Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 10 Июль 2016 14:45

Бажитова Л. И.К 100‑летию Архангельской радиотелеграфной станции//Радиовещание: прошлое, настоящее, будущее: материалы Шестых научных чтений памяти А. С. Попова, посвященных Дню радио — празднику работников всех отраслей связи (23 апреля 2013 г.). — СПб.: Центральный музей связи имени А. С. Попова, 2013.

fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Первые российские радиостанции в Арктике

Сообщение fisch1 01 Сентябрь 2018 18:44

Вехов Н.Первые российские радиостанции в Арктике//Техника-молодежи №5 2001

 28.png
 29.png


 30.png
Более 30 лет занимаясь изучением Русского Севера, я обнаружил материалы о первых полярных радиостанциях, которые оповещали капитанов судов, следовавших по Северному морскому пути, о метеоусловиях на трассе.

В НАЧАЛЕ ИЮЛЯ 1914 г. ИСАКОГОРСКАЯ РАДИОСТАНЦИЯ, расположенная под Архангельском, на левом берегу Северной Двины/приняла первую депешу с берегов далекого и студеного Карского моря. Эта телеграмма, сообщавшая о ледовых условиях, солености и температуре воды в районе проливов между материком, островом Вайгач и архипелагом Новая Земля, а также в Байдарацкой губе, была передана с радиостанции, построенной на побережье Югорского Шара.
Так в истории освоения российской Арктики закончился период «слепого» мореплавания по северным морям к устьям сибирских рек, когда капитаны судов не могли заранее знать ометеоусловиях и прокладывать безопасные маршруты в обход ледовых полей, из-за чего корабли часто попадали в сложные, а подчас и критические ситуации.
Мне удалось выяснить причины, побудившие царское правительство приступить к созданию в Арктике, накануне Первой мировой войны, сети радиометеостанций. Также я установил имена первых сотрудников этйх станций, начавших регулярно собирать информацию о состоянии погоды и ледяного покрова по трассе Северного морского пути и оперативно передавать ее на «Большую землю».
В 1905 г., ПОСЛЕ РАЗГРОМА В ЦУСИМСКОМ ЗАЛИВЕ русской эскадры, которой командовал адмирал З.П. Рождественский, в результате чего Россия потерпела поражение в войне с Японией, плавание в дальневосточных водах стало весьма затруднительным, если не просто опасным. Вместе с тем, дальневосточные окраины Российской Империи, располагающие огромными природными ресурсами, нуждались в материальной поддержке и надежной защите центра.

Традиционный многотысячемильный морской путь из России на Дальний Восток через юг Африки и Азии можно было бы заменить гораздо более коротким маршрутом по ледовитым арктическим морям Но ни у России, ни, тем более, у европейских стран не было достаточного опыта в этом деле.
Начиная с 70-гг. XIX в. неоднократно предпринимались попытки установить морские торговые связи между Европой и Сибирью через северные моря и устья крупнейших сибирских рек Известны плавания Н.А.Э. Норденшельда, Э.В. Толля, A.M. Сибирякова и других. Одни из этих экспедиций были успешными, другие заканчивались трагически, но все они явились одиночными попытками, предпринимавшимися, в основном, на частные средства, и не могли привести к организации регулярного торгового мореплавания по Арктике.
Освоить трассу Северного морского пути призывали выдающиеся отечественные деятели — профессор Ю.М. Шокальский, вице-адмирал С.О. Макаров, химик Д.И. Менделеев, генерал-лейтенант А.И. Вилькицкий и многие другие. Для этого были нужны масштабные государственные меры и значительные финансовые средства. Но российское правительство оценило важность Северного морского пути лишь после поражения в русско-японской войне, сформировав специальную Полярную комиссию.

По инициативе и при самом действенном участии членов этой комиссии на стапелях Невского судостроительного завода были заложены два транспорта ледокольного типа, «Таймыр» и «Вайгач», специально предназначенные для исследования северных морей, и весной 1909 г. они были спущены на воду.

Эти ледоколы, вошедшие в строй Военно-морского флота России, были построены по последнему слову науки и техники того времени: корпус, верхняя палуба и ходовая рубка имели многослойную теплоизоляцию, новинкой были и установленные на них радиотелеграфные аппараты Запас угля обеспечивал им автономное плавание на расстояние до 12 тыс. миль (одна морская миля равна 1,852 км) со скоростью 8 узлов (один узел соответствует одной морской миле в час, то есть 1,852 км/ч), а на случай вынужденной зимовки каждый транспорт имел запас провизии на 16 месяцев.
Но даже этим судам, специально приспособленным для плавания в экстремальных условиях, были нужны сведения о ледовых условиях на их пути, а также данные о солености и температуре воды, скорости и направлении ветра.
ПОЛУЧИТЬ ВСЕ ЭТИ СВЕДЕНИЯ можно было только с помощью регулярных метеонаблюдений на строго определенных ключевых участках трассы Северного морского пути, а их оперативную передачу были способны обеспечить лишь устройства радиотелеграфной связи.

Поэтому в 1911 г. В.А. Русанов высказал мысль о необходимости сооружения маяков и наблюдательных постов, снабженных радиопередатчиками, на Новой Земле, а также на островах Вайгаче и Белом, то есть на значительной части Северного морского пути — от Белого моря до устья Оби.

Этот проект начал реализоваться в навигацию 1911 г. Как вспоминает один из строителей этих станций, В. Шуман-Деля Кроа, «29 вечером, забрав с собой техников и рабочих, вышли мы из Архангельска на зафрахтованных почтово-телеграфным ведомством пароходах «Дан» и «Веспасиан» под начальством главного механика Архангельского почтово-телеграфного округа инженер-электрика М.Ю. Цемноловского».
В 1912 г на судне «Нимрод» туда же отправилась следующая почтово-теле-графная экспедиция, а потом на пароходе «Иоанн Богослов» была послана партия строителей для продолжения начатых работ. Строительным материалом тогда служили пустотелые бетонные блоки. Пребывания в каждой из трех точек строго ограничивались короткими сроками навигации, и поэтому оснащение всех полярных станций необходимым оборудованием продолжалось два года и было полностью завершено лишь в 1913 г.
Но уже в 1912 г. прибывшая в этот район Арктики почтово-телеграфная экспедиция под руководством Д.Д. Руднева оборудовала метеорологическими приборами некоторые из этих станций, а в 1914 г. Д.Д. Руднев и В.А. Березкин оснастили необходимыми приборами наблюдательный пункт в районе мыса Маре-Сапе, в западной части полуострова Ямал, для наблюдения за выходом из Югорского Шара в Карское море.

ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ОСНОВНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА и оснащения станций необходимыми приборами на них начались регулярные наблюдения: в сентябре 1913 г — на Югорском Шаре, а в сентябре 1914 г. — на острове Вайгач и Ямале. А 31 августа 1913 г. радиостанция на Югорском Шаре впервые связалась с Архангельском.

После этого пробного сеанса связи монтаж и настройка радиоаппаратуры были продолжены, а 4 сентября состоялся первый сеанс радиосвязи между Вайгачом и Югорским шаром; прием сигналов с Вайгача на Югорском Шаре был отличным. 17 сентября 1913 г экспедиция сообщила в Архангельск о консервации радиостанций на зиму: на них разобрали и смазали двигатели, приспустили сети антенн, а прочий инвентарь поручили охранять сторожам-зимовщикам, по два человека на каждой станции.
Станция в проливе Югорский Шар располагалась примерно в 37 — 38 км к северо-западу от современного поселка Амдерма, на берегу материка, спрятавшись за небольшим островом Соколий. Открывавшийся с уровня суши, с высоты 12 м, водный горизонт был невелик — позволял наблюдать лишь юг пролива на 7 миль, запад пролива и берег Вайгача, а на востоке — часть акватории Карского моря. С верхушки 71-м радиомачты, установленной на высоте 83 м над уровнем моря, район наблюдений расширялся до 20,4 мили. Но этим пунктом пользовались крайне редко, лишь в периоды смен сезонных состояний льдов, из-за трудности подъема на такую высоту. Обычно же наблюдатели поднимались лишь на нижнюю треть мачты, для чего были сооружены специальные ступени.

На острове Вайгач станцию заложили примерно в 2 км к юго-востоку от мыса Мысаля, на отлогом северо-восточном берегу небольшой бухты, обращенной в пролив Карские Ворота. Впоследствии' выяснилось, что для наблюдений за состоянием льдов в этом проливе выбранное место было не очень удачным, так как обзор с уровня суши не превышал 10 миль в секторе всего 80°, ведь значительная часть горизонта закрывалась островом Воронова и северным мысом Вайгача. Поэтому в 1915 г. центральная гидрометеорологическая станция в Архангельске завезла сюда 11-м наблюдательную вышку, которую в следующем году смонтировали на вершине 210-м холма к северо-востоку от строений. В результате радиус наблюдений возрос до 15 миль.

Самая же восточная из трех первых полярный станций была сооружена на западном берегу полуострова Ямал, на мысе Маре-Сале, примерно в 60 км к северу от реки Мордыяха. Эта станция имела самый большой сектор обзора, 180°, а с высотыч22 м, от уровня строений, видимость достигала 10 миль.

В ОТЛИЧИЕ ОТ 16 ДРУГИХ РАДИОСТАНЦИЙ почтово-телеграфного ведомства России, сооружавшихся для обслуживания судов, плавающих в русских морях, карские радиостанции имели мощность более 1 — 5 кВт, что обеспечивало прохождение и прием сигналов как между ними, так и при установлении связи с центральной радиостанцией в Петрограде. Все три полярные радиостанции имели метеоплощадки, находящиеся в нескольких десятках метров от служебных и жилых построек, а также радиовышки. Станции были снабжены основными приборами, необходимыми для метеонаблюдений — флюгером, будкой с установленными в ней барометром, психрометрическими термометрами, волосяным гигрометром для измерения влажности воздуха и дождемером. А в 1914 г. на станции в Югорском Шаре установили барограф, позволяющий непрерывно регистрировать изменения атмосферного давления.

Все эти станции были связаны между собой радиотелеграфом, но главной из них была станция на берегу Югорского Шара, куда стекалась информация от двух других полярных станций, а потом передавалась в Исакогорку, что под Архангельском. И уж оттуда гидрометеоданные направлялись в Петроград, в Главную физическую обсерваторию. Наблюдатели передавали депеши о состоянии погоды на Севере ежедневно, в 7 ч утра и в 1 ч дня.

ПО СЛОВАМ Н.П. ГЕОРГИЕВСКОГО, который участвовал в сооружении полярных станций и неоднократно бывал на них как в навигацию, так и при смене персонала, на печальной прибрежной равнине каждая станция «с моря выглядит приветливым, беленьким поселком, увенчанным стройной радиомачтой».

Строительство радиостанций велось по единому проекту, а здания одного назначения имели типовой внешний вид, планировку и оснащение. Жилой дом для сотрудников был своеобразным композиционным центром, вокруг которого на расстоянии от 10 до 50 м располагались аппаратная и кладовые помещения.
Как уже говорилось, для строительства использовались пустотелые бетонные блоки, уложенные на асфальтовом фундаменте, а опыта эксплуатации в Арктике бетонных сооружений еще не было Здания часто возводились на склонах, без учета мерзлотно-механических свойств грунта и его устойчивости к сезонному протаиванию. Поэтому уже в первый же год к концу лета основания зданий стали заметно проседать, и стены покрылись паутиной крупных и мелких трещин. Не помогли и кирпичные контрфорсы, которыми по углам укрепили все постройки — стало ясно, что их следовало возводить на скалистых основаниях. Наибольшим разрушениям подверглись здания на станции Маре-Сале, расположенные на склонах холма, на глинисто-песчаной почве. Необычайно теплым летом 1915 г. уровень сезонного протаивания здесь был настолько велик, что глина потекла по склону холма, сам холм осел, а здание аппаратной разломилось Значительные повреждения получили и крепления радиомачты. Этот печальный опыт был учтен, когда в последующие десятилетия на Севере развернулось строительство целой сети метеостанций.

Проблемой оказалось и отопление станций зимой, так как холод легко проникал сквозь бетонные блоки, расцвечивая изморозью стены Днем сторожа нещадно топили дровами печки-чугунки, которые раскалялись докрасна и нагревали помещения до 25°С и выше; стены оттаивали, и по ним струились потоки воды. Но ночью вся эта влага замерзала (толщина наледей достигала 2 — 5 см), чтобы на следующее утро растаять и наполнить все комнаты душным паром. От этого полы и стены помещений быстро пришли в негодность; нелегко приходилось и людям — они и в помещении не снимали шуб, а подышать свежим воздухом выходили на улицу, на мороз... Лишь в 1914 г чугунные печи сменили на кирпичные, которые хорошо держали тепло и не позволяли скапливаться влаге.

ЗНАКОМЯСЬ С АРХИВНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ и публикациями того далекого времени, мне удалось установить имена некоторых первых сотрудников полярных радиостанций, несших свою нелегкую службу
Из уже упомянутых выше воспоминаний Н.П. Георгиевского известно, что первые два — три года с начала деятельности радиостанций их обслуживали постоянные коллективы сотрудников. Но с открытием новых пунктов этих специалистов, уже набравшихся опыта работы и зимовки в Арктике, стали перебрасывать на новые объекты.
Так, в 1916 г. полностью сменился штат на Вайгаче: первые сотрудники этой радиостанции, А.А. Доступов и Ф.Я. Принцев, были переведены на Кольский полуостров, на Александровскую станцию. В свою очередь, с Маре-Сале на Вайгач, на должность заведующего, направили Г. К. Иванькина, радиотелеграфистами здесь тоже стали служить новые сотрудники — А.Т. Васини Г.М. Абашкин.
Существенно обновился состав сотрудников и на Югорском Шаре — здесь не сменился только начальник станции И.Н. Шмелев. За аппаратурой этой станции стал следить механик А.Ф. Фомин, а телеграфистами начали работать В.Г. Кальченко и М.Г. Орлов. Также три новых сотрудника приступили к работе и на Маре-Сале. Ямальскую радиостанцию возглавил B.C. Дубицкий, а за «радио» поочередно отвечали С.А. Чурин и И.А. Попов.
Опыт первых лет работы карских радиостанций предопределил открытие в 1915 г. станции на острове Диксон, в задачу которой входило обеспечение мореходства в устье Енисея. Эти четыре полярные гидрометеостанции положили начало строительству в 20 — 30 гг. целой сети полярных станций, которые (кроме вайгачской станции, закрытой в 1953 г) до сих пор продолжают нести свою нелегкую, но очень нужную службу.

Николай ВЕХОВ, старший научный сотрудник Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 03 Март 2019 20:49

У радистов Арктики//Пионерская правда.8 февраля 1941 г. № 17 ( 2 5 2 9 )

 У радистов Арктики.ПИонерская правда.8 февраля 1941 г. № 17 ( 2 5 2 9 ).png
Газеты в Арктику приходят только летом, во время навигации.О жизни страны полярники узнают по радио.Сейчас радисты полярных станций особенно тщательно проверяют аппаратуру, ремонтируют ее. 15 февраля в Москве откроется XVIII Всесоюзная партийная конференция.
И все материалы конференции, которые будут печататься в газетах, Московский радиоцентр Северного Морского пути передаст по радио на полярные станции.
На почетную вахтудля приема материалов конференции выделяются лучшие радисты Арктики. На полярной станции Маточкин Шар принимать материалы конференции будет старший радиотехник Милынтейн и радист-ненец Вылко, на станции Югорский Шар — старший радиотехник Марчев и комсомолка- ненка Клава Хатанзейская.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 17 Март 2019 18:30

Кондурушкин С.Будущее Севера и радиотелеграф//Архангельскъ №131 14 июня 1913

 1.jpg
 2.JPG
 3.png
 4.jpg


Об авторе
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 05 Август 2019 18:26

Очерк развития радиотелеграфных сообщений в России и за границей. - Санкт-Петербург : Междувед. радиотелеграф. ком., 1913

На Бѣлом морѣ строилась станція в Архангельскѣ, на Карскомъ—в Югорскомъ Шарѣ, на о. Вайгачѣ и в Маре-Сале; на Балтійском—в Либавѣ и Ревелѣ и на Каспійском —в Фортѣ Александровском, гдѣ предстояло замѣнить временную станцію постоянной. Особенныя трудности представляло сооруженіе дальневосточныхъ станцій и станцій Карскаго моря, гдѣ постройку пришлось вести в совершенно исключительной обстановкѣ, так как на мѣстах постройки нѣт ни матеріалов, ни рабочих рук, ни наличности вообще сколько нибудь сносных условій для производства работ. Не малую трудность представляло даже достигнуть до нѣкоторых из этих мѣст и доставить туда необходимые матеріалы и принадлежности. Строительный сезон в большинствѣ этих мѣст так короток, что нужны были чрезвычайныя усилія, чтобы закончить в теченіе его полное оборудовать радіостанцій со всѣми гражданскими сооруженіями. Несмотря на все это, оборудованіе всѣх дальневосточныхъ станцій к осени 1912 года было закончено: в октябрѣ были открыты для общаго пользованія Наяхань, Охотск и Ново-Маріинск, a нѣсколько позднѣе, в декабрѣ, была открыта и Кербинская Резиденція. На Карскомъ морѣ, гдѣ строительный сезон еще короче, чѣм на Охотском и Беринговом моряхъ, к перечисленным трудностям присоединялись еще и стихійныя затрудненія —сильные штормы, плавающіе льды и морозы. В виду неблагопріятнаго лѣта 1912 года не представлялось возможным использовать полностью имѣющійся в распоряженіи короткій лѣтній сезон, который такимъ образомъ еще сократился, в результатѣ на станціях Карскаго моря удалось закончить только гражданскія сооруженія, техническое же оборудованіе станцій небыло доведено до конца и будетъ закончено только в текущем 1913 году. В Архангельскѣ оборудованіе станціи закончено и в настоящее время производятся испытанія. Открытие ожидается в самое ближайшее время.


Въ 1913 году Главное Управленіе почтъ и телеграфов продолжает работы по оборудованію внутренних и внѣшних бассейнов Имперіи береговыми станціями. На означенный предмет в 1913 году испрашивается кредит в 750.000 руб., за счет котораго по смѣтѣ предположено осуществить нижеслѣдующую строительную программу.
 1.jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение ББК-10 16 Декабрь 2019 11:03

Бюллетень Арктического института СССР. № 1. -Л., 1936, с. 33

 Бюллетень Арктического института СССР. № 1. -Л., 1936, с.33 радиоцетр-аэросани - 0001.jpg
ПОЛЯРНЫЙ РАДИОЦЕНТР

В Москве вступил в нормальную эксплоатацию мощный полярный радиоцентр Главсевморпути, ежедневно поддерживающий радиосвязь с полярными станциями. С о. Диксона установлена радиотелефонная связь, с мысом Челюскина — радиотелеграфная.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10179
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 27 Сентябрь 2020 18:10

 1.jpg
НОВЫЕ СОВЕТСКИЕ ПОЛЯРНЫЕ РАДИОСТАНЦИИ.
Гидрографическое Управление в ближайшее время приступает к сооружению двух новых полярных радио-станций на самый северной оконечности острова Новой Земли—мыс Желания (77° С. Ш ) и на острове Белом—на западном конце Обской губы.
Б. О.
Вестник знания 1926 №5 с.245
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 28 Ноябрь 2020 19:49

 Соревнование радиоцентров главсевморпути   К правда 4 декабря 1939 №277.jpeg
Соревнование радиоцентров Главсевморпути //Комсомольская правда 4 декабря 1939 №277
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 03 Декабрь 2020 12:40

Радистка зимовки//Вечерняя Москва,1940, №112 (4940),17 мая
 Радистка зимовки  Вечерняя Москва, 1940, № 112 (4940), 17 мая .jpeg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение ББК-10 14 Декабрь 2020 16:35

Бюллетень Арктического института СССР. № 10-11. -Л., 1936, с. 480

 Бюллетень Арктического института СССР. № 10-11. -Л., 1936, с. 480 радиостанции.jpg
НОВЫЕ РАДИОСТАНЦИИ НА СЕВЕРЕ

Начальник полярной станции о. Котельного т. Соров телеграфирует 10 октября, что радиостанция острова начала работать. Приближенные координаты станции 76°2' с. ш. и 138°2' в. д.
Вступили в строй радиостанции на мысе Входном, в устье р. Пясины и на пушных факториях Сургутиха и Каченятах.
Устанавливаются радиостанции в оленеводческом совхозе на р. Хете, в пушной фактории Росомашье, в Хатанге и фактории Боганиде. Таким образом будет охвачен радиосвязью один из богатейших пушных районов Севера с радиусом до 400 км.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10179
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 23 Декабрь 2020 20:54

 Московские коротковолновики установили связь с северным полюсом Правда 8 июля 1937 №186 .jpeg
Московские коротковолновики установили связь с северным полюсом//Правда 8 июля 1937 №186
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение Михаил Каверин 05 Июль 2021 07:42

Журнал "Радио" №6 2021

Короткие волны в Арктике. Начало

В статье Г.Члиянца "Василий Денисов - первый коротковолновик Сибири" [1] обратил внимание на такой фрагмен: "В 1926 году из-за материальных затруднений Василий Денисов был вынужден поступить на службу в Карскую экспедицию заведующим радио. Целью экспедиции была постановка опытов коротковолновой маломощной передачи для суждения об изменениии слышимости в зависимости от расстояния. Для этого на пароход "Казанец" был установлен коротковолновый передатчик, который Василий Григорьвич построил в середине 1925 года." Такая трактовка целей Карской экспедиции просто обескуражила. Чего только не напишут в Википедии. Карские экспедиции конца двадцатых годов были морскими товаро-обменными операциями между промышленными районами бассейнов рек Обь и Енисей, и европейскими государствами. Был и научный аспект у этих экспедиций. На судах морской части экспедиции проводились работы по гидрографии, гидрологии, гидробиологии, метеонаблюдения. В результате этих работ была создана лоция Карского моря.
Пароход "Казанец", о котором идёт речь, представлял собой двухпалубное грузо-пассажирское судно речного класса с двумя гребными колёсами. Во время навигации на Иртыше и Оби курсировал между Тобольском и Обдорском (Салехард). В период проведения Карских экспедиций 1925 и 1926 годов был зафрахтован и использовался как буксир для барж на маршруте Омск - Новый порт в Обской губе и обратно. Согласно дневников движения Карской экспедиции Комсеверпути 1926 года [2], "Казанец" встал под погрузку в Омске 22 июля 1926 года, 16 августа прибыл в Новый Порт. 23 сентября 1926 года начал движение в обратном направлении и 22 октября был возвращён Сибирскому государственному пароходству. Получается, что пароход "Казанец" находился в Новом Порту больше месяца. Новый Порт находится на 68 градусе северной широты, и по определению это уже Арктика.
В докладе Комсеверпути о Карской экспедиции 1926 года [3], в разделе, посвящённом радиосвязи экспедиции, нет упоминаний о коротких волнах. Радиосвязь экспедиции осуществлялась на длинных волнах через радиостанции Убеко-Севера (Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на северных морях) на побережьях Баренцева и Карского морей для морских судов и через радиостанции НКПиТ (Народный комиссариат почт и телеграфов) для речных судов. Все сообщения шли в то время по цепочке, от одной радиостанции к другой. Значит, опыты Денисова в программу экспедиции не входили и были его частной инициативой. Но кто-то должен был ему помогать в "суждении об изменении слышимости от расстояния". В статье [1] упоминаются связи с Омском и Томском. Кто были эти томские и омские коротковолновики, которые держали связь на коротких волнах с Денисовым во время движения "Казанца" по Оби? В документе [2], в колонке, относящейся к движущимся по Оби судам, обнаружил такую запись: "29 августа установлено прямое соединение Новосибирск - Новый Порт." Эта запись свидетельствует о том, что связь была проведена в интересах экспедиции. С маломощной длинноволновой радиостанции "Казанца" такая связь была бы невозможна. Значит, это был коротковолновый передатчик Денисова! Первое практическое профессиональное применение коротких волн в Арктике!
Эрнст Кренкель привёз полученную от Нижегородской радиолаборатории коротковолновую радиостанцию на Новую Землю в октябре 1927 года "для выяснения возможности применения коротковолновой связи в полярных странах" [4]. Об этом можно прочитать в его статьях: журналы "Радиофронт" 1937 №2, "Радио" 1993 №12, "Радио" 1947 №9 и книге. Противоречивое от статьи к статье повествование, с полукриминальной порой окраской. Самой честной является статья в журнале "Радио всем" №1 за 1929 год. В ней Кренкель пишет не только о себе, но и о тех людях, которые поддержали его эксперименты со связью на коротких волнах. Важный фрагмент из статьи: "Для суждения о пригодности коротких волн требовалась регулярная и ежедневная связь. Связь с отдельными и отдалёнными пунктами хотя и была интересна, но, в силу нерегулярности, не являлась показательной..." [4]. Кренкелю необходимо было найти корреспондентов для регулярной и ежедневной связи. Первоначально у него была договорённость о проведении ежедневной связи только с Нижним Новгородом. Находясь в Архангельске, перед отправкой на полярную станцию "Маточкин Шар", Кренкель посетил местную радиостанцию, знаменитую "Исакогорку". Там рассказал о своих планах по применению коротковолновой связи. Радисты Исакогорки с недоверием отнеслись к рассказам Кренкеля, но, несмотря на это, к декабрю 1927 года построили свою коротковолновую установку и включились в эксперимент. С января по июнь 1928 года качество КВ связи между Маточкиным Шаром и Архангельском было отличным. С Нижним Новгородом связь удавалась только в ноябре-декабре 1927 года. В январе 1928 года начальник радиостанции острова Диксон А.А.Михайлов изготовил КВ передатчик и тоже включился в эксперименты с Маточкиным Шаром. "Связь была так устойчива, что можно было приступить к приёму дневных сведений о погоде, которые направлялись далее на короткой волне в Архангельск. Большую услугу сослужила эта связь Диксону во время повреждения антенны искровой станции. Несколько суток связь держалась только на короткой волне" [4].
Схема передатчика Михайлова, которая работала на длинных и коротких волнах, оказалась настолько удачной, что её повторили многие радисты судов северной навигации и полярных станций. Александр Александрович Михайлов заслуживает отдельного рассказа.
В конце июля 1928 года из Якутска по реке Лена отправилась экспедиция Академии наук на Новосибирские острова под руководством Н.В.Пинегина. Экспедиция имела только коротковолновый передатчик сорокаметрового диапазона. В начале ноября 1928 года радиостанция на мысе Шалаурова, восточной оконечности Большого Ляховского острова, заработала. Радист - Владимир Васильевич Иванюк. " Выбор коротковолнового передатчика как средства связи в удалённой части Восточной Арктики оказался полностью оправданным." " По статистике того времени видно, что 1929-1930 гг. оказались переломными - позже этой даты коротковолновые передатчики стали главным средством связи в Российской Арктике." [5]

[1] - Радио 2020 №12, с.49.
[2] - Дневник движения Карской экспедиции Комсеверпути с 27 июля по 29 октября 1926 года ; РГАЭ Фонд 9570, опись1, единица хранения 257.
[3] - Доклад Комсеверпути о Карской экспедиции 1926 года; РГАЭ Фонд 9570, опись 1, единица хранения 226.
[4] - Радио всем 1929 № 1 с.25.
[5] - А.М.Ермолаев и В.Д.Дибнер. "Михаил Михайлович Ермолаев. Жизнь исследователя и учёного." С-Петербург. Эпиграф.2005 с.90,91
Михаил Каверин
 
Сообщения: 269
Зарегистрирован: 04 Сентябрь 2017 22:14

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение ББК-10 01 Январь 2022 11:40

Правда Севера, 1934, №222, 26 сентября

 Правда Севера, 1934, №222_26-09-1934 радиостанция СТОЛБОВОЙ.jpg
Новая рация

Построенная в этом году на мысе Столбовом (западная часть пролива Маточкин Шар) радиостанция приступила к работе. Станция держит постоянную связь со станцией Маточкин Шар. По сообщению с мыса Столбового, монтаж станции закончен. Все зимовщики здоровы (СевРОСТА).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10179
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение ББК-10 27 Январь 2022 19:42

Правда Севера, 1935, №77, 4 апреля

 Правда Севера, 1935, №077, 04 апреля радиоцентр Архангельск.jpg
Радиоцентр Главсевморпути

Начался монтаж приемной радиостанции

Строительство Архангельского радиоцентра Главсевморпути идет быстрыми темпами. На стройке приемной станции сооружены главное здание и два жилых дома. Начался монтаж аппаратуры. Вчера и позавчера производилась установка мачт для антенн. Подняты мачты высотою в 36 метров. Руководит строительством инженер тов. Шен.
Студию радиоцентра предполагается устроить в Доме Советов. Пользуясь радиотелефоном Главсевморпути, можно разговаривать с абонентами московской и ленинградской телефонных станций.
Архангельский радиоцентр мощностью в 10 киловатт является равным по мощности радиоцентру Диксона и представляет собой важнейший пункт связи Москвы с Арктикой.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10179
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение ББК-10 28 Январь 2022 15:19

Правда Севера, 1935, №79, 6 апреля

 Правда Севера, 1935, №079, 06 апреля радиоцентр Архангельск.jpg
НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ РАДИОЦЕНТРА

На строительстве Архангельского радиоцентра Севморпути закончена прокладка линии высоковольтной передачи. Начальник строительства тов. Шен (между прочим, он ошибочно назван позавчера в заметке инженером) сообщил, что завтра производятся испытания этой линии.
На строительстве работает 150 человек. Уже поднята одна мачта высотою в 36 метров. На очереди подъем двух 10-метровых и четырех 45-метровых мачт. На приемной станции будет девять мачт с ромбическими антеннами. Общая мощность радиоцентра будет доведена в этом году до 6.5 киловатта. На строительство закладывается 700 тысяч рублей.
Д. П.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10179
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.След.

Вернуться в Радиосвязь в Арктике и Антарктике



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения