Название: KV Svalbard W 303/LBSV Ледокол/патрульное судно
Класс: DNV +1A1, Полярный ледокол класса 10, RPSF-A
Спущен на воду: 17 февраля 2001
Зачислен: Середина - 2002
Списан: в строю
Водоизмещение: 6500 тонн
Длина:
103,7 м максимальная
89 м по ватерлинии
Ширина: 19,1 м
Высота: 8,3 м
Осадка: 6,5 м
Экипаж: 45 человек (+ экипаж вертолета, всего до 75 чел.)
Мощность: 4 х 3390 кВт дизель-генераторы BRG-8
Силовые: 2 х 5 мВт азиподные электродвигатели
Скорость: 17,5 узлов
Буксировка: до 100,000 тонн.
Авиация: 2х5т. вертолетов с размещением в ангаре, обычно - один Westland Lynx Mk58 на борту (
с 2007 года - NH90)
Радар: EADS TRS-3D/16 ES
Вооружение: 1 х Bofors 57 мм пушка, возможна установка ракетной установки ПВО Mistral.
Стоимость: 575 миллионов норвежских крон (80 млн. долларов), без стоимости радиолокации и верто
лета.
Грузовое оборудование: 12-тонный кран на корме Hydralift.
«KV Svalbard W303»
Ледокол и патрульное судно Норвежской береговой охраны KV "Svalbard" был построен Langsten AS на верфи TangenVerft в Крагерё (Kragero), сертифицирован на соответствие DNV (Det Norske Veritas) стандартам, и спущен на воду 17 февраля 2001 года. Судно было принято 15 декабря в Тромфьорд, с министром обороны Норвегии Кристин Крон Девольд в качестве крестной матери и приписано к Береговой Охране 18 января 2002 года.
Основная операционная зона корабля соответствует его названию - арктические воды к северу от Норвеги
и, Баренцево море и прибрежные воды архипелага Шпицберген.
Svalbard - одно из крупнейших судов в Норвежских Вооруженных Силах. Первое судно за 10 лет разработанное для Kystvakt (Норвежской береговой охраны) и соответствующее гражданским стандартам, предназначено дополнить 3 других вертолетонесущих судна Норвежской Береговой Охраны - патрульные суда класса "Nordkapp".
В качестве примера заложенного в Svalbard потенциала приводятся следующие данные:
Специалистами по морскому льду было предложено использование 360° азимутальных винта, для увеличения
ледопроходимости. Большая вертолетная площадка и ангар могут быть использованы как складские помещения, если не используются вертолеты, или нет необходимости их поддержки в качестве базы для дальних
перелетов. На борту судна имеется обрудования для пожаротушения.
С военной точки зрения - Svalbard имеет довольно скромное вооружение. Настоящее назначение Арктического патруля декларируется как обеспечение поддержки суверинитета через эффект присутствия, а не с позиции силы.
Svalbard считается наиболее ледопроходимым кораблем Норвегии. Он способен преодолеваль ледовые поля
толщиной до 1м, действовать как буксир обьектов массой до 100 000 тонн, работать базой для больших вертолетов и осуществлять ледовое патрулирование.
Как вооруженный корабль, Svalbard совмещает обязанности патрулирования вместе с другими традиционными функциями Береговой Охраны - осуществлением морских поисково-спасательных операций и поддержкой научных исследований - арктических и рыболовных. Хотя судно и не предназначенно для научно-исследовательских работы, возможности корабля как ледокола полностью соответствуют требованиям ученых. Учтенный при разработке Svalbard опыт эксплуотации CCGS Amundsen (Канадская Береговая Охрана) показал, что научные экспедиции являются весьма эффективным способом поддержания Арктического суверенитета. Все вышеперечисленное и послужило поводом для изображения именно W303 Svalbard на почтовом выпуске Норвегии, посвященном Международному Полярному Году 2007-2008.
В 2007 году KV Savlbard был задействован в норвежской программе работ по МПГ 2007-2008 - проекте iAOOSNorway (Интегрированная наблюдательная система для Северного Ледовитого океана (СЛО) - Норвежская
составляющая). Проект является комплексным, научно-исследовательским, ориентированным на междисциплинарное изучение различных параметров и процессов, происходящих в Северном Ледовитом океане.
Партнерами KV Savlbard в работах по программам Международного Полярного Года 2007-2008 являются дрейфующая станция на яхте "Tara" и Российская дрейфующая танция «Северный Полюс - 35».
В результате экспедиции в пролив Фрама в апреле 2007 г. получены новые данные в области океанографии, исследований морского льда и морской биологии.
В сентябре 2007 года, состоялся трехдневный визит KV Savlbard в порт Мурманск. 19 августа с 11 до 14 часов на «Свальбарде» прошел День открытых дверей. В ходе визита состоялись встречи российских и норвежских военных, на которых согласоввывались вопросы совместной деятельности в Баренцевом море. Норвежскую делегацию возглавлял начальник Регионального командования Вооруженными Силами Северной Норвегии контр-адмирал Тронд Грюттинг, российской делегацией руководил начальник Пограничного управления
ФСБ РФ по Мурманской области генерал-майор Вячеслав Бирюков.
9 июля 2007 года канадская радиовещательная Корпорация сообщила, что премьер-министр Канады сделал заявление о планах на строительство от шести до восьми корветов класса Svalbard. В настоящее время Канадская Береговая Охрана в основном ориентированы на защиту окружающей среды, поддержку научных исследований, содействия торговле и коммерции, безопасности судоходства, и работе в чрезвычайных ситуациях. Персонал Береговай Охраны не вооружен, руководство подчинено Департаменту Рыболовства и Океанов,
а не Министерству Обороны. Эта ситуация не устраивает многих канадских политиков, и приобретение новых вооруженных ледоколов должно послужить одним из способов изменить ситуацию. "CCG (Канадская Береговая Охрана) должна продолжать выполнять свои обязанности по поиску и спасению, ледовым проводкам,
поддержке навигационного оборудования, безопасности мореплавания, рыболовства, а также защите окружающей среды. Но Охрана должна также принять на себя новые обязанности, связанные с национальной безопасностью. Для обеспечения секретности, Береговая Охрана может быть переведена под руководство Министерства Национальной Обороны."
Успешный опыт использования кораблей смешанного назначения, таких как Svalbard, был также оценен и в России. По сообщению ИТАР-ТАСС от 2 ноября 2007года, для морских сил погранвойск России будет разработан сторожевой корабль ледовой зоны. Концепция нового корабля разрабатывается совместно специалистами погранвойск ФСБ России и ФГУП "Северное проектно-конструкторское бюро". В течение нескольких месяцев разработку планируется завершить, после чего ФСБ объявит тендер на постройку нового корабля, способного плавать во льдах толщиной до 1,5 метров.
"Предполагается, что новая боевая единица будет совмещать в себе военные и гражданские функции, в частности, доставку грузов, выполнение научно-исследовательских задач, поиск полезных ископаемых, экологический мониторинг. Для обеспечения всех задач охраны северных вод предполагается создание двух типоразмеров корабля."
Литература и ссылки • Armed Icebreaker / OPV - Norway's K/V Svalbard http://www.sfu.ca/casr/bg-icebreaker-svalbard.htm
• Википедия (свободная энциклопедия): NoCGV Svalbard http://en.wikipedia.org/wiki/NoCGV_Svalbard
• Norway's New OPVs: Flexibility, Power, Efficiency - Opportunity? http://www.defenseindustrydaily.com/norways-new-opvs-flexibility-power-efficiency-opportunity-02437/
• New Icebreakers Should be Given to the Coast Guard Senate Committee on National Security
and Defence http://www.sfu.ca/casr/ft-icebreaker-ccg-1.htm
• Новости МПГ 2007/08, Выпуск №3 (формат pdf) www.ipyrus.aari.ru/MPG_News_3.pdf
• iAOOS Norvay: Entrance by geography http://iaoos.no/IAOOS/About_iAOOS_Norway/Location/
• Kystvakten:KV Svalbard W 303/LBSV: http://www.mil.no/sjo/kv/start/fartoyene/svalbard/
Фотогалерея
|