СССР-Ж-115 (Ли-2)

Авиатехника, люди, события - отдельные авиаотряды, история и современность.

Катастрофа Ли-2 в горах Полярного Урала в декабре 1948 г

Сообщение Историк » 11 Апрель 2015 17:25

Добрый день. Я являюсь редактором сайта airdisaster.ru
Мне прислали вот такой материал о неизвестной мне катастрофе самолета Ли-2 (командир Майков Н.П.)
http://iskratgg.ru/index.php/the-news/1 ... 7-12-51-57
Неясна принадлежность этого самолета и экипажа. В архиве ГВФ о нем ничего нет. Возможно, авиация МВД (указанную в материале железную дорогу строило Главное управление лагерей железнодорожного строительства МВД СССР). Или все же Полярная Авиация Главсевморпути?
Погуглив, нашел еще одно упоминание об этом событии
http://stengazeta.net/?p=10001012 (см ближе к концу текста). В нем есть про "летчиков полярной авиации", но не уверен, что это правильно. Захоронение экипажа сделано как воинское (на фото по первой ссылке)
Историк
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 16 Январь 2013 09:57

Катастрофа Ли-2 в горах Полярного Урала в декабре 1948 г

Сообщение ББК-10 » 11 Апрель 2015 17:54

Про супругов Майковых есть информация и фотографии здесь:
http://cpacibodedu.ru/index.php/article ... e_zabyito/
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10175
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Катастрофа Ли-2 в горах Полярного Урала в декабре 1948 г

Сообщение ББК-10 » 11 Апрель 2015 20:36

Погорелова Мария Константиновна
Год рождения: __.__.1921
гв. мл. лейтенант
в РККА с __.__.1943 года
место рождения: Сталинградская обл., Николаевский р-н, с. Политотдельское
№ записи: 1002552046

Орден Красной Звезды
 1.jpg
 2.jpg
 3.jpg

Фронтовой приказ № 62/н от 30.04.1945 ВС 15 ВА
Архив: ЦАМО фонд: 33 опись: 687572 ед.хранения: 457

№ записи: 38314501
 12.jpg
 13.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10175
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Катастрофа Ли-2 в горах Полярного Урала в декабре 1948 г

Сообщение ББК-10 » 11 Апрель 2015 20:43

Погорелова Мария Константиновна 1921г.р.
Звание: гв. мл. лейтенант
в РККА с 1943 года
№ записи: 24549476
Орден Отечественной войны 1 степени
 1.jpg
 6.jpg
 9.jpg
 10.jpg

Приказ подразделения № 13/н от 03.07.1945 5 гв. бак
Архив: ЦАМО фонд: 33 опись: 686196 ед.хранения: 2406
№ записи: 24549473
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10175
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Катастрофа Ли-2 в горах Полярного Урала в декабре 1948 г

Сообщение Historik » 12 Апрель 2015 10:57

По документам УПА ГУСМП данная авиакатасрофа не проходит.
Коллеги помогли найти снимки экипажа Н.П.Майкова и его супруги - второго пилота Ли-2 М.К.Майковой (девичья фамилия - Погорелова). Все они заслуженные фронтовики (важно вспомнить их накануне 70-летия Великой Победы):
 экипажМайкова.jpg

 майковы.jpg

 погорелова-майкова.jpg

Оказывается фото сохранила родственница М.К.Майковой -Новичкова Инна Александровна - ныне педагог-психолог МБДОУ д/с общеразвивающего вида № 31 «Колосок» г. Волжского, Волгоградской области, которая собрала сведения о своей двоюродной бабушке Погореловой Марии Константиновне (примерные годы жизни: 1921-1948) - http://cpacibodedu.ru/index.php/article ... e_zabyito/
Теперь о принадлежности Ли-2. Представляется, что он относился к МВД СССР и, непосредственно к Желдорпроекту Главного управления железнодорожного строительства МВД (ГУЛЖДС - с 05.08.1948 г. начальник - генерал-майор итс Ф.А.Гвоздевский), авиационное подразделение которого обслуживало Уральскую экспедицию Северного управления лагерей железнодорожного строительства. Именно последнее занималось строительством железнодорожной магистрали Коноша- Котлас-Княжпогост-Ухтуа- Кожва (Печора)-Воркута. А экипаж Н.П.Майкова, как и ещё два экипажа Ли-2, работали на её участке Чум-Лабытнанги (штаб строительства которого находился в пос. Абезь Ухтпечлага - оттуда и было большинство пассажиров погибшего Ли-2).
Думаю, что искать сведения об этом экипаже необходимо в Центральном архиве МВД РФ.
Кстати, в МВД СССР на 21 декабря 1948 г. (день катастрофы) имелось, по крайней мере, 8 авиационных подразделений. Помимо Желдорпроекта: в Центральном аппарате, в Главном управлении погранвойск, в Главном управлении лагерей лесной промышленности, в Главном управлении лагерей горно-металлургических предприятий, в Главпромстрое, в Главном управлении лагерей и Дальстрое.
Historik
 
Сообщения: 505
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Катастрофа Ли-2 в горах Полярного Урала в декабре 1948 г

Сообщение Dobrolet » 13 Апрель 2015 02:59

По информации из музея авиации Салехарда самолет был из системы Бампроекта НКВД и имел регистрационный номер СССР-Ж115 (http://togeo.ru/main/salehard/muzei-avi ... nebom.html).
 Ж115.jpg
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Катастрофа Ли-2 в горах Полярного Урала в декабре 1948 г

Сообщение Historik » 13 Апрель 2015 08:34

Возможно и Бампроекта. Но, в любом случае, этот борт нужно искать в фондах Главного управления железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) МВД СССР.
НКВД СССР был преобразован в МВД в соответствии с Законом Верховного Совета СССР от 15марта 1946 года. 8)
Historik
 
Сообщения: 505
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Катастрофа Ли-2 в горах Полярного Урала в декабре 1948 г

Сообщение Историк » 13 Апрель 2015 20:22

Всем большое спасибо!
Dobrolet, видел, Вы спрашивали у автора того материала, нет ли фото в высоком разрешении, чтобы можно было разобрать заводской номер этого Ли-2 СССР-Ж115. Он Вам не ответил?
Историк
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 16 Январь 2013 09:57

Катастрофа Ли-2 в горах Полярного Урала в декабре 1948 г

Сообщение Dobrolet » 14 Апрель 2015 16:24

Ответил. Увы, фото у него нет.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

СССР Ж-115 (Ли-2)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 10 Март 2016 15:30

Самолет Ли-2 пилотируемый Н.П. Майковым, Полярный Урал. Фото с "Одноклассников"
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

СССР-Ж-115 (Ли-2)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 10 Март 2016 15:32

Фото почему то не загрузилось?
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

СССР-Ж-115 (Ли-2)

Сообщение Dobrolet » 19 Март 2017 16:36

 Ж115 Ли-2 (6).jpg
 Ж115 Ли-2 (5).jpg
 Ж115 Ли-2 (4).jpg
 Ж115 Ли-2 (3).jpg
 Ж115 Ли-2 (2).jpg
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

СССР-Ж-115 (Ли-2)

Сообщение fisch1 » 16 Февраль 2018 16:49

В Фондах МВК бережно хранятся негативы с небольшими «контрольными» и письма Фёдора Ивановича Почкина - штатного фотографа 501-й стройки. Его биография почти
неизвестна. Когда Федор Иванович уже в семидесятые годы вёл переписку с музеем, ему было под восемьдесят. Почерк разобрать трудно, в некоторых местах практически невозможно. Из писем удалось узнать немногое.
В 1928 году он работал киномехаником на одной из киностудий Москвы. Однажды (цитируем его письмо) «Приезжает из ГПУ начальство и ставит 6 коробок фильма. Я демонстрирую и вижу... в молодом ельнике рубленый колодец. Люди в малицах опускают с трудом ведро но толстой палке, а следом тянут это ведро, опрокидывают... на экране тянется черная вода - нефть. Вдали между ёлок большой барак...»
Эти кадры и заставили, очевидно, Почкина плюнуть на столичную жизнь и податься в таежные края. В 1934 году он «по просьбе начальника изыскательской партии Б. Левина прошёл пешком и снимал будущую трассу Печорской железной дороги... Создал получасовой фильм. Левин премировал меня 200 рублями и кирзовыми сапогами».
Уникальные фотоматериалы оставил историкам Федор Иванович. В их числе - строительство моста через реку Воркуту и проход через него первого поезда, сооружение дороги Чум- Лабытнанги и другие снимки о 501-й. А сохранились ли кинодокументы Почкина тех лет? Неизвестно... Последние годы кинооператор и фотограф жил в Ростове-на-Дону.
В одном из писем Федор Иванович Почкин рассказывал о том, как произошла авария самолетов в горах Урала зимой 1948 года. Летчик Николай Петрович Майков вместе с женой Марией Константиновной (оба участника войны) делал последний рейс – он уходил на пенсию – на самолете ЛИ-2. Он забрал специалистов с Мыса Каменного и Нового Порта и должен был лететь на Абезь, где тогда находился центр стройки. Люди летели в отпуск, командировки. Но в Абези они так и не появились. Последняя радиограмма с него была: «Лечу в Абезь, об…», и связь оборвалась. Может быть, он хотел сказать, что облачность или обледенение. На поиск полетел самолет ПО – 2 (летчик Прокофьев и механик Солдатов), но за короткий полярный день трудно было что-либо обнаружить, поэтому они решили остаться в горах, чтобы с утра приступить к поискам, но ночью поднялась пурга, самолет опрокинуло, поломало. Только на 28 день они вышли к Абези, когда их считали уже погибшими.
А группа молодых солдат – лыжников, в составе который был и Федор Иванович, выехала от Сивой Маски сначала на оленях, (кстати, поисковых звеньев было несколько) по направлению трассы самолета. У подножия горы чум, с самолетов нам подбрасывали продукты и спирт. Лазим по горам день два, безрезультатно. И вот один раз наш проводник – пастух Вакула Ефимович Хатанзейский потянул нас на гору Хортюсе, 1340 метров высотой, Гора крутая, мороз 50 градусов, очень трудно было подниматься и вдруг, обнаружили что-то самолетное. Стали собирать трупы, раскиданные по склону и на веревках спускать с горы. Всех 19 человек похоронили в Абези.
После этой трагедии полеты через хребет в условиях полярной ночи были категорически запрещены. Надо отметить, что в авиаотряде 501 – й стройки работали бывшие участники войны, мастера своего дела, часто они совершали посадки там, где практически и сесть-то было не возможно. Например, Побожий вспоминает, что они подготовили площадку на реке Пур около Уренгоя при помощи оленьего стада, которое утаптывало несколько дней снег, потом бревном из кедра еще уплотнили, и на эту импровизированную площадку сел ЛИ-2. Это дало возможность не дожидаясь навигации завозить грузы и выполнять приказы из Москвы. Руководил этим авиаотрядом с 1947 г. по 1953 г. Герой Советского Союза Василий Александрович Борисов, (потом он стал первым директором Шереметьевского аэропорта, главным начальником вертолетной авиации СССР).


Липатова Л.Ф. Дороги и судьбы. I том
http://doroga501.ru/--------501----------.html
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

СССР-Ж-115 (Ли-2)

Сообщение fisch1 » 16 Февраль 2018 17:00

 Почкин Федор Иванович.jpg
 Поисковая группа.jpg


 Хатанзейский Вакула Ефимович - проводник группы поиска пропавшего самолета Ли-2.jpg
 Подъем группы поиска пропавшего самолета Ли-2 во главе с проводником Хатанзейским В.Е. на вершину горы Хортюсе.jpg

 Вид на караван оленьих упряжек группы поиска пропавшего самолета Ли-2 в горах Полярного Урала.jpg


 Участники поисковой экспедиции рядом с обломками самолета Ли-2 на вершине горы Хортюсе.jpg

 Летчик Прокофьев А.А. и механик Солдатов Д.А. в больнице поселка Абезь после 28 дней пути с Полярного Урала.png

Фото Почкин Федор Иванович
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского"

http://goskatalog.ru/portal/#/collectio ... xists=true
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: ГВФ, ВВС, Аэрофлот, современность.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения