НАД ЛЕСАМИ, НАД МОРЯМИВ 1923 году в СССР было организовано Добровольное общество друзей воздушного флота ("Добролет"), а в 1924 году при нем было создано Техническое бюро "Аэросъемка". В "Аэросъемку" поступает опытный пилот-инструктор Гатчинской военной авиационной школы
Михаил Бабушкин.
Что за метаморфоза? Как это произошло?
Оказывается: Главное управление ВВС вызвало Бабушкина в Москву, освободило от работы в Школе и демобилизовало. Узнать подлинную причину этого не представлялось возможным. Бабушкин, вернувшись в родное Лосиноостровское, работает по случайным подрядам, ведя хозяйство, обеспечивая семью.
Узнав об этом, друзья помогли ему определиться в "Добролет", восстановиться в правах пилота. Михаил Бабушкин назначается командиром аэрофотосъемочного экипажа. В состав экипажа входят также пилот, съемщик, штурман Н.Д. Богомолов.
Экипажу выделяется самолет "Доронье-Комета-2". Удачно выполнена экспериментальная съемка. Этим экспериментом экипаж практикой воплотил в жизнь замыслы ученых, разработавших новую технологию съемок - аэрофототопографию, а Бабушкин с Богомоловым стали "пионерами аэросъемки".
Начались производственные съемки. Параллельно работал второй экипаж, командиром которого был
один из лучших пилотов "Добролета" К.Е.Дедушенко, аэросъемщиком - начальник отдела Технического бюро "Аэросъемка" В.К.Лебедев, опытный специалист.
В июле 1925 года в районе Можайска была покрыта съемкой площадь 400 кв.км в разных масштабах (1:2 000 -1:7 000). Самыми крупными были заказы Наркомзема РСФСР. Для него была выполнена аэрофотосъемка лесов на площади 520 кв. км. Бабушкин работал в Марийской экспедиции, снимал массивы леса, в котором ни ориентиров, ни посадочных площадок не было. Его увлекали такие полеты, он - сын лесника, любил лес. В его книге "Записки летчика Бабушкина" есть такая запись: "Меня очень заинтересовала аэрофотосъемка лесных массивов. Я охотно занимался этим делом и не только потому, что люблю лес. Я понимал, что аэрофотосъемка помогает стране привести в порядок свое обширное лесное хозяйство , установить правильное использование колоссальных природных богатств, искоренить хищничество".
Бабушкин, бесспорно, внес свой вклад в становление аэрофотосъемки.Чаще всего он летал с Богомоловым. Второе лицо экипажа – штурман - аэросъемщик, осуществляя аэрофотосъемочное самолетовождение, является главной фигурой, он же ответственен за исполнение проекта, за качество продукции.
Со временем М.Д. Богомолов становится выдающимся мастером аэросъемки, надежным исполнителем ее в сложных природных условиях. В 1927 году он участвовал в аэрофотосъемке в Средней Азии для строительства Семиреченской железной дороги. Он удостаивается правительственных наград. Ему вместе с В.К.Лебедевым, М.С.Бабушкиным и
Е.К.Дедушенко принадлежит приоритет в разработке инструментально-визуального створного способа аэрофотосъемочного самолетовождения.
Этот способ использован для аэрофотосъемки больших площадей. К сожалению, из-за несовершенства архивов или даже полного отсутствия их, не удалось полностью воспроизвести биографию Богомолова. Не удалось отыскать его потомков. Известно, что Николай Дмитриевич, закончив летать, перешел на работу в Летно-эксплутационный отдел ГУГКа, курировал
Мячковский Объединенный отряд и другие отряды "Аэросъемки ГУГК' и Аэрофотосъемочное отделение Московского топографического политехникума.
Во время работы над этой статьей у меня возникли вопросы, на которые я не мог найти ответа. Вот они. Почему расстались друзья и первооткрыватели Богомолов и Бабушкин? Почему Бабушкин, любивший аэрофотосъемку, ушел из нее в Полярную авиацию? Кто его увлек туда? И не найдя убедительного ответа, я обратился к журналисту М.С. Хотинскому, хранителю архивов пилота М.С. Бабушкина.
Он дал исчерпывающий ответ: "Виктор Афанасьевич, не ломайте голову. Все произошло очень просто. Начальник "Добролета", видя как тяжело пилот переживает ожидание съемочной погоды, безоблачного неба, как рвется он летать, подсказал ему:' Михаил Сергеевич, почему бы Вам, когда нет съемок, не слетать на Север, помочь рыбакам разведать скопления промыслового зверя?"
Бабушкин слетал раз, два ... увидел, был очарован. Ну, а дальше, Вам известно".
Действительно, дальнейшее было хорошо известно. Михаил Сергеевич перешел в штат Главсеверморпути. Однако он не смог сразу отказаться от аэрофотосъемки. Находит время, летит на съемку Шпицбергена, затем вместе с лесоизыскателями выполняет аэровизуальное обследование бассейна Енисея, просмотрев 8 000 000 га!
Оставшись в Главсевморпути полярным летчиком, Михаил Сергеевич, совершая изо дня в день своими полетами героические подвиги, становится героем Арктики, Героем Советского Союза, тем легендарным Человеком, которого знает и помнит Москва, Россия, зарубежье, гордостью Родины!
К сожалению, нашим знаменитым первооткрывателям аэросъемки, друзьям Михаилу Бабушкину и Николаю Богомолову вновь встретиться не удалось: полярный летчик Бабушкин в 1938 году погиб в авиакатастрофе.