Морозов Николай Васильевич (1862-1925)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Морозов Николай Васильевич (1862-1925)

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Июль 2009 21:38

С форума альманаха "Кортик"
Юрген : http://www.kortic.borda.ru/?1-2-0-00000 ... 0001-0#026

 40726333.jpg
МОРОЗОВ Николай Васильевич (9.11.1862 — 2.3.1925), генерал-майор КФШ, исследователь залива Петра Великого и морей СЛО. Родился в селе Знаменское (Кривцово) Щигровского уезда Курской губернии в купеческой семье. 12.9.78 по окончании реального училища поступил на штурманское отделение Технического училища МБ. 27.9.82 произведен в прапорщики с назначением во 2-й ФЭ БФ. Занимался съемкой и промером в Финском заливе. В1883-84 прослушал курс Минного офицерского класса. 26.11.84 прикомандирован к ГД, 24.3.85 произведен в подпоручики. В 1885-86 плавал на Петергофском рейде. 12.3.88 переведен в Сибирский ФЭ. В 1888-91 производителем работ ОСВО выполнил опись и промер в заливе Петра Великого. 1.1.91 произв. в поручики. В 1891-92 младший штурманский офицер фрегата «Владимир Мономах» в составе ТОЭ плавал в Тихом океане и затем перешел в Кронштадт. В 1893-94 плавал и выполнял лоцмейсгерские работы в Балтийском море. В 1894-99 старший штурманский офицер на крейсере II ранга «Вестник», охранял зверобойные и рыбные промыслы в СЛО и Белом море и участвовал в гидрографических работах. Старший штурманский офицер на транспорте «Самоед» в составе экспедиции АН, участвовал в наблюдении полного солнечного затмения и выполнение комплексных гидрографических исследований в р-не Новой Земли, участвовал в промере и выявлении обшей характеристики рельефа дна от Варангер-фьорда до Обской губы. 6.12.95 произведен в штабс-капитаны. В 1896 по результатам исследований М. составлена и издана «Лоция Самоедского берега». В 1899-04 (с 6.4.99 пом. нач. ГЭ СЛО и одновременно ст. штурманом п/х «Пахтусов») руководил исследованиями Белого и Карского морей. Итогом этих работ были «Поморский словарь» (1901) и «Лоция Мурманского берега» (1901). 6.12.01 произв. в капитаны, 6.12.04 – в подполковники. В 1905-09, командир п/х «Пахтусов», возглавлял работы ОСБМ. В 1905 провел в устье р. Енисей 22 п/х с грузами для Сибирской ж.д., став, таким образом, первым лоцмейстером Карского моря. 6.12.08 произведен в полковники. 18.1.10 назначен начальником Картографической части ГГУ. С 15.11.11 – начальник Геодезической части ГГУ. 24.22.12 произв. в генерал-майоры КФШ с увольнением от службы на льготных основаниях. Поступил в Геодезическую часть ГГУ по вольному найму, в навигацию 1913 на пароходе «Николай» участвовал в исследовании и навигационном оборудовании Карского моря. Подготовил к изданию «Лоцию Белого моря» (1915). После 1917 продолжал работать в ГГУ, был председателем комиссии по изучении СЛО, участвовал в создании морского отдела Государственного гидрологического института, член Полярной комиссии АН, принимал участие в работах РГО, членом которого состоял 17 лет. Награжден орденами: Св. Стан. 2-й ст. (1903), Св. АН. 2-й ст. (1907), Св. Влад. 4-й ст. (1908). Умер в Ленинграде, похоронен на Смоленском православном кладбище Именем М, назв. 2 мыса в Баренцевом море, мысы в Японском, Карском морях и море Лаптевых, а также остров и пролив в Карском море.


EFK : http://www.kortic.borda.ru/?1-2-0-00000 ... 0001-0#027

МОРОЗОВ Николай Васильевич [9(21).11.1862, с. Знаменское (Кривцово) Щигровского у. Курской губ. - 1.03.1925, Ленинград]. Гидрограф, исследователь морей Арктики. С 1894 служил штурманом на легком крейсере «Вестник», находившемся в составе отряда из 3 крейсеров; военнные моряки вели гидрографические исследования в Баренцевом и Белом морях. М. промерял глубину морского дна, устанавливал ограждения вокруг рифов и банок в Печорском заливе. В 1899-1905 плавал на исследовательском судне «Пахтусов», участвовал в работе Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана; с 1911 - вновь на «Пахтусове», руководил выбором места для радиотелеграфических станций в р-не мыса Маре-Сале, в Югорском Шаре и в Карских Воротах. После 1917 возглавлял Комиссию по изучению Северного Ледовитого океана. Именем М. названы 7 геогр. объектов в морях этого океана.

Сочинения:
Лоция Самоедского берега Северного Ледовитого океана... СПб., 1896;
Лоция Мурманского берега... СПб., 1901;
Руководство для плавания во льдах Белого моря. Пг., 1921.

Поморская энциклопедия. Т.1. История Архангельского Севера. – Архангельск, 2001. С. 250.


Штабс-кaпитан корпуса флотских штурманов Николай Васильевич Морозов исполнял на «Самоеде» обязанности старшего штурмана. Его именем в aвгycтe 1896 года назван мыс Морозова, что при входе в залив Рогачева. Николай Васильевич оставил заметный след в русской гидрографии. Он успел поработать на Балтике, Дальнем Востоке, но дольше всего - почти три десятилетия - на Севере. Долгое время он командовал гидрографическим судном «Пахтусов», принимал участие почти во всех арктических предприятиях конца прошлого и начала нашего века. Недаром его имя шесть раз увековечено в разных местах побережья морей Баренцева, Карского и Лаптевых, от Новой Земли до Северней Земли. До самой смерти в 1925 году Морозов не порывал связей с морем и Арктикой, являясь членам полярной комиссии Гидрографического управления и морской комиссии Российского гидрологического института.
К сожалению, до сих пор пока нет не только книги, но и исчерпывающей статьи об этом представителе cлaвного племени штурманов и гидрографов.
Лит.: Попов С.В. Архангельский полярный мемориал. – Архангельск: СЗКИ, 1985. С.90-91
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11539
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Морозов Николай Васильевич (1862-1925)

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Июль 2009 22:21

Визе В.Ю., Моря Советской Арктики: Очерки по истории исследования. -Л., 1936
Глава «Карское море»

... „Св. Анна“ вышла из Петербурга 10 августа 1912 года и, зайдя в Александровен на Мурмане, 15 сентября подошла к Югорскому Шару. Здесь стояло несколько пароходов, которые в течение всего лета тщетно пытались пройти в Карское море, — сразу же по выходе из Югорского Шара они встречали непреодолимые льды и поворачивали обратно.

Один из лучших в то время знатоков полярных льдов — гидрограф Н. В. Морозов предпринял в том году девять безуспешных попыток проникнуть в Карское море. Не удалось это и другим судам, за исключением „Св. Анны“. „16 сентября,— пишет Морозов,—я видел очень красивую баркентину, шедшую очень смело из Югорского Шара прямо во льды Карского моря; я догадался, что это „Анна“ лейтенанта Брусилова“. После этого „Св. Анну“ никогда уже больше не видели. В начале октября ее затерло у западного берега Ямала, в широте 71°45' N. Первые две недели „Св. Анна“ стояла здесь неподвижно, и команда даже несколько раз сходила на берег, но 28 октября лед оторвало и понесло на север. С этого дня начался ледовый дрейф судна, вынесший „Св. Анну“ зимою следующего года в Полярный бассейн.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11539
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Морозов Николай Васильевич (1862-1925)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Апрель 2010 22:32

Морозов Н.В. : 1.jpg
 scan%203737a.jpg
 scan%203737b.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Морозов Николай Васильевич (1862-1925)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 18 Апрель 2010 17:53

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СЕВЕРНЫХ МОРЕЙ
(К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н. В. МОРОЗОВА)


© О. В. МАКСИМОВА
(Русское географическое общество)

Статья посвящена жизни и деятельности исследователя Севера, гидрографа, генерал-майора корпуса флотских штурманов Николая Васильевича Морозова и содержит не известные ранее факты. Автор использует архивные документы и личную переписку Н. В. Морозова.

 Морозов Н.jpg
В Российском государственном архиве Военно-Морского Флота хранится ходатайство начальника Главного гидрографического управления С. П. Блинова, поддержанное Русским географическим обществом и Российским гидрологическим институтом, о назначении персональной пенсии и звания Почётного сотрудника ГГУ гидрографу Николаю Васильевичу Морозову. В его докладе начальнику Морских Сил СССР говорится: «Н. В. Морозов является одним из первых знатоков северных морей... К его обширному знанию и опыту обращаются все экспедиции и отдельные лица, отправляющиеся на Север...» [1].

Высокая оценка. Но путь к этому не был для Морозова простым и лёгким.
Родился Николай Васильевич в 1862 г. в селе Знаменское Шигровского уезда Курской губернии. Его отец, купец Василий Никанорович, умер, когда Николаю ещё не было и 10 лет. После смерти матери его опекуном стал дядя отставной армейский капитан Андрей Фомич Воронцов. Он-то и определил племянника в Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте, решив таким образом его дальнейшую судьбу.

В 1882 г. произведенный в прапорщики корпуса флотских штурманов Морозов начинает службу на кораблях Балтийского флота. Плавания на Балтике и работа в составе Отдельной съёмки Восточного океана под руководством лейтенанта К. Д. Андреева (в прошлом начальника первой русской полярной станции на Новой Земле), а потом и одиннадцатимесячный переход из Владивостока в Кронштадт на крейсере «Владимир Мономах» стали хорошей школой для молодого гидрографа.

И всё же направление всей его дальнейшей деятельности определилось лишь в 1894 г. во время плавания на крейсере «Вестник» в Баренцевом, Белом и Карском морях. Тогда-то и появились его рукописные заметки по лоции и «Обзор Самоедского берега (от мыса Канин Нос до Карского моря)». Работая над своей первой лоцией, поручик Морозов использовал как материалы, собранные им самим в плавании 1894 г., так и сведения, полученные его предшественниками — штурманами П. К. Пахтусовым, И. Н. Ивановым и И. А. Бережных. Составленная им Лоция Самоедского берега Северного Ледовитого океана от мыса Канин Нос до острова Вайгач — первое на русском языке руководство для плавания на этом участке морского пути в Сибирь была издана летом 1896 г. и сразу передана для отпуска на суда и продажи.

Тогда же Морозов начинает работать над новой лоцией, которая должна была включать в себя описание берега и вод, находящихся в границах России от мыса Святой Нос до залива Варангер-фьорд. Сам Николай Васильевич напишет об этом так: «В 1896 г. я получил лестное для меня предложение от Главного гидрографического управления пополнить из разных источников лоцию Рейнеке и предполагал сделать это тем же способом, как и подполковник Неупокоев, т.е. подстрочными примечаниями, но когда эта работа значительно подвинулась вперед, то выяснилось неудобство такого способа, а именно: местами подстрочных примечаний оказалось больше текста и пользование такой книгой на практике было бы неудобно; поместить примечания в самый текст во многих случаях оказалось совершенно невозможно, так как через это нарушилась бы ясность и стройность изложения, особенно если принять во внимание, что описание некоторых местностей у Рейнеке не согласуется с новейшими сведениями» [2, с. 30]. Стало очевидным, что целесообразнее составить лоцию Лапландского берега заново и вести описание не с востока на запад, как было у М. Ф. Рейнеке, а с запада на восток — как удобнее рассматривать карты. Основу лоции составили материалы, собранные Морозовым при описных работах в 1894 г. на крейсере «Вестник», в 1896-1897 гг. на транспорте «Самоед» и в 1899 г. на «Пахтусове» — в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО).

К концу января 1900 г. работа Морозова над лоцией была закончена и рукопись книги передана в Главное гидрографическое управление. Лоция Мурманского берега Северного Ледовитого океана от острова Вардэ до Белого моря — обширный труд с картой и кратким поморским словарём — вышла в свет весной 1901 г. Её тираж насчитывал 800 экземпляров.

Важным этапом в жизни Н. В. Морозова стало участие в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана в 1899-1904 гг. Назначение в ГЭСЛО Николай Васильевич получил после ухода из неё лейтенанта А. С. Боткина, желавшего завершить работы, начатые им на озере Байкал. ВГЭСЛО Морозов работает в должности помощника начальника экспедиции и старшего штурмана в плавании по Белому и Карскому морям и Ледовитому океану, а по окончании кампании заведует пароходом «Пахтусов» и сводной ротой судов, зимующих в Архангельске.

И в этот период сделано было немало. Не имея возможности в одной статье написать обо всём, приведу лишь некоторые примеры. Так, в августе 1901 г. [3] во время пребывания экспедиции в Медвежьем заливе капитану корпуса флотских штурманов Н. В. Морозову удалось определить астрономический пункт, что представляло особенный интерес, так как на карской стороне Новой Земли, к северу от Маточкина Шара, не было ни одного определения долготы места. Несколько определений широт было сделано П. К. Пахтусовым в 1835 г. А в 1902 г. при описи Карских Ворот капитану Морозову и капитану 2 ранга Варнеку удалось найти в губе Дыроватой закрытую от всех ветров и напора льдов якорную стоянку для больших морских судов, удобную даже для зимовки.

Под руководством Николая Васильевича осваивал профессию молодой Г. Я. Седов. Вот как пишет об этом командовавший в 1902 г. экспедицией А. И. Варнек: «Вся работа... велась двумя мензулами, с одной из них работал капитан Морозов и с другой — поручик Седов, сначала под руководством капитана Морозова, а потом самостоятельно» [4, с. 21].

Нелегко далась экспедиции в 1904 г. опись Ямала и острова Белого, затруднявшаяся низменностью берегов, их однообразием и значительной удалённостью, что требовало пеленгования с парохода каждые пять минут. Подойти ближе не позволяла отмелость берегов. Тем не менее, как отмечает начальник экспедиции полковник Ф. К. Дриженко: «…вся эта работа произведена капитаном Морозовым с полным тщанием, увлечением и любовью к делу» [5].

Ещё в марте 1899 г., обращаясь в Морское министерство с просьбой о переводе Морозова из Ревельского флотского полуэкипажа в ГЭСЛО, начальник ГГУ генерал-лейтенант К. И. Михайлов сообщал: «... Имея в виду, что штабс-капитан Морозов хорошо знаком с плаванием на севере и что дальнейшие его там плавания могут принести существенную пользу ещё и в отношении пополнения составленной им и изданной Управлением лоции Самоедского берега, Главное Гидрографическое Управление признало такое замещение открывающейся в экспедиции Северного Ледовитого океана вакансии крайне важным и представило о сём на благоусмотрение Управляющего Морским Министерством» [6]. И вот уже в июне 1902 г. начальник ГЭСЛО А. И. Варнек передаёт в ГГУ материалы по лоции Северного Ледовитого океана, составленные капитаном Морозовым на основании работ 1901 г., и предлагает издать их в виде двух приложений, из которых одно — к Лоции Мурманского берега и другое — к Лоции Самоедского берега, составленных тем же автором. Обе брошюры вышли из печати в 1903 г.

Работу над совершенствованием этих лоций и подготовку ко 2-му их изданию Морозов вёл на протяжении всей своей жизни. Немного не дожил Николай Васильевич до выхода в свет в 1925 г. нового, дополненного издания Лоции Мурманского берега.

В архиве мне довелось видеть и материалы по лоции Карского моря, собранные и обработанные Морозовым в этот же период его деятельности.

Вполне понятен и интерес Николая Васильевича к поморским народным мореходным книгам. Одну из таких народных лоций Н. В. Морозов опубликовал в 1909 г. в 30-м томе сборника «Записки по гидрографии» [7]. Эта рукопись, уже много раз переписанная, была передана ему капитаном парохода «Мурман» А. М. Падориным, который получил её от своих родственников. Предваряя публикацию, Николай Васильевич так оценил значение поморской лоции: «Не говоря уже о том интересе, который возбуждают в каждом любителе нашей старины вообще, и севера в особенности, подобные произведения самостоятельного, чисто народного творчества, надо признать, что сохранение и обнародование подобных памятников для современников и потомства желательно и с чисто практическими целями. Например, для составителей современных лоций далеко не бесполезно знать те названия приметных мест, которые у простого народа и на наших картах произносятся различно» [7, с. 270].

В 1905 г., командуя пароходом «Пахтусов», Морозов провёл через Карское море на Енисей 22 судна Северной морской экспедиции Министерства путей сообщения с грузами для строительства Транссибирской железнодорожной магистрали. Успех экспедиции убедительно доказал возможность использования морского пути в Сибирь для торгового мореплавания, а сама проводка судов стала крупнейшей транспортной операцией начала XX века в Северном Ледовитом океане.
Но Морозов понимал, что для безопасности судоходства на Севере предстоит ещё немало сделать: «...не следует забывать, — писал Николай Васильевич, — что на головном судне экспедиции, транспорте «Пахтусов», находились люди, принимавшие непосредственное участие в описи берегов Карского моря и постройке в нём знаков с 1894 по 1904 г. включительно» [8, с. 504]. Необходимо было сделать морской путь в Сибирь доступным широкому кругу мореплавателей.

В 1905-1909 гг. Николай Васильевич возглавляет партию Отдельной съёмки Мурманского берега и командует пароходом «Пахтусов». А в 1911 г. его, уже начальника картографической части ГГУ, командируют на «Пахтусов» для плавания в южной части Карского моря с комиссией Министерства внутренних дел для выбора наиболее удобных мест для строительства радиотелеграфных станций. Морозов показал комиссии такие места на мысе Марре-Саля на Ямале, в проливах Югорский Шар и Карские Ворота. И уже на следующий год он начинает работу по строительству железных створных знаков на подходах к будущим радиостанциям с моря.

Морозов был последним, кто видел в 1912 г. в море «Св. Анну» лейтенанта Г. Л. Брусилова. «3 сентября днём, — вспоминал Николай Васильевич, я видел очень красивую баркантину, шедшую очень смело из Югорского Шара прямо во льды Карского моря; я догадался, что это "Анна" лейтенанта Брусилова» [8, с. 520]. Капитаны судов, стоявших на якоре в Югорском Шаре возле строящейся радиостанции, рассказывали потом, что во время своей недолгой стоянки здесь Георгий Львович надеялся встретить первого лоцмейстера Карского моря, так называют Морозова, и посоветоваться с ним. Но встретиться им не было суждено.

В 1913 г. работы по строительству створных знаков были продолжены. «Согласно договора моего с Главным гидрографическим управлением от 22 мая 1913 года, — напишет Николай Васильевич в статье "Оборудование морского пути в устья рек Оби и Енисея", — я обязан был только построить знаки на островах Белом, Вилькицкого и Вернса и на мысе Ептарма; всё же прочее сделано мною по собственному почину, попутно, и без всякого ущерба для главной цели плавания — постройки вышеназванных знаков. Добавочные работы: астрономические, съёмочные и нивелировочные, а также наблюдения метеорологические, футшточные и над течениями моря я считал преступным не делать в местностях, столь редко посещаемых лицами, получившими специальное гидрографическое образование.

Прикладные часы в столь важной части Карского моря, как линия островов Белый, Вилькицкого и Вернса, определены мною впервые. Мне не известно также, делались ли кем-либо наблюдения над течениями моря у островов Белый и Вилькицкого.

Астрономическое определение северных оконечностей островов Белого и Вилькицкого по береговым наблюдениям сделано мной несомненно впервые, а на острове Вилькицкого совсем не было ни одного берегового астрономического пункта, так как он весь был нанесён на карты по наблюдениям с моря» [8, с. 545].

Но не только лоции занимали ум и сердце Николая Васильевича. «У нас сейчас нет хороших морских писателей вроде Станюковича, и я не могу назвать Вам ни одного имени, хотя очень слежу за морской литературой» — признаётся он в одном из писем к географу и зоологу Б. М. Житкову. При этом Морозов выделяет три качества, которыми должен обладать «морской» писатель:
• любить море и своё судно больше дома на берегу;
• иметь достаточные технические познания;
• обладать хорошим слогом и живым воображением, чтобы заинтересовать читателя и заставить его полюбить море и судно, как нечто живое.

Писать для молодёжи о море и кораблях он считал делом очень важным, просто необходимым. Мечтал и сам написать для юношества биографию исследователя Новой Земли П. К. Пахтусова и рассказать о подвигах русских моряков на Севере и на Востоке. На просьбу указать, кто может написать популярную книгу по океанографии, Николай Васильевич отвечает: «Не могу Вам указать, кроме Шокальского, кого-либо способного написать путное по океанографии для юношества, но ведь Шокальский страшно занят. Все заняты страшно, и я в том числе» [9].

В январе 1913 г. Николай Васильевич уходит в отставку с чином генерал-майора корпуса флотских штурманов, но продолжает работать в ГГУ уже по вольному найму.

Первая мировая война прервала работы, проводившиеся Морозовым на Карском море. Но почти ежегодно издаются его Дополнения к лоциям Самоедского и Мурманского берегов и к составленной А. Н. Арским Лоции Белого моря, которую он редактировал.

В 1918 г. в Петрограде Николая Васильевича арестовали. Его не допрашивали, а держали в качестве заложника. Затем Морозов снова на действительной службе, возглавляет Комиссию по изучению Северного Ледовитого океана ГГУ, участвует в работах Российского гидрологического института сначала в качестве члена Подготовительной комиссии по организации морского отдела, а потом члена Совета и учёного специалиста этого отдела. Его избирают действительным членом Постоянной полярной комиссии Академии наук. Именно ему в 1920 г. поручают в кратчайшие сроки составить первое на русском языке Руководство для плавания во льдах Белого моря, которое, несмотря на все трудности, увидит свет уже год спустя.

В своём новом труде Николай Васильевич даёт наиболее полную для своего времени классификацию полярных льдов, указывает признаки их близости, советует капитанам, как подготовить судно к плаванию во льдах. Одним из лучших в то время знатоков полярных льдов назовёт Н. В. Морозова в своей книге «Моря Советской Арктики» известный русский полярный исследователь В. Ю. Визе [10].

В октябре 1924 г. Николай Васильевич тяжело заболел. Во время наводнения в Ленинграде ему пришлось идти по колено, а местами и по пояс в холодной воде, это и стало причиной его болезни. Рассчитывать на полное восстановление трудоспособности не приходилось. Тогда-то и появилось ходатайство ГГУ о назначении персональной пенсии заболевшему гидрографу, чтобы «вознаградить его за долгую и полезную службу» и «пользоваться его совершенно исключительной опытностью во всех вопросах по северным морям СССР». Здесь же и отзыв Совета Русского географического общества, подписанный Ю. М. Шокальским, в котором говорится:
«... В области побережий и вод Севера Европейской России и той части Сибири, которая граничит на Востоке с островом Диксона, Н. В. Морозов был редкий знаток. Многие за те же годы плавали в этих же местах, но, однако, не собрали ни таких материалов, как Н. В. Морозов, ни удосужились дать им и всяким другим данным других наблюдателей столь обстоятельной обработки и освещения, какую сумел им придать он. В этом отношении, да и во многих других, заслуги Н. В. Морозова перед страною очень велики и должны быть последнею вознаграждены широко и по справедливости по отношению к этой пользе, какую его работы не только принесли, но и ещё долго будут приносить» [1].

Ходатайство осталось без резолюции. А через несколько месяцев, 1 марта 1925 г. Николай Васильевич умер. Он похоронен в Петербурге на Смоленском православном кладбище рядом с сыном Георгием, кадетом Морского корпуса.

В советское время о Николае Васильевиче Морозове вспоминали редко. И всё-таки память о нем сохранилась. Остались составленные им лоции и карты, статьи в журналах. Память о Н. В. Морозове хранят и названные его именем 8 географических объектов — остров, пролив, бухточка и 5 мысов — в Баренцевом, Белом, Карском, Японском морях и в море Лаптевых.

ЛИТЕРАТУРА
1. РГАВМФ. Ф. P-I80. — Оп. З. — Д. 130. — Л. 9-12.
2. Морозов Н. В. Лоция Мурманского берега Северного Ледовитого океана от островов Вардэ до Белого моря. СПб.: 1901. — 712 с.
3. Варнек А. И. Краткий очерк плавания парохода «Пахтусов» в Ледовитом океане летом 1901 г. — СПб: 1902.
4. Варнек А. И. Краткий очерк работ Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана в 1902 г. // Записки по гидрографии. — 1904. — Т. 36.
5. Дриженко Ф. К. Работа гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана за 1904 г. // Морской сборник. — 1906. — Т. 332. — № 1, 2.
6. РГАВМФ. — Ф. 404. — Оп. 1. — Д. 313. — Л. 23.
7. Мореходная книга или лоция беломорских поморов // Записки по гидрографии. — 1909. — Т. 30. — С. 269-305.
8. Морозов Н. В. Оборудование морского пути в устья рек Оби и Енисея. // Записки по гидрографии. — 1914. — Т. 38. — Вып. 4. — С. 501-554.
9. Архив Русского географического общества. — Ф. 38. — Оп. 1. — Д. 67, 94.
10. Визе В. Ю. Моря Советской Арктики. — М-Л.: Изд-во Главсевморпути, 1948. — 396 с.


© Журнал "Навигация и гидрография", 2002, №14
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Морозов Николай Васильевич (16(24).11.1862–1925)

Сообщение Георгий Паруирович » 20 Июнь 2014 14:47

Фото могилы Морозова Санкт-Петербург, Смоленское православное кладбище, участок 146, Поперечная дорожка
http://www.gpavet.narod.ru/Places/photomog/morozov.jpg
Георгий Паруирович
 
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 09 Июнь 2014 21:58

Морозов Николай Васильевич (1862-1925)

Сообщение fisch1 » 01 Ноябрь 2015 21:28

 Лоция Самоедского берега Северного Ледовитого океана от мыса Канин Нос до острова Вайгач.jpg
Морозов Н. В. Лоция Самоедского берега Северного Ледовитого океана от мыса Канин Нос до острова Вайгач / Составитель Корпуса флотских штурманов поручик Н. Морозов. — СПб.: типография Мор. м-ва, 1896.

fisch1
 
Сообщения: 1421
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Морозов Николай Васильевич (1862-1925)

Сообщение fisch1 » 02 Ноябрь 2015 19:15

 Лоция Мурманского берега Северного Ледовитого океана от островов Вардэ до Белого моря.jpg
 карта из лоции.jpg
Морозов, Николай Васильевич. Лоция Мурманского берега Северного Ледовитого океана от островов Вардэ до Белого моря / Составитель Корпуса флотских штурманов штабс-капитан Н. Морозов. — СПб.: типография Мор. м-ва, 1901




ПРЕДИЛ0ВИЕ.

Первый гидрографическия изследования Мурманскаго берега офицерами русскаго флота начаты были въ 1741 г., со времени установившаяся постояннаго плавания по проводке въ Балтийское море военныхъ судовъ, строившихся на учрежденныхъ въ 1783 г. при Архангельскомъ порте Соломбальскихъ верфяхъ; но первая на русском языке и притомъ краткая лоция Мурманскаго берега была издана лишь въ 1779 году въ переводе с английскаго языка, капитана Салманова; однако лоцией этой, по замечанию М. Ф. Рейнеке, русские моряки того времени мало пользовались и более руководствовались рукописными заметками, передававшимися отъ одного къ другому. Такъ продолжалось до 1843 г. когда Гидрографическим Департаментомъ была издана новая, достаточно подробная лоция Мурманскаго берега под заглавиемъ: «Гидрографическое описание севернаго берега России,часть 2-я, Лапландский берегъ». Это руководство было составлено нашим известным гидрографом севера по заметкамъ, собраннымъ имъ лично и его помощниками при описи Мурманскаго берега 1826—1833 годовъ, штурманами Харловым и Козаковым, а также по сведениям, заимствованнымъ изъ рукописныхъ тетрадей поморовъ и штурмановъ. Трудъ этотъ, пополненный только примечаниями подполковника Неупокоева, без изменения текста и изданный вновь в 1878 году Гидрографическим Департаментомъ, продолжаешь служить до сихъ поръ единственным руководствомъ для судовъ при плаванш въ суровыхъ водахъ Мурмана, а между темъ, наминая уже съ 1888 г., когда возникъ вопрос об устройстве на Мурмане для развития его рыбныхъ промысловъ удобнаго въ морскомъ отношении административная центра, и когда начались изыскания для установления плавания к устьямъ рекъ Оби и Енисея.—получаемыя от наших крейсеров и от специально командированныхъ лиц сведения о Мурманском береге и его многочисленных бухтах на столько пополнились, что сделали лоцию Рейнеке окончательно устаревшею и побудили Главное Гидрографическое Управление приступить к издание» новой лоции Мурманскаго берега, отвечающей современному требованию развившагося мореходства у обладающих рыбными богатствами берегов Мурмана.
Составление этого перваго руководства поручено было Главным Гидрографическим Управлением штурманскому офицеру штабс-капитану Морозову, хорошо ознакомившемуся с северным нашим побережьемъ во время его многолетних там плаваний и заявившему себя обстоятельным составителем лоции Самоедскаго берега, изданной Главным Гидрографическим Управлешем в 1896 г.
Представленная штабс-капитаномъ Морозовымъ новая лоция Мурманскаго берега, составляющая настоящий выпуск, до ея напечатания, была, по поручению Главнаго Гидрографическаго Управления, тщательно пересмотрена капитаном Деплоранским, штурмаиским офицером также много лет плававшим у Мурманскаго берега, при чемъ 3 года плавания совершены были им в звании командира административнаго парохода «Мурманъ».
Новое издание лоции заключаете в себе описание характера не только берега и вод, находящихся в границах России от мыса Св.Нос до реки Ворьемы, но также описание характера берега и вод, лежащих к западу, по норвежской части Варангерскаго залива, до города Вардэ включительно.
Главным основанием при составлении новой лоции Мурманского берега послужили: «Гидрографическое описание Лапландскаго берега М. Ф. Рейнеке» и «Описание четырекратнаго путешествия в северный Ледовитый океан О. П. Литке», причем данныя эти были пополнены сведениями по гидрографии этой местности, напечатанными Главными Гидрографическим Управлением после 1878 г. в ежегодных Отчетах его, Записках по гидрографии, Лоцманских заметках, Описании маяков и знаков, и имеющихся в рукописях в архиве Управления. В лоцию введены также сведения, заимствованные из некоторых статей, изданных Императорской Академией Наук и Императорским Русским Географическим Обществом, из английских лоций, из сочинения Воейкова «Климаты земного шара», статей Книповича, производящего ныне разведочныя изследования вод Мурмана, и др.
Не мало также внесено в лоцию сведений, лично собранныхъ автором и капитаном Деплоранскимъ за время долголетнихъ их плаваний в этой местности.
Все сведения, вошедшия въ этотъ выпуск лоции, пополнены при Главном Гидрографическом Управлении по 1-ое января 1901 года, а последующая будутъ издаваться отдельными дополнениями въ виде брошюръ.

Начальник Главнаго Гидрографическаго Управления Генералъ-Лейтенантъ Михайлов.

И. д. Начальника Картографической части Капитан Бялокоз


fisch1
 
Сообщения: 1421
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения