Спасение ледокола
"Соловей Будимирович".
ОТ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ПО ИНОСТРАННЫМ ДЕЛАМ.
25 февраля Комиссариатом иностранных дел было получено от архангельских властей известие, что посланный так-называемым архангельским правительством 22 января в Чешскую губу, в устье реки Индии, за олениной ледокол Беломорского флота «Соловей Будимирович» в 2,500 тонн затерт льдами в Карском море.
«Соловей Будимирович» потерял возможность свободного движения 25 января. Экипаж «Соловья» состоял из 87 человек, в том числе 5 женщин и детей. Пищи и топлива «Соловью» могло хватить с большой экономией до 1 июля.
Белым правительством была снаряжена спасательная экспедиция за «Соловьем», но перед своим бегством из Архангельска оно бросило все приготовления и оставило таким образом «Соловья» на произвол судьбы.
Мало того, самые лучшие и мощные ледоколы Беломорского флота, которые можно было послать на помощь «Соловью», были уведены белыми в Англию.
Советское правительство не могло примириться с таким положением вещей и обратилось к английскому и норвежскому правительствам, а также к норвежскому парламенту и к Фритьофу Нансену с просьбой снарядить за счет русского правительства описательную экспедицию на одном из уведенных ледоколов.
Норвежское правительство немедленно откликнулось на наш призыв и выразило готовность послать спасательную экспедицию, составленную из норвежцев, во главе с известным капитаном Свердрупом.
После продолжительных переговоров с английским правительством, которое долгое время занимало в этом деле, несмотря на чисто человеколюбивые задания, неясную позицию, это правительство предоставило в распоряжение капитана Свердрупа ледокол «Святогор», который был снабжен всем необходимым, в результате целого ряда шагов Народного Комиссариата по иностранным делам, получившего в данном отношении существенное содействие от норвежского правительства.
20 сего месяца Народным Комиссариатом по иностранным делам получено известие, что 19 сего месяца «Святогор» подошел в Карском море к «Соловью» и начал оказывать посему помощь, а 20 июня «Святогор» приступил к проводке «Соловья» к Новой Земле.
По получении этого известия Наркоминодел обратился со следующими телеграммами к норвежскому правительству и к экипажу «Святогора».
«Христиания. Министру иностранных дел Илену.Радио со «Святогора» осведомило меня, что 19 с. м. он прибыл к месту нахождения «Соловья» и что последнему уже начали оказывать помощь. От имени Российского правительства прошу вас принять его наиискреннейшую благодарность за энергичное и гуманное, бескорыстное содействие, оказанное ваши правительством России содействие, которое не преминет способствовать самым решительным образом возобновлению дружеских сношений между двумя государствами, связанными в течение узами ближайшего соседства».
«Ледоколу «Святогор».20 июня. Получив радостное известие о вашем прибытии к месту нахождения «Соловья». Народный Комиссариат из иностранным делам настоящим просит вас, капитан Свердруп, и вас, доктор Брейтфус, а также весь экипаж «Святогора» принять искреннейшую благодарность Российского правительства за вашу энергичную помощь, оказанную нашим соотечественникам. Надеюсь, что вам в скорости удастся вывести «Соловья» из льдов и привести его благополучно в Архангельск, в чем желаю вам полного успеха».