Завоевание СевераМОСКВА, 17 (ТАСС). 14 июня профессор Шмидт на заседании коллегии Наркомвода в докладе об арктических экспедициях 1933 года, заявил: «Изучение Арктики имеет огромное значение для народного хозяйства. Достаточно указать, что Карское море во второй пятилетке должно играть значительную роль в вывозе продукции из бассейнов Енисея и Оби на внутренний и внешний рынки. Поэтому необходимо изучить ледовые условия Карского моря и совершенно точно запроектировать грузооборот во второй пятилетки.
Деятельность арктического института направлена к тому, чтобы освоить наиболее далекие части нашего севера. Его работы начались, главным образом с 1929 года, с момента постройки метеорологической станции на земле Франца Иосифа. Рейс ледокола «Седов» под начальством Шмидта и капитана Воронила на землю Франца Иосифа был проведен исключительно удачно. Это дало возможность экспедиции пойти дальше за землю Франца Иосифа, что и является рекордным свободным плаванием на север.
Станция на земле Франца Иосифа, являющаяся центральной и главнейшей полярной станцией, имеет большое значение. Метеорологические показания этой станции играют существенную роль в определении погоды всего Союза, но главным образом условий плавания в северных морях.
Полярные рейсы затем повторились в 1930 году и в 1931 году на «Малыгине». Уже сейчас этот рейс на землю Франца Иосифа можно считать вполне освоенным. Затем мы организовали станцию на Север ной Земле. Эта станция вместе со станциями Маточкина Шара и мыса Желаний и станциями земли Франца Иосифа создает кольцо, дающее возможность держать Карское море под контролем, которого раньше не было. Поэтому карские экспедиции в дальнейшем должны удешевляться и развиваться.
В дальнейших наших планах ставится задача продвижения на восток, поскольку запад уже освоен. Мы хотим создать станцию на Мысе Челюскин. Эта станция необходима для продвижения к северу Сибири. В этом году экспедиция ставит себе задачу поставить здесь серьезную научную базу с достаточно мощной радиостанцией для обслуживания всего района, передачи судовых телеграмм и т. д.
Из береговых работ проводится научное исследование в области Лены. Основная задача этого года совершить северо-восточный переход Архангельск — Владивосток. Этот переход уже делался три раза. Еще в 1863—6 году этот путь прошел Норденшельд, в 1912—15 годах ледоколы «Таймыр» и «Вайгач», совершившие путь в обратном направлении — Владивосток — Архангельск и, наконец, третий поход был сделав Амундсеном.
— «Мы не собираемся открывать путь, — говорит Шмидт, — который уже открыт географически, мы собираемся его открыть навигационно. Многие арктические исследователи убеждены, что этот путь можно; пройти в один год. Тогда он приобретет народно - хозяйственное значение, так как это путь по нашим внутренним морям. В случав успеха западный этап этого пути имел бы коммерческое значение для устья Лены и открыл бы большие перспективы перед Якутией и Леной.
Мы надеемся, — сказал в заключение Шмидт, — положить камень в это новое строительство. Попутно мы изучим море Лаптевых.
На арктические экспедиции зафрахтованы два ледокола «Русанов» и «Сибиряков», которые должны выйти из Архангельска. «Русанов» поставит станцию в Челюскине, «Сибиряков» пойдет дальше. 20 июля они должны выйти в плавание.
Коллегия Наркомвода предложила судоремонту обеспечить выпуск ледоколов «Русанов» и «Сибиряков», не позже 10 июля.