Кара » 05 Февраль 2021 20:56
Документ без названия, в котором краткая хронология спасательной операции челюскинцев:
14 февраля - Зам. нач. зимовки на м. Уэллена т. Хворостянский снарядил 20 нарт для отправки их на м. Онман - самую близкую береговую точку к лагерю.
По всему Чукотскому побережью шла мобилизация нарт, заготовка оленьего и собачьего корма. С Уэллена и мыса Северного тронулись упряжки, везущие горючее для самолетов.
17 февраля - из Москвы на Аляску через Соединенный Штаты Северной Америки выехали летчики-полярники Леваневский и Слепнев во главе с Заместителем Начальника Главсевморпути - известным полярным исследователем т. Ушаковым (Л. 40)
26 февраля - Челюскинцам удалось перетащить через ледяные торосы свой самолет Ш-2 на аэродром.
Два самолета на мысе Северном и в Уэллене АНТ-4 и Н-4, руководимые пилотами Ляпидевским и Кукановым несколько раз делали попытку добраться до лагеря Шмидта, но из-за пурги и отсутствия видимости возвращались обратно.
28 февраля - из Владивостока с семью самолетами вышел на Север пароход "Смоленск"
6 марта - события этого дня вся мировая печать оценила как сказочный подвиг. В этот день мы читаем радиограмму тов. Шмидта:
"Сегодня 5-го марта большая радость для лагеря челюскинцев и вместе с тем праздник советской авиации. Самолет АНТ-4 под управлением летчика Ляпидевского, при летчике-наблюдателе Петрове прилетел из Уэллена к нашему лагерю, спустился на подготовленный нами аэродром и благополучно доставил в Уэллен всех бывших на "Челюскине" женщин и обоих детей. Самолет взял направление надо льдом и с поразительной уверенностью вышел прямо на аэродром (Л. 41) Посадка и под'ем были проделаны удивительно и четко и с пробегом всего на расстояние 200 м. Успех полета Ляпидевского тем значительнее, что стоит почти 40-градусный мороз. Между лагерем и аэродромом образовалась большая полынья, так что для переправы пришлось 3 километра тащить из лагеря шлюпку через лед. Удачное начало спасательной операции еще более подняло дух челюскинцев, уверенных во внимании и заботе правительства и всей страны.
10 марта - в Хабаровске начата сборка самолетов летчиков Галышева и Доронина, ожидается прибытие самолета Водопьянова.
14 марта - Ляпидевский вылетел из Уэллена в Ванкарем и по пути возле острова Колючина потерпел аварию - сломано шасси, для чего требуется автогенная сварка, меры к доставке аппарата приняты.
17 марта - звено самолетов, пилотируемых летчиками Водопьяновым, Галышевым и Дорониным, вылетело на север из Хабаровска. На полпути к Николаевску на Амуре звено попало в густой туман. Водопьянов на своем быстроходном самолете боясь врезаться в передние машины повернул обратно и опустился на хабаровском аэродроме.
18 марта - Водопьянов снова вылетел в Николаевск на Амуре.
Галышев и Доронин начали тяжелый этап - Николаевск на Амуре - Аян - Охотск.
19 марта - в Охотске Галышева и Доронина догнал Водопьянов. (Л. 42)
Звено Галышева вылетело из Охотска в Ногаево.
21 марта - из Олюторки на Анадырь вылетело 5 самолетов звена Каманина доставленные пароходом "Смоленск" и через 5 часов труднейшего полета в тумане и при встречном ветре опустились в Майна-Пыльгин где заночевали и один из пяти самолетов остался там для ремонта.
Машины ведут: Каманин, Пивенштейн, Молоков, Фарих и Демиров.
23 марта -Звено Каманина в составе четырех самолетов взяло курс на Анадырь; вскоре один из самолетов повернул обратно в Майна-Пыльгин.
В тот же день Каманин, Молоков и Пивенштейн опустились в Анадыре.
25 марта - Из Владивостока, взяв курс на Петропавловск на Камчатке вышел пароход "Совет" с экспедицией дирижаблей под руководством Бирнбаума и самолетом Т-4 с пилотом Болотовым.
26 марта - Водопьянов, Галышев и Доронин вылетели из Ногаево и в тот же день Водопьянов из-за неблагоприятных метеорологических условий повернул обратно.
27 марта - в Гижигу прилетели Галышев и Доронин.
29 марта - Каманин, Молоков и Пивенштейн, после неоднократных попыток в течение недели наконец вылетели из Анадыря в Ванкарем.
Летчики Водопьянов, Галышев и Доронин вылетели из Гижиги и прилетели в Камчатское, откуда их путь лежал в Анадырь.
Из всех пунктов маршрута летчики вылетали организованно, но почти везде из-за плохой видимости теряли друг друга.
30 марта - из Нома в Ванкарем вылетел тов. Ушаков с летчиком Леваневским. У м. Онман самолет попал в густой туман. Желая прорваться вверх и идти обратно, Леваневский набрал высоту в 2.500 м, но из облаков не вышли, а самолет обледенел и начал терять высоту, проваливаться. С трудом избежав штопора, машина падала. Первым ударом снесло шасси, второй и третий удар вывели машину из строя и только благодаря исключительному самообладанию пилота Леваневского, раненого в лицо, люди остались живы.
31 марта - летчик Бабушкин, один раз с борт-механиком Валавиным, другой раз с тов. Шмидтом летал над лагерем и окрестностями.
2 апреля - Летчик Бабушкин с борт-механиком Валавиным прилетели из лагеря Шмидта в Ванкарем.
3 апреля - Слепнев перелетел из Нома в Уэллен. Пароход "Совет" прибыл в Петропавловск-на-Камчатке
4 апреля - Водопьянов, Галышев и Доронин прилетели в Анадырь.
После двухкратных попыток перелететь Анадырский хребет, изменив маршрут и тем удлинив срок перелета, Каманин и Молоков прилетели в Уэллен, оставив Пивенштейна, который отдал им свое горючее в Чукотском селении Вельткальтене близ м. Беринга. В райоге же м. Беринга находились два остальных самолета звена Каманина с летчиками Бастанжиевым и Демидовым (так в док-те)
7 апреля - Каманин, Молоков и Слепнев перелетели в Ванкарем и в тот же день вылетели в лагерь Шмидта. На борту самолета Слепнева прибыл в лагерь тов. Ушаков.
При посадке в лагере у самолета Слепнева повреждено шасси: лопнула правая стяжка. К утру 8-го самолет отремонтирован.
Самолеты Каманина и Молокова сделали один рейс, доставив в Ванкарем 5 пассажиров.
8 апреля - Из Петропавловска на Камчатке в б. Провидения вышел пароход "Сталинград", принявший спасательный груз с парохода "Совет", гидросамолет с летчиком Святогоровым, трактор и автогенный аппарат. (Л. 45)
10 апреля - Каманин в один рейс доставил из лагеря в Ванкарем 3 человек.
Слепнев, исправив повреждения, вылетел из лагеря и доставил в Ванкарем 6 человек, оттуда был направлен в Уэллен с частью спасенных челюскинцев и для доставки из Уэллена для лагеря аккумуляторов и бензина для пополнения запасов в Ванкареме.
Молоков сделал три блестящих полета в лагерь и доставил на берег 13 человек. Всего за 10 апреля было доставлено в Ванкарем 22 человека.
11 апреля - Летчиками Молоковым и Каманиным, сделавшими вместе 7 рейсов, доставлено в Ванкарем 35 человек, в т.ч. больной Шмидт в сопровождении врача Никитина.
-"- Водопьянов спустился на м. Северном.
12 апреля - Водопьянов, вылетев с м. Северного, через 45 мин. нашел лагерь Шмидта и сделав 2 рейса, вывез на материк 7 человек.
-"- Каманин и Доронин вывезли из лагеря 15 человек.
-"- на самолете Слепнева Шмидт в сопровождении Ушакова доставлен в Ном, откуда последует в Фербенкс (Л. 46)
13 апреля - Самолетами Молокова, Каманина и Водопьянова сняты со льдины последние 6 человек. Лагерь Шмидта перестал существовать. Начата переброска людей из Уэллена в б. Провидения для посадки на пароход.
25 апреля - в Уэллен прилетели Ляпидевский и Пивенштейн
29 апреля - Гладкое ледяное поле, в которое уперся "Сталинград", привлекло к себе внимание летчиков Болотова и Святогорова. В этот же день был готов самолет Святогорова для пробного полета и началась сборка самолета Болотова. Обоим летчикам предстояла большая работа по переброске челюскинцев и пассажиров зимующих судов. (Л. 47)
14 мая - "Смоленск" прибыл в зал. Лаврентия где приняты на борт последние 24 челюскинца и в тот же день взял курс обратно на бухту Проведения. Закончив там погрузку самолетов, летного состава и зимовщиков м. Северного, ждал распоряжения о выходе во Владивосток.
19 мая - из Уэллена Красин отправился в Ном для погрузки самолета Слепнева. (Л. 48)
28 мая - "Смоленск" вошел в Петропавловскую бухту. Встреча героев Арктики превратилась в народное торжество. При входе в бухту "Смоленск" был встречен стаей самолетов. В море вышла флотилия судов с расцвечивающими флагами. Гудки пароходов. Крики, ликование. Орудийные салюты.
Колонна челюскинцев и летчиков во главе с Бобровым и Ворониным сквозь почетный караул прибыла на площадь заполненную трудящимися города.
На митинге выступили Бобров, Воронин и Каманин. (Л. 49)
РГАЭ. Ф. 9570. Оп. 5. Д. 60
Не мешай летать железу!