jamminksu » 21 Февраль 2022 23:25
Из книги С.А. Далина "Китайские мемуары 1921-1927"
В начале 1925 г. Советское правительство решило
организовать перелет наших самолетов по маршруту
Москва — Пекин. В перелете приняли участие шесть
самолетов: два «юнкерса» германского производства
и четыре советских самолета различных типов (одна-
ко из наших самолетов только два имели моторы со-
ветского производства). Самолеты строились тогда
частично из дерева, крылья покрывались парусиной,
окрашенной масляной краской и поверх нее лаком.
Следует сказать, что полет в Мекин проходил по
совершенно неизведанной трассе. Только европейская
часть территории имела более или менее сносные по-
садочные площадки, в Сибири же надо было лететь
тысячу километров над девственной тайгой, перелететь
Байкал, горы, дальше пересечь всю Монголию, сделав
остановку в Улан-Баторе, миновать пустыню Гоби и
достичь Пекина.
Не было тогда современных аэропортов с ремонт-
ными базами, ангарами, хорошо оборудованной нави-
гационной службой, системой сигнализации и связи.
Место посадки обозначалось кострами, разводившими-
ся прямо на аэродромах.
Перелет был связан с большим риском для жизни
летчиков и механиков. Считалось, что перелет вполне
удастся, если до.цели долетят три-четыре самолета.
Газеты отказывались посылать своих корреспонден-
тов с этой воздушной экспедицией, ибо представители
некоторых газет боялись принять участие в таком ри-
скованном полете,
В перелете приняли участие опытные советские
летчики: И. Н. Поляков, М. А. Волковойнов, М. М. Гро-
мов, Н. И. Найденов, А. И. Томашевский и А. Н. Ека-
тов. Борт-механиками были: И. В Михеев, В. П. Ка-
мышев, Е. В. Родзевич, Ф. П. Маликов, В. П. Кузнецов
и В. В. Осипов. Начальником перелета был назначен
начальник и комиссар военно-воздушных учебных за- .
ведений РККА И. П. Шмидт. В самый последний мо-
мент выяснилось, что в перелете примут участие три
корреспондента газет, в том числе доброволец Зинаида
Рихтер, которая уже только в пути получила мандат
от редакции «Известий».
Это был необыкновенный перелет, который привлек
внимание всего народа. Без преувеличения можно ска-
зать, что вся страна следила за ним так же, как в
1957 г. за первым искусственным спутником Земли, и
недаром он вошел в историю нашей авиации под име-
нем «Великий перелет Москва — Пекин». Когда ге-
роический экипаж экспедиции благополучно вернулся
в Москву, в Большом театре состоялось торжественное
заседание. В зале красовался огромный транспарант с
надписью «Героям перелега Москва — Пекин привет
от трудящихся масс».
Первоначальной целью перелета было испытание
наших самолетов и моторов, а также пропаганда со-
ветского воздушного флота. Всюду на остановках на
аэродромы стекались массы народа, не только горо-
жан, но и крестьян, которые приезжали из далеких де-
ревень посмотреть на самолеты и летчиков, послушать
их речи и рассказы о диковинном и рискованном поле-
те. Иностранные буржуазные газеты предвещали пе-
релету полную неудачу, а когда он все же успешно
завершился, то сообщалось об «обмане»: самолеты ле-
тели якобы не из Москвы, а из пограничного с Монго-
лией города Троицкосавска.
..............
Таким образом, в середине 1925 г. по всему Китаю
развернулось бурное антиимпериалистическое движе-
ние, которое охватило самые широкие массы на-
рода: рабочих, студентов, торговцев, интеллигенцию.
Застрельщиком был теперь рабочий класс.
В таких условиях перелет Москва — Пекин должен
был продемонстрировать солидарность советских тру-
дящихся с борющимся против иностранного империа-
лизма китайским народом, выразить чувства дружбы
советских людей китайскому народу.
Перелет начался 10 июня 1925 Г., Т. е. через десять
дней после событий 30 мая. Наши самолеты прибыли
в Китай 9 июля, были задержаны властями в погра-
Ничной полосе и смогли поэтому опуститься на пекин
ском аэродроме только 13 июля. Это было спустя три
недели после кантонского расстрела. Длительность пе-
релета объяснялась тем, что тогда самолеты в ночное
время не летали. Продолжительные митинги на каж-
дой остановке и незначительные технические неполад-
ки, которые ликвидировались на месте, также затяги-
вали перелет.
Расстояние до Пекина составило 6566 км, на пре-
одоление которых было потрачено 49 часов 20 минут
чистого летного времени. Средняя техническая ско-
рость полета составила 137 км в час, или 166 км в сут-
ки, если считать все время с остановками.
Из Пекина наши самолеты полетели в Кайфын, ко-
торый находился в руках генерала Фын Юйсяна,
заключившего в то время блок с гоминьданом, а затем
в Шанхай — центр национально-революционного дви-
жения. Всюду, где останавливались наши самолеты,
их встречали помимо официальных лиц делегации ра-
бочих и студентов, которые несли транспаранты с при-
ветствиями Советскому Союзу. На митингах и собра-
ниях в Китае выступал начальник перелета И. П.
Шмидт.
В Пекине он собрал группу рикш, возил их на со-
ветской автомашине по городу, а затем повел в кино и,
несмотря на протесты администрации, сидел с ними
на лучших местах, отведенных для иностранцев.
И. П. Шмидт, в прошлом рабочий, вступивший в пар-
тию в 1916 г., рассказывал нам немало забавных эпи-
зодов из своего пребывания в Китае.