«Вокруг света», 1928, №30ТРАГЕДИЯ СИБРЕВКОМА
НЕДЕЛЯ В НЕОБИТАЕМОЙ ТАЙГЕ.
В то время, когда внимание мира было обращено на гибель «Италии» и исчезновение великого полярного исследователя Амундсена, всю Сибирь потрясло известие о гибели аэроплана «Сибревком».
14 июня, в 12 часов дня «Сибревком» снялся с Бийского аэродрома. Аэроплан пилотировал известный всем сибирякам летчик
Н. М. Иеске, кроме которого на боргу «Сибревкома» находился борт-механик
И. Брянцев и корреспондент газеты «Звезда Алтая»
Илья Магид-Камчатский.
Аэроплан, держа курс на Красноярск, в тот же день пролетел Кузнецк, Салаирский горный хребет и после этого пропал без вести.
Через шесть дней после исчезновения аэроплана начались его розыски, в первые дни не давшие никаких результатов.
Сибосоавиахим объявил размеры денежной премии лицам, указавшим на место аварии «Сибревкома». Предполагали, что аэроплан разбился в Кузнецкой тайге.
Внезапная телеграмма сообщила, что «Сибревком» нашли в Ачинском округе, в глухом необитаемом районе, вблизи деревни Кохтиево. Аэроплан лежит в громадном болоте, пробраться к «Сибревкому» можно только на лодках; летчиков и журналиста Магида около аэроплана нет.
На место аварии выехали две экспедиции.
В с. Подкаменном спасатели узнали первые подробности аварии. Оказалось, что ясачные татары приняли упавший аэроплан за небесного орла и боялись приблизиться к нему. Только на вторые сутки туземцы решились подойти к аэроплану, но не нашли около него людей, прилетевших с неба.
Летчики исчезли...
Становилось ясным, что экипаж «Сибревкома» не мог продержаться пять дней без пищи в глухой тайге. Экспедиция решила, что Иеске, Брянцев и Магид уже погибли и приложила все старания, к тому, чтобы скорее попасть к злополучному болоту и спасти хотя бы аппарат.
Но в с. Милецком, совершенно неожиданно, экспедиция встретилась с подобранными в тайге летчиками.
Они были спасены случайным посетителем берегов Чулыма, рыбаком Будневым.
Летчики рассказали экспедиции историю трагедии «Сибревкома».
После того, как «Сибревком» пролетел над Кузнецким Алатау и отрогами Горной Шорин, он заблудился.
Пилоты приняли великий сибирский путь за Ачинско-Минусинскую железную дорогу и соответственно с этим взяли курс на север, чтобы опуститься в Ачинске, так как бензин был на исходе.
Когда бензин иссяк, Иеске и Брянцев решили сделать посадку для того, чтобы спасти аэроплан. Зеленый большой луг, выбранный для этой цели, оказался болотом.
При посадке аэроплан перевернулся, прикрыв собой летчиков, ушедших головами в воду.
Экипаж аэроплана спасся, отделавшись легкими поранениями.
Никогда не теряющиеся Иеске и Брянцев заперли кабину «Сибревкома» и все три воздушных путешественника отправились искать жилье. Они все еще принимали Чулым за Енисей. Брянцев отвинтил компас с утопающего аэроплана и захватил из кабины жалкие остатки провизии.
Путников ели комары, от укусов таежных москитов пухли глаза, Брянцева начала трясти лихорадка.
Наконец, путники съели все, что у них было.
К счастью, Иеске удалось застрелить бурундука. Из мяса несъедобного животного вышел хороший, по мнению пилотов, суп.
В это время механик Брянцев с помощью журналиста Магида с трудом забрался на вершину сосны, чтобы осмотреть окрестность. Брянцев увидел громадные завесы огня и дыма, двигавшиеся с большой быстротой с запада.
Их настигал большой лесной пожар! Он был всего в нескольких верстах.
Путники двинулись на юг и к вечеру добрались до большого болота. Здесь они решили спасаться от пожара, сидя в воде.
Иеске заявил своим спутникам, что он застрелится, если увидит, что им грозит неминуемая гибель среди пылающей тайги.
Но вечером прошел обильный дождь и пожар не достиг убежища летчиков.
На утро четвертого дня погибающие еле находили сил итти на запад, сквозь бурелом и зеленые заросли чулымских джунглей. Иеске, Магид и Брянцев проходили в час всего по версте, теряя надежду на благополучный исход.
Голод давал себя знать и летчики обрадовались, когда им удалось поймать большую лягушку, которую Магид положил в карман. Из лягушки решили сварить суп.
Вскоре путники выбились на берег неизвестной речки, где наткнулись на разрушенный шалаш. От шалаша экипаж «Сибревкома» пошел вниз по притоку.
Здесь Иеске удалось застрелить глухаря. Глухарь спас погибающих от смерти: из большой птицы вышло три обеда...
Иеске со своими путниками шел по притоку целый день, но никакого жилья все не было. На утро Брянцев и Магид почти не могли открыть глаз от укусов комаров,
Люди шли, чуть не падая. Наконец, погибающие нашли, первую за шесть дней, тропинку в тайге.
По ней люди добрели до небольшого холмика. Иеске, собрав последние силы, поднялся на холм, закричал и начал безумно плясать...
Он увидел рыбака Буднева, плывшего в лодке по реке.
Загадочная река оказалась притоком Чулыма, Чиндат.
Иеске, Брянцев и Магид Камчатский, прежде всего возвратились обратно к самолету и только решив, что делать дальше, поплыли по Чулыму, чтобы встретиться с экспедицией.
С. М.