Эзра Виленский
(1902-1944)
В "Известиях" - с 1934 по 1944 год, специальный, военный корреспондент
* * *
Эзра Виленский родился в Днепропетровске. С 17 лет начал работать, одновременно успел выучить французский и немецкий языки. В 1924 году перебрался с Украины в Москву, работал в газете "Труд" и других изданиях. С 1934 года - в "Известиях".
В пору знаменитых северных экспедиций 30-х годов его главной темой становится освоение Арктики поколением героических советских полярников - исследователей, моряков, летчиков. Он не избегал ежедневной репортерской работы, писал информации, репортажи, судебные очерки. И все же его сердце притягивал арктический магнит.
В июне 1935 года главный редактор "Известий" Николай Бухарин благословил Виленского на участие в первой высокоширотной экспедиции Главсевморпути на борту ледокольного парохода "Садко". Поход продолжался 54 дня -на тот период мировой рекорд плавания в высоких широтах. Возглавлял экспедицию академик Отто Шмидт. (прим.: здесь ошибка, руководителем этой экспедиции был не О.Ю. Шмидт, а Г.А. Ушаков) За это время на ледовых пространствах между Землей Франца-Иосифа и островом Визе оборудовано 107 полярных станций, собрано свыше 16 000 экземпляров фауны и флоры. На "Садко" иногда приходилось работать по 20 часов в сутки. Виленский стоял матросом на вахте, но чуть ли не ежедневно отправлял репортажи в "Известия".
С конца 1935 года по разработкам штаба Шмидта началась подготовка к новой беспримерной экспедиции с созданием станции "Северный полюс-1" в составе знаменитой четверки зимовщиков (И.Д. Папанин, Э.Т. Кренкель, П.П. Ширшов, Е.К. Федоров). От "Известий" в группу информационной поддержки (как сказали бы теперь) был включен Виленский.
В феврале 1937 года в Москве в районе Теплого Стана была установлена черная палатка, в которую поселили будущих полярников, чтобы привыкали... Виленский в течение года писал в "Известиях" репортажи о подготовке экспедиции.
В мае 1937-го отряд тяжелых самолетов АНТ-6 под командованием Героя Советского Союза Михаила Водопьянова доставил на льдину в 20 километрах от Северного полюса полярников и оборудование. Единственным из журналистов в перелете участвовал Виленский. Разбили черную палатку (она лучше прогревалась солнцем и выделялась на снегу), установили ветряк, наладили радиоаппаратуру. Папанин и Виленский лепили кирпичи из снега, Ширшов построил из них кухню...
2 июня на льдине остались четверо папанинцев. Им предстояло заниматься изучением погоды, следить за движением льдов, морских течений. За 9 месяцев дрейфа льдину отнесло в Гренландское море, 1 февраля 1938 года в Москву пришла телеграмма от Папанина - поле разорвало трещинами...
Снова Виленский отправляется на Северный полюс - на судне "Таймыр". "Ты единственный журналист, что общался с папанинцами, - сказал ему тогда начальник "отряда спасения" А. Остальцев. - Поэтому тебе разрешено поговорить с полярниками".
И вот Виленский на льдине. Он руководил строительством аэродрома для приема самолета. "Все кругом было фантастично и походило на театральную постановку какой-то северной сказки. Но по пути попадались трещины, разводья, через которые надо переходить, и тогда мы чувствовали, что это не театр и не сказка, а самая настоящая действительность", - пишет журналист в "Известиях".
...17 марта 1938 года Москва встречала героев-папанинцев. Среди награжденных за северную эпопею орден "Знак Почета" получил и корреспондент "Известий".
...А потом была война. С первых ее дней Эзра Виленский - на фронте. Адреса командировок - Одесса, Севастополь, Донбасс, Ростов, Таганрог... Одним из первых он написал о легендарном командире партизанского соединения в Белоруссии Герое Советского Союза Константине Заслонове. Уже после войны классический известинский очерк Виленского "Неизвестный моряк" вошел в трехтомник избранных произведений о войне наряду с очерками Симонова, Гайдара, Фадеева, Эренбурга, Толстого, Кригера...
В 1943 году Эзра Самойлович Виленский серьезно заболел, уже не смог выезжать на фронт, но продолжал выступать в газете: его блокнот был полон военными впечатлениями.
Он умер, как тяжело раненный солдат, - на операционном столе...
Библиография
«Высокие широты» (совм. с корр. «Комсомольской правды» М.Б.Черненко).
«Шестнадцать дней на полюсе».
«Возвращение папанинцев».
Источник:
Александр Менделеев, "Это не театр и не сказка..." http://www.izvestia.ru/retro/article3126714/