АРКТИКА В 1935 ГОДУ
Принципиальное значение Северного морского пути было подчеркнуто тов. Сталиным. Он дал нам указания — скорее закончить исследование пути, овладеть им и, как он выразился, держать Северный морской путь в сохранности.
За последние годы созданы все предпосылки для эксплоатации Северного морского пути: совершено 3 сквозных похода по Ледовитому океану („Сибиряков", „Челюскин", „Литке"), организованы грузовые рейсы к устьям Лены и Колымы. Авиация и наука накопили огромный опыт.
1935 г. будет первым годом пробной эксплоатации Северного морского пути. Совет Труда и Обороны утвердил план морских перевозок в Арктике на 1935 г. Общее число крупных морских судов, участвующих в этих перевозках (не считая перевозок угля со Шпицбергена на Мурманск, до Вайгача, о-ва Колгуева и т. д.), дойдет до 73 против 46 судов в 1934 г. Карскими рейсами будет перевезено 145 000 тонн груза. Пять судов пойдут из Мурманска к устью Лены. В устье реки Колымы пойдут семь судов из Владивостока и одно из Мурманска. Особенно интересно то, что 4 парохода с грузом совершат весь сквозной проход. Два судна пойдут из Мурманска с грузом для Дальнего Востока (Петропавловск на Камчатке и Владивосток), а два — из Владивостока на запад. Это будут построенные на советских заводах обычные транспортные суда типа „Сталинград" и „Смоленск".
В этом году наши ледоколы поделят между собой Ледовитый океан на отдельные оперативные участки и, проводив суда до границы своего участка, будут передавать их очередному ледоколу. Таких участков четыре. На них будут поставлены наши крупнейшие ледоколы: „Ленин" в западной части Карского моря, „Ермак" — в восточной части Карского моря, „Литке" — в море Лаптевых и „Красин" — в Чукотском море». Ледоколы будут также базами научной работы.
Развитие грузовых операций на Севере требует дальнейшего исследования Ледовитого океана. Для этой цели отправляется специальная научная экспедиция на л/п „Садко" под начальством Г. А. Ушакова.
Основной угольной базой на западе является о-в Диксона. Диксон будет пользоваться преимущественно шпицбергенским углем, но дальнейшее развитие судоходства выдвинет как актуальную задачу эксплоатацию печорских и енисейских углей. Далее к востоку угольной базой является
— 124 —
бухта Тикси (близ устья Лены). Она пользуется ленским углем, разработка которого успешно развивается. Наконец, на востоке угольной базой явится бухта Провидения. Уголь сюда доставляется пока из Владивостока, но в будущем, с окончанием разведывательных работ, будет добываться местный уголь в устье р. Анадырь.
Грузовые рейсы к устьям азиатских рек (Лены, Колымы, не говоря уже о хорошо известных карских рейсах к Енисею) уже в этом году резко изменят экономику Севера. Пять грузовых пароходов, которые пройдут к устью Лены, доставят все необходимое для снабжения северной части Якутии, завезут машины для работ по индустриализации этого края.
В ближайшие годы, очевидно, начнется добыча нефти в обширной полосу от устья р. Хатанги до Нижнего Енисея. Между Хатангой и Леной может быть начата эксплоатация каменной соли. Это решит проблему снабжения каменной солью всего Дальнего Востока с его крупнейшими рыбными промыслами и возрастающим населением.
Через весь Север Советского Союза, от Берингова пролива до Енисея и далее до Мурманска, тянется полоса, богатая разнообразными металлическими рудами. Производятся усиленные геологические изыскания, и намечаются пункты эксплоатации оловянных, никелевых и других месторождений. Особенно большое будущее принадлежит Норильскому месторождению (в низовьях Енисея) никеля и полиметаллических руд.
Северный морской путь стимулирует развитие речного транспорта на всех сибирских реках. Наши верфи на Оби, Енисее и Лене интенсивно работают над созданием речного флота, потребность в котором после открытия морского плавания резко повысилась. Например, большая р. Индигирка не имеет еще никакого речного транспорта. В этом году ледокол „Русанов" доставит к ее устью группу ученых и хозяйственников,, которые проведут изыскания для постройки там порта и развития речного транспорта. Это приведет к хозяйственному освоению огромного, до сих пор совершенно недоступного края. Так же обстоит дело и в бассейне Яны, Анабары, Оленека, Хатанги и ряда других рек, которые широкой общественности до сих пор мало известны, хотя по величине они не уступают Днепру. Создание речного транспорта в глухих районах Советского Севера откроет совершенно необозримые перспективы для развития не только таких старых отраслей, как рыбная и пушная, но и для проникновения далеко на Север земледелия и животноводства.
Одним из самых могучих орудий освоения Севера является авиация. За последнее время оборудованы и нормально работают две полярных авиолинии: по Енисею — от Красноярска до Дудинки (более 2000 км) и по Оби — Тюмени до Обдорска (1700 км). В этом году герой Советского Союза т. Молоков, как известно, продолжил зимние полеты от Дудинки до о-ва Диксона, т. е. еще на 700 км. Эта линия с 1935 г. вводится в строй, как нормально действующая. Обская линия удлиняется до Нового Порта (на 400 км). Действующая линия гражданского воздушного флота Иркутск — Якутск продолжается Главсевморпутем по Лене до бухты Тикси (1600 км). Наконец, вводится в строй воздушная линия: бухта Провидения — Уэлен — мыс Шмидта — о-в Врангеля (900 км).
Правительство поручило Главсевморпути хозяйственную работу в одной четвертой части Советского Союза (от 62-й параллели). Вся огромная работа на Севере пользуется исключительным вниманием и
— 125 —
заботой Центрального Комитета нашей партии и Совета Народных Комиссаров. Эта работа не могла бы быть успешной, если бы она не была поддержана всей страной. Тысячи лучших работников всех специальностей просятся на Север и дают нам возможность отобрать лучших из лучших, чтобы в кратчайший срок решить огромные задачи освоения Севера, поставленные перед нами тов. Сталиным.
(Из беседы с начальником Главсевморпути О. Ю. Шмидтом.
Ц. О. „Правда")