http://www.dvina29.ru/u-belogo-morya-si ... k-s-mayakaЧеловек с маяка Продолжение рассказа о Евгении Васильевиче Жданове, начальнике Вепревского и Мудьюгского маяков
Опубликовано в № 16 (У Белого моря) 24.04.2014 года
На гражданке После окончания войны, прослужив в Красной Армии и Военно-морском флоте 26 лет, в октябре 1946 г. Евгений Жданов был назначен смотрителем маяка Вепрь и переехал туда вместе с семьей. Началась новая жизнь по гражданским законам. Вместо приказа методом руководства стало убеждение. И тем не менее слушали его беспрекословно. Ссор, скандалов на маяке между служащими практически не было, а если и возникали, то разрешались быстро. За чистотой следил по-флотски. По графику женщины убирали в коридоре, на кухне, крыльцо, готовили баню к помывке. Скота у служащих маяка появлялось все больше и больше, и по распоряжению начальника маяка вокруг жилого комплекса был построен забор, чтобы скотина своим посещением не портила общий вид около дома. Строительный материал, столбики и жерди собирали на берегу моря. Неизменно подвозили на лошадке Зорьке.
О рыбалке и не только о нейВо время зимней кампании по добыче морского зверя и летней –по прибрежному лову Вепревский маяк был центром сбора зверобоев и рыбаков, а душой компании – начальник маяка. Он как магнит притягивал к себе людей, мог много, хорошо и доходчиво рассказывать, умел и выслушать. Гостей набивалось в кухню столько, что даже табуреток на всех не хватало, приносили из комнат. Единственное требование к собравшимся промысловикам – запрет на курение, что строго и соблюдалось. Действовал запрещающий закон и на алкоголь. Когда начинали работать энергетические установки, в помещении кухни загоралась одна подвешенная электролампочка. Многие деревенские, особенно молодежь, электричество увидели впервые. Евгений Васильевич очень любил оружие, сам отлично стрелял и всегда при случае умел показать свое мастерство. Охотно принимал заказы на ремонт и реконструкцию оружия местных жителей, хотя технические возможности были ограничены – тиски слесарные, ножовка по металлу с ограниченным количеством полотен и небольшой набор напильников различной конфигурации. ubm16 7 d266c Евгений Васильевич Жданов на Сухом море. Фото из журнала «Военная охота». 1964 год По инициативе Жданова стали снова осваивать рыбную ловлю на богатейшем Закошном озере. Договорились со специалистом из Зимней Золотицы по пошиву легоньких озерных лодок, и к весне одна была сшита. На руках ее занесли на озеро, меняясь парами через каждые 200 шагов. Пользовались строго по очереди, хотя выходные у служащих маяка не всегда выпадали на воскресенье. Рыбу на озере начинали ловить сразу после таяния снега. Особенно в пасмурную дождливую погоду попадали щука, окунь, сорога, а один раз в июле попался в сеточку килограммовый налим. Ночевали у большущей елки, которая росла недалеко от озера, на берегу реки. Там был и устроен лабаз, спрятанный среди густых веток, с постоянным запасом сухарей, соли, спичек… Позже построили рыбацкую избушку.
На лошадях везли поклажуОсобую отеческую заботу Евгений Васильевич проявлял к детям служащих. Их на Вепревском маяке, как школьников, так и до школьников, было около полутора десятков. Рассказывать он умел. С ребятами постарше любил посидеть с удочкой на озере или побродить с ружьем по лесу. С ним было интересно на природе, он знал множество примет и мог предсказать погоду на много дней вперед. Знал повадки животных и легко ориентировался. Знал множество способов, как можно выжить в лесу. В обязанности начальника маяка входили встреча и отправка школьников на учебу в деревни Нижняя и Верхняя Золотица. Дожидались школьников с Зимнегорского городка. Они оставались на ночь, а поутру шумной компанией все отправлялись в путь. Лошадьми пользовались во время зимних и весенних каникул, но на сани грузили только поклажу, а пассажиров не брали. На ноябрьские праздники добирались пешком, так как к этому времени реки Большая и Малая Торожма еще не замерзали. Переправлялись на плотах, других плавсредств у служащих маяка просто не было. Учащиеся с Зимнегорского маяка из школы выезжали домой только на Новый год и, естественно, на летние каникулы. Из-за отсутствия дорог и сложности «попажи». Евгений Васильевич всегда готовил целую программу проведения каникул. Сказывался юношеский опыт, когда в родном селе преподавал в школе. ubm16 8 d66b5 1953 год. Вепревский маяк. Они собрались в школу
На поиски пропавшего самолетаВ конце 40-х или в начале 50-х годов с самолетом, что летел из Мурманска в Москву с высшим командным составом Северного флота и руководящими работниками Мурманского обкома партии, неожиданно пропала радиосвязь в районе Зимнего берега. Видела посадку большего самолета на воду около морского берега почтальон, которая доставляла корреспонденцию из деревни Козла в Нижнюю Золотицу. Весть разнеслась по побережью очень быстро. В дальнейшем при допросе она отказалась от своих слов, остерегаясь, что «затаскают» по допросам и судам. Очень уж этих процедур поморы не любили, да и сейчас не любят. Никаких следов пропавшего самолета не было обнаружено, хотя пограничные наряды тщательно обследовали предполагаемое место падения самолета. К поиску привлекли и служащих Вепревского маяка. Старшим в поисковой группе назначили Евгения Васильевича Жданова. Пошли вооруженные винтовками и ракетницей и небольшим запасом патронов к ней. Взяли с собой суточный запас продуктов, бинокль, отрезок веревки и, конечно, же, топор. Первую ночь поисковая группа ночевала в избушке на озере Закошном. Вторую и третью – у костра. На четвертый день вышли к большому труднопроходимому болоту. Самолет лежал прямо посередине, и поисковики потратили целые сутки на сооружение гати через болото, чтобы к нему добраться. Тут и выяснилось: это был военный бомбардировщик СБ, упавший еще в 1942 году в зимнее время. Обнаружили останки троих человек. У одного у павших летчиков нашли орден. Все документы и награды были собраны и переданы Евгением Васильевичем комиссии, что сразу же после сообщения о находке прибыла на катере из Архангельска. Личного оружия у экипажа самолета искатели не обнаружили. Кобуры для пистолетов оказались пустые. Позже у Евгения Васильевича со следственными органами были большие неприятности, все пробовали найти табельное оружие. Однажды даже оцепили здание и провели полный обыск во всех помещениях жилого дома. Стали, несмотря на протесты, обыскивать женщин. Заставляли ребятишек выворачивать карманы. Поиски продолжались до поздней осени, пока не выпал снег, но ничего так и не обнаружили.
На пенсии без дела не сиделНачальником Вепревского маяка Евгений Васильевич проработал до декабря 1955 года. Но нужно было дальше учить дочь и двоих сыновей. По его просьбе перевели поближе к Архангельску – начальником маяка на остров Мудьюг. Где он и проработал до июля 1958 года. После выхода на пенсию ему предоставили трехкомнатную квартиру на острове Бревенник на берегу русла Маймаксы. Евгений Васильевич любил посидеть с биноклем на крыльце дома, пытаясь разгадать протекающую за рекой жизнь. Но без дела долго сидеть не любил. На летний период устраивался на работу плотником. Не пропала и любовь к охоте. В осеннее время, как только наступал охотничьей сезон, его трудно было удержать дома. Договаривался с соседями, у которых были моторные лодки, и с ними уезжал на охоту на Сухое море. Газета того времени «Часовой Севера» писала о нем: «…Это умный охотник, человек дела и слова, не делающий промахов…» Из ружья «браунинг» он и в самом деле бил точно и без трофеев не возвращался. В конце своей жизни Евгений Васильевич долго и тяжело болел. Скончался в июне 1970 года и был похоронен на воинском кладбище в Соломбале. Почетный караул из матросов полуэкипажа произвел троекратный салют.
(При подготовке статьи использованы материалы, предоставленные Борисом Ждановым)
Источник:
http://www.dvina29.ru/u-belogo-morya-si ... k-s-mayaka© ИД Двина