Сергей Шулинин » 03 Март 2009 23:55
Жизнь сильнее смерти
Из большого количества морских операций , в которых мне пришлось участвовать, будучи командиром баковой орудийной группы, на корабле АМ-116, запомнился случай, происшедшей в августе 1944 года. Наш корабль в составе конвоя из Архангельска взял курс на остров Диксон. В составе конвоя было еще два однотипных корабля, а также транспорт "Марина Раскова", на котором находились рабочие, инженеры, техники, радисты, военные, направленные на базы, опорные точки и т.д. Трюмы транспорта были забиты до отказа продуктами питания.
Конвой без особых приключений прошел пролив Югорский Шар и вошел в Карское море. Мелкие бои с подводными лодками, которые встретились на пути, прошли успешно, две из них были повреждены.
Мы проходили остров Белый, находясь от него в 300 милях. Погода была солнечная, температура воздуха была +5°. И вдруг в 12.00 произошел взрыв, транспорт «Марина Раскова» погрузился метра на два, но оставался на плаву. Корабли, тщательно обшарив свои зоны, ничего не обнаружили, а в этот момент лодка находилась под транспортом. Дальнейшие события протекали довольно быстро. Лодка из своего прикрытия торпедировала два корабля, затем довершила свое дело и с транспортом.
В период таинственной гибели кораблей, когда не видишь противника, мне пришлось участвовать в спасении военных и гражданских, кричащих о помощи. Много было переживаний, трудностей. В жизни не приходилось слышать крики ужаса мужчин, отцов, на глазах которых погибли их дети и жены, перевезенные с транспорта на один из военных кораблей, торпедированный на их же глазах. Много погибло людей за эти два часа. Наш корабль принял на палубу свыше 300 человек, стал трудно управляемым в связи с увеличивающимся волнением моря. Об этом я узнал значительно позднее. Находясь в шлюпке, с последующей партией спасенных, мы держали курс на корабль.
Мы не видели, что наш корабль начал уходить, оставив нас. Минут через 30 всплыла лодка. В надводном положении полным ходом двинулась за уходящим кораблем. Так мы остались одни далеко от берега при 3-4 бальном ветре. Долго мы не верили, что все это реальность. Шлюпку начало заливать. Пройдя от места гибели транспорта миль 10, мы встретили сброшенную взрывом с транспорта спасательную шлюпку. К большому удивлению там было около 15 человек женщин, детей, мужчин. В шлюпке оказалась пробоина, забитая простыней. Бросив шлюпку, мы перешли к ним, навели порядок, взвесив свои шансы, решили вступить в борьбу со стихией. На шлюпке стало 23 человека. Без воды и питания в шторм, достигший через два дня 8-10 баллов, мы продолжали бороться. Особенно тяжело было ночью: шлюпку бросало на вершины волн, высотою с шестиэтажный дом, захлестывало, бросало как щепку, силы иссякали. Несколько человек сошли с ума, морально были подавлены женщины и гражданские. Умерло 3 человека, мы бросили их в бушующее море, предварительно сняв теплую одежду и передав женщинам, которые ее не имели. Шесть моряков с нашего корабля в течение семи суток поддерживали жизнь в людях, желание жить, нам это удалось. Шторм кончился на пятые сутки. Кругом море. Кораблей, самолетов нет. Прошла неделя. Люди ослабли окончательно. Разговоры прекратились. И вот на восьмые сутки – спасение. Самолет «Каталина» увидел нас, сел на воду и, взяв всех на борт – нас было уже 18 человек – доставили на остров Диксон. Только дружба моряков, дисциплина, желание жить обеспечили победу. Об этом трудно писать: слишком велики и сложны эти переживания.
В госпитале я был две недели. В весе потерял 16 кг. И вот на Диксон прибыл наш корабль. Офицеры, матросы не отходили от нас ни днем, ни ночью. Вскоре нам стало лучше. В числе трех товарищей из шести я согласился принять участие в операции по уничтожению подводной лодки в море Лаптевых.
Мы еще не могли ходить – нас на носилках несли на корабль, а вокруг наши боевые друзья, сопровождающие эту процессию. Операция прошла успешно. Мы уничтожили лодку.
Все, кто остался в живых, до сих пор переписываются, встречаются. Нас, моряков, встречают как родных. Это принято, и в то же время, чувствуешь большую гордость за железную дружбу моряков, их монолитность в тяжелых условиях.
Е.Н.Митрофанов – кандидат технических наук, заместитель директора ЛенЗНИИЭП по научной работе, в прошлом боевой моряк, участник Великой Отечественной войны.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.