Ерохин Борис Иванович (20.06.1891–14.12.1933)
полярный капитан
Смежные темы форума "Полярная почта":
- "Владимир Русанов", ледокольный пароход
1932: Экспедиция ВАИ на л/п "Русанов"
Ледовыми трассами. А. Г. Николаева, М.С. Хромцова
Лев СКРЯГИН. «Взрывы на Северной Двине»
Бюллетень Арктического института СССР. № 4. -Л., 1934, с. 183-185.
Б. И. ЕРОХИН
Некролог
Капитан Борис Иванович Ерохин родился в Архангельске в 1891 г. По окончании приходского училища Б. И. поступил в Архангельское Торгово-мореходное училище, которое и окончил после семи лет занятий и одновременной летней плавательной практики. Практическое плавание молодых моряков, среди которых был Б. И., на пароходах Добровольного флота из Одессы во Владивосток значительно расширило его кругозор и закрепило его любовь к морю. Возвратившись на север, Б. И. плавал на каботажных пароходах в Белом море, а в 1912 г. поступил капитаном на небольшое парусное судно „ Хризантема" совершавшее рейсы между портами северной Норвегии и Архангельском. Это было первое самостоятельное командование, в котором молодой капитан получил надлежащую закалку северного моряка в суровых условиях парусного плавания.
— 184 —
В 1914 г., вскоре после объявления войны, Б. И., питавший особую любовь к плаванию в ледовых условиях, поступил на ледокольный пароход „Челюскин", на котором бессменно нес обязанности в должностях 3-го, 2-го и 1-го помощника капитана. Затем Б. И. работал на л/п „Минин" и „В. Русанов". В эти полные суровых опасностей и лишений годы Б. И. окончательно стал моряком-ледокольщиком.
С наступлением революции Б. И. без колебаний встал на сторону рабочего класса. Во время ухода интервентов и бегства с севера белого правительства Миллера, когда вооруженные суда захватили ряд пароходов, в том числе и л/п „В. Русанов", на котором в то время плавал Б. И., последний, в числе других моряков, преданных делу пролетарской революции, принял все меры к тому, чтобы его ледокол остался в Белом море, что и было им блестяще достигнуто.
В 1921 г. Б. И., будучи еще совсем молодым капитаном, благодаря своей опытности и энергии получил командование одним из лучших беломорских ледокольных судов „Г. Седов", на котором и плавал бессменно до 1925 г. Б. И. был одним из первых северных моряков, участвовавших в доставке хлеба из устьев сибирских рек через Карское море в Архангельск. С организацией беломорских зверобойных промыслов с помощью ледокольных судов, Б. И. стал ежегодным участником этих промыслов — сперва на „Седове", а позже на „Русанове". Превосходное знание местных ледовых условий и авторитет среди промышленников много лет подряд давали его судну и артели первенство по добыче зверя. Это обстоятельство сделало его особенно популярным среди промышленников как опытного капитана-зверобоя. В начавшейся в последние годы широкой работе по освоению Арктики „В. Русанов", под командой Б. И., принимал деятельное участие. В 1932 г. Б. И. ведет свой ледокольный пароход к мысу Челюскина, в следующем году, при очень тяжелых ледовых условиях, он совершает рейс из Архангельска в бухту Прончищевой на восточном побережье Таймыра.
За все время плавания в условиях немецкой блокады, в Карских экспедициях, на промысле зверя в Белом море и в неизведанных местах Арктики Б. И. в своей практике не имел ни одной аварии. Пройдя суровую школу моряка и обладая в широкой мере чувством долга и ответственности, Б. И. требовал такого же безупречного отношения к делу и от других, но при этом умел это делать так, что авторитет капитана никогда не давил на человеческое достоинство подчиненных.
В частной жизни Б. И. был в высшей степени хорошим человеком и добрым товарищем. Всегда жизнерадостный и энергичный, в минуты хорошего настроения он был увлекательным рассказчиком, легко овладевая вниманием и симпатиями общества. Б. И. живо интересовался вопросами новейших достижений мореходного дела, историей и археологией севера и в свободное от работы время с особенным увлечением и любовью изучал литературу по исследованию Арктики.
— 185 —
Последний рейс Б. И. оказался чрезвычайно трудным. Пришлось в условиях поздних осенних штормов выводить на буксире из замерзающего Кандалакшского залива м/б „ Альбатрос" и отводить его в Мурманск. „В. Русанов" вывел „Альбатроса" уже за Святой Нос, но у Харлова был застигнут сильным штормом. Не имея возможности укрыться в Иоканге, чему мешали снежные шквалы, „ Русанов" вынужден был спуститься обратно в Белое море и зайти в Умбу за пополнением угля. Б. И. скончался внезапно 14 декабря 1933 г. во время стоянки „Русанова" в Умбе. По заключению врача, смерть последовала от паралича сердца и кровоизлияния в мозг. Тело Б. И. было перевезено в Архангельск. Морские круги Мурманска и Архангельска с глубокой грустью отдали последний долг так рано ушедшему из жизни полярному капитану и товарищу, память о котором надолго сохранится в сердцах северных моряков.
В. АНИСИМОВ