Н-5 (Junkers W33 / ПС-4)

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

Н-5 (Junkers W33 / ПС-4)

Сообщение Dobrolet » 20 Октябрь 2025 14:17

Поразобрался немного с полярными ПС-4 (Junkers W-33).
Начну с Н-5. Все описанные выше фото относятся к периоду с 1935 года, а самолет был записан в Полярную авиацию в апреле 1933. В 1934 году попал в кадр в Красноярске на авиабазе ГУСМП и у него совершенно другая ливрея, с маленьким шрифтом опознавательного знака.
 СССР-Н5 W33 1 к (2).jpg

Получилась такая картинка
 СССР-Н5 W33 1 к (1)т.jpg

В свете этой информации фото Юнкерса W-33, выложенное oldporuchik :tnxman: в ЖЖ в замечательном материале по Николаевской школе морских пилотов полярной авиации Главсевморпути, можно однозначно отнести к Н-5 периода 1933 - 1934 годов. В свое время я приписал его к Н-63 как раз по несоответствию крупного шрифта на борту. К тому же Н-62 и Н-63 являлись ПС-4, произведенными в СССР на заводе №89 ГВФ им. Гольцмана, и имели некоторые конструктивные отличия от оригинальных Юнкерсов из Дессау, которые не просматриваются на данном фото.
 СССР-Н5 W33 1 к пр (2) Николаевская школа морских летчиков.jpg
 СССР-Н5 W33 1 к пр (1)т.jpg

К перелету Красноярск - бухта Тикси 1935 года самолет получил опознавательные знаки с крупным шрифтом и калорифер на выхлопной трубе для обогрева кабины.
 СССР-Н5 W33 2 л (1)т.jpg
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1539
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-5 (Junkers W33 / ПС-4)

Сообщение Dobrolet » 20 Октябрь 2025 15:34

После возвращения из перелета самолет был поставлен на поплавки и совершал рейсовые полеты по Енисею, о чем свидетельствуют выложенные в предыдущих постах материалы. Самолет в этой конфигурации имел оригинальную конструкцию увеличенного для поплавкового варианта руля с выступающим вперед роговым компенсатором, не встречающуюся на других поплавковых Юнкерсах.
 СССР-Н5 W33 2 п (1)т.jpg

А вот на фото лета 1936 года с Галышевым есть интересные моменты. Ливрея имеет отличия от более ранних фото. Это надпись "Авио-арктика" на борту (на фото "арктика" почему-то заретуширована - это видно при увеличении), темная полоса по линии перехода борт-крыша и чуть более длинный "фартук" на моторе.
СССР-Н5 W33 3 п пр (2а) Галышев.jpg
.
Я предположил, что ливрею приблизили к Н-62.
 СССР-Н5 W33 3a п пр (1)т.jpg

Хотя мне больше симпатичен такой вариант, который тоже нельзя исключить из возможных, учитывая особенности цветопередачи на черно-белых фото.
 СССР-Н5 W33 3б п пр (1)т.jpg
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1539
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-5 (Junkers W33 / ПС-4)

Сообщение Historik » 20 Октябрь 2025 16:55

Хотелось бы уточнить: эксплуатант - Управление Полярной авиации Главсевморпути (УПА ГУСМП при СНК СССР). А так красиво :)
Historik
 
Сообщения: 738
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Н-5 (Junkers W33 / ПС-4)

Сообщение Dobrolet » 21 Октябрь 2025 04:03

Управление Полярной авиации было основано 22 июня 1936, так что Н-5 начал службу в Управлении воздушной службы Главсевморпути. Главсевморпуть определен эксплуатантом в Реестре гражданских воздушных судов.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1539
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-5 (Junkers W33 / ПС-4)

Сообщение Dobrolet » 21 Октябрь 2025 04:16

deruluft пишет:Прошу прощенья за плохие снимки, но статья очень полезная:
 Н5 W33 (8) СА 1937 8.jpg
 СССР-176 W33 1 п (24).jpg

Два фото из Советкой Арктики, опубликованных ранее в этой теме, не относятся к СССР-Н5 (другая конструкция хвостового оперения и козырька кабины пилота). Принадлежность первого фото определить затруднительно, так как с таким оперением летали несколько Добролетовских/Аэрофлотовских W-33, а вот двойной козырек кабины пилота был только у СССР-176 на котором летал и разбился Кальвица.
 СССР-176 W33 1 п (19).jpg
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1539
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-5 (Junkers W33 / ПС-4)

Сообщение Historik » 21 Октябрь 2025 10:26

Никто не спорит про название. Но ГУСМП - это была слишком большая, многопрофильная государственная организация созданная в том же 1932 г. для народно-хозяйственного освоения Арктики и обеспечения судоходства по Северному морскому пути. Правильнее тогда писать в части авиации, что эксплуатант - УВС / УПА Главсевморпути :)
Historik
 
Сообщения: 738
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Н-5 (Junkers W33 / ПС-4)

Сообщение Dobrolet » 21 Октябрь 2025 13:23

Главной инспекции ГВФ виднее как кого называть ;)
 1973-2002.jpg
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1539
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-5 (Junkers W33 / ПС-4)

Сообщение Historik » 21 Октябрь 2025 14:18

Эти записи, рукописные в реестре, с многочисленными исправлениями писали, судя по всему, порой, разные люди и не совсем грамотные. Работали с этими делами. Приказы о зачислении машин на баланс не О.Шмидт подписывал, а М.Шевелёв и его последователи. И О.Шмидт не эксплуатировал самолёты, верно? А Полярная авиация. Только и всего. Повторять ошибки "писарчуков" - представителей Главной инспекции, писавших крайне сокращённо, коряво, конечно, дело Ваше. Не обижайтесь. Право не стоит того.
Жаль за авиацию только и всего...
Historik
 
Сообщения: 738
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Пред.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения