Навигация 1958 года
□ □
3. ШАШКОВ,
министр речного флота РСФСР
□ □
В навигацию нынешнего года работникам речного транспорта Российской Федерации предстоит решить большие и сложные задачи. Они определяются значительным ростом промышленного производства в стране, увеличением масштабов строительства и подъемом сельского хозяйства.
Грузооборот должен увеличиться на 7 процентов. Предстоит перевезти в судах намного больше, чем в прошлом году, леса, цемента, руды, металла, минерально-строительных материалов и другой промышленной продукции. Особо ответственной задачей речников является доставка для народного хозяйства большого количества леса в плотах, нефти и нефтепродуктов.
Речной флот РСФСР вступает в навигацию с возросшими возможностями. Порты и пристани оснащены мощными перегрузочными средствами — портальными и плавучими кранами. Транспортный флот пополнился более совершенными судами, в том числе грузовыми теплоходами, работающими на повышенных скоростях.
В прошлом году удельньй вес перевозок грузов в самоходных судах был доведен до 28 процентов в целом по речному транспорту РСФСР, а на Волге — до 41 процента. Во многих направлениях грузы этими судами доставлялись со скоростью железнодорожных маршрутов, а в ряде случаев даже быстрее. Естественно, что это повысило заинтересованность хозяйственных организаций в перевозке грузов речным транспортом.
К началу навигации заключены договоры с клиентурой, разработаны планы эксплуатационной деятельности каждого пароходства. Со многими советами народного хозяйства рассмотрены основные мероприятия по максимальному использованию резервов речного флота для улучшения транспортного обслуживания экономических районов.
Основное внимание уделено вопросам равномерного предъявления хозяйственными организациями грузов, своевременной загрузке и разгрузке судов в портах и на причалах клиентуры.
Неритмичность перевозок, большие простои флота были серьезным пороком в работе речного транспорта в прошлые навигации. Особенно неудовлетворительно использовался грузовой транспортный флот Волжско-Камского бассейна.
В этом году Министерство речного флота впервые вводит единый график работы транзитного грузового флота этого бассейна, обслуживающего многие экономические районы. Строгое соблюдение графика, как основного закона всей эксплуатационной работы, является важнейшей задачей каждого работника речного транспорта, связанного с движением и обслуживанием флота.
Почти половина судов в течение навигации загружается и разгружается средствами предприятий совнархозов и других ведомств, пользующихся речным флотом. Поэтому очень важное значение для обеспечения графика имеет улучшение работы причалов клиентуры, дальнейшее развитие причального хозяйства приречных предприятий и оснащение его высокопроизводительными механизмами.
Московский, Горьковский, Куйбышевский, Красноярский, Пермский, Новосибирский и Ленинградский совнархозы уделяют внимание этому важному делу, принимают меры к предотвращению простоев речного флота. Однако общие темпы развития причального хозяйства но только клиентуры, но и пароходств сильно отстают от пополнения флота и роста перевозок.
Нельзя признать нормальным, когда, например, сотни тысяч тонн угля для Игумновской теплоэлектроцентрали, расположенной на берегу Оки, перевозятся речным флотом по Волге, а затем в Горьковском порту перегружаются в вагоны. Горьковский совнархоз до сих пор не решил вопроса о строительстве причалов у Игумновской ТЭЦ, несмотря на явную экономическую целесообразность доставки угля водным путем непосредственно до этого пункта. Не имеет до сих пор речных причалов Череповецкий металлургический комбинат, находящийся на берегу Шексны. Медленно ведут организации Министерства транспортного строительства реконструкцию и сооружение портов в Рыбинске, Горьком, Казани, Перми, Куйбышеве. Работники речного транспорта вправе требовать от строителей своевременной сдачи новых объектов.
В этом году надо добиться лучшего использования приречных карьеров. Доставку минерально-строительных материалов в города и на стройки автомобильным и железнодорожным транспортом следует максимально сократить. Это даст народному хозяйству десятки миллионов рублей экономии.
В нынешнюю навигацию дальнейшее развитие получат передовые методы перевозок и переработки грузов в портах. Перевозки грузов с применением способа толкания судов должны возрасти на 10 процентов. Предусмотрен рост перевозок и переработки грузов на поддонах, в пакетах и на баржах-самосвалах. Более чем в полтора раза увеличатся перевозки грузов в контейнерах.
Порты получат в текущем году десятки новых мощных кранов, сотни грейферов и много другой техники. Удельный вес комплексной механизации грузовых работ, без применения на них ручного труда, превысит 60 процентов. Это поможет снизить себестоимость погрузки и выгрузки, сократить время обработки судов в портах.
В текущем году значительно возрастают перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении с перевалкой в речных портах из судов в вагоны и из вагонов в суда.
В прошлом году были осуществлены опытные сквозные маршрутные перевозки рудничной стойки с Северной и Печорской железных дорог для Донбасса с перевалкой в Горьком к Ростове на суда по совмещенному графику движения железнодорожных и речных составов. Такая организация перевозок оказалась весьма эффективной.
Учитывая этот опыт, в осуществлении которого приняли участие Институт комплексных транспортных проблем Академии наук СССР и проектные организации Министерства речного флота, пароходства вместе с железными дорогами осуществят регулярные маршрутные перевозки рудничной стойки, угля и пиломатериалов по совмещенным графикам в важнейших направлениях. Это устранит многие недостатки в организации смешанных перевозок и поможет ликвидировать так называемую «водобоязнь» клиентуры.
Ежегодно с наступлением весны перед речниками встает оперативная задача — в короткий срок выполнить задания но вывозу леса, хлеба и других грузов из глубинных пунктов по боковым рекам и завозу в эти места горючего, сельскохозяйственной техники и промышленных товаров. Дальнейшее транспортное освоение малых рек будет способствовать развитию хозяйства колхозов.
Период весенних высоких вод должен быть использован для перевозок максимального количества леса в плотах. Надо добиться, чтобы во втором квартале лесосплавные тресты предъявили, а речные пароходства отбуксировали не менее 45—50 процентов всей плотовой древесины, запланированной к перевозке в течение навигации.
Эта задача приобретает особое значение для Волжско-Камского бассейна, так как в середине октября текущего года будет прервано сквозное движение по Волге в районе Сталинграда в связи с перекрытием реки у строящейся гидроэлектростанции. Стало быть, навигационный план перевозок но Волжско-Камскому бассейну должен быть вообще выполнен в более короткий срок.
Учитывая, что в нынешнем году большинство рек вскрылось с опозданием, совнархозы должны принять меры к тому, чтобы предприятия форсировали в мае предъявление пароходствам всех грузов, так как за один месяц надо перевезти то, что планировалось на апрель и на май.
Министерством речного флота принимаются меры к улучшению перевозок пассажиров, обслуживания их на судах и речных вокзалах.
В более широких масштабах организуется отдых трудящихся на туристско-экскурсионных судах, часть которых закреплена за Горьковской, Сталинградской, Ростовской, Свердловской и Ленинградской туристскими базами ВЦСПС.
Речники Российской Федерации постараются полнее удовлетворить запросы трудящихся, желающих воспользоваться речным флотом для отдыха и туристских поездок. Продолжается пополнение пассажирского флота новыми комфортабельными судами. Несколько крупных теплоходов и дизель-электроходов будет переведено Северным морским путем из европейской части СССР в восточные бассейны, где ощущается особая нужда в организации нормального движения пассажирского флота.
На Волге вступят в строй крупнейшие в мире трехпалубные речные пассажирские теплоходы «Ленин» и «Советский Союз», строительство которых заканчивается на заводе «Красное Сормово». Вместо одного теплохода на подводных крыльях, обслуживавшего в прошлом году линию Горький — Казань, теперь будут эксплуатироваться 10 судов такого типа со скоростью движения до 80 километров в час. Помимо Волги, они появятся на линиях Московского, Камского и Северо-Западного пароходств.
Работники речного транспорта имеют все возможности не только выполнить, но и перевыполнить задания по перевозкам, установленные на 1958 год. Коллективы большинства пароходств, вскрывая внутренние резервы своего хозяйства, принимают важные социалистические обязательства. Надо приложить все силы к тому, чтобы навигация 1958 года была проведена образцово.