Молоков Василий Сергеевич (1895-1982)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Молоков Василий Сергеевич (1895-1982)

Сообщение Historik » 30 Май 2025 09:17

Из коллекции ГБУ Московской области «Центральный государственный архив Московской области».
 П-5 Н-46-Диксон-19.4.1935-стр32.jpg

В.С.Молоков у самолёта П-5 (по арх. документам) "Н-46". Диксон, апрель 1935 г.
 Моя автобиография-В.С.Молоков-1934-стр11007.jpg

 Моя автобиография-В.С.Молоков-1934-стр11008.jpg

 Моя автобиография-В.С.Молоков-1934-стр11009.jpg

Автобиографические записи В.С.Молокова
Historik
 
Сообщения: 548
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Молоков Василий Сергеевич (1895-1982)

Сообщение Historik » 31 Май 2025 09:24

Из коллекции ГБУ Московской области «Центральный государственный архив Московской области».
 Дорнье Валь Н-2-о.Диксон-20.09.1933-стр68.jpg

 Дорнье Валь Н-2-о.Диксон-20.09.1933-стр69.jpg

 Восп-стр18-1.jpg

 Восп-стр19-2-2.jpg

 Восп-стр20-3-2.jpg

Вынужденная посадка
/Рассказ Героя Советского Союза В.С.Молокова/
Это было в 1932 году. Я тогда впервые прокладывал воздушную пассажирскую трассу между Красноярском и Дудинкой. Полеты мои в этот раз не сопровождались особыми приключениями. Запомнился один лишь любопытный случай, о котором я и хочу рассказать.
15-го сентября мне нужно было перебросить из Дудинки в Норильск участников научной экспедиции, проводившей работу на р. Хатанке. От Дудинки до Норильска 110 километров. Требовалось не более 40-45 минут, чтобы покрыть это расстояние. Примерно в час дня мы загрузили самолет научными приборами экспедиции, усадили пассажиров и двинулись в путь.
Погода стояла отличная. В такую погоду хорошо производить разведки: видимость прекрасная. Машина шла на высоте 700 метров. Внизу ровным полотном расстилалась тундра. Изредка попадались оленьи пастбища. Далеко впереди виднелись Норильские горы. Вершины их ослепительно блестели на солнце. Между высокими горами извивалась река Рыбная. Каждый раз, когда мне приходится пролетать над Норильскими горами, я буквально зачаровываюсь их красотой. После однообразного пейзажа тундры местечко это кажется своеобразным оазисом.
Так мы пролетели первую половину пути. Моторы работали без перебоев. Однако, на второй половине нас ждала большая неприятность.
В 30 километрах от Норильска у одного из моторов сломался коленчатый вал. Мотор выбыл из строя. Машину начало сильно трясти. Положение становилось катастрофическим. Надо было делать посадку. Но ка? Посадить морской самолет в тундре – это в лучшем случае разбить машину. Но могло сказаться, что вместе с машиной погибнут и люди. В данном случае я опасался больше всего именно этого. Требовалось немедленно принять необходимые меры. Но что значит принять меры, когда воды перед тобой нет и что так или иначе, а придется садиться на землю? Напрасно я осматривался кругом в надежде увидеть где-нибудь поблизости озеро или реку. Под нами была сплошная тундра. А машина медленно, но неуклонно снижалась. И не было силы, которая могла бы остановить это губительное снижение.
Когда рассказываешь об этом событии теперь, то может показаться, что меры предосторожности принимались мной по какому-то определенному плану. Планов при таких обстоятельствах у меня не было. Летчик, очутившись в таком положении в воздухе, делает все автоматически. У него сильно развит рефлекс. Соображать он начинает уже потом. При порыве мотора ломается машина. Сразу мелькает мысль: где сделать посадку. Если, например, приходится садиться в тундре, быстро принимаешь решение: прежде всего надо спасти людей, не обращая внимания на поломку машины. Когда же через некоторое время положение меняется к лучшему, то уже начинаешь думать о том, как бы спасти и машину. Самое важное, при таких обстоятельствах выдержка, хладнокровие.
Итак, удобной посадки не предвиделось. Я уже решил садиться на суше. Вдруг второй пилот Чернявский, крикнул: «Вода!». Слово это прозвучало как спасение. Я посмотрел вниз и действительно, увидел довольно широкую полосу воды. Дело, казалось, оборачивалось к лучшему. Однако, радость наша тотчас же сменилась разочарованием. Присмотревшись, я убедился, что это была отмель глубиной 10-15 сантиметров. Садиться здесь было также рискованно, как и на земле. Но нам определенно повезло. Впереди, примерно в семи километров от нас, показалась река. Надо было во чтобы то ни стало дотянуть до нее.
Машина шла уже на высоте 50 метров. Еще немного и она снизится совсем. Но вот и река. Передо мной вырос крутой берег, высотой примерно в 30 метров. Идти на посадку, имея перед собой этот страшный барьер, нелепо. Уткнуться в берег – это значит наверняка разбиться. Садиться на мели – тоже не лучший выход.
Я решил использовать последнюю возможность: развернуть машину и сделать посадку вдоль берега. Это было связано с громадным риском. В другой обстановке я едва ли решился бы на подобный эксперимент. Некогда было раздумывать. Лучшего не предвиделось. Я сделал разворот под углом 90 градусов и посадил машину, как и рассчитывал, вдоль берега.
Отсюда нам пришлось идти до Дудинки пешком. Путь этот у нас занял пять с половиной суток. В Дудинке находился другой самолет, на котором мы переправились в Игарку. Сюда из Красноярска нам прислали новый мотор, которым мы заменили испорченный.
3-го октября я возвратился из Норильска в Дудинку.
***
//Воспоминания В.С.Молокова. Вынужденная посадка. 1917-1981. // ЦГАМО. Ф. 1091. Оп. 1. Д. 157.
Historik
 
Сообщения: 548
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Молоков Василий Сергеевич (1895-1982)

Сообщение Historik » 01 Июнь 2025 10:21

Из коллекции ГБУ Московской области «Центральный государственный архив Московской области».
 МБР-2 Н-104-стр30.jpg

Гидросамолёт МБР-2 (по арх. документам) "Н-104". // Из альбома B.С.Молокова
 В.С.Молоков-Севастополь-1926-д307005.jpg

 В.С.Молоков-Севастополь-1926-д 307006.jpg

 Барограмма В.С.Молокова-18.7.1921-стр5.jpg

 Аттестат В.С.Молокова-29.4.21-стр7.jpg
Historik
 
Сообщения: 548
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Молоков Василий Сергеевич (1895-1982)

Сообщение Historik » 02 Июнь 2025 16:07

Из коллекции ГБУ Московской области «Центральный государственный архив Московской области».
 В.С.Молоков-Севастополь-15.01.1927-д307001.jpg

 В.С.Молоков-Севастополь-15.01.1927-д307002.jpg

 Дорнье Валь-Якутия-р.Алдан, 1935.jpg

Дорнье "Валь" "Н-2" в Якутии на р.Алдан. Перелёт В.С.Молокова Красноярск-Якутск-Среднекан-р. Колыма-м. Шмидта - о. Врангеля-б. Тикси- б. Нордвик-Дудинка-Красноярск (07-09.1935 г.).
 Дорнье Валь Н-2-о.Врангеля-1935-стр66.jpg

Дорнье "Валь" "Н-2" на о. Врангеля. Перелёт В.С.Молокова Красноярск-Якутск-Среднекан-р. Колыма-м. Шмидта - о. Врангеля-б. Тикси- б. Нордвик-Дудинка-Красноярск (07-09.1935 г.).
Historik
 
Сообщения: 548
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Молоков Василий Сергеевич (1895-1982)

Сообщение Historik » 03 Июнь 2025 08:57

Из коллекции ГБУ Московской области «Центральный государственный архив Московской области».
 Грамота Героя-23.6.1934.jpg

 Статья-1.5.1938-стр22.jpg

 Четверо у Дорнье Валя Н-8-Омск-1935-стр.54.jpg

 Четверо у Дорнье Валя Н-8-Омск-1935-стр.55.jpg

Из альбома В.С.Молокова. Судя по бортовому, скорее всего Дорнье "Валь "Н-8". Омск, 1935 г.
Historik
 
Сообщения: 548
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Молоков Василий Сергеевич (1895-1982)

Сообщение Historik » 04 Июнь 2025 09:39

Из коллекции В.С.Молокова по ВВЭ "Север" (1937). // Из фондов ГБУ Московской области «Центральный государственный архив Московской области».
 0-Бронтман-Молоков-о.Рудольфа-1937-стр18.jpg

 0-Бронтман-Молоков-о.Рудольфа-1937-стр19.jpg

 1-В.С.Молоков и эксп на СП, 1937-стр30.jpg

 1-В.С.Молоков и эксп на СП, 1937-стр31.jpg

 2-В.С.Молоков и эксп на СП, 1937-стр34.jpg

 3-В.С.Молоков и эксп на СП, 1937-стр36.jpg

 4-В.С.Молоков и эксп на СП, 1937-стр42.jpg

 6-В.С.Молоков и эксп на СП, 1937-стр52-1.jpg

 7-В.С.Молоков и эксп на СП, 1937-стр54.jpg

 8-В.С.Молоков и эксп на СП, 1937-Шевелёв-Шмидт-Папанин-стр.60.jpg
Historik
 
Сообщения: 548
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Молоков Василий Сергеевич (1895-1982)

Сообщение Historik » 05 Июнь 2025 09:52

Из коллекции В.С.Молокова по ВВЭ "Север" (1937). // Из фондов ГБУ Московской области «Центральный государственный архив Московской области».
 9-В.С.Молоков и эксп на СП, 1937-стр68.jpg

 10-В.С.Молоков и эксп на СП, 1937-стр76.jpg

 11-В.С.Молоков и эксп на СП, 1937-стр80.jpg

 12-В.С.Молоков и эксп на СП, 1937-стр96.jpg

 13-В.С.Молоков и эксп на СП, 1937-Шмидт-Шевелёв-Молоков-стр106.jpg

 13-В.С.Молоков и эксп на СП, 1937-Шмидт-Шевелёв-Молоков-стр107.jpg

 14-В.С.Молоков и эксп на СП, 1937-стр108.jpg

 15-В.С.Молоков и эксп на СП, 1937-стр114.jpg
Historik
 
Сообщения: 548
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Молоков Василий Сергеевич (1895-1982)

Сообщение Historik » 06 Июнь 2025 18:41

Из альбомов В.С.Молокова. // Из фондов ГБУ Московской области «Центральный государственный архив Московской области».
 5-В.С.Молоков-стр48.jpg

 5-В.С.Молоков -стр49.jpg

Стенгазета "челюскинцев" "Не сдадимся" №1, 18 февраля 1934 г.
Вложения
 ф 1091 о 1 д 31003--Молоков-стенгазета.jpg
Historik
 
Сообщения: 548
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Молоков Василий Сергеевич (1895-1982)

Сообщение Historik » 16 Июнь 2025 17:23

К теме: "1936: Трансарктический перелёт Молокова В.С."
 Молоков-4050059.jpg
 Молоков2-4050037.jpg

В.С.Молоков в Нагаево и его "Н-2" (в дополнение к уже размещённому фото Тарасова Д.Н. в теме "Н-2"). 30 июля-2 августа 1936 г.Из фотоальбома Тарасова Д.Н. // Из фондов Магаданского областного ГАУК "Магаданский областной краеведческий музей"
 Молоков-КРЗв-1936-3782271.jpg

Из газеты «Красная звезда» (3-4 стр.) от 18 октября 1936 г. со статьёй Г.А.Ушакова (перепечатка). // Из коллекции "Центрального музея Военно-воздушных сил"
Маршрут героя (Финиш замечательного арктического перелета Герои Советского Союза т. Молокова)
9 сентября столица встретила Героя Советского Союза, одного из лучших лётчиков страны Василия Молокова.
Недалеко от Кремля, в самом центре столицы, у гранитной набережной Москва-реки совершила посадку летающая лодка. В 1933 г. у Центрального парка культуры и отдыха на Москва-реке совершил посадку американский лётчик Чарльз Линдберг на лёгком одномоторном поплавковом гидросамолёте. Посадка мощного арктического двухмоторного гидросамолёта проводилась впервые.
Герой Советского Союза Василий Молоков в общей сложности, включая сюда и эпизодические полёты для ледовой разведки, совершил перелёт общим протяжением свыше 26 000 километров. По своему протяжению перелёт Молокова превышает все дальние перелёты, совершённые за последнее время.
Перелёт был начат 22 июля. Стартовав в Красноярске, гидросамолёт пролетел через Кежму, Усть-Кут, Киренск, Витим и достиг Якутска. Этот участок пути Молоков пролетел над системой притоков Енисея, Лены и потом пронесся над самой Леной до столицы Якутии. Здесь самолёт встретила неблагоприятная погода. Низкая облачность заставила пилота лететь над облаками.
На побережье Охотского моря т. Молоков вылетел из Якутска через посёлки Крестволджай и Оймелон. После краткого отдыха в бухте Нагаево - порту Колымского края - Молоков взял курс на Петропавловск-на-Камчатке.
По прибытии на Камчатку т. Молоков предполагал посетить Командорские острова. Надо сказать, что эти острова отличаются от близлежащей Камчатки тем, что на них ясная, солнечная погода бывает, как правило, редким исключением. Острова всегда закрыты сплошным туманом. Не более 30 дней в году немногочисленные жители этих островов видят ясное небо. Во время полёта на Командорские острова гидросамолёт попал в сильный туман. Из-за тумана и из-за разразившегося внезапно шторма т. Молоков не смог произвести посадку у скалистых берегов островов и в исключительно трудных условиях возвратился на Камчатку.
Однако, посадка у берегов Камчатка таила много опасностей. Когда Молоков подлетел к Камчатке, он обнаружил, что сильный туман закрыл её берега. Он решил совершить посадку в море и затем подрулить по волнам к берегу. После трудного пути он пришвартовался у пристани Усть-Камчатска.
С Камчатки Молоков перелетел через залив Корфа и совершил посадку у Чукотского поселка Майна-Пыльген, находящегося в Коряцком округе. Отсюда перелет совершался над местами, ставшими знаменитыми со времен челюскинской эпопеи, - над Анадырем, Уэлленой, Колючинской Губой, Ванкаремом.
В Ванкареме произошла первая встреча двух Героев Советского Союза. Василий Молоков встретил дожидавшегося его Сигизмунда Леваневского, совершавшего перелёт из Соединённых Штатов в Москву. Эта часть пути была наиболее трудной. С мыса Шмидта Молоков совершил тяжелый рейс через пролив Лонга на остров Врангеля, готовившийся к празднованию десятилетия существования советского посёлка.
С острова Врангеля Молоков пролетел к устью реки Колымы и совершил безукоризненную посадку в бухте Амбарчик. 3десь снова встретились Молоков и Леваневский. Молоков, не дожидаясь хорошей погоды, в условиях шторма прошёл из бухты Амбарчик в устье реки Лены и опустился в бухте Тикси. Следующую остановку он совершил на полуострове Нордвик.
К прилёту Молокова в районе Таймырского полуострова, с восточной стороны которого находится Нордвик, скопилось большое количество кораблей. Эти корабли, шедшие как с востока, так и с запада, не могли продолжать свей путь из-за сильных льдов. Упорная борьба ледоколов "Ермак", "Ленин" , "Литке", ледокольных пароходов "Седов", "Сибиряков", " Малыгин" и "Садко" не давала успешных результатов. Суда с грузом стояли, скованные льдами.
Льды плотной стеной преграждали путь. Только с воздуха было возможно найти выход. Только с воздуха можно было обнаружить мягкий, битый лед. В это время в Карском море с западной стороны Таймырского полуострова вели разведку полярные летчики Алексеев и Жуков. Однако, отдалённость базы не позволяла им далеко уходить в сторону к востоку.
Задачу решил Молоков. Он провёл тщательную разведку льдов от Хатангского залива до пролива Вилькицкого, отделяющего мыс Челюскина от Северной земли. По окончании разведки, сыгравшей большую роль в проводке кораблей по Северному Морскому пути, Молоков через селения Хатангу, Волочанку и Кресты вышел в Енисейский залив.
Идя вдоль залива к северу, Молоков достиг острова Диксон. Отсюда он через острова Скот-Гансена, шхеры Минина, архипелаг Норденшельда совершил замечательный полёт к проливу Вилькицкого. Этот полёт дал новые ценные материалы о ледовой обстановке у западного берега Таймырского полуострова. Вслед за этим Молоков получил срочное распоряжение начальника Политического управления Северного Морского пути т. Бергавинова немедленно приступить к розыскам пропавшего самолета "Ш-2".
Было известно, что самолет "Ш-2", вылетевший на ледовую разведку в Карском море, сделал вынужденную посадку. На борту самолёта не имелось запасов горючего и продовольствия. Самолёт не имел радиостанции, с помощью которой экипаж смог бы указать свое местонахождение. Поиски исчезнувшего самолёта ледокольным пароходом "Малыгин" не увенчались успехом.
После тщательного трехчасового обследования Молоков обнаружил исчезнувший самолёт в районе небольших безыменных островов, расположенных у Диксона. Люди, положение которых было крайне тяжёлым, были спасены Героем Советского Союза.
Закончив спасательную операцию, неожиданно вошедшую в план работ, Молоков от острова Диксона через остров Белый и через Маре-Сале прилетел в Амдерму. Дальнейший путь к Архангельску лежал вдоль побережья Баренцова моря.
Таким образом, т. Молоков, кроме пути от Красноярска до Уэллена, прошел на своей летающей лодке всю трассу Северного Морского пути от Берингова пролива до Белого моря. Такой перелёт осуществлен впервые в истории. Если до сих пор считался освоенным Северный Морской путь, то теперь над его трассой протянулась трасса Северного воздушного пути, проложенного Героем Советского Союза В. Молоковым.
Значение перелёта огромно. Несмотря на то, что Молоков не преследовал никаких рекордных целей, он на своей летающей лодке внёс крупнейший вклад в дело освоения Арктики. Надо отметить, что на всём протяжении пути летевшие на самолёте работники ГУСМП во главе с начальником Политического управления Северного морского пути тов. С.А.Бергавиновым проводили повседневную оперативную работу по проверке и инструктажу предприятий, входящих в систему ГУСМП.
Это была своеобразная "воздушная инспекция". Надо сказать, что предприятия ГУСМП: порты, рудники, полярные станции, культурные базы, пушные фактории, торговые точки, судостроительные верфи, оленеводческие совхозы, авиационные базы, рыбные промысла, затоны, консервные заводы расположены на территории, составляющей одну четвёртую часть всей территории Советского Союза. И они были охвачены маршрутом перелёта Молокова.
Здесь самолёт показал свое превосходство над всеми остальными видами транспорта. Благодаря самолёту была решена задача быстрого ознакомления с работой политотделов и хозяйственной деятельностью как территориальных управлений, так и отдельных предприятий.
В своей перелёте Герой Советского Союза т. Молоков показал себя ещё раз опытнейший пилотом. Тов. Молоков работает в Полярной авиации с 1932 г. Он отлично знаком со сложными условиями полётов в Арктике в самых разнообразных её районах. Он принадлежит к категории людей, целиком отдавших себя героической работе в Арктике. Он, воспитанный Красной Армией, блестяще справляется с поставленной задачей.
Кроме т. Молокова, в экипаж летающей лодки входит лучший бортмеханик полярных линий краснознамёнец Г.Т.Побежимов, работающий в Арктике с 1929 г, и не имеющий ни одной аварии. Он в 1929 г. вместе с лётчиком Кальвицей совершил выдающийся полёт на одномоторном гидросамолёте на остров Врангеля. Несколько лет под ряд он летал вместе с лётчиком Алексеевым, участвуя в проводке судов в Карском море. В 1932 г. он вместе с т. Алексеевым совершил перелёт из Красноярска на острова Каменева (архипелаг Северной Земли). Это был первый перелёт на Северную Землю. Перелет был закончен блестяще. В последующие годы т. Побежимов работает совместно с Молоковым.
Вторым бортмехаником в арктическом рейсе участвовал комсомолец В.И.Мишенков, работающий в Полярной авиации с начала 1935 г.
Штурманом на самолёте был один из лучших штурманов нашей Полярной авиации тов. А.А.Ритслянд. Он работает в Арктике с 1933 r.
Своим перелётом т. Молоков объединил трассы полётов, совершённых полярными лётчиками на отдельных участках Северного Ледовитого океана. После полета Водопьянова и Махоткина на Землю Франца-Иосифа, перелёта Чкалова, Байдукова и Белякова на "АНТ-25", перелета Леваневского и Левченко и перелета Молокова мы можем смело заявить, что в Арктике большевики владеют не только морем, но и воздухом.
Привет отважному Герою Советского Союза т. Молокову и всем участникам выдающегося арктического перелёта!
Заместитель начальника Главного управления Северного морского пути Г.А.УШАКОВ

 Молков-Н2-Свердловск-1936.jpg

Фотокопия репортажная художественная. «Погрудный портрет Молокова В.С. – Героя Советского Союза на фоне пропеллера гидросамолета СССР-Н-2. Снято на озере Шарташ» Фотограф - Тюфяков Иван Николаевич. г. Свердловск, лето 1936 г.// Источник: из Дома-музея Я.М.Свердлова. Из фондов МБУК "Музей истории Екатеринбурга"
 Молоков-Бронтман-1935.jpg

Пропуск корреспондента газеты "Правда" Бронтмана Л.К. на встречу с Героем Советского Союза В.С.Молоковым и экипажем гидросамолёта "Н-2". // Из коллекции ГБУК "Курганский областной краеведческий музей"
 Молоков-Ворошилов.jpg

В.М.Молотов (крайний справа) и К.Е.Ворошилов (в центре) встречают экипаж "Н-2" В.С.Молокова в ЦПКиО им. М.Горького. 19.09.1936 г., Москва. // Из коллекции ФГБУК "Государственный центральный музей современной истории России"
 610364.jpg

Конверт почтовый, посвящённый 125-летию со дня рождения В.С.Молокова (1895–1982). // Из коллекции ФГБУ "Центральный музей связи имени А.С.Попова"
Historik
 
Сообщения: 548
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Пред.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения