Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

из архива Ф.К. Куканова

Сообщение Всеволод Куканов » 01 Февраль 2012 03:14

Перелёт В.В.С.Б.М. Ленинград – Севастополь – Ленинград. 1929 г.

перелет 1929 г. : perelet1929_1.jpg
перелет 1929 г. : perelet1929_2.jpg

командир авиа-звена МР-1 ст. лётчик Ф.К. Куканов.
ст. лётчик А.М. Дискин.
старлетнаб М.Н. Марасанов.


Авиагруппа в г. Николаеве : MR1_U20.jpg



авиагруппа в г. Николаеве.
(гидропланы Ю-20 и МР-1)
звено МР-1 в г. Николаеве : MR1.jpg



г. Николаев. Заправка самолётов своими силами участников перелёта. звено МР-1.
г. Севастополь : Sevastopol.jpg


участники перелёта в г. Севастополь.
Ф.К. Куканов - в центре (четвёртый справа в первом ряду)
экипажи звена МР-1 : on_a_bench.jpg


экипажи звена МР-1.
Ф.К. Куканов - второй справа в первом ряду (на скамейке)
с местными жителями : with_the_locals.jpg


участники перелёта с местными жителями (?)
(судя по карте перелёта - возможно, у озера Ильмень Новг. обл.)
Ф.К. Куканов - крайний слева во втором ряду
г. Ленинград. МР-1 : MR1_Leningrad_1929.jpg


экипажи звена МР-1 по прилёте в г. Ленинград. Митинг.
Ф.К. Куканов - второй слева в первом ряду
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

Куканов Фёдор Кузьмич (?.?.1904 - 30.04.1964)

Сообщение Dobrolet » 01 Февраль 2012 16:27

На последнем фото крайний слева на поплавке М.С.Бабушкин? Вроде бы с 1923 демобилизовался в ГВФ.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1395
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

из архива Ф.К. Куканова

Сообщение Всеволод Куканов » 02 Февраль 2012 02:23

ещё одно групповое фото.
возможно тоже относится к перелёту, упомянутому выше.
 behind_the_bars.jpg



Ф.К. Куканов - крайний справа.
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

из архива Ф.К. Куканова

Сообщение Всеволод Куканов » 02 Февраль 2012 02:33

вероятно, снимок сделан где-то на Кавказе.
 Kartveli.jpg

Ф.К. Куканов - на "транспортном средстве" третий справа.
на обороте имеется чей-то автограф:
Федя!
Будет время и меня призовут в ряды.
Я буду счастлив опять чувствовать себя орлом среди орлов!
Галька, ex-летчик. Г.Картвели.
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

из архива Ф.К. Куканова

Сообщение Всеволод Куканов » 02 Февраль 2012 02:44

М. Н. Моросанов, Ф. К. Куканов : drinking.jpg

"Ну.. За авиацию!.."

справа - Ф. К. Куканов
слева - М. Н. Моросанов
Последний раз редактировалось Всеволод Куканов 13 Июль 2013 14:31, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

из архива Ф.К. Куканова

Сообщение Всеволод Куканов » 10 Февраль 2012 11:44

июль, 1931. : 1931_July.jpg
июль. 1931.


Ф.К. Куканов - справа
1931 : 1931_megaphone.jpg


Ф.К. Куканов - слева
 machineguns.jpg
на фото запечатлен момент проведения стрельб по движущейся мишени. По реке сплавляется мишень, стрелки по ней работают из "бортового оружия" (пулемет на турели). Пулемет на станке, возможно, имитирует неподвижное вооружение (стационарно установленное, стреляющее вперед, возможно, через диск винта).
на переднем плане - Ф.К. Куканов.
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

из архива Ф.К. Куканова

Сообщение Всеволод Куканов » 13 Февраль 2012 01:55

"после высадки полярной станции с "Лейтенанта Шмидта" на мысе Северном. август, 1933."
мыс Северный : cape_Nothern_1933.jpg

(фото явно того же времени, что и первые снимки в альбоме С.И. Семёнова)

Вяхирев М.И. «В краю пурги и льдов»:
... Вскоре "Лейтенант Шмидт" ушел к Медвежьим островам и на мысе Северном осталась бригада строителей и 10 полярников. ... Наступавшие холода заставили ускорить темп строительных работ, и 6 сентября 1933 года полярники из палаток перешли жить в еще пахнущие смолой дома. На некогда пустынном берегу Северной бухты теперь стояли три жилых дома, баня, склад, радиостанция и мачты высотой 24 метра с туго натянутой антенной. В просторных домах кроме полярников разместились экипаж самолета "СССР Н-4" под командованием Ф. К. Куканова, зачисленный в конце августа в штат полярной станции, и небольшой отряд пограничников.

"к полету №45. бухта м.Северного, перед взлётом."
 flight45.jpg

Экипаж Куканова входил в состав Северо-Восточной летной группы, возглавляемой Г.Д. Красинским, экипажи двух других самолетов авиагруппы находились в Уэлене. Перед авиагруппой стояла задача исключительной важности: выполняя ледовую авиаразведку в Восточно-Сибирском и Чукотском морях, способствовать выходу парохода "Челюскин" в Берингов пролив.
В адрес О. Ю. Шмидта данные ледовой разведки стали поступать от Красинского в начале сентября, когда судно пробивалось сквозь тяжелые льды у мыса Якан. С наступлением осени погода ухудшилась. Покрывшееся белыми барашками море стало неспокойным, небо потемнело, усилившиеся ветры несли с собой белую крупу, которая таяла на земле, не успевая превращаться в снег. Нередкими стали дни, когда все вокруг неожиданно закрывала густая пелена тумана. Взлет и посадка на водную поверхность усложнились и требовали от летчика предельного внимания, хладнокровия и мужества. Куканов обладал всеми этими качествами. Продолжая вести ледовую разведку для "Челюскина", он сделал несколько рейсов, отыскивая для судов Северо-Восточной экспедиции Наркомвода проходы во льдах.

Отлет самолета Куканова с Шмидтом и Буйко на остров Врангеля.
Отлет самолета Куканова с Шмидтом и Буйко на остров Врангеля. : otlet_N4_na_ostrov_Vrangelya.jpg

(иллюстрация из книги «Поход Челюскина», М. 1934)

Через несколько дней Красинский предложил Шмидту самому оценить ледовую обстановку, а заодно посетить полярную станцию на острове Врангеля. Это предложение было принято. 15 сентября возле "Челюскина" заскользил по волнам гидроплан Куканова, а через некоторое время со шлюпки на самолет перебрался начальник Главсевморпути и новый начальник полярной станции на острове Врангеля П. С. Буйко.
С высоты птичьего полета хорошо было видно, как вдоль береговой черты тянулась свободная от льдов полоса воды причудливой конфигурации, изменявшаяся по ширине от сотен метров до нескольких километров. Однако на дальних подступах к острову Врангеля все чаще стали попадаться ледяные перемычки, большие массивы разреженного льда. Подходы к острову были перекрыты сплоченным паковым льдом, преодолеть который "Челюскин" не мог, и это обстоятельство ставило под сомнение возможность замены зимовщиков и выгрузки.
В конце дня самолет был уже на острове Врангеля. Беседуя с зимовщиками, О. Ю. Шмидт рассказал о цели экспедиции на "Челюскине" и тяжелой ледовой обстановке в северной части пролива Лонга. Зимовщики станции согласились остаться еще на год на острове, если судно не сможет к ним пробиться.

"к полету №65. к прилету Шмидта на м.Северный."
к полету №65. к прилету Шмидта на м.Северный. : flight65_1.jpg
к полету №65. к прилету Шмидта на м.Северный. : flight65_2.jpg

В полдень 16 сентября после проведения дополнительной ледовой разведки по маршруту следования "Челюскина" самолет Куканова с находившимися на его борту Шмидтом и Буйко совершил посадку в одной из бухт мыса Северного. На берегу прибывших радушно встретила группа полярников. ...

"к полету №70. м.Северный."
к полету №70. м.Северный. : flight70_1.jpg
к полету №70. м.Северный. : flight70_2.jpg

"к полетам №72-74. рулёжка после посадки."
к полетам №72-74. рулёжка после посадки. : flights72-74 .jpg

(аналогичное фото, но лучшего качества, имеется в альбоме С.И. Семёнова)

Начавшаяся зима сделала положение экипажей и пассажиров пароходов "Север", "Анадырь" и "Хабаровск" экспедиции Наркомвода еще более трудным. Скученность людей, недостаточный запас продовольствия и антицинготных средств представляли немалую опасность. Поэтому в октябре 1933 года правительство приняло решение часть пассажиров и заболевших членов экипажей вывезти из Чаунской губы на материк, и в частности на мыс Северный, а потом отправить в Провидения или Лаврентия. ... Доставить пассажиров и членов экипажей судов экспедиции на материк поручили Ф. К. Куканову - самому опытному из всех находившихся на Чукотке летчиков. Кроме того, его самолет имел закрытые пилотскую и пассажирские кабины и поэтому мог быть использован для перевозки людей зимой.

"к полетам №72-75."
к полетам №72-75. : flights72-75.jpg

слева - Ф.К. Куканов
справа - скорее всего ст. бортмеханик В.И. Шадрин (?)
"к полетам №72-75. погрузка больных."
к полетам №72-75. погрузка больных. : flights72-75_boarding_the_sick.jpg

Свой первый спасательный рейс в Чаунскую губу Куканов совершил 13 октября 1933 года, посадив тяжелую машину на аэродром, подготовленный на льду в 2 километрах от вмерзших в лед пароходов. Приняв первую группу женщин с детьми и тяжелобольных, он сумел поднять перегруженный самолет только с третьей попытки.
"к полетам №76-81. выгрузка больных на м.Северном."
к полетам №76-81. выгрузка больных на м.Северном. : flights76-81_deboarding_the_sick.jpg

На мысе Северном самолет уже ждали. Как только машина коснулась лыжами ледового аэродрома, устроенного в Северной бухте, к ней на собачьих упряжках выехали жители мыса Северного. Ослабевших больных они на руках переносили на нарты и, укутав в шубы, везли к домам полярной станции, специально оборудованным для приема пассажиров экспедиции Наркомвода.

"м.Северный"
 broken_skis.jpg
© С. Ларьков. «Челюскинская эпопея: историческая мифология и объективность истории (версии и трактовки некоторых событий)» :

И всё же в роковой для «Челюскина» день 17 ноября, когда потерпел аварию базирующийся на нём самолёт «Ш-2» М.С.Бабушкина, Куканов решился на полёт к «Челюскину» и «Литке» для ледовой разведки, но при взлёте с мыса Северного снёс себе шасси. Это стало последней каплей в чаше неудач «Челюскина» и комсостав корабля и экспедиции вынужден был принять решение отпустить «Литке». Однако, описывая все эти перипетии, челюскинцы ни разу не упомянули имени Куканова!
Удача операции по эвакуации самолётом «пассажиров Дальстроя» стала решающим аргументом при выборе из многочисленных вариантов спасения челюскинцев именно использование самолётов. Наверное, поэтому 15 июня 1934 года, через два месяца после решения о награждении челюскинцев и их спасателей, вспомнили и о людях, им помогавших. Этим днём датировано Постановление ЦИКа, по которому «за выдающееся участие в организации и проведении спасения челюскинцев и сохранении научных материалов экспедиции» Ф.К.Куканов был награждён орденом Красной Звезды, как и все челюскинцы.
Последний раз редактировалось Всеволод Куканов 02 Апрель 2012 00:15, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

из архива Ф.К. Куканова

Сообщение Всеволод Куканов » 10 Март 2012 01:25

телеграмма : Pravda.jpg
№ 2043 | 23сл. 10/III [1934] 05ч.15м. срочно.
Адрес: мыс Северный. Куканову.

Правда просит вас принять обязанности специального корреспондента.
Регулярно телеграфьте информации [о] ходе работы [по] спасению челюскинцев.
= Правда. Мехлис =

рапорт : Doronin.jpg
Пилот Доронин
Самолет ПС-3 № Л-735
29/IV 34 г.
Старшему Авианачальнику т. Куканову

Рапорт.
Препровожая при сем рапорт б/м Савина, прошу назначить Комиссию для пригодности к дальнейшей эксплоатации самолета Л-735, с своей стороны считаю целесообразным перегнать самолет в бухту Провидения с неполной полезной нагрузкой.
Пилот Доронин
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

из архива Ф.К. Куканова

Сообщение Всеволод Куканов » 10 Март 2012 10:55

на «Литке» : Kukanov_1934.jpg

Ф.К. Куканов и Ш-2 на борту ледореза «Литке» (1934)
выписка : Litke_logbook_88_excerpt_30.08.1934.jpg
Судовой журнал №88. л/р «Литке».
с 1-го августа по 1 сентября. 1934 года.

Выписка из судового журнала л/р «Литке»
За 30 августа. Карское море
На пути к о. Диксон
1405 спущен на воду самолет
1525 Самолет с летчиком Кукановым и 3-м пом. капитана Петровичем вылетел на разведку в направ. на S
1600 Стоя в ожидании возвращения самолета,1) производим приемку пресной воды.
1) пролетевшего над судном в направл. на Nd для дальнейшей разведки.
обсер. в исскуств. горизонт. φ=76º31' N и l=89º04' Et
подпись вахт. штурмана /Готский/
1610 Самолет вернулся с Est [и] спустился на воду. 1615 к самолету подошла парусиновая шлюпка и взяла на буксир сам-т.
1640 Шлюпка [c] самолетом подошла [к] кромке льда. 1710 Выбрали шланг для очистки от льда. 19h самолет поднят на борт.
1930 Туман рассеялся. 1935 Приступили к спуску самолета. 1945 Самолет спущен на воду. 1945 Продолжаем приемку воды. 1955 Самолет подведен [к] кромке. 20h самолет вылетел для ледовой разведки [в] направлении на Et. Дрейф на SO в 1 час 4,5 кабельтова.
подпись вахт. штурмана Сысоев
Продолжение стр. 97
2130 Прекратили брать воду со льда. Налег густой туман.
22h Идет снег, видимость плохая. Вокруг судна происходит сжатие льдов. 23h Передали в машину приготовить для перехода на чистую к новой кромке льда. 2345 Машина готова, дали малый вперед и пошли по указанию капитана. 24h Продолжаем следовать между льдами. 24h Самолет из ледовой разведки не вернулся. Сысоев.

А.Г. Николаева, В.И. Саранкин «Сильнее льдов» (М. - 1963) :

Днем 24 августа «Литке» взял курс на остров Диксон. В том году ледовая обстановка в Карском море оказалась нелегкой. К тому же северо-восточная часть моря — район архипелага Норденшельда был еще плохо изучен, что осложняло условия плавания. Не удивительно, что вскоре «Литке» сел на необозначенную гидрографами банку. Откачав воду, сошли с нее сравнительно быстро.
Потом для прохода льдов пришлось воспользоваться помощью «Ермака». Шли в густом тумане. Льды встретились не столь уж трудные, какими они казались вначале. Но когда «Ермак» ушел выручать «Садко», дрейфовавшего в тяжелых льдах на севере Карского моря, путь вновь закрыли мощные ледяные поля.
Поиски прохода не дали результата. Хотя впереди на юге чернело темное водяное небо, говорившее о близости чистой воды, пробиться к ней не удавалось. Неудачей закончились попытки взорвать — перемычку зарядами аммонала. Днем 30 августа ушел на авиаразведку Куканов. Вскоре он вернулся, ничего не найдя: помешала плохая видимость. Вечером Куканов вылетел на вторую разведку, на этот раз со штурманом В. И. Петровичем, и... не вернулся. Опять прошла ночь, полная тревоги и ожиданий. Утром туман рассеялся, и вслед за этим вернулся самолет. Оказывается, летчик в тумане потерял ориентировку и вынужден был снизиться в первом попавшемся на пути разводье. Всю ночь экипаж охранял машину, отталкивал чем попало плавающие льдины, ежеминутно грозившие раздавить самолет. Но на этот раз облет района принес определенную пользу — летчики нащупали более или менее надежный путь во льдах.
иллюстрация из процитированной книги:
С.П. Куква и Ф.К. Куканов : Kukva_Kukanov.jpg

на снимке: С.П. Куква и Ф.К. Куканов на борту «Литке».
(аналогичное фото было размещено в этой теме ранее).

(в книге под фото ошибочно подписано "Перед киноаппаратом - М.С. Бабушкин").
Последний раз редактировалось Всеволод Куканов 13 Июль 2013 14:50, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

Куканов Фёдор Кузьмич (?.?.1904 - 30.04.1964)

Сообщение Всеволод Куканов » 11 Март 2012 10:11

Евг. Юнга. «Литке» идет на Запад!» (М. - 1935)
Litke-idet-na-Zapad.pdf [63.9 МБ Скачиваний: 154]
КУКАНОВ И КУКВА

«Вся Чукоция есть не что иное, как громада голых камней. Поверхность её везде шероховата и покрыта каменьями, а из сих камней есть такие, что всякую меру превосходят... Вообще Чукоция есть страна возвышенная, и часто нам попадались горы удивительной вышины: имели мы такие перед своими глазами виды, которые вселяли в мысль нашу восторг и заставляли нас взирать на те предметы не иначе, как с глубочайшим благоговением.
Мореплаватель БИЛЛИНГС.
1791 год».
Припав на крыло, самолёт набирал высоту.
Стремительными рывками проваливалась вниз бездонная глубь прогалины. Расстояние тупило изломанные острия торосов, сглаживало неровность раздробленных форштевнем полей, равняло бесформенные груды льдов с грязно-белым лежалым снегом. Дым, как тесто, обвисал по наклонной трубе «Литке», пушисто стлался на воде, затягивая пенистый след, оставленный разбегом амфибии.
Мотор важно гудел. Припав к борту кабинки, Дуплицкий, не отрываясь, смотрел назад, куда тысячью метров ниже убегал отбрасываемый скоростью полёта ледорез. Оранжевое солнце несло круглосуточную вахту, бесстрастно освещая унылый полярный пейзаж. Покрытая венозными путами коротких разводьев, вокруг расстилалась ледовая пустыня Чукотского моря. Лиловые шапки Врангеля и Геральда расплывчато колебались в голубых далях.
Куканов вёл самолёт на запад, отыскивая выход из ледяного мешка, в который попал «Литке», пробиваясь к мысу Шмидта.
Двое суток, не смыкая усталых глаз, капитан пытался вывести судно на чистую воду. Двое суток штурманы поочерёдно взбирались на марс, водили биноклем по всем направлениям и мрачно кричали неизменную фразу:
— По горизонту торосы!
Ледорез повернул к острову Врангеля, избрав рискованный курс к северо-востоку. Мы шли наощупь, не зная глубин и состояния района. Ни один судоводитель не поднимался этим проходом. Белое пятно неизвестного лежало перед нами, предательски завлекая ширью прогалин, пока сплошная стена многолетних торосов не остановила нашего бега в шестидесяти милях от острова.
Тогда на глянцевитую гладь прогалины спустили амфибию, и бортмеханик заправил баки горючим.
— Внимание! — предупредил он пилота, поворачивая окантованный медью винт. — Контакт!
— Есть контакт! — отозвался Куканов, включая магнето.
Зелёная птица, вздрагивая крыльями, ринулась вперёд. Нос лодки глубоко зарылся в воду. Каскады брызг взметнулись над кабиной.
— Надо убавить горючего, — подрулив к льдине, сказал Куканов. — Троих не возьмёт.
— Слезайте, Куква, — распорядился Дуплицкий.
Бортмеханик неохотно спрыгнул на льдину.
Освобождённый от лишнего груза, самолёт легко ушёл в воздух. Куква огорчённо махнул рукой: он не умел скрывать своих переживаний. Любопытство, свойственное двадцатитрёхлетнему возрасту, заставило секретаря комсомольской ячейки придонской станицы поступить матросом на азовскую шаланду, затем — в лётную школу, откуда повлекло на границу с Америкой — в Уэллен.
Куканов улетел на разведку. : sh2kukanov.jpg
Чукчи хорошо запомнили белобрысого, всегда улыбчивого парня, который исполнял обязанности передвижной мастерской по ремонту «железных уток» при полётах к лагерю Шмидта. Не любил его единственный человек — шаман с острова Колючина, вшивый старик Пенаульхен, хозяин яранги, где механик квартировал, приводя в надлежащий вид ферму шасси и моторную раму самолёта Ляпидевского.
За год Куква обжился на Чукотке.
Слепые полёты в пургу от Биллингса до Уэллена научили механика величайшему арктическому искусству — терпению. Долгой зимней ночью, когда приходилось пережидать пургу в лагунах, пока спал в оленьем кукуле пилот, он до рассвета возился с грелкой у трёхмоторного «Н-4», разогревая застывшую воду.
Челюскинская эпопея была закончена, и перед тем, как вернуться домой, Куканов сговорился с механиком, что через год они снова приедут в Уэллен. Разговор происходил в пассажирской каюте «Хабаровска».
После двухлетнего плена во льдах пароход бункеровался в похожей на горное озеро, окаймлённой отвесными скалами просторной бухте Провидения. Куква смотрел в иллюминатор на голые берега чукотской земли и мысленно мчался в уютном купе владивостокского экспресса к вишнёвым садочкам Азовья.
— Старина, — позвал его Куканов, в раздумьи проводя ладонью по лысине, — с «Литке» прислали радио. Начальник экспедиции Дуплицкий предлагает нам идти в сквозной поход.
— Фасонно! — вырвалось любимое словцо у механика.
— Думаю, что ничего не стрясётся, если мы немного запоздаем домой, — помолчав, добавил пилот.
— Думаю, Кузьмич, что ничего не стрясётся...
Так попал на «Литке» Семён Куква — бортмеханик амфибии «Ш-2».
* * *
Возвращаясь с мыса Шмидта бреющим полётом, Куканов искал «Литке».
Туман скрыл видимость. Бессильно багровел солнечный диск. В пятидесяти метрах под самолётом мчались извилистые трещины разводьев. Испуганно подскочил и плюхнулся в чёрную рябь дремавший на льдине морж.
Разведка была удачной. Серебристые полоски чистой воды змеились от устья реки Амгуэмы до мыса Якан. Под самым Рыркарпием огромная перемычка, закрыв путь к проливу де-Лонга, подступала к каменистым террасам берега. Дальше недоступным соседством темнело открытое море.
Пилот всматривался в молочную пелену. Хрустальные осколки тумана висели на иглах рыжеватой щетины его небритых щёк. Обветренное лицо было сосредоточено и спокойно. Не отводя упорного взгляда от слюдяного козырька над кабиной, он рассчитанными движениями поднимал и опускал самолёт.
Дуплицкий следил, как уверенно ведёт Куканов машину слепым полётом, и, удивляясь опыту и выдержке этого человека, радовался удачному подбору лётного состава.
...Чукотку с воздуха Кузьмич знал прекрасно, как знает старый охотник одному ему известные звериные таёжные тропы. Сказочное озеро плоскогорья Элергытхын, о котором чукчи сложили легенды и куда не ступала нога исследователя, отражало силуэт кукановского самолёта. Задолго до челюскинского рейса Водопьянова и Доронина он поднял экспедицию геолога Обручева над снежными отрогами Анадырского хребта, дважды пересёк его и, попав в нисходящий поток воздуха, «едва не сыграл бенца».
Прощально покружив над пароходом, на котором снималась во Владивосток экспедиция Обручева, Куканов лёг на курс к седым вершинам «дедушки» Дежнёва. Две части света вставали из вспененных вод Берингова пролива: сизые овалы американского материка и, напротив, рубиновые отблески флага на избе чукотского исполкома.
У мыса Якан Кузьмич поднялся на борт «Челюскина».
— Пойдёте на Врангель, — сказал Шмидт пилоту. — Я полечу с вами.
Четвёртый раз в течение месяца «Н-4» нырял в туманы пролива де-Лонга к отрезанному льдами острову.
— Экспресс линия: мыс Северный — остров Врангеля, — шутил старший бортмеханик Володя Шадрин, помогая сойти на желанную землю материка одиннадцати колонистам, вывезенным с острова.
Лётное звено под командованием Куканова обеспечило пятую зимовку на Врангеле. Тонна продовольствия, оборудование для метеостанции и ящик лимонов — подарок челюскинцев — лежали на изрезанном прожилками снега берегу бухты Роджерс.
Ночевали у Минеева. Самого начальника острова не было дома. Он выбирал новое место для колонии на северной стороне. Там находилось топливо — плавник, принесённый течениями полярных морей, и легче было переселиться туда со всеми пожитками, чем подвозить топливо на собаках в бухту Роджерс.
Шмидт долго беседовал с зимовщиками. Жаловалась на сердце, но не хотела уезжать жена Минеева. Ёрзал на табурете завхоз Павлов, врангелевский абориген, ошалелый от переживаний. За семь лет, безвыездно проведённых на острове, он не испытал столько нового, сколько за последний месяц. Совсем недавно в минеевской комнате гостил Леваневский, потом зачастил Куканов, и вот сидит Шмидт, о котором он так много слышал.
Утром улетели обратно.
Над скалистыми террасами мыса Шмидта крутила позёмка. Появились забереги. Начиналась полярная зима. И когда Кузьмич помогал Северо-Восточной экспедиции капитана Бочек выбраться к Берингову проливу, рация мыса получила тревожные вести.
Звал «Хабаровск»:
«Нужна срочная помощь. Стали на зимовку у Биллингса вместе с «Анадырем» и «Севером». Часть пассажиров, взятых на Колыме, больна цынгой. Надежда на самолёты. Выручайте.
Капитан СЕРГИЕВСКИЙ».
Человеческий язык знает немало страшных слов. Одно из них — цынга. Ноги, скрученные судорогой... Бескровные мёртвые лица... Кровоточащие дёсны...
Больные лежали в кукулях, испражнялись под себя, и зловоние наполняло кабину «Н-4», перешибая острую терпкость бензина.
Мотор отказал на полпути. Ледовый хаос Колючинского горла протянул к самолёту отточенные щупальцы торосов.
Предстоял «гробовой номер».
Куканов не любит вспоминать о том, как ему удалось «на честном слове» дотянуть до Ванкарема, откуда он помчал на собачьих упряжках к Рыркарпию, чтобы взять там запасные части.
Двести сорок километров между Ванкаремом и авиобазой — и ни одной яранги. Четыре раза короткие ноябрьские сумерки сменяла мглистая ночь. Отдыхали в снегу. Каюры рядом с упряжкой, Кузьмич на обледенелых нартах, подняв воротник кожаного реглана. На час удавалось забыться. Чувствуя, как немеет всё тело, пилот вскакивал и яростно стучал деревяжками замёрзших рукавиц.
Дорога туда и обратно заняла девять суток. Починив мотор и не признавая отдыха, Куканов ушёл в воздух: на Биллингсе ждали цынготные!
Пурга стерегла у мыса Дженретлен. Седой вихрь запорошил козырёк кабины, рванул самолёт вниз. Пропала видимость. И когда, судя по компасу, было пройдено Колючинское горло, пилот решил прижаться к берегу.
Дальнейшего никогда не забудет экипаж «Н-4». Зрачки бортмехаников расплылись в смертельном ужасе. Куква съёжился, пружиня ноги. В свистящем гуле раздёрнутого занавеса пурги перед ними вынырнул каменный выступ мыса Онман.
Машинально пилот положил самолёт на крыло и развернулся в десятке метров от скалы. Набрав высоту, Кузьмич смахнул с мокрого лба застывающие капли пота.
— Чуть-чуть, хлопцы, не разложили мы материальную часть, — сказал Куква, когда после двухчасовой рулёжки самолёт подплыл к фактории Ванкарема. — Кто-то бы схоронил наши косточки?
— Лучше подумай, где раздобыть горючего, — неожиданно резко перебил его Куканов.
Механик виновато метнулся к бакам.
Бензина осталось на пятьдесят минут. До Рыркарпия, где лежали запасы, на полном газу надо лететь вдвое дольше. Собачьи упряжки могли завести горючее не раньше, чем через неделю.
Неделя бездействия!
Седоусый Гергойль-Кай, председатель Ванкаремского нацсовета, посмотрев на вытянутые физиономии бортмехаников, молча ушёл домой. Пока лётчики грелись у заведующего факторией Георгия Кривдуна, чукча прикатил на упряжке единственный в посёлке бидон со смесью бензина и масла, приготовленной для своего мотороного бота.
— Хватит? — спросил он Куканова.
— Хватит, — улыбнулся Кузьмич, соображая, где достать горючего на последние пять минут. — Спасибо, старина!
...Бортмеханики давно покачивали головами, слушая судорожные перебои трёхмоторного сердца самолёта. «Н-4» прожил богатую жизнь. Шестьдесят семь человек перебросил на нём Куканов с Биллингса на Рыркарпий и двадцать один в Уэллен. Моторы требовали капитального ремонта. Но на Чукотке вместо мастерских — каменные просторы, жесточайшая пурга. Какой тут ремонт, когда в эфире зазвучали аварийные сигналы Кренкеля! Раздавленный льдами, ушёл на дно «Челюскин», и Кузьмич, торопясь на помощь челюскинцам, первым взял курс на дрейфовавший лагерь. И вновь над торосами Чукотского моря «сдох» левый мотор...
Неделю возились с ним на тридцатиградусном морозе, а на восьмое утро со сломанным шасси валялся на снегу самолёт. Мотор не вытянул при взлёте, и «Н-4», задев о торосы, закончил свой стремительный бег.
Почти следом, успев лишь забрать из лагеря женщин и детей, у Колючина «разложил» самолёт Ляпидевский, и Кузьмич послал своих бортмехаников на помощь товарищу.
О том, что правительство наградило его орденом Красной Звезды, Куканов узнал уже на борту «Литке», принимая амфибию «Ш-2».
* * *
«14 часов 45 минут. Курс норд-вест. Лёд разреженный, дорожка исчезла, справа по курсу частая вода», сделал последнюю запись Дуплицкий. Густое облако тумана скрыло зелёные крылья машины.
«Литке», пожалуй, не найти, — приписал он. — Мерзкая погода».
В ту же секунду начальник увидел, как пополз трос руля управления. Круто свернув, Куканов летел на материк.
На ледорезе готовились принять самолёт. Рация мыса Шмидта своевременно предупредила нас о его вылете. Прошло полтора часа. Через двадцать минут капитан ждал результатов ледовой разведки.
Вахтенные матросы водили биноклями по горизонту, кочегары подшуровали в топках, чтобы пилот не проскочил мимо. Волнистыми клубами дым поднимался в безоблачное небо, горячими крупинками сажи осыпал надстройки и палубу.
Воздух был чист и прозрачен.
А в это время в пятидесяти милях от нашей стоянки плутала под колпаком слякотной мглы амфибия, и усталый Кузьмич то снижался к самым торосам, то набирал высоту, продираясь сквозь клейкую сырость тумана.
— Волноваться рано, — успокаивал Куква литкенцев, когда истекли все сроки, а вызванные радисты Рыркарпия и Врангеля ответили, что самолёт не показывался. — Кузьмич эти места знает, как свои пять. Наверное, ушёл от тумана и пьёт чай у Кривдуна в Ванкареме. А там рации нет...
По компасу и указателю скорости самолёт подходил к берегу, но отлогие контуры материка стали заметны лишь тогда, когда стрелка альтиметра очертя голову прыгнула вниз. Мгла поредела. Лоскутья тумана стлались на свободной от льда изогнутой луке ванкаремской лагуны. Стряхивая струйки воды с приподнятых крыльев, амфибия ткнулась носом в мокрую гальку.
В торосах Чукотского моря. : litke.jpg
— Привет, Фёдор Кузьмич! — взмахнул ушанкой Кривдун. — Какими судьбами?
— Да вот такими, — пояснил Куканов. — Придётся заночевать.
— А, Гергойль-Кай! — заметил он жмурившегося от удовольствия председателя нацсовета. — Жив, старина?
— Верно, верно, Кузьмич, — отвечал чукча, протягивая руку. — А бензину тебе не надо?
Пилот рассмеялся.
— Нет, Гергойль-Кай, не надо. Займу в баках у Бабушкина. А завтра буду на «Литке».
Но завтра повторилось то же самое. Туман непроницаемой стеной отделил амфибию от ледореза. Только на третьи сутки, после вынужденной посадки на мель, назначив по радио с мыса Шмидта рандеву возле устья Амгуэмы, Куканов добрался до «Литке».
Погрузив самолёт на кормовые ростры, мы долго петляли под мысом, пока наткнулись на уязвимое место перемычки. Длинная цепь трещин тянулась вдоль материка. Лавируя переменными ходами, ледорез целую ночь подбирался к трещинам и внезапно, как медведь, караулящий у лунки глупую нерпу, обрушился на них всей силой машин и тяжестью корпуса.
Скрываясь под воду и злобно царапая борта, льды пропустили нас. Отброшенные водоворотом, они медленно сходились за кормой, голубыми языками зализывая рваную рану перемычки. По-прежнему сплошной ледовый барьер упирался торосами в моржевую морду Рыркарпия. Будто и не проходило здесь судно!
Гордо взметнув над рябью разводьев гигантский клюв бушприта, «Литке» птицей скользил на запад...
Последний раз редактировалось Всеволод Куканов 03 Июнь 2012 08:04, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

Перелёт на остров Врангеля. (1935)

Сообщение Всеволод Куканов » 03 Апрель 2012 01:18

 perelet1935-1.jpg
ПЕРЕЛЕТ НА ОСТРОВ ВРАНГЕЛЯ

Известный летчик-краснознаменец Куканов по заданию Главного управления Северного морского пути начал небывалый перелет от Москвы до острова Врангеля. Его маршрут проходит через всю страну с Запада на Восток: Москва - Свердловск - Новосибирск - Иркутск - Хабаровск - Охотск - Мыс Шмидта. Отсюда он полетит к острову Врангеля, который находится в Полярном море. Затем Куканов вернется обратно на мыс Шмидта, облетает зимовки и полярные станции - от Медвежьих островов до Уэллена и Бухты Провидения.

Во время перелета будет проверена работа полярных станций и пушных факторий Севера. Эту работу проведет опытный полярник товарищ Остальцев, много раз зимовавший в Арктике. Вместе с Кукановым и Остальцевым на крайний Север летят пассажирами партийные организаторы полярных станций Кульпин и Семенов и инструктор политуправления Ялозо.

Рейс летчика Куканова является первым большим арктическим пассажирским перелетом на большой, многоместной машине "СССР Н-32".

Общее протяжение маршрута перелета свыше 17 000 километров.

Летчик Куканов хорошо известен всей стране. Он хорошо знает Север. В 1933 году Куканов вместе с профессором Обручевым облетал бескрайние тундры Севера, произведя аэрофотос'емку около 400 тысяч квадратных километров. В этом же году он вывез на самолете в Уэллен 96 пассажиров с судов Колымской экспедиции, зимовавших в Полярном море.

За работу по спасению челюскинцев и участие в походе ледореза "Литке" через Северный морской путь товарищ Куканов награжден орденами Красной Звезды и Трудового красного знамени. 23 марта Куканов вылетел из Москвы.

(газета "Пионерская Правда" от 26 марта 1935 года, вторник, № 40 (1510).)

УЧАСТНИКИ ПЕРЕЛЕТА МОСКВА — ОСТРОВ ВРАНГЕЛЯ В СВЕРДЛОВСКЕ
 perelet1935-2.jpg

На снимке командир перелета летчик-краснознаменец тов. Куканов (в центре) рядом слева тов. Морозов (штурман) и спецкор «Правды» тов. Эстеркин. Справа – старший бортмеханик тов. Поклад, рядом тов. Седлецкий (борт-механик).
Третьего дня и вчера тов. Куканов не мог продолжать свой перелет Москва – Свердловск – остров Врангеля, так как наступившая оттепель испортила аэродромы. Сегодня на рассвете тов. Куканов все же попытается стартовать со Свердловского аэродрома. (Фото В. ТЁМИНА)
[вырезка из неопознанной газеты]
на фото (слева направо) : ст. бортмеханик И. П. Поклад, бортмеханик Н. А. Седлецкий, командир корабля Ф. К. Куканов, штурман-радист Д. Н. Морозов, спецкор «Правды» О. И. Эстеркин.

к сожалению, про упомянутый перелёт никакой прочей информации выяснить не удалось; вероятно, перелёт оборвался в Свердловске из-за невозможности вылета по причине испорченных оттепелью аэродромов.

update: подробности перелёта
Последний раз редактировалось Всеволод Куканов 02 Апрель 2013 00:37, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

из архива Ф.К. Куканова

Сообщение Всеволод Куканов » 03 Апрель 2012 01:48

 pilots.jpg
групповая фотография, 35-36 гг.
в верхнем ряду крайний слева — М.С. Бабушкин. крайний справа — Ф.И. Бассейн.
в "сидячем" ряду крайний справа — Ф.К. Куканов, второй справа — М.В. Водопьянов.

наверняка на фото присутствуют и другие известные полярные лётчики тех лет, но к сожалению прочих не удалось пока опознать..
Последний раз редактировалось Всеволод Куканов 13 Июль 2013 15:09, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

Куканов Фёдор Кузьмич (?.?.1904 - 30.04.1964)

Сообщение Всеволод Куканов » 03 Апрель 2012 11:02

 kukanov.jpg
фотопортрет из книги М.Н. Каминский «В небе Чукотки» (М. 1973).

в книге опечатка: следует читать "участник экспедиции".
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

из архива Ф.К. Куканова

Сообщение Всеволод Куканов » 03 Апрель 2012 11:15

Свидетельства о наградах:
Орденская книжка:
 OK1.jpg
 OK2.jpg
Медаль «За победу над Германией»:
 pobeda1.jpg
 pobeda2.jpg
Медаль «За оборону Советского Заполярья»:
 oborona1.jpg
 oborona2.jpg
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

Куканов Фёдор Кузьмич (?.?.1904 - 30.04.1964)

Сообщение Кара » 03 Апрель 2012 16:32

Всеволод Куканов пишет:групповая фотография, 35-36 гг.

Интересно. что на снимке многие в форме флотских командиров. Во всяком случае те, кто в головных уборах (на их фуражках "крабы" ВМФ, а не кокарды ГСМП). У сидящих первого и третьего слева и стоящего за М.В.Водопьяновым можно определить и звание - на рукавах нашивки лейтенантов (или этому званию соответствующие), а у Михаила Сергеевича Бабушкина четыре нашивки полковника (в 1936 г. он занимал должность начальника оперативного отдела УПА ГУ СМП).
Сидящий вторым слева без знаков различия в петлицах, а Михаил Васильевич Водопьянов вообще без петлиц. Фёдор Кузьмич Куканов вроде бы тоже в гимнастёрке. и непонятны белые пятна - то ли дефекты снимка. то ли отблески знаков различия в петлицах. Это фото у Вас большого размера? Нет ли возможности пересканировать его с бОльшим разрешением?
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 608
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Пред.След.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения