Известия, 1935, №256 (5809), 2 ноябряВоды Атлантики в Чукотском море
"Обогнуть остров Врангеля с запада на восток и изучить весь заврангелевский район, поднявшись как можно выше к северу", — такое задание получил в конце навигации этого года краснознаменный комсомольский ледокол "Красин".
— Окончив проводку судов вдоль Чукотского побережья, — рассказывает начальник морских операций в Восточной Арктике орденоносец
Д. С. Дуплицкий, — "Красин" пошел на север. На борту корабля находилось 11 научных работников во главе с известным знатоком Восточной Арктики
Г. Е. Ратмановым.
Научная работа экспедиции была подчинена задачам дальнейшего освоения Северного морского пути. Дело в том, что восточный район Арктики, в особенности Чукотское море, является одним из наиболее сложных в ледовом отношении. Не встречая на своем пути никаких препятствий в виде островов или отмелей, льды загромождают весь пролив Лонга. Эту ледяную пробку корабли преодолевают с большим трудом.
Возникает вопрос: нельзя ли плавать севернее о. Врангеля, минуя пролив Лонга, когда он забит льдами? До сих пор на этот вопрос не было ответа, так как история свободного плавания в этом районе пока не знает рейсов выше 71° северной широты — центральной оси о. Врангеля. Поход "Красина" и полеты в районе о. Врангеля героя Советского Союза В. С. Молокова, достигшего 73° северной широты, дали положительный ответ на этот вопрос:
в навигацию 1935 года севернее о. Врангеля корабли могли плавать совершенно свободно.
8 сентября "Красин", поднимаясь вверх гидрологическим разрезом, свободно достиг 73°2' сев. широты (долгота 178° 43'). Встретив здесь тяжелые льды, "Красин" повернул на юг и вышел в разреженные льды, отсюда он взял курс на восток. Достигнув восточной части о. Геральда, ледокол снова повернул на север.
Уже начиналась арктическая зима. Температура воздуха упала до минус 9°. Шел снег. Встретившийся на пути паковый лед был спаян молодым, вновь образовавшимся льдом толщиною до полуфута. Но мощный ледокол упорно продолжал свой путь на север по сплошному льду и 10 сентября достиг 73° 30' сев. широты, 150°30' восточной долготы. Отсюда "Красин" повернул обратно и направился к острову Геральда.
В течение всего пути экспедиция вела комплексную работу по изучению заврангелевского района. Всего проведено 74 комплексных станции ("Садко" провел в этом году 107 станций — на значительно большей территории).
В результате похода "Красина" заврангелевский район до 73°30' северной широты в основном можно считать обследованным. Этот район представляет собою ровный участок сибирской материковой отмели, постепенно углубляющейся к северу, с резким увеличением глубин к северу от 73-й параллели.
Экспедиция установила, что с юга на север, по меридиану о. Геральда, проходит глубокий жолоб. Определены схема течений в заврангелевском районе и ряд круговоротов и завихрений, обусловленных столкновениями холодного течения с запада и теплого, идущего на северо-запад.
Особого внимания заслуживает обнаружение теплых вод на склоне материковой отмели, на 73°30' сев. широты, на глубине ниже 150 метров. По многим признакам (температура, соленость и проч.) эта струя — атлантического происхождения.
Это открытие имеет огромное практическое значение для ледовых прогнозов в восточном районе. В частности, прогноз проф. Н Н. Зубова на 1935 год для восточного сектора Северного морского пути, основанный на влиянии атлантических течений на ледовый режим Полярного бассейна, оправдался столь же блестяще, как и для западного сектора. Прогноз дал возможность правильно и успешно провести морские операции в 1935 году.
* * *
На обратном пути во Владивосток научный коллектив экспедиции уже обработал ряд материалов и подготовил предварительные выводы, которые войдут в специальный сборник об экспедиции "Красина". Сборник намечено выпустить в ноябре или в начале декабря этого года.
В. РЕУТ.