Известия 1933, №174 (5105), 14 июляЛЕНСКИЙ ПОХОД
Беседа с начальником экспедиции, членом коллегии Главного управления Северного морского пути тов. Б. В. ЛАВРОВЫМ.
— Впервые в истории полярного мореплавания Главное управление Северного морского пути направляет в текущем году караван морских и речных судов, который под предводительством ледокола "Красин" пройдет с запада в устье Лены. Это будет первый поход больших грузовых судов в устье величайшей сибирской реки. Советские морские пароходы «Сталин", "Правда" и "Володарский", выйдя из Архангельска, подойдут к входу в Карское море, где их встретит ледокол "Красин". Во главе с ледоколом караван морских судов двинется к острову Диксон, находящемуся близ Енисейского залива. Сюда под командой капитана
Модзалевского подойдет речной теплоход "Первая пятилетка", имея на буксире два лихтера, водоизмещением в 3 тыс. тонн каждый. Одновременно с Енисея под командой капитана
Шарборнера подойдет к о. Диксон речной пароход "Партизан Щетинкин". Капитан
Модзалевский доставит к о. Диксон на одном из лихтеров 3 тыс. тонн угля для бункеровки действующего в Карском море полярного флота. На другом лихтере будет находиться годовой запас нефти, обеспечивающий топливом судоходство Якутии.
В последний раз пополнив на о. Диксон запасы угля, "Красин" поведет всю эскадру вокруг Таймырского полуострова к устью Лены. Здесь, в бухте Тикси, в чрезвычайно короткий срок па открытом рейде должна будет произойти разгрузка морских пароходов.
Пароход "Правда" на котором во главе с полярным исследователем тов Урванцевым отправляется экспедиция по изысканию северных нефтеносных месторождений, станет под погрузку у мыса Нордвик. Речные суда, находящиеся в составе нашей флотилии, пополнят собою состав ленского речного транспорта.
Возможно. что в дни, которые займет разгрузка, свободный от работ ледокол "Красин" займется проводкой "Челюскина", если ледовое состояние Восточносибирского моря окажется тяжелым. Проведя "Челюскин" к о. Врангеля, — где четыре года бессменно живут зимовщики. — "Красин" к окончанию разгрузки должен будет вернуться в море Лаптевых для того, чтобы повести морские суда в обратный поход к Архангельску.
Интенсивная помощь местного населения севера Якутии, своевременная доставка угля с верховьев Лены в бухту Тикси для наших морских пароходов, а также доставка непарового тоннажа для разгрузочных работ, — вот основные условия, необходимые для успешного завершения ленского похода. Надеюсь, что якутские партийные и советские организация примет все меры к тому, чтобы ленский поход закончился успешно.
Последние ледовые прогнозы менее благоприятны, чем в прошлом году, когда "Сибиряков" прошел до устья Лены, почти не встретив льдов. Однако наличие авиоразведки, а также мощного ледокола и опытных полярников дает основание надеяться на благоприятное разрешение поставленной перед нами трудной и ответственной задачи.
Моим заместителем по морской части идет командир ледокола "Красин" т.
М. Я. Сорокин, неоднократно участвовавший в полярных походах. По речной части моим заместителем назначен капитан
В. Л. Модзалевский, который в 1930 году привел из-за границы сквозь льды Карского моря группу речных пароходов для Енисея и Оби. Авиоразведка будет осуществляться двумя мощными гидросамолетами под командой испытанных полярных летчиков тт.
Алексеева и
Козлова.
На ледоколе "Красин" будет работать служба погоды во главе с метеорологом т.
Дзердзеевским. Кроме того, на борту ледокола будет находиться пять научных работников.
*
С экспедицией отправляется специальный корреспондент "Известий ЦИК СССР и ВЦИК" тов.
Макс Зингер.
Правда Севера, 1933, № 160, 14 июляЛенская экспедиция
Беседа с пом. начальника экспедиции т. ИОФФЕ
Прибывший в Архангельск пом. начальника Ленской экспедиции тов. А. М. Иоффе сообщил нашему сотруднику: — Суда нашей экспедиции "Володарский" и "Сталин" уже стоят в Архангельском порту. Судно "Правда" на днях приходит из-за границы и тоже войдет в состав Ленской флотилии.
25 июля мы выйдем отсюда и направимся к устью Лены.
Везем коммерческие грузы для Якутии, продовольствие, смазочные и строительные материалы для полярных зимовок Сагастыря, Булуна. Ляховских островов и грузы ленохатангской экспедиции.
Как мы совершим свое путешествие к устью Лены?
В бухту Нордвик еще не заходило ни одно судно. Сейчас туда идет "Правда", "Сталин" и "Володарский" направляются в бухту Тикси (устье Лены).
Около о. Диксона мы встретимся с ледоколом "Красин": он проведет нас до самой Лены.
Загрузка в Тикси займет не менее двух недель. Затем флотилия пойдет к западу от устья Лены на Игарку за енисейским лесом в графитом. В случае запоздания флотилия пройдет во Владивосток. Однако мы приложим все усилия чтобы возвратиться в Мурманск или Архангельск к октябрьским торжествам.
В заключение т. Иоффе отметил, что некоторые архангельские организации, в частности торгпорт, недооценили ленского похода и в достаточной мере не помогли ему. Торговый порт должен ускорить погрузку судов.