»
• «Премория Шпанбергу» с описанием открытия и первого плавания русских к берегам Аляски в 1732г. (с фотографиями документа)
• Стругацкий В.: «Впереди - ледовая разведка»
• Щербаков С.: Дневник кругосветного плавания на яхте «Сибирь»

Новая заметка: "Семен Челюскин"
...В те времена еще не знали хронометров, секстанты не могли дать точных показаний, и надо удивляться относительно малым погрешностям составленных карт. Примитивность огнестрельного оружия не гарантировала успешной охоты на медведя. Топливом служил случайно найденный кусок плавника. Спичек еще не знали, и разжечь его просоленную, сырую древесину было целым делом. Отсутствовала связь. Не было ни медикаментов, ни специальных очков, и люди надолго выходили из строя, пораженные снежной слепотой. Помимо здоровья, требовались исключительная воля и настойчивость, чтобы преодолеть все трудности и довести дело до конца.

Особенно поражает маршрут Челюскина. Поражает настолько, что известный полярный исследователь Врангель, сам прошедший путь от Колымы на восток, усомнился в его реальности. Потребовалось опубликование путевого журнала Челюскина, чтобы рассеять все сомнения и опровергнуть скептиков...

Читать целиком ...

Добавление к статье "Атомный ледокол «Арктика»

...Подводный хребет Альфа расположен в Северном Ледовитом океане, в районе 85°30’с.ш., 120°з.д. Возвышаясь на 1200 м над окружающим дном океана (глубина 3 км), он практически все время находится в зоне, плотно укрытой льдом. В течение почти 40 лет после его обнаружения с американской дрейфующей станции хребет никогда не исследовали с борта научных судов - к нему просто невозможно было пробиться. Именно поэтому исследования в районе хребта Альфа и были выбраны одной из приоритетных задач полярной экспедиции “Арктика-98” на немецком научно-исследовательском ледоколе »Polarstern». В виду особо сложных ледовых условий было решено использовать уникальный опыт высокоширотных проводок Российского атомного флота, и в качестве ведущего ледокола в уникальном эксперименте вновь выступил атомоход «Арктика».

Ледоколы начали пробиваться к намеченной цели 4 июля 1998 г. В какой-то момент казалось, что и на этот раз льды их не пропустят, но, используя данные спутниковой ледовой разведки, 14 июля корабли сумели достичь хребта в его центральной части...

вся статья

Музей Арктики и Антарктики

Рекомендуем посетить: Российский государственный музей Арктики и Антарктики (РГМАА), сотрудники которого оказывают неоценимую помощь а подготовке юбилейных и исторических материалов.

РГМАА является крупнейшим в мире музеем, коллекция которого (около 100 тысяч экспонатов) посвящена полярной тематике.