Навигация 1979 года

Сообщение ББК-10 28 Март 2025 19:02


Известия, 1978, № 269 (19029), 16 ноября.

 Известия 1978-269 (19029)_16.11.1978 НАВ-78 СИБИРЬ.jpg
НАВСТРЕЧУ ПОЛЯРНОЙ НОЧИ

Прощальный гудок — привилегия, сохранившаяся в Мурманском порту только за атомным флотом, — эхом отозвался от прибрежных скал: ледокол «Сибирь» вышел в рейс, который закончится только в будущем, 1979 году.

Полтора месяца выкрашенный в желтый цвет атомоход «приводил себя в порядок» после тяжких ледовых баталий, выпавших на его долю в нынешнюю навигацию. Высокоширотная проводка грузового судна «Капитан Мышевский» по Северному морскому пути, осуществленная на два месяца раньше традиционных сроков, высадка станции «Северный полюс-24», дерзкий рейс вершинными дорогами планеты к западным берегам... И когда каждый член экипажа предвкушал радость торжественной встречи на берегу, был получен приказ: следовать в Карское море, на проводку судов.
Торжества откладывались на неопределенный срок. Как оказалось, почти на целых четыре месяца. И атомоход снова лег на курс 90 градусов, к востоку.
Это были месяцы, когда почти каждый день был похож на другой. Море, как вздыбленная снежная степь. Никаких заходов в порты, никаких новых впечатлений...
Так могло показаться стороннему наблюдателю. Для большинства же из них каждый день был разный: новые караваны судов, новые люди, чьи голоса доносили до них радиоволны, такой непохожий — даже по цвету — лед, в преодолении которого смысл работы полярных моряков. Добавьте к этому разнообразные по духу занятия и увлечения каждого члена экипажа, для которых на борту судна созданы все условия.
В новый рейс «Сибирь» повел опытный арктический судоводитель В. Красовский. Перед походом мне удалось связаться с ним только по радиотелефону: атомоход стоял на рейде, вдали от берега.
-— Курс известный, — сказал Владимир Николаевич, — идем к Карским воротам. Будем встречать караваны у кромки чистой воды, доводить их до устья Енисея. Далее они проследуют в Дудинку. Вот-вот наступит полярная ночь, и работать будет, конечно, тяжело. Сложно вести караваны в пургу, морозы. Все это, вместе взятое, и называется круглогодичной навигацией...
Да, наши моряки добились своей цели: в западном секторе Арктики ни лютые стужи, ни полярная мгла не в состоянии остановить караваны, ведомые кораблями с эмблемой мирного атома на борту. И 75 тысяч лошадиных сил — мощность паропроизводительной установки атомохода — обеспечат доставку грузов в адрес Норильска и предприятий Кольского полуострова. А потом начнутся ставшие знаменитыми ямальские операции, выгрузка грузов на припай.
Когда же вернется «Сибирь»? Этого пока никто не может сказать со всей определенностью. В зимней Арктике расписание во многом диктует ледовая обстановка. Суда здесь не ходят прямыми курсами, они вычерчивают в панцире студеного океана причудливые зигзаги в поисках кратчайшего пути.
В. ШМЫГАНОВСКИЙ.

Навигация 1979 года

Сообщение ББК-10 28 Март 2025 19:09

Известия, 1979, № 1 (19066), 1 января.

 Известия 1979-001 (19066)_01.01.1979 НАВ-79 АЛ СИБИРЬ.jpg
Новогоднее интервью
Белый рейс

Атомоход «Сибирь»: студеная навигация
Белый рейс... Какой же он белый? Здесь, в высоких широтах, земной шар словно надел на свою макушку черную шляпу, да так и забыл снять.
До весны...
Все кажется темным — и небо над головой, и желтые надстройки корабля, и даже лед. Ревет пурга, делая море похожим на землю: где больше сугробов наметет, где — меньше. А снег, между прочим, такой же враг судов, как и лед. Иной корабль нагребет его перед собой, как бульдозер, и остановится, беспомощно уткнувшись носом в им же созданную гору.
С «Сибирью» подобных неприятностей практически не бывает. И секрет не только в мощности атомохода — 75 тысяч лошадиных сил, но и в хитроумных обводах корпуса: снег от него летит в разные стороны. Но даже атом бывает порой бессилен. Тогда форштевень «Сибири», подобно лому, таранит препятствие, ища слабину. Казалось бы, сражается со льдом корабль, его механизмы. А люди?
Еще недавно они шутили: «Семь месяцев в году в ледовом аду». Сейчас навигация в западном секторе Арктики продолжается круглый год!
«Выйдя в рейс 16 ноября, — сообщил на телекс «Известий» капитан «Сибири» В. Красовский, — атомоход осуществил 25 проводов судов на Дудинку. Новый год встречаем во льдах Карского моря. Обстановка по-зимнему тяжелая: температура — ниже 40 градусов, снегопады... Однако экипаж успешно выполняет принятые социалистические обязательства».
Капитан называет моряков, отличившихся в «новогоднем» плавании, и я узнаю знакомые имена. Многие из этих людей были лучшими в экспериментальном высокоширотном рейсе «Сибири», вошедшем в историю покорения Арктики. Старпом Э. Филатов, старший вахтенный механик С. Бобров, боцман Л. Грицай, мастер-сварщик Л. Ващенко, старший мастер-электрик С. Подставкин...
В праздничную ночь вспыхнут огни елки в просторной кают-компании ледокола (нарядное зеленое деревце им доставили из Мурманска). Под аккомпанемент снежных вихрей за бортом со своей новой программой выступит самодеятельный ансамбль, конечно же, в шутку названный «Белым безмолвием».
Все это происходит в той части планеты, которую зимой да и, пожалуй, летом можно обозначить на картах в основном белым цветом.
Белый рейс...
В. ШМЫГАНОВСКИЙ.
Комментирует первый заместитель начальника государственного хозрасчетного объединения «Севзапфлот» Ю. Левин:
— Все наши морские пароходства, доставляющие грузы в Арктику, — Мурманское, Северное, Балтийское, Латвийское и Эстонское, — еще 27 октября выполнили план трех лет пятилетки.
Интенсивная работа на линии Мурманск — Архангельск — Дудинка, начатая еще в начале года, не прекращается. Начало навигации 1979 года, конечно же, осложнится полярной ночью и сильными морозами. Закончена расстановка судов и концентрация грузов для полуострова Ямал (Харасавей) в адрес геологов, газовиков. Как только образуется прочный припай, ледоколы поведут суда к этому своеобразному причалу. Впервые начнутся зимние рейсы в Амдерму. И, наконец, в будущем году значительно возрастут перевозки грузов для Якутской АССР.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1979 года

Сообщение ББК-10 28 Март 2025 19:19

Известия, 1979, № 48 (19113), 24 февраля.

 Известия 1979-048 (19113)_24.02.1979 НАВ-79 З-СЕКТОР.jpg
СКВОЗЬ ЛЬДЫ И СТУЖУ
Навигация в западном секторе Арктики впервые стала круглогодичной

Это событие может встать в один ряд с самыми выдающимися достижениями нашего времени. Зима на просторах Северного Ледовитого океана выдалась особенно лютой. Замерз даже Кольский залив, согреваемый Гольфстримом. Но студеные рейсы не прерывались. В одном из таких рейсов побывал специальный корреспондент «Известий».

Мы летели в полярную ночь... «Высота 11.400 метров, скорость 1.000 километров в час», — объявила бортпроводница. И вот уже Ту-154 оставил позади невидимый Полярный круг. Сверкнул алым лучиком и погас рассвет на востоке. Только Венера горела так, будто какой-то смотритель вывесил на небесном перекрестке свой самый яркий фонарь.
Температура за бортом — 60 градусов мороза, далеко внизу, на просторах окоченевшей тундры — примерно столько же... Нас ждало море, внешне похожее на заснеженную равнину, ждал корабль. И вот это-то не сразу укладывалось в сознании...
Какие моряки, какие рейсы, когда вокруг темно и сумрачна, а океан, совсем еще недавно никем не тревожимый глубокой зимой, кажется недоступным за своими ледовыми бастионами?! Но без Северного Морского пути, открытого во все времена года, уже трудно представить будущее нашей великой Родины. И кому-то надо было начинать это единоборство с арктической стихией.
Океан вызов принял.

Ожидание
ДУДИНКА купалась в молочном облаке. Прохожие на бегу показывали друг другу жестами: «Трите лицо! » Девушка-дневальная с «Гижиги» — одного из двух судов, грузившихся в порту, только и успела, что взбежать на пригорок — вернулась с красными рубцами на щеках. Обморозился юноша-пекарь с судна — ему пришлось выдать больничный.
Трудно людям, но и металл стонал! Надстройка дизель-электрохода корежилась, будто ее поджаривали. Двери в ходовую рубку закрывались с ржавым скрипом. При минус 57 по надстройке зазмеилась трещина.
— Когда на короткое время стало всего 30 градусов мороза, — сказал мне капитан Юрий Георгиевич Коваленко, — захотелось шапку снять. «Жарко!». Живет капитан в далекой Алма-Ате, мечтает о свидании с ее улицами в кипени цветущих яблонь. А сейчас он скребком сдирает наледь на стеклах ходовой рубки, чтобы видеть, что делается вокруг. Кстати, «Гижига» первой пришла в Дудинку в ноябре 1970 года, положив начало продленной навигации в Арктике.
В порту грузовые операции прекращались всего на несколько дней — при особо сильных, «космических» морозах. Работали докеры, крановщики. Механизмы поднимали только половину расчетного груза: металл мог не выдержать.
Борьба за тепло стала борьбой за здоровье, жизнь людей. Борьбой за план. Некоторые суда превратились в «плавучие берлоги». Все щели, все иллюминаторы с мощными наростами снега и льда с обеих сторон задраены, законопачены, завешаны одеялами и шторами. Только один выходка свежий воздух. Один... Вахтенные у трапа напоминали партизан времен изгнания Наполеона. Старожил «Гижиги» (он плавает на судне десять лет) второй механик Геннадий Лукин, чисто выбритый, подтянутый, рассказывал:
— Не помню более трудных рейсов. Приходишь после вахты — вывешиваешь у лица два мокрых полотенца: воздух страшно сухой — влажности никакой. Просто сходить в город — и то проблема. Некоторые и не ходят... Недавно был на «Дмитрии Донском» у своего приятеля. Сколько, спрашиваю, не был на берегу? «Полтора месяца, — отвечает, — даже на палубу не выхожу»...
Они возят ценный груз — руду Норильского горно-металлургического комбината, его готовую продукцию. Теперь она, не лежит мертвым грузом до лета, а пускается в дело на предприятиях Кольского полуострова. В свою очередь ритмично поступают крайне необходимые грузы в адрес норильских предприятий.
Оставлять их до весны нельзя — ни одной тонны. Вскроется река — и мощный ледоход ринется на порт, все сметая на своем пути. Как былинный силач, Енисей, играючи, расправляется с рельсовыми путями, завязывая их в узелки. Подъем воды достигает десяти — двенадцати метров. Настоящий океанский прилив. Он бы и город затопил, Енисей, но Дудинка с самого своего рождения не собиралась стать «Заполярной Венецией»: забралась повыше, на спину обрывистого берега. Ветрам, правда, раздолье, но до воды далеко.
А обойдется весеннее буйство реки в миллион рублей — ни много ни мало. И эти потери, можно сказать, запланированы. Такова ежегодная дань Енисею, включающая расходы на восстановление всего разрушенного, устройство новых подъездных путей и т. д. Зимняя навигация позволила во многом смягчить этот удар: ведь порт работает «до упора».
Все ждали «Капитана Николаева». Этот ледокол обеспечивает проводку судов от Енисейского залива до Дудинки и обратно. Там, в заливе — «прихожей» Северного Ледовитого океана — мелкосидящий «Николаев» обменивается транспортами с атомоходами «Арктика» или «Сибирь», ведущими караваны через Карское море. На этот раз ледокол появился неожиданно, опередив прогнозные сроки. Появился из тьмы ночи, заснеженный и заиндевелый, подмигивающий нам своим прожектором, — дескать, не унывайте! — и лихо двинулся по льду, будто ножом хирурга прорезав припай у давшего крен сухогруза. Вспыхнула и долго дымилась паром вода...

Всегда ли прямая—кратчайшая?
ПОСЛЕ трудяги «Гижиги», на которой я жил несколько дней, «Николаев» показался дворцом: здесь многое предусмотрено для длительного плавания во льдах. Поднимаюсь в лифте на 7-й этаж, к капитану Юрию Михайловичу Клюеву. Именно в лифте и на этаж, а не на палубу. Потому что этот корабль — по сути белоснежный дом, посаженный на стальной корпус. Почти все моряки живут в отдельных каютах, подальше от поверхности моря.
... Проводили в Москву Машу, супругу второго старшего штурмана В. Галкина, прилетавшую к нему погостить, и вышли на рейд. Клюев часов восемь не сходил с мостика, но за это время только и удалось, что поставить к причалу два сухогруза, которые «Николаев» привел с собой накануне, и отвести от него «Гижигу», «Невского».
Измученный бесконечными и часто бесплодными маневрами, капитан-москвич недобрым словом помянул эти морозы, ночь и льды, а добрым — свой Теплый Стан и уснул тут же, на мостике, неудобно устроившись неподалеку от рулевого. Первый старпом Владимир Алексеевич Чечет сменивший его, попеременно окалывал оба судна, но оттуда. следовало неизменное: «Хода нет! »
«Танцы» ледокола, как называет эту операцию Клюев, продолжались еще несколько часов: енисейский припай не сдавался. Продвижение каравана за вахту (четыре часа) составило одну милю.
Мы. шли мимо невероятной россыпи островов с множеством озер и проток, которыми славится в своих низовьях Енисей. Сплошная тьма в этих местах уже сменилась коротким днем, окрасившим все вокруг в серо-бело-розовые тона... Проплывали заснеженные острова Открытий, Поисков, Мечты. Дерзаний.
Ничего радующего глаз в этой пустыне — ни огонька жилья или встречного корабля, ни диковинного зверя. Только потрескивание льда и вой ветра...
Маленький караван застыл во льдах у островов Крестовских. Нам велено ждать атомоход в заливе, взять у него аварийное дизельное горючее. Топливо на «Николаеве» было на исходе... Но в Арктике обстановка меняется быстро. Новая радиограмма: «Примите 150 тонн топлива у «Гижиги» и немедленно следуйте в Дудинку под проводку теплохода «Дмитрий Пожарский», который решает план пароходства. Атомный ледокол «Арктика» подходом принимает проводку «Александра Невского». Дизель-электроход «Гижига» остается во льду до подхода «Петра Великого» с запасами топлива».
Участников зимней навигации лихорадило с горючим. Ранее ледокол брал его у «Гижиги» 70 тонн, затем отдал 370 тонн, предварительно перекачав 375 тонн у транспорта «Василий Федосеев». И вот опять включены насосы... Видимо, назрел вопрос о создании специальной базы для снабжения топливом «зимних» моряков. И лучше Дудинки места, пожалуй, не сыщешь.
После ухода ледокола в море стало как-то пустыннее... Команды «Невского» и «Гижиги» устроили футбольный матч на льду при 40-градусном морозе, но при счете 1:1 разбрелись по своим судам. Караван накрепко вмерз в лед. Пурга, казалось, только этого и ждала. Косые снежные вихри завыли в антеннах, завалили контейнеры с грузом. Как бы нам не пришлось открывать свои корабли...

И атому нелегко...
ТРЕВОЖИЛИ радиограммы с «Арктики». У мыса Желания на Новой Земле в одиночку она продвигалась крайне медленно. Корпус атомохода постоянно заклинивало: порой 3,5 часа огромное судно не могло освободиться от ледовых объятий океана. Тогда включалась система кренования. Массу воды перекачивали с носа на корму, раскачивая ледокол.
Морякам на «Гижиге» было грустно: их-то атомоход все равно не возьмет.
Однако капитан «Арктики» Василий Александрович Голохвастов рассудил иначе. Как только бело-оранжевый ледокол вынырнул- из тьмы весь в огнях
— только ходовая рубка выделялась темной повязкой на глазах,
— он тут же стал окалывать «Гижигу»: дескать, пойдешь с нами! Как оказалось, впоследствии Голохвастов решил, можно сказать, по - государственному. Если бы «Арктика» оставила дизель-электроход в ледовом поле, в порт назначения «Гижига» прибыла бы спустя... почти месяц после выхода из Дудинки.
А льды уже как бы срослись с металлом судна. Огромная глыба крепко примерзла к борту, долго не давала движения. Со стороны показалось, что ледокол «рассвирепел», так решительно двинулся он на препятствие, так близко сошлись борта.
Филигранная работа!
— Впереди хорошая ледовая обстановка, надо спешить, — объяснили с мостика атомохода. И действительно, побежали резво, круша все вокруг. Тринадцать, четырнадцать узлов! В такие часы кажется, что не льды, а корабль — хозяин на этих просторах. Во многом отработавшие свое дизели «Гижиги» задыхались, корпус ее вибрировал. Второй транспорт — «Александр Невский» не отставал.
Так прошли 130 миль...
Но я уже не задавал вопросов о сроках прибытия в Мурманск, когда обвязанный монтажным поясом спускался с носа ведомого судна под вертолетную площадку «Арктики». Тем более, что опытнейший инженер-гидролог атомохода Валерий Михайлович Лосев сообщил: «Начинается сжатие...»
Резвые скорости сменились упорными тяжкими ударами о лед. Корабль, содрогается, подобно испытательному вибро-стенду. Каждую его попытку преодолеть препятствие мы ощущаем кожей. И удивительно, что три-четыре секунды, когда ледокол, застряв, словно раздумывает, как ему поступить дальше, — эти секунды дают ощущение покоя.
Мы одни в Арктике, темной Арктике. Иногда чудится, что ты и вовсе не плывешь — летишь в космическом пространстве. Или бороздишь просторы незнакомой планеты.
Поздняя ночь. С заснеженной палубы хорошо видно, как в только что проложенный канал целыми полчищами и на вид вполне организованно устремляются торосы, издалека похожие на белых мышей. Сжатие максимальное.
Проведя на буксире один транспорт и оставив его во льдах, «Арктика» поспешно возвращалась за другим — так медведица переносит своих пестунов. Продвижение — пять миль за вахту, миля. Двое суток не можем расстаться с островом Белым.
Вот ледокол подходит за «Гижигой». Я вижу, как лучи прожекторов атомохода и дизель-электрохода тянутся друг к другу, как руки друзей. Но перемычка. разделяющая их — метров двести! — сдается только после двадцати набегов «Арктики». Легко сказать...
Такова зимняя навигация. Попробуй предсказать здесь время прибытия. Это расписание все еще диктует стихия.
На корабле чистота, порядок. Почти все моряки — в уставной форменной одежде. Прав, конечно, первый помощник капитана Владислав Георгиевич Лазарев, сказавший: «Грязная фуфайка, приблизительный быт несовместимы с атомной энергией; движущей наш ледокол».
«Арктика», награжденная орденом Октябрьской Революции за беспримерный поход на Северный полюс, только получила поздравления в связи с освоением еще одного высокоширотного маршрута. В разгар полярной ночи атомоход впервые осуществил зимнюю проводку дизель-электрохода «Лена» с грузами для полярников острова Греэм-Белл Земли Франца-Иосифа.
Поднялись до широты 81°06'.
Предполагалось, что после проводки нашего каравана «Арктика» зайдет в Мурманск — за вертолетом, чтобы пополнить запасы, сменить часть людей. В Мурманск уже прилетели близкие некоторых членов экипажа. Но у пролива Югорский. Шар пришла радиограмма, предписывающая после проводки повернуть на восток и вместе с атомоходом «Сибирь» начать движение с новым караваном. Обстановка очень серьезна, если два могучих ледокола-близнеца бросают в этот рейс.
Наконец все позади. Перебираюсь на «Александр Невский». Капитан этого теплохода Игорь Андреевич Рубцов в 1972 году первым встречал новый год в Дудинке. «Индигирка», которой он командовал, была единственным судном, прорвавшимся тогда в порт в конце декабря. Пять транспортов повернули назад...
На палубе «Невского» — обрывки стальных буксиров, вижу свежие отметины на корпусе, на якорных клюзах. У форштевня разошлись металлические листы. Еще раньше на судне полопались от мороза некоторые трубы и их снова заварили. Тяжелые удары льдов не проходят бесследно.
Но «Арктика» все-таки довела караван из двух судов! Государству сэкономлены десятки тысяч рублей, которые улетели бы на ветер, если бы «Гижига» с полным грузом Дрейфовала во льдах. Как тут не вспомнить адмирала С. О. Макарова, сказавшего как-то, что русским морякам лучше всего удаются предприятия невозможные!
На «Александре Невском» объявлено штормовое предупреждение: в Баренцевом море ветер несет нам навстречу крупную волну. А у кромки тяжелых льдов встречаются два красавца атомохода — оранжевый и желтый. С новым караваном они ложатся на обратный курс. Волнующее зрелище.
В. ШМЫГАНОВСКИЙ,
спец. корр. «Известий».
КАРСКОЕ МОРЕ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1979 года

Сообщение ББК-10 13 Апрель 2025 18:04

Известия, 1979, № 89 (19154), 13 апреля.

Репортаж на 1-ю страницу
 Известия 1979-089 (19154)_13.04.1979 НАВ-79 ПЕВЕК.jpg
ПОРТ ГОТОВИТСЯ К НАВИГАЦИИ
В этом году значительно увеличится объем перевозок по Северному морскому пути

Мы прилетели сюда самолетом (иначе в здешние места сейчас не добраться) Ту-154, выполнявшим первый технический рейс из Москвы в далекий чукотский город. Семь часов полета (вместо обычных пока на этой трассе шестнадцати) — и мы в Певеке.
... Всё дороги здесь ведут в морской порт. Он — главные ворота города. Почти все необходимое для жизнеобеспечения сурового арктического края завозится морем. Отсюда же идет перевалка грузов для соседних Билибинского и Шмидтовского районов, на Зеленый мыс, Колыму, в Якутию...
Уютная Чаунская губа, надежно защищающая причалы от пронзительных шквалистых ветров, еще скована толстым панцирем льда. Словно гигантские аисты, замерли на жестоком морозе громадные портальные краны. Немноголюдно у причалов. Но порт напряженно работает.
Вереницы машин вывозят на стройки лес, доставленный еще в прошлую навигацию. На склады поступает рудоконцентрат, металлолом, железобетонные конструкции местного завода, которые уйдут отсюда летом с первыми судами.
У начальника, порта Бориса Федоровича Абакумова только что закончилось производственное совещание. Речь шла о выполнении организационно-технических мероприятий по подготовке к навигации-79.
— Она начинается у нас в июле и длится 90—100 дней, — рассказывает Б. Абакумов. — Дольше не позволяет ледовая обстановка. Чтобы уложиться в короткие сроки, отпущенные Арктикой, необходима большая всесторонняя подготовка к навигации. Сейчас полным ходом идет профилактический ремонт и осмотр портового флота, всей техники.
Подготовка различных служб порта к горячим летним дням ведется со значительным опережением установленного графика. Также по-ударному обязуются работать портовики и в период навигации. Побывав в порту, явственно видишь, как закладывается фундамент четкой, ритмичной летней работы.
— По сравнению с прошлым годом объем переработки грузов в предстоящей навигации значительно возрастет, — продолжает Б. Абакумов. — Произойдет это за счет поступления к нам дополнительно 40 тысяч тонн перевалочного груза на реку Колыму. Всего же за три месяца портовикам предстоит переработать сотни тысяч тонн народнохозяйственных грузов — стройматериалов, оборудования, леса, угля, промтоваров, продуктов.
Чтобы принять рекордный поток грузов, в порту готовятся дополнительные складские помещения, специальные бетонные площадки, сооружаются временные навесы для хранения груза.
С Борисом Федоровичем мы идем вдоль запорошенного снегом причала. Там, где летом плещут океанские волны, сейчас полутораметровый слой льда. Б. Абакумов — ветеран Севера, работает здесь около двадцати лет. На его глазах небольшой порт с невысокими деревянными причалами вырос в крупный морской узел: только в прошлую навигацию сюда зашло 143 судна. Он увлеченно говорит о перспективах развития порта.
— Сейчас одновременно мы можем разгружать четыре транспорта. В дальнейшем планируем удлинить причальную стенку. Полностью заасфальтируем территорию. Запланировано строительство большого теплого склада, нового ремонтно-эксплуатационного блока. В нынешнем году намечено одеть в бетон главную подъездную автомагистраль. Ведем обновление портовой техники. С первыми судами навигации-79 получим два новых портальных крана, которые будут смонтированы в короткие сроки и этим летом примут участие в разгрузке судов.
Заботимся и об улучшении быта портовиков. Скоро начнем возводить еще одно рабочее общежитие, в перспективе — сооружение спортзала, бассейна. Собираемся построить свое тепличное хозяйство.
В Восточной Арктике Певек — один из самых высокомеханизированных портов. Причалы оснащены мощными портальными кранами, современной техникой укомплектован автопарк. Но техника техникой, а все-таки успех дела решают люди. Коллектив порта принял обязательство еще шире внедрять в практику почин Ленинградского транспортного узла о совместной работе смежников. На период навигации будут заключаться договоры о социалистическом соревновании с предприятиями-смежниками — торговой конторой УРСа, конторой Певекснаба, местным автопредприятием. Такое соревнование приводит к взаимовыручке, рациональному использованию техники, людских сил, в конечном итоге, к экономии стояночного времени судов. Кстати, за счет улучшения организации труда портовики Певека только в прошлом году сэкономили 1.800 часов стояночного времени.
... Пройдет несколько недель, и на стол начальника порта ляжет график подхода судов. Начнется непосредственная подготовка к большому трудовому празднику — встрече первого посланца навигации-79, капитану которого по старой традиции вручают здесь символический ключ от порта Певек.
В. ВОДОЛАЖСКИЙ.

ПЕВЕК.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1979 года

Сообщение ББК-10 14 Апрель 2025 09:51

Известия, 1979, № 107 (19172), 5 мая.

 Известия 1979-107 (19172)_05.05.1979 НАВ-79 ОМСК.jpg
ФЛАГ НАВИГАЦИИ ПОДНЯТ

На Иртыше сейчас половодье. Но речники пароходства уже открыли навигацию — от причалов речного порта ушли в рейс первые караваны судов с трубами, цементом, строительными конструкциями. По голубым магистралям Иртыша, Средней и Нижней Оби и другим рекам Западной Сибири омские речники перевезут в этом году около 27 миллионов тонн грузов.
И хотя весна нынче задержалась, значительную часть водного пути удалось вскрыть ледоколами. Экипажи теплоходов под командованием опытных речных капитанов М. Листопадова, А. Павловского, К. Оносова, В. Мякишева обязались досрочно выполнить план навигации четвертого года пятилетки.
В. ГАВРИЧКИН,
соб. корр. «Известий».
ОМСК.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1979 года

Сообщение ББК-10 14 Апрель 2025 09:53

Известия, 1979, № 141 (19206), 18 июня.

 Известия 1979-141 (19206)_18.06.1979 НАВ-79 ЕНИСЕЙ.jpg
КАРАВАНЫ ИДУТ К ОКЕАНУ

Все шире размах навигации на Енисее. Сибирский великан почти повсюду освободился от зимнего панциря... Собственный корреспондент «Известий» в Красноярске Б. Петров обратился к начальнику Енисейского речного пароходства С. Фомину с просьбой рассказать об особенностях навигации-79.

— В нынешнем году корабли приходили в заполярную Дудинку Северным Морским путем почти всю зиму. Повлияло ли это на объемы летних перевозок по Енисею?
— Сквозь льды, разумеется, ходят не для того, чтобы меньше возить летом... Норильский промышленный район так быстро развивается, что грузов Дудинского порта хватает с лихвой и морякам, и речникам. Правда, нынешним летом наши перевозки на Таймыр несколько сократятся, но это лишь потому, что заканчивается строительство Надеждинского металлургического завода, для которого мы доставляли стройматериалы и оборудование. Теперь он запускается в производство, и скоро возрастет поток его продукции, в том числе новой для нас — элементарной серы. Всего же енисейские речники должны перевезти в начавшейся навигации грузов почти на пять процентов больше прошлогоднего.
— Причина увеличения объема перевозок, очевидно, в том, что возрастают потребности вновь осваиваемых районов края?
— Да. Мы, например, доставим два рабочих колеса для агрегатов Саяно-Шушенской ГЭС. Должен вступить в постоянную эксплуатацию судоподъемник на Красноярской ГЭС. Главная особенность навигации и главная ее трудность для нас — заметный рост перевозок по боковым магистралям — притокам Енисея. Караван в 115 судов разгружается в притоке Большой Пит, «бешеный Пит», как его еще у нас называют. Каменистое русло, необузданное течение, сумасшедшие перепады уровней воды — вот чем он встречает суда. Навигация здесь продолжается всего две недели в году, и за этот срок надо обеспечить жителей и промышленные предприятия всем необходимым.
Первые теплоходы вошли наконец-то и в Нижнюю Тунгуску. Более ста тысяч тонн грузов будет доставлено речниками для тружеников Эвенкийского автономного округа, большое количество горючего. Правда, Нижняя Тунгуска — река более солидная по сравнению с Подкаменной, и навигация здесь продолжается целый месяц.
Как всегда, напряженно складывается сплав леса по Ангаре. Плотоводам придется применить все свое искусство обращения со своенравной дочерью Байкала.
Особая сложность заключается в том, что специального флота для плавания по быстрым каменистым и мелким притокам у нас, в общем, нет. Перевозки по ним возрастают, но судостроительная промышленность ничего нового нам не предлагает. В нынешнем году мы решили по опыту ленских речников (не от хорошей жизни, разумеется) своими силами начать строить первые колесные теплоходы. Да-да, колесные суда возвращаются на наши реки, но это будут уже современные теплоходы.
— Что нового ждет пассажиров на Енисее?
— Особенно развиваются туристские рейсы. В первое плавание вышел теплоход «Антон Чехов» — новое судно повышенной комфортности.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1979 года

Сообщение ББК-10 14 Апрель 2025 09:56

Известия, 1979, № 144 (19209), 21 июня.

 Известия 1979-144 (19209)_21.06.1979 НАВ-79 ОМСК.jpg
Северная навигация

С каждым днем расширяют границы полярной навигации речники Иртышского пароходства. В порту Надым встали под разгрузку первые караваны судов. Они доставили газодобытчикам Уренгоя и Медвежьего, геологам, рыбакам различное оборудование, трубы, продовольствие. За летние месяцы флот иртышских речников перевезет в районы Крайнего Севера более двух миллионов тонн грузов.
Л. КУДРЯВСКИЙ.

ОМСК.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1979 года

Сообщение ББК-10 16 Апрель 2025 15:21

Известия, 1979, № 185 (19250), 9 августа.

Репортаж на 1-ю страницу
 Известия 1979-185 (19250)_09.08.1979 НАВ-79 СМП.jpg
СКВОЗЬ ТЯЖЕЛЫЕ ЛЬДЫ

Арктика вновь показала свой суровый характер. Такой трудной ледовой обстановки, какая сложилась сейчас в восточных районах Севморпути, не было здесь с 1965 года. И хотя сегодня мощные ледоколы сравнительно легко ломают многометровые пласты, но сразу за кормой ледяные громады вновь сходятся, преграждая путь транспортным судам.

СРАЗУ три ледокола — «Ермак», «Адмирал Макаров», «Ленинград» — вели за собой транспорты к мысу Шмидта. Последние 250 миль пробивались одиннадцать суток! Теплоход «Пионер Киргизии» должен был подойти к причалу Певека 5 июля. Несмотря на поистине героические усилия экипажа, лишь восемью днями позже певекцы смогли вручить символический ключ от города капитану Владимиру Антоновичу Бондареву.
Да, Арктика сурова. Но моряки и службы обеспечения делают все возможное, чтобы грузы как можно скорее поступали на Крайний Север.
Рассказывает начальник штаба морских ледовых операций Восточного района Арктики Филипп Харитонович Полунин:
— Наш район — это 1.600 морских миль. От острова Дунай до мыса Дежнева навигация продлится до конца октября. В связи с тяжелой ледовой обстановкой принимаем ряд экстренных мер. Обратились в штаб Западного района с просьбой направить к нам атомный ледокол «Сибирь».
Пятнадцать судов с продовольствием, строительными материалами, горючим, техникой для горнодобывающих предприятий уже разгрузились в мысе Шмидта и Певеке. В границы района с запада (из Мурманска, Ленинграда, Архангельска) вошло семь судов, с востока — из Находки, Ванина, Владивостока — 17. Еще двенадцать на подходе к мысу Дежнева. Их ждут мыс Шмидта, Зеленый Мыс, Тикси, Певек, порты Яны.
Почему именно Певек избран местом пребывания штаба? Прежде всего потому, что он занимает удобное географическое положение — почти в центре трассы. Во-вторых, здесь отлично налажена служба связи. Певек — административный центр Чаунского района. Многие оперативные вопросы помогают решать местная партийная организация и советские органы.
— Пользуясь случаем, — продолжал Полунин, — хочу назвать тех, кто сегодня стоит у правого фланга арктической навигации в Восточном районе. Это капитаны ледоколов Ю. Филичев и В. Абоносимов, командир самолета ледовой разведки И. Соколов, гидрологи А. Кудрявцев и И. Ванюшкин.
В. КУРАСОВ,
соб. корр. «Известий».
ПЕВЕК.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1979 года

Сообщение ББК-10 16 Апрель 2025 15:25

Известия, 1979, № 213 (19278), 11 сентября.

Кино
 Известия 1979-213 (19278)_11.09.1979 НАВ-79 СМП.jpg
Арктика: ПОДВИГ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Последние годы освоения Арктики отмечены героическим трудом моряков-полярников по продлению навигации на Северном Морском пути и в замерзающих портах. Впервые на трассе Мурманск—Дудинка она стала круглогодичной. Ни сплошные белые поля, ни «космические» морозы, от которых стонал металл, не остановили караваны, ведомые атомными и новейшими дизель-электрическими ледоколами.
Мы отдаем себе отчет в том, что достигнутое на ледовых просторах самого сурового из океанов опирается на опыт всех предшествующих поколений первопроходцев. Мы помним свое «полярное родство», идущее от Дежнева и братьев Лаптевых, Седова и Русанова, Шмидта и папанинцев. И как приятно, что всем рыцарям Арктики, в том числе и иностранным, отдано должное в новом научно-популярном полнометражном цветном фильме Свердловской киностудии «Навигация». (Авторы сценария В. Александров и Д. Радовский, режиссер Б. Урицкий, оператор А. Трифонов. Состоялась премьера этой ленты и по первой программе Центрального телевидения.
Ключевым эпизодом фильма избран экспериментальный высокоширотный рейс транспортного судна «Капитан Мышевский» из Мурманска в Магадан под проводкой атомохода «Сибирь». Эта экспедиция, осуществленная на два месяца раньше традиционных сроков, явилась одной из генеральных репетиций перед навигацией будущего — навигацией, не знающей перебоев. Камера передает нам ощущение человека, навсегда покоренного Арктикой. Все мы, участники этой экспедиции, помним, как молодой оператор Саша Трифонов буквально сутками нес свою вахту в белом безмолвии. И он увидел то, что можно увидеть только неравнодушным взглядом. Да, все это было: и богатырский лед, будто подсвеченный ультрамарином, и слепящее зарево незаходящего солнца...
Однажды съемочная группа высадилась с вертолетом на лед, чтобы снять караван в движении. Были сделаны редкие кадры — океан, словно подбросил «Сибирь», а затем трещина по льду быстро побежала к людям и вертолету. Они едва успели взлететь. Впрочем, на Крайнем Севере каждый кадр дается нелегко.
Однако авторов интересует не столько экзотика, сколько напряжение человеческого труда и духа, направленное на преодоление неизведанного. На трех китах держится арктическая навигация. Это мощные ледоколы, авиационное обеспечение и научное прогнозирование метеорологической и ледовой обстановки. Рейс «Сибири» показал, как важно приобщить к этой работе и достижения в космосе. Руководитель космического обеспечения экспедиции Ю. Кравцов интересно рассказывает в фильме об определении координат судов по сигналам спутников, о выборе пути во льдах по снимкам,, полученным с орбиты. Они помогают, в частности, в отыскании Великой северной полыньи, существующей в Арктике даже в самые лютые морозы, но постоянно меняющей свои очертания.
Когда моряки лицом к лицу столкнулись с особенностями круглогодичной навигации, с ее тяготами и непредсказуемостью, появились и скептики: а выгодны ли, спрашивали они, эти рейсы в экономическом отношении? И действительно, в январско-февральском плавании из Дудинки, в котором мне довелось участвовать, мы добирались до Мурманска в два раза дольше намеченных сроков.
Но вот что говорит в фильме директор Норильского горно-металлургического комбината Б. Колесников: «Осуществление круглогодичной навигации имеет большое значение не только в силу экономических показателей нашего комбината. Это и решение вопроса о развитии производительных сил Крайнего Севера, всей Сибири»...
Вот почему мы вновь и вновь идем в Арктику. С ней связано не только славное прошлое и настоящее Родины, но и наша устремленность в будущее.
В. ШМЫГАНОВСКИЙ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1979 года

Сообщение ББК-10 16 Апрель 2025 15:27

Известия, 1979, № 243 (19308), 16 октября.

 Известия 1979-243 (19308)_16.10.1979 НАВ-79 АНАДЫРЬ.jpg
Из ледового плена

АНАДЫРЬ (Чукотский автономный округ). Спущен флаг навигации на реках Чукотки. Последний караван судов вернулся в Анадырский лиман.
Изобилующие перекатами, часто меняющие свое русло, чукотские реки преподнесли нынче судоводителям неприятный сюрприз. Обычно многоводные в пору осенних дождей, они сильно обмелели в нынешнюю засушливую осень. Каждый рейс в этих условиях стал трудным экзаменом для экипажей речных теплоходов, танкеров, доставлявших грузы в глубинные поселки оленеводов, геологов, горняков. Свыше ста таких рейсов было сделано за короткую летнюю навигацию только в верховья рек Анадырь, Великая, Канчалан.
— Особенно сложным был рейс последнего каравана судов в верховья реки Анадырь, — сказал начальник Анадырского морского арктического порта А. Шипилов. — Внезапно ударившие морозы быстро сковали льдом обмелевшую реку. Появилась опасность того, что находившиеся в рейсе теплоходы окажутся в ледяном плену до будущей весны.
Четверо суток продолжалась схватка со льдом. Забыв об отдыхе и сне, прокладывали капитаны В. Шароватов, В. Давиденко, В. Дьяченко, Г. Болдаевский курс судам по покрытой льдом реке. Встречались участки, где каждую милю пути приходилось брать, как говорится, с боем. На одном из речных перекатов за сутки удалось отвоевать у льда всего лишь несколько миль.
Выдержка, мастерство капитанов, самоотверженный труд членов экипажей помогли вывести суда в порт Анадырь.
(ТАСС).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1979 года

Сообщение ББК-10 16 Апрель 2025 15:30

Известия, 1979, № 252 (19317), 26 октября.

 Известия 1979-252 (19317)_26.10.1979 НАВ-79 ВАНИНО.jpg
Завершена навигация

Арктическую навигацию завершили дальневосточные моряки. Последним выполнил рейс экипаж теплохода «Канск».
Нелегкими были нынче заполярные маршруты. Почти все суда, направляющиеся в Анадырь, бухту Провидения, другие северные порты, преодолели туманы, снежные бури, циклоны. Но график доставки грузов не был нарушен ни разу. Четкий ритм морского транспортного конвейера обеспечили ледоколы.
Каждые два из трех судов доставили грузы в порты досрочно. В этом году их перевезено на двадцать тысяч тонн больше, чем в прошлом.
(ТАСС).
ВАНИНО.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1979 года

Сообщение ББК-10 16 Апрель 2025 15:32

Известия, 1979, № 287 (19352), 7 декабря.

 Известия 1979-287 (19352)_07.12.1979 НАВ-79 САХАЛИН.jpg
Завершилась навигация

Короткой — всего пять месяцев — была нынешняя навигация в портах севера Сахалина. Но моряки и портовики сумели перевыполнить задание по завозу грузов в отдаленные районы островной области.
Нефтяникам Охи доставлено все оборудование, необходимое для увеличения добычи нефти в соответствии с государственным планом экономического и социального развития СССР на 1980 год. Труженики северных районов Сахалина и Курил в достаточном количестве получили технику, строительные материалы, продукты, промышленные товары.
(ТАСС).

ЮЖНО-САХАЛИНСК.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1979 года

Сообщение ББК-10 16 Апрель 2025 15:35

Известия, 1979, № 292 (19357), 13 декабря.

 Известия 1979-292 (19357)_13.12.1979 НАВ-79 ЛЕНИНГРАД.jpg
Зимняя навигация

Открыл зимнюю навигацию в Ленинградском морском порту ледокол «Семен Дежнев». Он провел первые теплоходы по каналу до грузовых причалов. Вместе с этим судном обеспечить бесперебойную работу транспортного конвейера помогут мощные ледоколы Мурманского морского пароходства, которые прибудут на Балтику в январе.

ЛЕНИНГРАД.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1979 года

Сообщение ББК-10 16 Апрель 2025 15:37

Известия, 1979, № 294 (19359), 17 декабря.

 Известия 1979-294 (19359)_17.12.1979 НАВ-79 ЭГВЕКИНОТ.jpg
РЕЙСЫ В ВЫСОКИХ ШИРОТАХ

Прощальный гудок прозвучал над заснеженными берегами Чукотки. Закончив выгрузку в порту Эгвекинот, взял курс на юг в сопровождении ледокола «Владивосток» дизель-электроход «Пенжина». Этим рейсом моряки Дальневосточного морского пароходства завершили годовой план каботажных перевозок.
Несмотря на необычайно сложные условия нынешней навигации в высоких широтах, для развивающихся районов восточной Арктики и Дальнего Востока доставлено грузов на 10 тысяч тонн больше, чем в прошлом году. Особенно высоких результатов добился возглавляемый капитаном Л. Журавским экипаж «Пенжины», выступивший в этом году инициатором соревнования на морских дорогах. Отлично работают моряки «Тайгоноса», «Капитана Мышевского» и других судов пароходства. Один за другим уходят от причалов теплоходы в новые рейсы в счет 1980 года.
А. ПУШКАРЬ,
соб. корр. «Известий».

ВЛАДИВОСТОК.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Навигации в Арктике



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения