"Челюскинец", грузовой теплоход

От ладьи и коча до атомохода.

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 06 Август 2025 11:47

Правда, 1939, № 23 (7708), 24 января.

 Правда, 1939, №23 (7708), 24 января Ленинград зима.jpg
ЛЕДОКОЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ


ЛЕНИНГРАД, 23 января. (Корр. «Правды»). Ледокольная навигация в Ленинградском торговом порту подходит к концу. Вчера поздно вечером ледоколы «И. Сталин» и «Трувор» вывели последний караван судов: «Фрунзе», «Свияга», «Буденный», «Челюскинец», «Аркос» и «Щорс». Теплоход «Челюскинец» доставит в Америку различные грузы, в том числе — предназначенные для советского павильона Международной выставки.
За все время ледокольной навигации сквозь льды залива в порт проведено 56 и выведено 44 советских и иностранных корабля.
Последний раз редактировалось ББК-10 06 Август 2025 12:01, всего редактировалось 2 раз(а).
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11807
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 06 Август 2025 12:11

В.В.Конецкий.
СРЕДИ МИФОВ И РИФОВ. Корабли начинаются с имени

В 1936 году в первый рейс вышел с ленинградского судостроительного завода первый советский теплоход «Челюскинец». В его названии на дальнем плане маячил Семен Челюскин, на среднем — «Челюскин» и на крупном — недавние подвиги челюскинцев.
В марте 1940 года (автор ошибается, авария произошла 27 марта 1939 г. - ББК-10) теплоход, следуя из Нью-Йорка в Ленинград, при подходе к Таллинскому рейду выскочил на каменистую банку. Поднявшимся штормом судно переломило на две части. Носовая осталась на мели, а кормовую понесло ветром. Корму поймали милях в семи от носа, что дало возможность говорить легкомысленным морским острякам, что «Челюскинец» — самое длинное на планете судно. В суровые дни блокады рабочие Кировского завода сшили две половины. И после войны «Челюскинец» продолжал плавать.

Известия, 1939, № 74 (6844), 29 марта.

 Известия 1939-074 (6844)_29.03.1939 авария.jpg
Авария теплохода "Челюскинец"

Из очередного заграничного рейса в Ленинград возвращался теплоход «Челюскинец». 27 марта, в 5 часов утра, теплоход сел на каменную гряду близ Таллина. На море разыгрался шторм. Тяжело груженный корабль начало бить о подводные камни. К нему поспешил находившийся вблизи пароход «Ашхабад». Он взял на борт экипаж «Челюскинца».
Однако, продолжавшиеся в течение суток попытки «Ашхабада» снять терпящий бедствие теплоход не увенчались успехом. 28 марта утром «Челюскинец» разломился. Носовая часть корабля осела на каменную гряду, а кормовую отнесло на несколько кабельтовых в сторону. Благодаря тому, что кормовая часть рядом с машинным отделением имеет водонепроницаемую переборку, она сохранила пловучесть.
28 марта поздно ночью получены сведения о том, что носовая часть судна сползла с каменной гряды и покрылась водой. Мачта и верхушки надстроек еще видны. Вчера из Ленинградского торгового порта к месту аварии на ледоколах «Трувор» и «Октябрь» вышел спасательный отряд Эпрона. Штормовой ветер в Балтийском море не прекращается.

Теплоход «Челюскинец» построен в 1936 году на ленинградских верфях. Грузоподъемность судна — 6.598 тонн. Экипаж корабля — 30 человек. Несколько месяцев назад «Челюскинец» совершил кругосветное плавание.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11807
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 06 Август 2025 16:17

Московский большевик, 1939, № 27, 3 апреля.

 Московский большевик, 1939, № 27, 3 апреля АВАРИЯ.jpg
РАБОТЫ ПО СПАСЕНИЮ ТЕПЛОХОДА «ЧЕЛЮСКИНЕЦ»

Как уже сообщалось, 27 марта теплоход «Челюскинец», возвращаясь из очередного заграничного рейса, в 18 милях от Таллина сел на каменную гряду. На море начался шторм. Пароход начало бить о камни, в результате чего он раскололся на две части.
Вчера из Таллина получено сообщение о ходе спасательных работ. Прибывший к месту аварии отряд ЭПРОН обнаружил, что в кормовой части судна имеются две крупные пробоины и несколько мелких. Часть груза из трюмов перегружена на палубу. Сейчас производятся откачка воды и заделка пробоин. Кормовая часть судна будет поднята вместе с грузом и доставлена в Ленинград.
Носовая часть теплохода затонула вместе с грузом и находится сейчас в 5 милях от кормовой части. Она также должна быть отелена в Ленинград.
Спасательные работы проходят успешно. В них участвуют теплоход «Ашхабад», ледокол «Октябрь», спасательное судно «Трефолев», буксир «Республика» и грузовой пароход «Пинега». (ТАСС).
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11807
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 06 Август 2025 16:19

Известия, 1939, № 78 (6848), 3 апреля.

 Известия 1939-078 (6848)_03.04.1939 подъем.jpg
Работы по подъему "Челюскинца"

30 марта к месту аварии теплохода «Челюскинец» (см. «Известия» от 29 марта) на ледоколе «Октябрь» прибыла первая партия эпроновцев. Они немедленно приступили к работам по подъему затонувшего корабля. Вчера утром на помощь к ним подошли проведенные ледоколом «Трувор» сквозь льды пароход «Пинега», морской буксир «Республика» и спасательное судно «Трефолев». На борту «Трефолева» находится вторая группа эпроновцев и необходимое снаряжение.
Заделка пробоин и откачка воды в кормовой части «Челюскинца» идут успешно. Вода откачивается мощными гидропомпами. К утру 2 апреля была заделана двухметровая пробоина в корме. Груз из трюмов частично перегружен на палубу. Когда будут заделаны остальные пробоины и закончена выкачка воды, кормовую часть поднимут и вместе с грузом отбуксируют в Ленинградский порт.
Обследование, проведенное водолазами Эпрона, показало, что спасение носовой части «Челюскинца» также возможно. Работами по подъему потерпевшего аварию теплохода руководит известный специалист по судоподъемным работам тов. Лавров.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11807
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 06 Август 2025 16:25

Известия, 1939, № 85 (6855), 11 апреля.

 Известия 1939-085 (6855)_11.04.1939 КОРМА ДОСТАВЛЕНА.jpg
• Ленинград. Вчера в 6 час. 20 мин. утра на буксире ледокола «Октябрь» в порт была доставлена кормовая часть теплохода «Челюскинец». Одновременно прибыл пароход «Пинега», который доставил некоторые грузы с «Челюскинца». Работы по спасению носовой части затонувшего корабля продолжаются.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11807
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 06 Август 2025 16:28

Известия, 1939, № 110 (6880), 14 мая.

 Известия 1939-110 (6880)_14.05.1939 НОС БУКСИРОВКА.jpg
«Челюскинец» оживает

Второй месяц в Финском заливе свыше ста участников экспедиции Эпрона работает над подъемом носовой части теплохода «Челюскинец».
Как известно, Эпроновцам удалось спасти корму и привести ее в Ленинград. Дело теперь за 50-метровой носовой частью. Инженеры-кораблестроители гарантируют полную жизнеспособность «Челюскинца». Корабль будет сварен в месте разрыва и, охваченный стальным ледовым поясом, вступит в строй.
Спасательные суда «Трефолев» и буксир «Республика» словно вдохнули жизнь в потерпевшее аварию судно. По кабелю на «Челюскинец» подана электрическая энергия, и носовая лебедка теплохода, уцелевшая при аварии, стала работать на полную мощность.
Радио с моря сообщает о подходе нового эпроновского судна «Колывань» с партией свежих продуктов для экспедиции.
Подорвавшийся на мине двадцать лет назад китобой «Колывань» поднят со дна моря и оборудован под спасательное судно. «Колывань» казалась более безнадежной, чем «Челюскинец». Взрывом у нее снесло всю носовую часть, и водолазы подняли только корму.
Сейчас «Колывань» с новой носовой частью, насыщенная мощными водоотливными и другими механизмами, совершает свой первый испытательный рейс.
На «Челюскинце» наступил решающий период подъемно-спасательных работ. Во втором дне теплохода сделаны отверстия для водонепроницаемой переборки. Когда проконопаченная брусчатая переборка закроет лилию разрыва во всю 16-метровую ширину корпуса судна, в действие будут введены мощные водоотливные помпы.
М. НИКИТИН.
Спец. корр. «Известий».
ФИНСКИЙ ЗАЛИВ.
*
ЛЕНИНГРАД, 13 мая. (По телеф, от соб. корр.) Вчера днем в Ленинградский торговый порт прибуксирована 50-метровая носовая часть теплохода «Челюскинец». По счету «Челюскинец»—500-й корабль, поднятый Эпроном. «Челюскинец» будет возвращен действующему флоту страны.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11807
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 07 Август 2025 10:52

Восточно-Сибирская правда, 1939, № 108, 15 мая.

 ВСП 1939 № 108 (15 мая) Эпрон-Челюскинец 500 судно.jpg
Пятисотое судно

ЛЕНИНГРАД, 11 мая. Краснознаменной экспедицией подъемных работ особого назначения (Эпрон) 11 мая снята о каменной гряды в Финском заливе носовая часть теплохода «Челюскинец». В 6 часов началась буксировка его в Ленинград.
«Челюскинец» — крупнейшее торговое судно 27 марта неподалеку от Таллина наскочило на камни, переломилось пополам.
6 апреля Балтийская партия Эпрон сняла с каменной гряды корму теплохода и прибуксировала ее в Ленинград.
«Челюскинец» - 500-е судно, спасенное Эпроном (ТАСС).
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11807
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 07 Август 2025 15:24

Известия, 1939, № 248 (7018), 26 октября.

 Известия 1939-248 (7018)_26.10.1939 РЕМОНТ НАЧАТ.jpg
Ленинград. Начались работы по восстановлению теплохода «Челюскинец», потерпевшего в этом году аварию вблизи Таллина. Как известно, судно наскочило на подводную каменную гряду и переломилось на две части. Экспедиция Эпрона подняла их на поверхность и доставила в Ленинградский торговый порт. После ремонта обе части будут соединены.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11807
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 07 Август 2025 15:32

Известия, 1941, № 122 (7498), 25 мая.

 Известия 1941-122 (7498)_25.05.1941 ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕЛЮСКИНЦА.jpg
Возрождение "Челюскинца"

ЛЕНИНГРАД, 24 мая. (По телеф. от соб. корр.). Над большим пловучим доком Канонерского завода высятся палубные надстройки теплохода «Челюскинец». Один из крупнейших советских торговых кораблей обретает утраченную им живучесть- Весной 1939 г., возвращаясь из Нью-Йорка в Ленинград, «Челюскинец» во время шторма сел на банку в районе Таллинского рейда. Крупная морская волна переломила теплоход надвое. Одна часть осталась на банке, другую Эпроновцы нашли в нескольких десятках миль от места аварии. Обе части корабля были приведены Балтийской экспедицией Эпрона на Канонерский завод.
Спустя два года «Челюскинец» вновь принял прежний облик. Места излома не найти даже опытным глазом.
Директор Канонерского завода т. Ефимов сообщил корреспонденту «Известий»:
— Закончилось сращение корабля, устроена килевая дорожка, в ближайшие дни закончится укладка железных листов по всему днищу. В районе машинного отделения также проводятся большие крепительные работы. На-днях начнем испытания носовых отсеков.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11807
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 08 Август 2025 12:39

Моряк Севера,1941, № 26. 3 апреля.

 Моряк Севера,1941, № 26. 3 апреля РЕМОНТ.jpg
Коллектив Канонерского судоремонтного завода (Ленинград) восстановил теплоход "Челюскинец". На снимке: Главный инженер
Г. Г. Башкиров (справа) и производитель работ И. А. Кореневский обсуждают ход восстановительных работ.
Фото М Редкина Фотохроники ТАСС
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11807
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 08 Август 2025 20:55

Известия, 1941, № 114 (7490), 16 мая.

 Известия 1941-114 (7490)_16.05.1941 МАСТЕРА.jpg
Будущие корабельные мастера

Как всегда, к 7 часам утра к Ленинградскому торговому порту прибывают группы учеников школы ФЗО № 12 — будущие судосборщики, крепильщики, чеканщики, судовые плотники. Портовый буксир «Бригадир» уже стоит под парами, готовый отвезти юных пассажиров на Канонерский остров.
Шесть месяцев назад этот же буксир, ломая лед, перевозил на остров ребят, Только-что приехавших из Сонковского района Калининской области. Как быстро пролетели эти месяцы учебы в цехах Канонерского завода! Воспитанник школы Кепин недавно получил благодарность за образцовую работу на ремонте океанского теплохода «Челюскинец». Вместе с ним получил благодарность его односельчанин ученик Филимонов.
Недавно ученики-клепальщики участвовали в ремонте пловучего крана. Они сделали 1.113 заклепок, из которых только 50 оказались негодными. Такая работа считается судоремонтниками неплохой.
О работе школы лучше всего говорит следующий факт. На заводе им. Жданова занимается несколько групп учащихся школ. После окончания учебы администрация завода поставила вопрос об оставлении на производстве всех учеников.
За столом в небольшой комнате клуба Канонерского завода сидят председатель квалификационной комиссии — представитель завода, инженер-кораблестроитель т. Володченко, члены комиссии — директор школы т. Тугов, старший мастер Икономо. На столе разложен всевозможный инструмент. У стола комиссии — ученик-чеканщик Сергей Кузнецов. По предложению т. Володченко он разбирает и собирает сложный пневматический молоток, рассказывает о том, как нужно чеканить швы, испытывать их под давлением. Он читает чертежи, рисует на доске корабль, объясняя каждую деталь. Мастер группы чеканщиков т. Радионов дает краткую характеристику Кузнецову: поведение отличное, успеваемость отличная, работа на производственном объекте отличная. Такое же мнение и у комиссии.
К столу подходят другие ученики — Ливанов, Никулин, Тюкшин. Четкие, толковые ответы. Комиссия еще не определяла разрядов молодых рабочих. Это будет сделано завтра, когда поступят материалы непосредственно с производственных объектов. По мнению комиссии, первый день испытаний показал, что подавляющее большинство учеников вполне заслужило третий, а многие и четвертый разряды.
М. ГОРДОН.

ЛЕНИНГРАД, 15 мая. (По телеф. от соб. корр.).
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11807
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 08 Август 2025 21:08

За период ВОВ и блокады Ленинграда информации о "Челюскинце" в прессе мне найти не удалось.
Первое сообщение, после ремонта, от 1946 года:


Вечерняя Москва, 1946, № 172, 24 июля

 Вечерняя Москва, 1946, № 172, 24 июля ПЕРВЫЙ РЕЙС ПОСЛЕ РЕМОНТА.jpg
ПЕРВЫЙ РЕЙС ПОСЛЕ «ВТОРОГО РОЖДЕНИЯ»

ЛЕНИНГРАД. 24. (ТАСС). В торговый порт прибыл из первого трансатлантического рейса теплоход «Челюскинец». Как известно, весной 1939 года во время сильного шторма он наскочил на каменистую банку и переломился на двое. На ленинградском Канонерском заводе обе половины корабля были соединены.
В конце мая, после «второго рождения», «Челюскинец» вышел в первый дальний рейс. В Балтийском и Северном морях, в Атлантическом океане он встретился с сильными штормами, доходившими до 10 баллов. Преодолев трудности, теплоход прибыл в заграничный порт, откуда благополучно возвратился в Ленинград.
«Челюскинец» прошёл свыше 10 тысяч миль со средней скоростью 11.5 мили в час вместо 10.5 мили по технической норме. Механизмы работали безотказно.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11807
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 08 Август 2025 21:14

Известия, 1947, № 284 (9506), 3 декабря.

 Известия 1947-284 (9506)_03.12.1947 ЗИМА ПОРТ ЛЕНИНГРАД.jpg
Зимой в порту Ленинграда

ЛЕНИНГРАД, 2 декабря. (По телеф. от соб. корр.). Нева и Финский залив покрылись льдом. Но Ленинградский торговый порт еще оживлен. В порту стоят под погрузкой и разгрузкой пароходы «Дмитрий Пожарский», «Академик Павлов», «Челюскинец», «Нева», «Вильнюс», «Стрельна» и другие.
Годовой план грузооборота порт выполнил еще 26 октября. Его коллектив взял на себя обязательство добиться сверх плана еще не менее двадцати процентов годового грузооборота.
С начала навигации Ленинградский порт каждый месяц перевыполнял план грузооборота. Два месяца под ряд — в сентябре и октябре — за успешную работу коллектив порта завоевывал переходящее Красное Знамя Совета Министров СССР и первую премию.
Ленинградский торговый порт уже вступил в ледокольную кампанию, но пока еще обходится силами своих портовых ледоколов — «Тайфуна», «Прометея» и других. С 1 декабря проводку судов за кромку льда начнет мощный ледокол «Малыгин».
В порту началась подготовка к навигации будущего года, идет ремонт судов и механизмов.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11807
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 08 Август 2025 21:18

Из начального периода биографии судна:
Правда, 1936, №91 (6697) 1 апреля

 Правда, 1936, №91 (6697) 1 апреля-конец стр.jpg
ТЕПЛОХОД „ЧЕЛЮСКИНЕЦ"

ЛЕНИНГРАД, 31 марта. (Корр. «Правды»). Ленинградский судостроительный завод имени А. А. Жданова заканчивает оборудование нового товаро-пассажирского теплохода «Челюскинец». Водоизмещение теплохода 10 тысяч тонн. Скорость хода — 12 миль в час. С открытием навигации «Челюскинец» выйдет на испытание и в мае вступит в эксплоатацию).

Известия, 1937, № 277, 29 ноября.

 Известия, 1937, № 277, 29 ноября В СЕУТЕ.jpg
26 ноября в районе Гибралтара находились два буксирных катера — «Чкалов» и «Беляков», идущие из Ленинграда в Одессу. Из-за сильных штормов переход был до крайности затруднен. Поэтому Наркомвод предложил теплоходу «Цюрупа», принимавшему в Антверпене грузы для перевозки через Батуми в Иран, взять катера на буксир. Кроме того, теплоходу «Челюскинец» было предложено сопровождать этот караван и в случае необходимости оказать катерам помощь.
Шторм достигал 9 баллов. В виду этого решено было устроить двойной буксир. Главным судном каравана пошел «Челюскинец», подавший буксирный конец теплоходу «Цюрупа». Последний тянул на буксире оба катера. Эта очень сложная буксирная операция была блестяще проведена в условиях шторма, когда ветер и зыбь рвали буксир. Лишь при выходе судов из Бискайского залива шторм стих.
Позавчера в 16 часов у берегов Гибралтара советские суда были задержаны фашистскими пиратами и, несмотря на полное отсутствие каких бы то ни было оснований для задержания, были направлены в Сеуту. Лишь вчера в 1 час ночи все 4 судна были освобождены и вышли по назначенному маршруту — через Средиземное в Черное море.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11807
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Челюскинец", грузовой теплоход

Сообщение ББК-10 » 09 Август 2025 08:50

Красная звезда, 1946, №72, 24 марта.

 Красная звезда, 1946, выпуск №72, 24 МАРТА-1Й РЕЙС-1.jpg
ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ СУДНА

ЛЕНИНГРАД, 23 марта. (ТАСС). Возвращаясь из дальнего рейса, теплоход «Челюскинец» в 1939[40] году наскочил вблизи Таллина на подводные камни и раскололся пополам. Обе половины разломленного судна были спасены и прибуксированы в ЛенинIрадский Канонерский завод. Здесь началось второе рождение судна. Обе части его были искусно склепаны, проведен капитальный ремонт подводной части и механизмов. Однако война задержала окончательное восстановление теплохода. Полностью капитальный ремонт удалось завершить лишь в прошлом году.
Теплоход «Челюскинец» вышел в первый рейс. На-днях он прибыл в Штеттин, откуда пойдет с грузом в Таллин. «Челюскинец» вновь включен в строй действующего флота Балтийского государственного морского пароходства.

Правда, 1946, № 86 (10168), 11 апреля.

 Правда, 1946, № 86 (10168), 11 АПРЕЛЯ-1Й РЕЙС.jpg
Первый рейс теплохода «Челюскинец»

Теплоход «Челюскинец», приняв груз в одном из балтийских портов, вышел в первый рейс. Судно направляется в Таллин. Интересна судьба этого теплохода. Несколько лет назад во время сильного шторма «Челюскинец» попал на каменистую банку и переломился на две равных части. Но корма и нос так разделились, что сохранили пловучесть и не пошли ко дну. Обе половины корабля удалось отбуксировать в Ленинград. Люди и груз были спасены.
Рабочие Канонерского завода и экипаж теплохода начали восстанавливать судно Война не прервала эту работу. В тяжелые дни блокады Ленинграда судоремонтники продолжали начатое дело. Инженер Кузнецов разработал проект модернизации машинной установки, перевел двигатель на бескомпрессорное распыление топлива. Судно теперь обладает большей скоростью, чем раньше, значительно упрощено и обслуживание машины.
Восстановленный и обновленный теплоход «Челюскинец» вступил в строй Балтийского торгового флота.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11807
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения