КАРСКАЯ МОРСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1935 ГОДА
Проводке судов через Карское море предшествовала ледовая разведка для выбора наиболее легкого пути. С этой целью из Мурманска 15 июля вышел ледокол "Ермак" с направлением к Маточкину Шару, а 16 июля из Архангельска к Югорскому Шару — "Ленин".
Одновременно с организацией ледовой разведки была организована разведка самолетами.
"Ермак", пройдя через Маточкин Шар, с 18 по 20 июля пересек Карское море от выхода из пролива до о. Белого и обнаружил тяжелые ледовые условия почти на всем пути. 20 июля гидросамолет под управлением летчика
В. М. Махоткина произвел разведку с о. Диксона до о. Белого и установил, что район Енисейского залива и путь до о. Белого от льда чист. Только на меридиане о. Белый спускался с севера ледовый язык, пересекая путь судов полосой около 20 миль битого льда, сплоченного до 5 баллов.
Того же 20 июля гидросамолет под управлением летчика
А. Д. Алексеева произвел разведку из Югорского Шара до о. Белого и обнаружил от выхода из пролива в направлении на мыс Хоросовой полосу чистой воды шириной около 30 миль и трехбалльного льда, пролегавшую между пространствами, покрытыми сплоченным льдом к северу и к югу от этой полосы.
Далее, вдоль берега Ямала до о. Белого, шла полоса чистой воды шириной от 60 до 20 миль.
При наличии этих разведок прибывшему 20 июля в Югорский Шар ледоколу "Ленин" не было нужды выходить в Карское море для дополнительного освещения ледовых условий, и он стал на якорь в бухте Варнека в ожидании подхода пароходов. Путь в Карское море через Югорский Шар, как наиболее легкий по ледовым условиям, был выбран для прохода судов, подходивших с запада.
Руководство всеми операциями в западном районе Северного морского пути было возложено на начальника Морского управления Главного управления Северного морского пути т.
Э. Ф. Крастина, находившегося на ледоколе "Ермак", а руководство Карской операцией было возложено на начальника Морской проводки судов этой операции капитана дальнего плавания
В. Г. Шибинского, находившегося на ледоколе "Ленин".
Первый караван судов под проводкой "Ленина" вышел в Карское море из Югорского Шара 25 июля. В состав этого каравана входили: л/п "Русанов", шедший на р. Индигирку, лесовозы: "Крестьянин", "Молотов" и "Сакко", шедшие на р. Лену, и шведский пароход "Фрам“, шедший с грузом на о. Диксона для снабжения углем судов, следующих на восток, а затем в Игарку за экспортным лесом.
К этому времени вторичная воздушная разведка летчика
М. И. Козлова с о. Диксона до о. Белый и летчика
А. Д. Алексеева из Югорского Шара до мыса Хоросовой установила, что путь от пролива до мыса Хоросовой для судов по ледовым условиям не труден, а от о. Белого до о. Диксона льда уже не было совсем.
Прекрасная погода сопутствовала проводке судов, и 27 июля в 12 час. они прибыли в район к западу от о. Белого, где караван был принят для дальнейшей проводки к о. Диксона "Ермаком", а "Ленин" повернул обратно для встречи подходившего с запада к Югорскому Шару второго каравана судов. По пути "Ленин" обследовал состояние льда в районе западного берега Ямала к югу от мыса Хоросовой и обнаружил на параллели 70°40' тяжелый десятибалльный лед, подходивший почти вплотную к берегу Ямала и спускавшийся к югу, к Байдарацкой губе.
29 июля "Ленин" прибыл в Югорский Шар и стал на якорь у с. Хабарово. Здесь уже находились на якоре английский пароход Карской операции "Пилтон", шедший с грузом угля на о. Диксона, а затем в Игарку за экспортом, наши лесовозы "Искра" и "Ванцетти", шедшие прямым рейсом из Мурманска во Владивосток, и лесовозы "Томский" и "Сталин", шедшие к устью р. Лены.
В 10 час. прибыли с запада пароходы Карской операции, шедшие в Игарку: "Гранхейм", "Ларго" и "Елизабет", после чего "Ленин" повел все восемь пароходов в Карское море.
Стоявшая все время солнечная погода сильно разрушила льды и дала возможность направить подошедший около полуночи к Югорскому Шару лесовоз "Рабочий", направлявшийся на р. Колыму, самостоятельно вслед за караваном.
На пути от Югорского Шара к о. Белому караван около 70 миль шел чистой водой, затем около 60 миль битым льдом, сплоченностью от 1 до 4 баллов, а весь остальной путь до о. Диксона имел чистую воду. На меридиане о. Белого 1 августа караван был отпущен "Лениным" в самостоятельный путь. По пути за караваном прошли самостоятельно подошедшие также 30 июля к Югорскому Шару ледокольный пароход "Седов" и м/п бот "Ленсовет", шедшие к о. Диксона.
Отпустив караван, "Ленин" повернул на Югорский Шар навстречу третьему каравану судов.
2 августа "Ленин" прибыл в условленную точку встречи 70°53' с. ш. и 63°01' в. д., но вследствие густого тумана ему только 3 августа удалось приступить к сбору судов "Хемстерли", "Стессо" и "Каролус" в колонну и к продвижению. 6 августа на меридиане о. Белого "Ленин" отпустил караван в самостоятельный путь в Игарку, сам же повернул на Югорский Шар за четвертым караваном. По пути "Ленин" разошелся в тумане с ледорезом "Литке", шедшим из Диксона с пароходами Ленской операции "Куйбышев" и "Десна".
7 августа "Ленин" прибыл в Югорский Шар одновременно с подошедшими сюда с запада пароходами Карской операции "Навекс", "Сивенчур" и "Стилвилл", направлявшимися в Игарку, и час спустя вышел с этими судами в Карское море, дав указание пароходу "Зело", подходившему с запада с углем для ледокола, следовать самостоятельно за караваном до встречи льда.
8 августа в широте 71°12', долготе 63°16' "Ленин" отпустил караван в самостоятельный путь, пройдя от Югорского Шара чистой водой с редким льдом и только издали наблюдая группировавшийся в сторону Ямала более сплоченный лед.
Отпустив суда, "Ленин" повернул к подходившему пароходу "Зело" и, заведя его в битый лед, находившийся под берегом Ямала, приступил к бункеровке с него угля.
10 августа утром бункеровка 700 т угля была закончена, после чего "Ленин" с п/х "Зело" вышли на соединение с п/х "Грелроза", подходившим из Югорского Шара по вызову с "Ленина".
В широте 70°43', долготе 62°06' "Ленин" и "Зело" соединились с п/х "Грелроза" и пошли к о. Белому.
11 августа, по западную сторону о. Белого, пароходы были отпущены в самостоятельный поход в Игарку, а "Ленин" повернул к о. Белому, около которого стал на якорь в 7 милях к западу от радиостанции о. Белого, в ожидании подхода шедших по его указанию из Югорского Шара пароходов "Марсден" и "Марклин“, направлявшихся в Новый Порт на р. Оби.
12 августа "Ленин" вышел навстречу подходившим пароходам. Разойдясь в широте 73°20', долготе 67°43' с пароходами, направлявшимися в устье р. Оби, "Ленин" взял курс на Югорский Шар, попутно обследуя восточную границу льдов, прилегавших к Новой Земле. Полное отсутствие льда на пути от Югорского Шара к о. Белому, определившееся при проходе последних судов, а также значительная удаленность восточной границы льда, обследованной "Лениным" (на 60—80 миль к западу от пути судов) в дальнейшем обеспечили безопасность самостоятельного плавания судов без помощи ледоколов. В связи с этим, прибыв в Югорский Шар вечером 13 августа, "Ленин" стал на якорь у с. Хабарово, и его помощь в проводке судов до конца Карской операции больше не понадобилась.
В период с 13 по 21 августа, некоторые из пароходов, идя из Югорского Шара, еще встречали на пути небольшие скопления разреженного льда, но после того льда больше уже не было видно.
Движение судов Карской операции 1935 г., как и в предыдущие годы, производилось при участии наших групповых капитанов, исполнявших роль морских лоцманов, и представителей Главного управления Северного морского пути, как фрахтователя.
Последний пароход на пути в Игарку с запада прошел Югорский Шар 8 сентября, а обратный проход судов с экспортным лесом из Игарки через Югорский Шар начался 19 августа и закончился 10 октября.
Из организационных мероприятий, отличающих Карскую операцию 1935 г. от предшествовавших, следует отметить то, что все пароходы на пути с запада заходили в Мурманск, где принимали советский уголь на весь переход до Игарки и обратно — до заграничного порта назначения экспорта.
Значительно изменилось к лучшему навигационное ограждение в Карском море, в связи с установкой в этом году автоматических радиомаяков на о. Белом и о. Диксона и устройством электромаяка на о. Диксона.
В результате проведения Карской операции 1935 г. на 30 иностранных пароходах и на одном советском вывезено из Игарки в иностранные порты 39 511 стандартов пиломатериалов, на 5 иностранных пароходах из Нового Порта вывезено 5366 стандартов и на 9 советских пароходах из Игарки — 4725 стандартов пиломатериалов (в Мурманск).
Ввезено же на иностранных пароходах в Игарку на о. Диксона и в Усть-Енисейский порт из Мурманска 17 175 т различных технических и продовольственных грузов.