Янцелевич Анатолий Савельевич (11.01.1917 - 1982)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Янцелевич Анатолий Савельевич (11.01.1917 - 1982)

Сообщение ББК-10 » 01 Апрель 2025 10:30

Красный Север, 1972, № 216

 Красный Север, 1972, №216 швербот ПИНГВИН Янцелевич и Каш.jpg
ЧЕРЕЗ ЛЕДОВИТЫЙ — В ТИХИЙ
ШВЕРТБОТ «ПИНГВИН» СНОВА В ПОХОДЕ

Несколько лет назад многие советские и зарубежные газеты сообщили, что группа смельчаков на небольшой яхте отправилась в неслыханное и чрезвычайно рискованное путешествие по Северному Ледовитому океану.
Вопреки ожиданиям скептиков швертбот "Пингвин" прошел от Мурманска до устья Колымы, поднялся вверх по реке и осенью прошлого года стал на зимовку в бухте Нагаева у Магадана.
И вот "Пингвин" снова в плавании. На этот раз по маршруту Магадан — Охотск — Николаевск — Хабаровск.
Это двенадцатое плавание "Пингвина". 12 лет под парусами проводит свой отпуск бессменный капитан судна Анатолий Савельевич Янцелевич — капитан дальнего плавания Мурманского пароходства, почетный мастер спорта СССР.
За эти годы швертбот побывал в Балтийском, Белом, Баренцевом, Азовском, Черном, Карском, Восточно-Сибирском и море Лаптевых. За кормой "Пингвина" построенного в 1960 году в Рижском яхтклубе, 30 тысяч километров.
Экипаж швертбота — три человека. В свое третье плавание на этом судне отравились известный полярный летчик, ныне пенсионер, Алексей Аркадьевич Каш и молодой кузнец Норильского механического завода Владимир Сметанкин. Свой поход экипаж посвящает 50-летию СССР.

НА СНИМКЕ: перед отплытием из Магадана.
Справа капитан швертбота А. С. Янцелевич, слева полярный летчик А. А. Каш.
Фото С. БЕЛЯВОГО.
Фотохроника ТАСС.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Янцелевич Анатолий Савельевич (11.01.1917 - 1982)

Сообщение ББК-10 » 02 Апрель 2025 11:31

Известия, 1969, № 232 (16237), 1 октября

МЕРИДИАНЫ МУЖЕСТВА
 Известия 1969-232 (16237)_01.10.1969 ПАРУС ВО ЛЬДАХ.jpg
ПАРУС ВО ЛЬДАХ
Осенним днем, когда на тундру падал уже не первый снег, в реку Норильскую со стороны озера Пясино вошла яхта. А назавтра о «Пингвине» и его экипаже говорил весь Норильск. Собственным ходом — и большую часть пути под парусами — он прошел три полярных моря и Пясинскую водную систему, труднейшую для судовождения и не оснащенную навигационными знаками. Расстояние в четыре с лишним тысячи километров от Архангельска до Норильска парусник покрыл за сорок два дня! И это при ледовой обстановке, какой, по данным гидрометеослужбы, на отдельных участках Северного морского пути не было с 1911 года!
Кто же шел на «Пингвине»?
Капитан дальнего плавания, почетный мастер спорта СССР Анатолий Янцелевич знаком с ледовыми морями вот уже 25 лет. Плавал в Арктике и в Антарктике. «С волнами спорит» даже а отпуске. Крейсерская яхта «Пингвин» служит ему десятый год.
В 1957 году «Кооперация», которую вел А. Янцелевич возвращалась из Антарктиды на Родину. Пассажиром на судне оказался полярный летчик — «миллионер» Алексей Каш. Там они познакомились и подружились.
В прошлом году друзья расстались в Архангельске, нуда прошли на яхте из Москвы, чтобы вновь встретиться через год.

Цель арктического рейса «Пингвина» — пройти путем поморов и доказать, что парусный спорт может развиваться нс только в теплых, но и в холодных морях. Цель достигнута. Однако стоянка «Пингвина» в Норильске продлится лишь одну зиму: в будущем году он снова поднимет паруса и отправится дальше на север и на восток — до устья Лены, в Тикси.
А. ЛЬВОВ,
нештатный корр. «Известий».
НОРИЛЬСК, 1 октября. (По телеф.).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Янцелевич Анатолий Савельевич (11.01.1917 - 1982)

Сообщение ББК-10 » 05 Апрель 2025 10:00

Известия, 1974, № 42 (17580), 18 февраля.

Савва МОРОЗОВ
СТРАННИК НЕХОЖЕНЫХ ЗЕМЕЛЬ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Янцелевич Анатолий Савельевич (11.01.1917 - 1982)

Сообщение ББК-10 » 05 Апрель 2025 10:06

Известия, 1974, № 289 (17827), 10 декабря.

ВЕТРЫ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ
 Известия 1974-289 (17827)_10.12.1974 ПАРУС ПИНГВИНА.jpg
ПАРУС «ПИНГВИНА»

Было это лет пять назад. Осенним днем, когда на тундру падал уже не первый снег, в реку Норильскую со стороны озера Пясино (а значит — из Карского моря) вошла яхта. Такое зрелище в здешних широтах, да еще когда зима катит в глаза, — чистая сказка. Или призрак. Или оптический обман...

ЭТО был не мираж. Назавтра о «Пингвине» и его экипаже говорил весь Норильск. Только представить: Ледовитый океан — и оранжевый кораблик с нарисованным на борту пингвиненком. Собственным ходом — и большую часть пути под парусами — он прошел три полярных моря и Пясинскую водную систему, труднейшую для судовождения и не оснащенную навигационными знаками. Расстояние в четыре с лишним тысячи километров от Архангельска до Норильска парусник покрыл за сорок два дня — при ледовой обстановке, какой, по данным гидрометеослужбы, на отдельных участках Северного морского пути не было во всяком случае с 1911 года (раньше наблюдения не велись).
Кто шел на «Пингвине»? Капитан дальнего плавания Янцелевич и полярный летчик - «миллионер» Каш. Цель арктического рейса — пройти путем поморов и доказать, что парусный спорт может развиваться не только в теплых морях, — была достигнута. Однако стоянка «Пингвина» в Норильске продлилась лишь одну зиму: на следующий год он снова поднял паруса и отправился дальше на север и на восток — до устья Лены, в Тикси. Место Алексея Каша в экипаже яхты занял норильский кузнец Владимир Сметанкин.
... Пожалуй, сейчас мы покинем «Пингвин», снова спущенный на воду, и перенесемся в год 1974-й.
Кшиштоф Барановский... Имя знакомо? Да, тот самый, что на «Полонезе» в одиночку обогнул земной шар и героем вернулся в Плимут.
Так вот, кавалер ордена Возрождения Польши, Знака Поморского Грифа, Золотой медали за выдающуюся спортивную победу, обладатель «Серебряного секстанта» и прочая, и прочая, недавно был в Москве. Отважный моряк очень хотел встретиться с другим знаменитым капитаном, но того не было ни в столице, ни в Мурманске, куда приписан грузовой теплоход «Димитрово».
Барановский искал Янцелевича.
Дело в том, что, пройдя три океана, «Полонез» еще не познакомился с четвертым, Ледовитым. А кто мог бы рассказать Барановскому — как яхтсмен яхтсмену — больше, чем Янцелевич? Никто. (Теплоход «Димитрово» под командованием Янцелевича, почетного работника морского флота и почетного мастера спорта СССР, в эти дни держал курс на Шпицберген, за углем). Барановский подробно расспрашивал о размерах «Пингвина» (длина шесть с половиной, ширина 2,15 метра, обшивка четырнадцать миллиметров плюс два миллиметра стеклоткани), о направлении ветров, расположении льдов...
— Передайте капитану Янцелевичу мое искреннее восхищение его полярным плаванием, — сказал поляк. И попросил прислать в Варшаву все возможные материалы, связанные с маршрутом «Пингвина».

ПОЛЯРНЫЙ порт Дудинка. Звоню диспетчеру: «Что слышно о «Димитрово»? — «На подходе. Будем ставить к пятому причалу». Спущен трап. Седоголовый хозяин капитанской каюты в шерстяном свитере и меховых брюках кажется атлетом. Только спустился с мостика, еще не успел переодеться. Сразу чувствуешь, что льды от Дудинки не за горами — полсуток хода.
За хлебосольным столом мы не одни, в гостях у капитана игарские лоцманы. Люди бывалые, самим есть что поведать, но когда рассказывает Янцелевич — само внимание.
... В Дудинке на Енисее курсант Одесской «мореходки» Анатолий Янцелевич впервые оказался в тридцать шестом матросом на пароходе «Покровский». Тогда был сорокаметровый причал без единого крана. В тридцать девятом (или сороковом? ) таскал на себе щиты для разборных домов — первых на материковом берегу Диксона. Работал третям помощником капитана «Аргуни» (капитаном был Федор Иванович Воронин, один из пяти братьев легендарной капитанской семьи)...
На жизнь Янцелевича (родился он в канун нового, 1917 года) столько пришлось — хватило бы на десятерых. И событий, и переживаний, и радостей. Друзья-товарищи давно уговаривают засесть за книгу. Видно, плохо уговаривают. Вот он только что — скороговоркой — про партизанский отряд. Мол, к морю отношения не имеет...
Но передо мной характеристика на этого человека. Партизанская. О двух его лесных годах.
«... Дана в том, что будучи в Григоровском подпольно-партизанском центре (Переяславский, район Киевской области) принимал активное участие в его работе... Отлично выполнил задание по организации подпольной группы в Ржищевском районе, которая после подготовки вступила в партизанский отряд... Проявил себя как смелый, решительный и дисциплинированный боец. Особенно отличился при форсировании Красной Армией р. Днепр и расширении плацдарма на правом берегу, доставив о противнике ценные данные, которые при наступлении подтвердились полностью... Представлен к двум правительственным наградам. Командир соединения Ломако. 16 ноября 1943 года».
А в декабре 43-го Янцелевич снова стал, как в юности, моряком-черноморцем. Через полгода рулевого военного транспорта «Красная Молдавия» отозвали в Архангельск. И вот с 1944 года — тридцать лет без перерывов — он бороздит моря и океаны. Два последних года войны — на пароходе «Енисей» вторым штурманом и старпомом. Потом — «Мурманск», «Александр Суворов». Четверть века — на капитанском мостике.
С именем капитана Янцелевича связаны три первых рейса «Кооперации» к берегам Антарктиды. Вот что писал Юхан Смуул в «Ледовой книге» (и о чем, конечно же, умолчал капитан): «Из всех капитанов, которых мне посчастливилось видеть, он один из самых удачливых, самых умудренных, самых спокойных и самых замкнутых. И, безусловно, один из самых суровых... Наш корабль совершил героический рейс, превышающий по расстоянию длину экватора... ».
— Анатолий Савельевич, сколько же раз вы обошли свет?
— Это считать надо...
Улыбка у капитана удивительная. Тут, я думаю, Юхан Смуул несколько преувеличил насчет суровости. Впрочем, писатель увидел Янцелевича в других обстоятельствах, да и впервые — подружились они позже.

РАЗГОВОР заходит о «Пингвине» и плаваниях на нем. Мысль о большом путешествии на яхте родилась у капитана не сразу. Сначала собирался пройти под парусом лишь к местам своей партизанской молодости — обещал боевым друзьям, что этому посвятит один из отпусков. Но добрался из Мурманска через Ростов-на-Дону в Батуми (где начальником пароходства — старый товарищ, «сибиряковец» Анатолий Алексеевич Качарава), из Батуми — в Одессу (показал сыну город юности), из Одессы — в Киев... И скоро не осталось в европейской части Союза ни одного моря, судоходной реки, озера или водохранилища, которые не увидели бы парус «Пингвина». Тогда то и началось: Москва — Архангельск, Архангельск — Норильск...
Редкий все же человек Анатолий Савельевич. Казалось бы, любой устанет преодолевать штормы-шквалы в «рабочее время», а он и в отпуске с волнами спорит!
... Итак, «Пингвин» пробрался осенней Пленной в Норильск, зазимовал, а следующим летом — очередной отпуск — побежал дальше. Задача: пройти забытой дорогой первопроходцев Таймыра, южнотаймырским водным путем. Незадача: озеро Пясино вскрывается в июле, а река Дудыпта — в июне. А вдруг к июлю там упадет вода?
Из дневника:
«Разглядываем птиц, вернувшихся из Африки на родину. Реку переплывают стада диких оленей. Девственная природа. Блуждаем в рукавах. Успеем ли использовать последние дни паводка?..
Закончилось плавание по Аваму. Проводник нашел начало древнего Авамо-Тагенарского волока. Обнаружили толстый пень, где был ворот для подъема карбасов. Спать не стали...
Волоков — четыре. Грунт вязкий, торфяные бугры. По твердому бы грунту—на катках. На плаву под корпус подвели сани. Высота обрывистого берега — 5 метров...
На толстом пне укрепили портативную лебедку — подарок череповецких авиаторов. Продвинулись только на 33 метра, а Тагенар мелеет с каждым часом. Паники нет, но путь назад отрезан...».

Если и повторяется Анатолий Савельевич в своем рассказе, так это — о прекрасных людях. Скажи, что ты думаешь о людях, и я скажу тебе, кто ты...
— Прекрасные люди в таймырской глубинке... Афанасий Чуприн, председатель сельсовета, Иван Еремин, 70-летний долган, проводник наш, местные ребята, которые помогали на волоках...
Маршрут Москва — Арктика — Дальний Восток за четыре отпуска пройден. Осталось вернуться в столицу. По Амуру до устья Шилки — Ингода — волок на Килок. Дальше — Селенга, Байкал, Ангара. Продвижение на запад проработано в двух вариантах. Один — на Дудинку, Мангазею и т. д. Другой — через Обь-Енисейскую водную систему.
— Как вы относитесь к замыслам Барановского?
— Мечту его легко понять.
С удовольствием поделюсь материалами и наблюдениями... Сам давно мечтаю о кругосветном плавании в полярном бассейне: из Тикси — к бухте Провидения, далее — вдоль Канадского архипелага — Гренландия — Исландия — Норвегия — Мурманск... Но сначала Хабаровск — Москва. Так, Володя? — обращается он к Сметанкину.
Смотрю на Сметанкина и завидую ему: судьба надолго связала его с Янцелевичем... («Савельича в деле надо видеть. Это такой человек... такой...»).
Благодарю капитана за гостеприимство. В 11.00 по судовому времени сухогруз «Димитрово» повез руду на Кольский полуостров.
А. ЛЬВОВ.
ДУДИНКА — НОРИЛЬСК.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Янцелевич Анатолий Савельевич (11.01.1917 - 1982)

Сообщение ББК-10 » 05 Апрель 2025 18:30

Известия, 1975, № 259 (18102), 3 ноября.

ВСТРЕЧИ С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ
 Известия 1975-259 (18102)_03.11.1975 ЯНЦЕЛЕВИЧ-МОРОЗОВ.jpg
ПАРУСА МУЖЕСТВА

РАССКАЗ О КАПИТАНЕ-НАСТАВНИКЕ А. С. ЯНЦЕЛЕВИЧЕ, СЛАВНОМ ШВЕРТБОТЕ «ПИНГВИН» И ПОХОДАХ ДЛИНОЮ БОЛЕЕ ТРИДЦАТИ ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ

СЕГОДНЯ, когда пишутся эти строки, он ведет к берегам Антарктиды новое экспедиционное судно «Михаил Сомов». А совсем еще недавно, двумя месяцами раньше, висел он над бурной забайкальской речкой Хилок. Да, именно висел, ухватившись за ветви прибрежных деревьев, пока течение уносило вдаль утлую надувную лодку с подвесным мотором...
Таков наш герой в двух лицах. На мостике большого корабля он — в привычной роли капитана-наставника, — не впервой Анатолию Савельевичу Янцелевичу бороздить ледовитые воды Южного океана. А на лодке «Пеликан», купленной в спортивном магазине, он и рулевой, и матрос; в экипаже — всего двое, что не помешало лодке пройти от Хабаровска до Улан-Удэ по Амуру, Шилке, Иногде, Хилку, Селенге.
В промежутке между двумя вояжами — речным и океанским — успел Анатолий Савельевич побывать в Москве: затаив дыхание, слушала его обширная аудитория Клуба Капитанов. Там, в Политехническом музее, когда мы познакомились, Янцелевич сказал:
— В Норильск летите, ни пуха вам, ни пера. Разыщите там Володю Сметанкина, соплавателя моего. Мастеровой человек — кузнец. Однако по характеру истый мореход... С Володей вместе и в Дудинку подъехать сможете, я на своем грузовозе оттуда руду буду возить в Мурманск, как и в прошлые зимы...
Но случилось иначе: капитан предполагает, а морфлотское начальство располагает. Получил Янцелевич назначение вместо Крайнего Севера плыть на Крайний Юг. А Владимир Сметанкин, коему был передан мною привет, только руками развел:
— Ну, Савельич наш... Во, дает... Двужильный он все-таки. И к тому же однолюб.
Да, точнее не скажешь о человеке, который на службе моряк-профессионал, а на досуге заядлый яхтсмен. Для такого любимая стихия «измлада — и труд, и мука, и отрада».
ДАВНЕНЬКО то было в далекой от морей донбасской Константиновне, когда Толя вместе с босоногими сверстниками спускал дырявую лодчонку на мелководную речушку Торец. По ней надеялись ребята спуститься к Донцу, Донцом выплыть к Дону, а дальше прямая дорога в Азовье и Черноморье. Участковый милиционер вовремя их остановил. Дальнейшие маршруты прокладывались курсантом Янцелевичем из Одесской мореходки — все больше на Север.
Внимательно слушая Анатолия Савельевича, я нет-нет, да и отмечаю, оказывается, немало у нас общих знакомых. В тридцать шестом году вместе плыли мы из Архангельска к Нордвику — на разных, правда, судах. И оба они до пункта назначения не дошли. «Десну» нашу, охваченную пожаром, пришлось посадить на мель близ Колгуева, открыв кингстоны, а «Покровского», на котором Янцелевич служил матросом, выгружали у Диксона прямо на берег, заводя швартовы за скалы.
Попутчиками оказались мы и в самом конце войны, участвуя в конвое, шедшем из Лиинахамари в Мурманск. Двух транспортов недосчитался тогда караван... К слову пришлось, вспомнил капитан в беседе и еще более ранние страницы своей воинской биографии, связанные с боями на сухопутье. Начал он службу солдатом в артиллерии, потом, попав в окружение, два года партизанил на Украине. При соединении с наступающими советскими войсками отличился в разведке и при форсировании Днепра, был удостоен ордена Красного Знамени.
А после войны, приехав в былой партизанский край на отдых, обещал он землякам-однополчанам, что со временем придет в эти далекие от моря края на корабле. Тогда-то, в пятидесятых еще годах, и зародился в помыслах капитана проект швертбота — маленького суденышка, способного на большие плавания, — такого, чтобы и со штормом спорил, и на любом мелководье, в любой узкости фарватер для себя находил.
Лес для будущего корабля Анатолий Савельевич приобрел в порту Тикси (куда привел первым рейсом пассажирский теплоход «Кооперация»). Тщательно распиленные доски просушивались на рострах, обдуваемые ветрами всех румбов. И тогда, когда затем ходила «Кооперация» в Антарктиду. Потом взялись за дело корабелы — рижане, мастера по строительству яхт. И швертбот «Пингвин» явился на свет мал, да удал: длина корпуса шесть с половиной метров, ширина — чуть побольше двух, общая площадь парусности 16 квадратных метров.
В 1961 году прошел капитан-яхтсмен на швертботе от Мурманска до Ростова-на-Дону и Батуми, взяв вторым членом команды собственного сына Сашу — курсанта Арктического училища. Над многими водохранилищами, шлюзами и каналами проплыл силуэт «Пингвина», пока вырос Саша в Александра Анатольевича, а отец смог выполнить данное сыну обещание — прийти к нему на зимовку в Арктику.
Каждый ежегодный отпуск капитан посвящал яхтенным походам. По всем внутренним водным путям европейской части страны провел своего «Пингвина». И, наконец, прибыв из Москвы в Архангельск, проложил курс на Крайний Север, к Норильску — городу сухопутному, казалось бы, далекому от морей. Вторым в команду пригласил Алексея Аркадьевича Каша — пилота полярной авиации, неутомимого странника по нехоженым землям Арктики и Антарктиды. Пустился «Пингвин» в открытое море путем русских поморов, новгородских ушкуйников. Как известно морякам, у малых кораблей есть очевидные преимущества перед большими. Пусть невозможно обогнуть полуостров Канин, окруженный сплоченным льдом. Но почему бы не постараться пересечь его по речкам Чиже и Чоше, волоком преодолевая водораздел. Можно, оказывается, плавать и так, обходя ледовые фронты с тыла.
Узкой полоской водяных заберегов пробирался «Пингвин» по Карскому морю, пока там традиционными трассами от Новой Земли к Диксону ледоколы проводили караваны больших судов. Дальше лежал пустынный Пясинский залив и полноводная магистраль Таймыра — река Пясин, вовсе лишенная навигационной обстановки, редко посещаемая судами с моря. За сорок четыре дня плавания от Архангельска до Норильска «Пингвин» с Янцелевичем и Кашем на борту прошел четыре с лишним тысячи километров при таком скоплении льда на трассе, какого гидрометеослужба не отмечала почти полвека.
— Ну, кэп, доказали мы с тобой, что парусный спорт можно развивать и в полярных широтах, — счастливо улыбался Каш, прибавляя к своим «воздушным миллионам» еще не одну связку морских узлов.
— Так-то оно так, Леша, — кивал Янцелевич, — однако будущим летом плавание нам предстоит потрудней, не только ледовыми морями пойдем, но и реками через тундру, как когда-то еще братья Лаптевы да Прончищев хаживали.
ЗАЗИМОВАЛ «Пингвин» в Норильске. К следующей навигации место Алексея Каша, вернувшегося по делам в Москву, занял у мотора Владимир Сметанкин, норильский старожил, завзятый рыбак и охотник. Вот за кормой «Пингвина» остались тундровые реки Дудыпта, Авам, Хета. Многоводная Хатанга вывела путников в море Лаптевых. Тут догнал их на самолете журналист Владимир Книппер, спецкор газеты «Водный транспорт». Досталось и ему потянуть мокрые леденеющие на ветру шкоты, хлебнуть соленых захлестов, пока добрался швертбот до Тикси. Проведали яхтсмены попутно на острове Столб Янцелевича-младшего, капитанского сына, зимовщика тамошней полярной станции. А потом трудными фарватерами прибрежного мелководья в Восточно-Сибирском море пошли к устью Колымы.
После Колымского устья все чаще убирали паруса, включая подвесной мотор, поднимаясь вверх по многоводной и бурной реке. Когда достигли верховьев, сам «Пингвин» стал пассажиром наземного транспорта — повезли его на грузовиках по автотрассе в Магадан.
Оттуда возобновили морское плавание, начав последний заключительный его этап. Чего-чего, а штормовой погоды Охотскому морю не занимать. Мокрые до нитки, с ноющими суставами и натруженными мышцами прибыли мореплаватели в рыбачье становище Улья. И дружно начали бриться, приводить себя в порядок. Шутка ли, предстояло сфотографироваться у исторического памятного знака: «Здесь в 1639 году вышел к Тихому океану первый русский человек Иван Москвитин».
В Амурском лимане как не вспомнить было Геннадия Невельского — российского Колумба Дальнего Востока, как не порадоваться было тому, что вот привела судьба повторить его путь!
В юном Комсомольске и в столице края — Хабаровске «Пингвина» встречали флотилии, украшенные флагами расцвечивания. И вот завершен двенадцатый по счету парусный вояж капитана-яхтсмена, двенадцатое по счету героическое плавание маленького корабля. 31. 834 километра за кормой «Пингвина», 351 сутки (год без малого) проведены в походах. Вот уж поистине железные люди на деревянном корабле!
Трудяга «Пингвин», «дружище Пиня», если разобраться, заслуживал чести не меньшей, чем та, которой норвежцы удостоили нансеновский «Фрам» или «Кон-Тики» Тура Хейердала. Но капитан помышлял о другом. На «Пингвине» мечтал он продолжить маршрут на запад по рекам Сибири, чтобы в конце концов финишировать в Москве.
Но тут, увы, случилось невероятное, нелепое в своей жестокости происшествие. На складах хабаровского спортивного общества «Водник» зимой разразился пожар.
Славный кораблик, переживший столько штормов, сгорел дотла. И подумать только: спортивное общество «Водник» в Хабаровске не только не помогло отстроить сгоревший швертбот заново, но и делало все, чтобы уйти от положенной по закону ответственности. Более двух лет тянется судебная волокита, пухнут папки дел, сочиняются крючкотворские отписки.
Перечитывая все это, только руками разводишь. И думаешь: не иначе как «на измор» хотят взять Янцелевича его прямые должники и тайные недоброжелатели. Дескать, махнет капитан рукой на тяжбу, а заодно и на спортивные свои затеи.
Но нет, Анатолий Савельевич не таков! Давно задуманный поход под парусом вокруг морских побережий и по рекам Родины он сумел продолжить минувшим летом, заменив погибшего «Пингвина» резиновой надувной лодкой «Пеликан», суденышком совсем уж маленьким. И как блистательно продолжил, пройдя за лето от Хабаровска до Улан-Удэ!
Задумано и дальнейшее продолжение путешествия с завершением его в Москве — поход через Байкал и Ангару, по Енисею и Оби, а затем (перевалив через Урал) по Каме и Волге. Такой поход потребует не одной напряженной навигации, займет не один капитанский отпуск. Время у Янцелевича найдется — не хватает только корабля. Построить же «Пингвин-2» просто обязано спортивное общество «Водник». Отважному мореплавателю надо помочь: его ждут новые походы.
С. МОРОЗОВ,
спец. корр. «Известий».
НОРИЛЬСК — МОСКВА.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Янцелевич Анатолий Савельевич (11.01.1917 - 1982)

Сообщение ББК-10 » 05 Апрель 2025 18:36

Известия, 1976, № 207 (18355), 1 сентября.

Атлас путешествий
 Известия 1976-207 (18355)_01.09.1976 ВОЗВРАЩЕНИЕ К СТАРТУ.jpg
ВОЗВРАЩЕНИЕ К СТАРТУ

Свыше 37 тысяч километров по рекам, озерам, морям прошел за последние годы во время летних отпусков капитан дальнего плавания Анатолий Савельевич Янцелевич. Сначала на шверботе «Пингвин» от Москвы до Архангельска, затем до Норильска, далее через Южный Таймыр и море Лаптевых к порту Тикси и устью Колымы. Поднявшись вверх по Колыме, «Пингвин» перебазировался на автомашинах в Магадан и оттуда возобновил плавание по штормовому Охотскому морю, поднялся вверх по многоводному Амуру.
В прошлом году, заменив «Пингвин» надувной резиновой лодкой «Пеликан», А. Янцелевич вместе с норильским кузнецом В. Сметанкиным продолжил маршрут — теперь уже на запад от Хабаровска. Лодка финишировала в Улан-Удэ.
Проведя долгие месяцы в рейсе к берегам Антарктиды, капитан Янцелевич решил этим летом продолжить «внутриматериковый» маршрут, конечная цель которого — по рекам и морям вернуться к точке старта, в Москву. Вместе с ним на борту лодки находится полярный летчик Алексей Аркадьевич Каш, который ранее участвовал в походах «Пингвина» от Москвы до Хабаровска. Сейчас «Пеликан» прошел очередной участок — от Улан-Удэ до Усть-Илима. Вот что сообщил в редакцию В. Янцелевич:
— За кормой нашей лодки — Селенга, Байкал, бурные плесы Ангары, плотины Иркутской, Братской и Усть-Илимской гидростанций.
Теперь большая часть препятствий позади.
Сейчас, во время стоянки в Усть-Илимске, мы готовимся к плаванию по нижнему плесу Ангары, а затем до наступления сильных морозов — по Енисею.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Янцелевич Анатолий Савельевич (11.01.1917 - 1982)

Сообщение ББК-10 » 05 Апрель 2025 18:39

Известия, 1976, № 235 (18383), 6 октября.

Путешествия
 Известия 1976-235 (18383)_06.10.1976 ЯНЦЕЛЕВИЧ-МОРОЗОВ.jpg
Через моря и реки

С 1968 года капитан А. Янцелевич посвящает свой досуг путешествиям на крохотном суденышке. выбирая самые трудные маршруты: сначала Москва — Архангельск по внутренним водным путям, потом до Норильска вдоль побережья арктических морей и по пустынным заполярным рекам; потом Норильск — Тикси, Тикси — Колыма. Затем от Магадана по Охотскому морю к Амурскому лиману и вверх по Амуру до Хабаровска.
Не одну навигацию заняли эти плавания на швертботе «Пингвин» с подвесным мотором и командой из двух человек.
Но самое тяжкое испытание настигло не в море, а на берегу. В Хабаровске во время зимовки швертбота на эллинге возник пожар, и маленький кораблик сгорел дотла. Однако и это не остановило Янцелевича в осуществлении задуманного: пройти по рекам от Хабаровска до Москвы. В прошлом году капитан поднял вымпел «Пингвина» на новом суденышке, еще более миниатюрном — надувной лодке польского производства, названной «Пеликаном» (длина корпуса 3,5 метра). От Хабаровска по Амуру и дальше по рекам Шилке, Ингоде, Хилку, Селенге Янцелевич дошел до Улан-Удэ.
Минувшей зимой, когда «Пеликан» отстаивался в столице Бурятии, Анатолий Савельевич ходил в Антарктиду капитаном-наставником на новом дизель-электроходе «Михаил Сомов». А летом отправился в очередной спортивный вояж вместе с Алексеем Аркадьевичем Кашем. Только что, завершив переход от Улан-Удэ до Енисейска, оба они возвратились в Москву. Здесь я и встретился с путешественниками. Вот что они мне рассказали:
— За кормой «Пингвина» и «Пеликана» немногим более 39 тысяч километров. На Байкале было сравнительно легко, зато Братское водохранилище оказалось весьма бурным. Борт поднимался над водой на каких-нибудь 20 сантиметров, важно было не допустить опрокидывания нашей «скорлупки».
— У ангарских гидростанций нет шлюзов. Как же вы преодолевали плотины в Иркутске, Братске, Усть-Илимске?
— Волоком. «Пеликан» и четырех пудов не весит, когда порожний. Вытаскивали его из воды у верхнего бьефа плотины и на грузовике перевозили к нижнему. Нам помогали гидротехники, водники, ребята из спортивных клубов. Картосхемами снабжали, устно инструктировали, как где надо плыть.
— Случалось, что отказывали моторы?
— Было и такое — на камнях. Не всегда помогал парус. На веслах прошли километров 600.
— Сколько же времени занял весь поход?
— Из Улан-Удэ вышли 4 августа, в Енисейск прибыли 7 сентября. Там мы «Пеликана» поставили на зимовку. Будущим летом продолжим плавание дальше на запад, в Москву. Успеем за одну навигацию — хорошо, не успеем — тоже не беда. А маршрут продуман в двух вариантах. Первый — речной: от Енисея по старому, полузаброшенному каналу на Обь и дальше по Иртышу, Тоболу, Тавде, вплоть до перевалки посуху в бассейн Камы. И второй — морской: вниз по Енисею к Карскому морю, оттуда в Баренцево и Белое...
— Навигация 1977 года будет для вашего похода уже десятой по счету?
— Да, юбилейной. Да и оба мы — юбиляры в будущем году. По шестьдесят нам стукнет.
С. МОРОЗОВ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Янцелевич Анатолий Савельевич (11.01.1917 - 1982)

Сообщение ББК-10 » 05 Апрель 2025 18:45

Известия, 1978, № 163 (18923), 12 июля.

Экспедиции
 Известия 1978-163 (18923)_12.07.1978 ПЕРМЬ-Морозов.jpg
ДЛИННЕЕ ЗЕМНОГО ЭКВАТОРА

В ближайшие дни из Перми курсом на Москву по Каме, Волге, Оке и Москве-реке выходит надувная лодка «Пеликан». На ее борту известные яхтсмены: капитан дальнего плавания А. С. Янцелевич и полярный летчик А. А. Каш.
Десять лет назад они начали свое уникальное спортивное плавание из Москвы по рекам и морским границам Советского Союза на шверботе «Пингвин». Сначала по рекам прошли до Архангельска, затем ледовыми морями — до Западного Таймыра. А далее по реке Пясине — до Норильска. Следующий маршрут пролегал по рекам Южного Таймыра, морю Лаптевых и Восточно-Сибирскому морю к устью Колымы. Поднявшись вверх по Колыме, «Пингвин» был перевезен на автомашине в Магадан, а оттуда продолжил плавание сначала по Охотскому морю, затем вверх по Амуру до Хабаровска.
И вот яхтсмены подняли свой флаг на «Пеликане» — надувной резиновой лодке. Этот еще более миниатюрный кораблик продолжил путь по Амуру, рекам Забайкалья, Селенге и далее — Байкалу, Ангаре, Енисею и низовьям Оби вышел на Каму.
В прошлом году в низовьях Оби Янцелевич и Каш отметили, что общая протяженность их пути от Москвы уже превысила 40 тысяч километров, то есть длину земного экватора. В нынешнюю навигацию, когда исполняется десять лет со дня начала беспримерного похода, «Пеликан» прибудет в Москву. Общая протяженность плавания превысит 45 тысяч километров.
С. МОРОЗОВ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Янцелевич Анатолий Савельевич (11.01.1917 - 1982)

Сообщение ББК-10 » 05 Апрель 2025 18:50

Известия, 1978, № 183 (18943), 4 августа.

На лодке через всю страну

 Известия 1978-183 (18943)_04.08.1978 КАШ-ЯНЦЕЛЕВИЧ ЛОДКА ПИНГВИН-Морозов.jpg
За всю историю московского Южного порта не было здесь судна с такой громкой родословной и вместе с тем столь скромного по размерам, как резиновая надувная лодка «Пеликан», пришедшая сюда вчера из Хабаровска.

Летом 1968 года в плавание по каналу имени Москвы отправился крейсерский швербот «Пингвин», снаряженный и управляемый двумя страстными яхтсменами-полярниками ветеранами Арктики и Антарктиды: капитаном Анатолием Савельевичем Янцелевичем и пилотом Алексеем Аркадьевичем Кашем.
Малыш кораблик с экипажем из двух человек прошел сначала по речным путям до Архангельска, а затем ледовыми морями до Западного Таймыра, по многоводной Пясине направился к Норильску. Перезимовав там, «Пингвин» по тундровым рекам пересек Южный Таймыр, морем Лаптевых дошел до Тикси, оттуда Восточно-Сибирским морем достиг Колымы. Поднявшись до колымских верховьев был перевезен автомашиной в Магадан, поштормовал в Охотском море, по Амуру достиг Хабаровска. И здесь, зимуя на эллинге, стал «Пингвин» жертвой пожара.
Капитан А. С. Янцелевич остался верен морской традиции: если гибнет судно, плавание продолжается на спасательной шлюпке. Таким «кораблем-спасателем» в данном случае стала приобретенная в Москве в спортивном магазине резиновая надувная лодка «Пеликан». И вот она швартуется у московского причала — такая крохотная, что не приметишь ее даже среди юрких рейдовых катеров. Ее забрасывают цветами болельщики яхтенного спорта, встретившие капитана и пилота в Южном порту. Они поздравили двух бывалых полярников с завершением небывалого похода, продолжавшегося десять лет; под парусом, на веслах и под мотором на «Пингвине» и «Пеликане» пройдено свыше 45 тысяч километров.
Отвечая на приветствия, Янцелевич и Каш добрым словом помянули своих спутников, участвовавших в наиболее трудных этапах плавания по морям и рекам: норильского кузнеца В. Сметанкина, московского журналиста В. Книппера и дальневосточника А. Прахина.
С. МОРОЗОВ,
действительный член Географического общества СССР.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения