Правда Севера, 1933, № 212, 14 сентября"АЛКАЙД" ОТБИТ У МОРЯ
Получены новые подробности о героической работе по спасению "Алкайда".
"АЛКАЙД", голландское турбинное судно в 10.500 тонн водоизмещения, построенное в 1922 году, село на камни у восточного мыса губы Орловской. Мель настолько значительна, что при малой воде вокруг парохода можно было ходить буквально, не замочив ног. Открытое для всех ветров судно бросалось штормами на камни и получало новые и новые повреждения. Не было никаких надежд на спасение. Судно находилось под постоянной угрозой быть переломленным или во всяком случае окончательно выведенным из строя.
Положение было настолько серьезно, что 30 августа вся команда бросила судно.
Руководство спасательной экспедиции разработало план спасательных работ. За три дня решено было заделать максимально все пробоины, чтобы обеспечить судну плавучесть Затем, воспользовавшись сильнейшим приливом от 4 до 7 сентября, снять "Алкайд" с камней.
1 сентября спасателям подошла помощь — прибыли 20 человек из Мурманска и 5 архангельских активистов ОСВОДа.
Но до 6 сентября нельзя было приступиться к судну. Шторм в 8-9 баллов трепал "Алкайда". Судно было похоже на громадного зверя, играющего в море.
Погода установилась, однако волны поднимала судно и ударяли о камни. "Алкайд" получил новые пробоины. Наконец, посла долгих усилий судно сдернуто с камней и четыре часа держится на плаву. Не в силах преодолеть прилива воды в трюм участники спасательной экспедиции заводят "Алкайда" в Орловскую губу и садят на мягкий ровный грунт.
Огромными трудностями сопровождалась заводка судна в Орловскую губу. Крен был настолько велик, что каждую минуту можно было ожидать, что судно опрокинется и затонет. Только четкая и дружная работа всего личного состава экспедиции по спасению спасла судно от этой новой опасности.
В исключительно тяжелых условиях шли спасательные работы. Экспедиция испытывала недостаток продовольствия. Шторми несли к берегам соленую воду, три дня экспедиция не имела капли пресной воды. У команды "Алкайда" была вода, но голландцы не делились ею со спасателями.
Несмотря на тяжелые условия, участники экспедиции несли круглосуточную авральную работу, настойчиво отбивали "Алкайд" у моря.
Работа 47 ударников увенчалась успехом.
По окончании заделки пробоин представится возможность доставить "Алкайд" в порт.
"ЧЕЛЮСКИН" ДЕРЖИТ КУРС НА ОСТРОВ ВРАНГЕЛЯ
ЧЕЛЮСКИН. (По радио). Седьмого "Челюскин" прошел пролив Санникова, у Ново-сибирских островов, войдя в Восточно-Сибирское море. Третей этап пути пройден, вступили в четвертый, самый ответственный. Идем чистой водой, курсом на остров Врангеля.
Если направление ветра не изменится, через неделю будем выгружать зимовку на остров Врангеля.
МИРОНОВ.
"ТАЙМЫР" ИДЕТ В АРХАНГЕЛЬСК
Ледокольное судно "Таймыр", на борту которого находится океанографическая экспедиция, держит курс на Архангельск. 15 сентября ожидается прибытие судна в порт.
"Таймыр" идет в Архангельск, чтобы ваять на борт экспедицию зимовщиков, отправляющихся на Землю Франца Иосифа, в бухту Тихую. На борту "Таймыра" пойдут в самолеты У-2 и Ш-2.
"ПРАВДА" НА МЕЛИ У БУХТЫ ПРОНЧИЩЕВА
Ледокол "Ленин", согласно последнего радио, находится в Югорском Шаре.
У о. Белого разоружается "Аркос". Ледокол "Сибиряков" находится у Челюскина. "Красин" стоит с караваном судов обской речной флотилии. "Белуха" находится у мыса Иванова на Таймырском побережье.
В устье Лены стоит "Володарский". "Правда" все еще на мели возле бухты Прончищева.
СУДНУ "КИННИК" НУЖНА ПОМОЩЬ
Судно "Кинник", следующее в составе Карской экспедиции с грузом леса из Игарки и потерпевшее аварию в районе Вайгач — Югорский Шар, не может быть снято с мели с помощью одного "Ленина".
Судно просит о посылке специальных спасательных судов из Архангельска.