"Филателия СССР", 1972, №1, стр. 13-14В. Притула. "Аэростатные соревнования на кубок Гордон Беннетта".Коллекционерам, увлекающимся аэрофилателией, хорошо известны две польские марки с надпечаткой: "ГОРДОН-БЕННЁТТ 30. VIII. 1936", посвященные соревнованиям аэростатов на дальность полета.Впервые кубок Гордон-Беннетта был разыгран в Париже 30 сентября 1906 года. В этот день стартовало 16 аэростатов. Призером стал американец Френк Ламм, пролетевший 647 км. Он приземлился в Йоркшире (Великобритания). В дальнейшем эти соревнования проходили ежегодно вплоть до 1939 года с двумя перерывами: с 1914 по 1919 год в связи с первой мировой войной и в 1931 году, когда европейские аэроклубы отказались от участия в соревнованиях на территории США из-за плохой организации американцами предыдущих соревнований. ФАИ, найдя претензии европейских аэроклубов справедливыми, решила провести очередные соревнования в 1932 году в Европе. Швейцария получила преимущество перед Польшей, чей аэроклуб не был еще достаточно известен. Однако в дальнейшем польские пилоты неоднократно выходили победителями, и Польша по праву становилась организатором очередных соревнований. В 27-й раз кубок Гордон-Беннетта должны были разыграть пилоты Европы и Америки в 1939 году. Старт был назначен на 1 сентября. Однако началась вторая мировая война, после которой кубок больше не разыгрывался. На память о соревнованиях осталось много коллекционных материалов: специальных почтовых открыток и памятных штемпелей. Ряд открыток отмечен российскими и советскими штемпелями.
Стартовав, аэростаты совершали полет в направлении преобладающих ветров, которые неоднократно заносили баллоны на территорию нашей страны. Пилоты брали с собой почту, которую в таких случаях отмечали штемпелями прибытия в почтовых отделениях русских городов. Эти штемпеля служили подтверждением пройденного аэростатами маршрута.
27 октября 1912 года в Штутгарте (Германия) стартовали VII соревнования на кубок Гордон-Беннетта... Победитель француз Бьенаме, пролетев 2181 км, приземлился возле Москвы. Его соотечественник Леблан, ставший вторым в списке победителей, приземлился около Калуги. Эти аэростаты не брали почты, но по случаю соревнований в Германии были выпущены две специальные открытки, одна из которых оплачена 5-пфенниговой маркой стандартного рисунка. Кроме того, было отпечатано 70 различных одноцветных и одна многоцветная памятные виньетки.
В 1932 году 17 аэростатов, стартовавших 25 сентября в Базеле (Швейцария), попали в воздушный поток северо-восточного направления. Победитель этих соревнований, американский пилот Сеттл, преодолев расстояние более 1536 км, приземлился под Вильнюсом. Второй призер опустился около Каунаса, а третий вблизи Токара в Польше. Пилоты-победители, так же, как и в 1912 году, не брали с собой почту.
XXIII соревнования, проходившие в Варшаве, собрали на старт 13 аэростатов, которые 15 сентября 1935 года отправились в путь с поля Мокотовского. Победил польский пилот капитан Буржинский на аэростате "Полония II". Он пролетел 1650 км и приземлился на Урале вблизи деревни Тишкино. Другой польский пилот Антонин Януш был вторым. На аэростате "Варшава II" он долетел до берегов Белого моря, покрыв расстояние в 1563 км. Третье место занял бельгийский пилот Демуйтер, который на аэростате "Бельжик" приземлился в Вешенской. В память об этих соревнованиях внеконкурсный польский аэростат "Легионово" доставил несколько тысяч почтовых открыток и писем, оплаченных как корреспонденция "экспресс", в Соколов Подласский. Вся эта почта была погашена специальным круглым штемпелем, а также получила прямоугольный сопроводительный штемпель "баллонная почта". Бельгийский пилот Эрнест Демуйтер перевез на своем аэростате более 1000 специально приготовленных открыток, на которых отмечено место приземления в Вешенской. Кроме него, специально приготовленные открытки брали на борт и другие пилоты.
В 1936 году аэростаты в третий раз подряд стартовали в Варшаве. За успехи в предыдущих соревнованиях польский аэроклуб получил кубок Гордон-Беннетта, четвертый по счету, навечно. До него такой чести были удостоены аэроклубы США (дважды) и Бельгии. Польский президент учредил новый переходящий приз Гордон-Беннетта. Его оспаривали 10 аэростатов, сильнейшим из которых стал "Бельжик", пилотированный Э. Демуйтером. Он пролетел 1800 км и приземлился около Медлехи под Архангельском. Вторым был немецкий пилот Гётце на аэростате "Германия", третьим - поляк Буржинский на аэростате "Полония II".
В память о XXIV розыгрыше кубка Гордон-Беннетта польские внеконкурсные аэростаты "Легионово" и "Сирена" доставили почту, погашенную специальными штемпелями, в Пелище ("Легионово") и Хотимице ("Сирена"), Более 6000 открыток и писем аэростата "Легионово" были погашены штемпелем "Баллонная почта Гордон-Беннетт Варшава 31 (30. VIII) 1936". Около 7500 почтовых отправлений аэростата "Сирена" погашено штемпелем "Международные соревнования аэростатов Гордон-Беннетт Варшава 31. (30-VIII) 1936". Письма и открытки, которые сдавали на месте старта, получили специальный штемпель гашения. Марки на почтовой корреспонденции, сданной в других городах Польши, были погашены обычным календарным штемпелем местных почтовых отделений. Поэтому на таких письмах и открытках специальный штемпель ставили рядом с марками, как памятный. Польский аэроклуб для своей корреспонденции применял памятный машинный штемпель "Гордон-Беннетт 1936 Аэроклуб". Вся польская аэростатная почта была оплачена по тарифу "экспресс" - доставки. Кроме того, к XXIV соревнованиям были выпущены памятная четырехцветная этикетка, повторяющая рисунок рекламной афиши, и специальная открытка с сине-зеленой виньеткой. Бельгийский пилот Э. Демуй-тер, хорошо подготовившийся к соревнованиям не только в спортивном отношении, но и в филателистическом, привез из Бельгии 2800 трехцветных и 1200 одноцветных специальных почтовых открыток, оплаченных бельгийскими марками, а также специальный штемпель, которым отметил всю свою корреспонденцию. Кроме того, почта Э. Демуйтера имеет также штемпель "Варшава 31" и штемпель "Архангельск 6.9.36".
Вернувшись в Бельгию после победного полета до Медлехи, Демуйтер снабдил свою почту специальным информационным штемпелем с указанием места и времени старта и приземления, а также протяженности трассы полета. Кроме бельгийской аэростатной корреспонденции XXIV соревнований, известна также французская (50 шт.), голландская (15 шт.), греческая (25 шт.) и люксембургская (230 шт.).
В XXV соревнованиях на кубок Гордон-Беннетта участвовало 12 аэростатов, снова полетевших в восточном направлении после старта в Брюсселе 20 мая 1937 года. И вновь, как и пять лет назад, перелеты закончились в Прибалтике. Победитель Э. Демуйтер на аэростате "Бельжик" приземлился в районе Тукумса, около Риги, пролетев 1430 км. На 30 км меньше пролетел польский пилот А. Януш на аэростате "Варшава II", который сел на литовской земле. Бельгийский пилот доставил в Ригу 5000 специальных открыток. Для этой почты в Бельгии были выпущены четыре специальных виньетки номиналами 5 и 7,5 франка. Кроме этой корреспонденции, известны специальные открытки, пролетевшие из Брюсселя в ряд городов Центральной Европы, а также почтовые отправления для доставки аэростатами из Эфиопии, Франции, Швейцарии, Голландии, Люксембурга и Великобритании.