как уже писалось, это КМ-IV
всего таких аэросаней построили 68 экземпляров
КМ-IV строились несколькими сериями различавшимися электрооборудованием и архитектурой корпуса
в экспедиции Вегенера было двое аэросаней "Белый Медведь" и "Подорожник"
рекомендую по теме Е.Е. Милановский "Альфред Вегенер" М. Наука, 2000
также есть "Последняя экспедиция Вегенера в Гренландию", издание Севморпути, Л, 1935
насчет аэросаней и без меня выяснили
полугусеничные вездеходы на фото это НАТИ-3
фото из фондов Музея Арктики и Антарктики
верхнее фото из музея Н.Е. Жуковского (хотя отпечатков, в том числе авторских полно)
это аэросани ЦАГИ(АНТ)-3. За рулем тов. Погосский
нижнее фото это санитарная модифицация аэросаней ЦАГИ(АНТ)-4
Alexander Belov пишет:Перенос из "раскопок":
Фото группы аэросаней, принимавших участие в спасении челюскинцев:
[url]http://keep4u.ru/imgs/s/080701/6b/6b0935081bd0eea4ca.jpg[/url]
(журнал "Полигон", № 1, 2002 год)
[url]http://keep4u.ru/imgs/s/080701/dc/dc5642157aa3c5d3c7.jpg[/url]
Аэросани ОСГА-6 из этой же группы (журнал "Полигон", № 1, 2002 год). Снимок был сделан в 1942 году в б. Амбарчик. Машина разукомплектована.
Однако данная статья вызывает сомнения. В частности, там указано, что на Новую Землю были отправлены аэросани АНТ-III, что опровергается фотографией группы Ермолаева.
Журнал есть в PDF-файле, могу переслать, если коллегам будет интересно.
У Саукке - ошибка. В фильме "Семеро смелых" снимались пассажирские аэросани АНТ-IV. Они легко опознаются по закрытой пассажирской кабине. На верхнем фото сани АНТ-IV крайние справа. На фото группы Ермолаева видно, что пассажиры СТОЯТ (!!!) в открытом отсеке. В подтверждение - фото из более позднего издания книги Саукке:
[url]http://keep4u.ru/imgs/s/080701/1c/1cd8687707b32fd2d7.jpg[/url]
В кабине водителя аэросаней АНТ-V - сам А.Н. Туполев.
В спасении челюскинцев участвовали 4 аэросаней. главным механиком аэросанной экспедиции был К. А. Белокопытов.
С некоторой долей иронии этот эпизод описал Лебедев (А.А. Лебедев, И.П. Мазурук "Над Арктикой и Антарктикой", М. Мысль, 1991) в своих мемуарах: "Весной 1934 года уехал дядя Костя на Чукотку внедрять аэросани в быт Крайнего Севера. Он и его товарищи должны были участвовать в спасении челюскинцев, но опоздали: герои-летчики уже всех спасли".
Изначально эти аэросани не предназначались для отправки в Уэлен, а должны были достаться Наркомсвязи и Уралэнерго (аэросани строили "на заказ" и еще на заводе наносили маркировку по пожеланию заказчика. например "Якутсовнарком". "Тагилстрой" и пр.), но челюскинская эпопея заставила внести коррективы. В центральном Партархиве есть переписка на этот счет. По окончании эпопеи вышло постановление Правительства оставить технику (аэросани, радиостанции, самолеты и пр.) на севере. Всего имеется с десяток фотоснимков аэросаней в период челюскинской эпопеи.
Насчет аэросаней ЦАГИ повторяться не буду, посетители форума и без приблизились к разгадке.
Данное фото сделано ныне покойным Б.Е. Вдовенко в самом конце января 1935 г. (точную дату назвать нельзя) накануне пробега "Имени 7-го Съезда Советов"
сам пробег проходил с 1 февраля по 24 марта
На фото изображены: вездеход Гусева автобазы Совнаркома (правительственный гараж), аэросани ЦАГИ(АНТ)-IV, ОСГА-6, ГГАТ-3
Аэросани ЦАГИ(АНТ)-IV строились разными заводами (№22 в Москве, в Кольчугине, им Марти в Ленинграде, в самом ЦАГИ, в ФЗУ при ЦАГИ) и имели значительные внешние отличия (лыжи, силовая установка, козырек водителя, архитектура корпуса).
Аэросаней ОСГА-6 в пробеге участвовало двое. Первоначально это были военные сани (на фото в других ракурсах можно видеть зачехленную пулеметную турель). Однако в связи с аварией (см ниже) и переносом старта их заменили аэросанями "Халепский" и "Лежава", названными так в честь шефов Автодора.
Примечательно, что на фото изображены двое аэросаней ГГАТ (Наркосвязь-7 и Наркомсвязь-9). Во время старта эти аэросани столкнулись и передняя часть одной из машин была буквально искромсана стальным винтом идущих впереди саней. В прессе данный факт умолчали, а сам старт перенесли.
Почтовых аэросаней ГГАТ построили 5 штук и они (за исключением разрушенных в аварии) возили почту в райне Холмогор. Аэросаней ГГАТ разных моделей (пожарные, пассажирские, почтовые) сделали 10 штук. После ликвидации техникума документация и оснастка были переданы Городецкой трудколонии НКВД, однако данных по выпуску аэросаней там нет, по всей вероятности дело ограничилось капремонтом ранее иготовленных. А само КБ перебралось на завод "Красный Металлист" (№215).