В мае 1894 года Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства для перевозки пассажиров на беломорских линиях заказало в мае 1894 года на заводе "William Dobson & Co" в Ньюкасле (Англия) постройку двухпалубного товарно-пассажирского парохода, который назвали "Великая Княгиня Ксения". Пароход спустили на воду 9 августа 1895 года, и в сентябре того же года "Великая Княгиня Ксения" прибыла в порт приписки Архангельск.
До начала первой мировой войны судно совершало рейсы по портопунктам Белого моря, но во время войны в основном стояло в Архангельске. После Февральской революции, в мае 1917 года, судно переименовали в "Север". 6 мая 1918 года пароход был национализирован, однако 8 июля захвачен английскими интервентами в Сороке (ныне Беломорск) и возвращён прежнему владельцу.
В начале 1920 года во время бегства оккупантов благодаря смелым действиям экипажа пароход был законсервирован и не уведён белогвардейцами на запад.
26 февраля 1920 года "Север" снова национализировали и 15 апреля мобилизовали. В качестве транспорта он был зачислен сначала в БВФ, а 24 апреля 1920 года в состав Морских Сил Северного Моря. Однако уже 25 мая транспорт был исключен из состава РККФ и передан управлению морского транспорта Белого Моря и Северного Ледовитого океана (Беломортран).
Для доставки хлебных запасов Сибири в Архангельск Беломортран в начале августа 1920 года снарядил Морскую Сибирскую Экспедицию, в которую вошли все действующие суда пароходства. "Север" из этой экспедиции доставил с устья реки Оби 29 624 пуда зерна.
8 августа 1921 года пароход переименовали в "Сосновец". В июне 1922 года его передали вновь образованному Северному пароходству Госторгфлота. В 1920-х годах пароход раз в две недели совершал рейсы от Архангельска до Варде (Норвегия) с заходом в поселения Мурманского берега.
В 1930-х годах судно эксплуатировалось на линии Архангельск - Мурманск. За навигацию 1933 года "Сосновец" перевёз 11157 пассажиров, и за ударную работу был удостоен первой премии.
В 1935 году судно прошло капитальный ремонт и модернизацию. 22 сентября 1939 года портом приписки судна стал Мурманск. В качестве транспорта "Сосновец" участвовал в Советско-Финляндской войне 1939-1940 года.
После начала Великой Отечественной Войны пароход был мобилизован и в течение двух недель на Архангельском заводе "Красная Кузница" переоборудован во вспомогательный минный заградитель. Корабль вооружили, и с 15 августа 1941 года он приступил к боевой службе. Однако 24 августа 1942 года "Сосновец" был исключён из состава флотилии и возвращён МГМП.
В 1943-1944 годах пароход осуществлял воинские и народно-хозяйственные перевозки. Так в 1944 году судно использовалось для эвакуации раненых из Титовки и Петсамо в Мурманск, и эвакуировало 1569 человек.
В начале 1945 года в условиях зимних штормов, работая между портами Мурманского побережья и Северной Норвегии, "Сосновец" систематически перевыполнял рейсовые задания. После окончания войны с осени 1945 года пароход начал совершать пассажирские рейсы с Мурманска до Йоканьги.
В 1947 году он прошёл средний ремонт. Перевалив 56-летний рубеж службы, "Сосновец" 8 мая 1953 года был выведен из эксплуатации и списан. После этого пароход еще в течение нескольких лет продолжал служить семьям молодых моряков, но уже как жильё. В конце 1950-х годов (точный срок неясен) "Сосновец" пошёл на слом.