"Норд", гидрографическое судно

От ладьи и коча до атомохода.

"Норд", гидрографическое судно

Сообщение Александр Андреев » 27 Март 2010 12:51

М. И. Белов, История открытия и освоения СМП, т. 4, с.514—515.

Трагедия гидрографического судна «Норд»

О гибели экипажа судна «Норд» известно, к сожалению, очень мало. В навигацию 1944 г. оно было передано в распоряжение Беломорской военной флотилии. Как видно из отчета штаба морских операций за навигацию 1944 г. в западном районе Арктики (ГА Арх. обл., ф. 2323, оп. 10, д. 72, глава IV. Операции гидрографических судов ГУСМП; ЦА ММФ, ГУСМП, оп. 2505, св. 35, д. 399, л. 22. Докладная записка СНК СССР заместителя начальника ГУСМП Каминова об обстоятельствах нападения на г/с «Норд» и меры, принятые по розыску судна (31 августа 1944 г.).), это судно 26 июля вышло из Архангельска и 8 августа прибыло на Диксон. 11 августа оно было направлено к полуострову Михайлова для высадки береговой гидрографической экспедиции, 20-го, выполнив задание, возвратилось на Диксон. В новый и последний свой поход «Норд» направился 23 августа, имея указание зажечь огни на острове Вардропер, мысе Стерлегова и в проливе Норденшельда. 25 числа судно побывало «а полярной станции мыса Стерлегова. Здесь моряки приняли на борт несколько человек, доставив туда новых зимовщиков. В 11 ч 45 мин судно направилось от полярной станции к островам Рингнес, Кравкова и Белуха, где надлежало зажечь светящие огни. А в 7 ч 10 мин 26 августа начальник полярной станции мыса Стерлегова донес на Диксон, что в 5 ч 15 мин на волне 600 м открытым текстом, в течение 6—7 мин непрерывно передавалась следующая радиограмма: «Всем, всем, я «Норд» обстрелян подводной лодкой». Позднее никаких дополнительных сведений о «Норде» не поступало. Капитану судна Павлову было дано по радио указание в случае, если все в порядке, 26 августа в 23 ч 00 мин на волне 600 м дать пять точек. Однако в условленный час Диксонский радиоцентр сигнала «Норда» не слышал, хотя радиостанция мыса Челюскин в 22 ч 59 м на волне 600 м приняла пять точек. Было ли это случайное совпадение или эти точки передали с немецкой подводной лодки, оказать трудно.

В тот же день на поиски «Норда» вышел «АМ-116», который вернулся на Диксон 30 августа, не узнав ничего нового. Не дали результатов поиски «Норда» и с помощью самолетов. Летчики И. И. Чере-вичный, М. И. Козлов и С. Сокол, пройдя над большой площадью моря и побережья, не нашли никаких следов гибели. «Норду» было дано приказание ответить по радио, но в эфире не раздалось больше ни одного его сигнала. Наконец 6 сентября с полярной станции Стерлегова поступило сообщение о выброшенном на берег мешке с мукой в американской упаковке. Так как гидрографическое судно «Норд» было снабжено американской мукой, это дало основание предположить, что это его товары и что оно погибло. 7 сентября зимовщики на мысе Стерлегова обнаружили кусок судовой переборки. Очевидцы показали, что это часть обшивки кают-компании г/с «Норд». Позднее, из рассказа полярника той же станции Г. В. Бухтиярова, бежавшего после захвата станции немцами в тундру, выяснилось, что г/с «Норд» геройски погибло, не сдавшись врагу. Почти весь экипаж, насчитывавший 18— 20 человек, погиб, за исключением четырех человек, которых немцы взяли в плен. По сообщению Бухтиярова, с судна стреляли по подводной лодке. Таковы были сведения о гибели г/с «Норд».

После возвращения из немецкого плена моряков с «Норда» стали известны некоторые подробности этой трагедии. Их рассказал в связи с находкой останков людей в заливе Миддендорф боцман с «Норда» Иван Александрович Рогачев. «26 августа, — рассказал Рогачев,— в 4 часа утра, когда мы подходили к острову Белуха, наше судно было обстреляно немецкой подводной лодкой. Почти все члены команды нашего гидрографического судна погибли при обстреле... Я и еще один член из нашей команды были взяты немцами в плен на борт немецкой подводной лодки. Один человек из нашей команды вместе с буфетчицей нашего судна были немцами оставлены на шлюпке с «Норда», так как мужчина был тяжело ранен в живот, а буфетчица сошла с ума. Все остальные погибли.» Из немецких источников известно, что потопившая «Норд» лодка носила номер «Ю-957». Она действовала в районе восточнее Югорского Шара и около Амдермы. Здесь она пыталась потопить советский пароход, но выпущенная по судну торпеда не разорвалась. Затем лодка перешла в район Диксона и далее в пролив Вилькицкого (R. Steensen Den Norlige Sovej, Kobenhavn, 1957). Трагедия «Норда» была не единственной на Северном морском пути вблизи Таймырского полуострова.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2592
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Норд", гидрографическое судно

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Март 2010 15:33


Всем, всем! Я-"Норд"!..
© Ю. Копытов

 Норд.jpg
В навигацию 1942 года Военное ведомство арендовало гидрографическое судно «Норд». Сначала оно работало в Белом море в составе Северной гидрографической экспедиции, в дальнейшем — в Северном отряде Беломорской Военной флотилии. В соответствии с этим протекал его ремонт, снабжение и оснащение вооружением.
11 июля «Норд» принял на борт шесть сотрудников Северной экспедиции и трёх краснофлотцев, 13 июля отошёл от причала Гидробазы и, ведомый лоцманом, направился вниз по Маймаксе. В 9 часов 20 минут сдал лоцмана и последовал морем вдоль Зимнего берега. Около 17 часов с целью проверки материальной части дал 3 выстрела из 45-миллиметрового орудия. 14 июля около 17 часов по распоряжению, полученному с гидрографического судна «Мороз», стал на якорь напротив Конушинской корги. С этого момента началась работа «Норда» в составе судов Северной гидрографической экспедиции.
7 августа получили по радио приказ начальника Штаба Беломорской Военной флотилии: «Судам «Норду» и «Полярник» следовать в Юшар в
[49]
распоряжение капитана I ранга Н. П. Аннина». 8 августа на острове Моржовец «Норд» выгрузил имущество экспедиции и её сотрудников. Около 15 часов совместно с гидрографическим судном «Полярник» снялся с якоря и пошёл по назначению. Рано утром 12 августа стал на якорь на рейде Хабарове 13 августа вместе с гидрографическим судном «Полярник» вышел в Белушью губу, куда прибыли 15 августа. С этого момента началась служба «Норда» по заданиям Штаба Северного отряда.
27 августа он производил ограждение банки Самоед, весь сентябрь выполнял задания военного характера, причём несколько раз ходил в бухту Рогачева и проходил проливом Костин Шар.
30 сентября завершил работы в Белушьей губе и направился в Юшар, куда прибыл 2 октября. Здесь продолжал выполнять военные задания по указанию штаба Северного отряда. Во время работы в проливе приходилось производить очень много швартовок. Выпадали дни, когда подходили и отходили от бортов пароходов раз по двадцать, и это сильно вредило деревянному корпусу судна. Течь оставалась такой же, какая появилась ещё в июле при стоянке у Конушина. Воду приходилось откачивать каждую вахту.
Получив предписание следовать в Архангельск, «Норд» утром 28 октября вышел по назначению. Вместе с ним отправился и «Мурманец». По проливу шли в мелко битом льду. Миновав маяк Гребень, произвели пристрелку орудия, дав семь выстрелов. При этом от сотрясения у «Норда» вылетели 2 задних стекла штурманской рубки, и дал трещину наличник двери кают-компании.

29 октября утром заметили два корабля, идущих контркурсом, а вскоре -ещё семь судов, тоже следовавших на запад. Волнение усилилось до шести баллов, и «Норд», присоединившись к каравану, шёл параллельным курсом. К вечеру ветер усилился, пошла встречная крупная зыбь. Мимо маяка Ходовариха проследовали в пяти милях, для осторожности взяли вправо, чтобы дальше отойти от берега. В 23 часа ветер достиг силы шторма. На 10 минут «Норд» останавливал машину, чтобы откачать воду — она подходила к картеру. В первом часу 30 октября вода стала сильно прибывать и перестала поддаваться откачке. Чтобы она не попала в смазку картера, пришлось остановить главный двигатель и применить все возможные средства для откачки, вплоть до ручного брандспойта. При очень крупной волне и сильном ветре, заходящем через вест к норду силой в 10 баллов, судно лежало лагом*. По палубе ходили с опаской, судно заливало, во всех помещениях была вода. Лотом Томсона всё время брали глубину. Ориентируясь на неё, судно дрейфовало под углом к берегу. Чтобы несколько уменьшить качку, с большим трудом поставили грот и стаксель, но последний разорвало в клочья. Об аварии сообщили по радио. От одной из станций пришёл ответ, из него стало ясно, что для оказания помощи направляется судно. Чтобы оно поскорее добралось до терпящего бедствия «Норда», с того через равные промежутки времени для ориентации пускались ракеты.
* Бортом к волне.
[50]
Аврал продолжался всю ночь. В шесть утра воду частично откачали, и механик попробовал дать ход. Против волны идти было нельзя — ветер от норд-веста дул с силой 9 баллов, шла очень крупная зыбь, а укрыться было негде. Приняли решение спускаться по ветру и взяли курс на о. Матвеев. С рассветом в трех милях увидели маяк Ходовариха. Хорошо, что накануне вечером догадались отойти в море, иначе судно выкинуло бы на берег. Идя по волне, «Норд» временами подвергался сильным ударам волн. Из-за этого сломалось левое крыло мостика (с отличительным фонарём), и дала трещину стенка штурманской рубки. Матросам не раз приходилось с риском для жизни крепить шлюпки. Волной с носового гака сбило левую шлюпку, но добавочное крепление всё-таки её удержало. Около 21 часа, не доходя до о. Матвеева, легли в дрейф в ожидании рассвета. Ветер уменьшился до 8 баллов, волна стала ровнее.
31 октября в 3 часа снялись с дрейфа и легли курсом на Юшар. В 11 часов зашли в бухту Варнека и начали приводить судно в порядок. В корме, в машинном отделении, за правой цистерной был слышен и виден ручей течи. За один час течь пропускала по 3-4 тонны холодной морской воды. Откачивающие средства работали беспрерывно.
Вести аварийное судно на буксире в Архангельск посчитали занятием опасным — шторма не утихали, — поэтому 13 ноября командир Северного отряда капитан I ранга Н. П. Аннин приказал капитану «Норда» А. Н. Микешину оставаться на зимовку в бухте Варнека. С помощью ледореза «Литке» 21 ноября «Норд» прошёл в глубь бухты и 25 ноября остановился на месте зимовки, обломав при этом лопасти винта.
А теперь я поведаю о том, что случилось с «Нордом» 26 августа 1944 года. В этот злополучный для него день радист полярной станции, что на мысе Челюскина, услышал торопливый писк морзянки. Открытым текстом на волне 600 метров передавалось: «Всем, всем, я — «Норд», обстрелян подводной лодкой». Через 6-7 минут эфир замолчал, и только позднее всплыли подробные обстоятельства, связанные с гибелью судна.
Однако, обо всём по порядку.
Начну с того, что «Норд» был построен в 1938 году на Пиндушской судоверфи Карелии. Из себя он представлял моторно-парусное деревянное
[51]
судно, пригодное для самостоятельного плавания в разреженном льду. Водоизмещение имело 430 тонн при длине 34,1 метра. Двигатель в 200 л. с. позволял развивать скорость до 7 миль в час. До начала Великой Отечественной войны «Норд» участвовал в гидрографических изысканиях трассы Северного морского пути и несколько раз автономно зимовал в Арктике. А в годы войны, оставаясь в ведении Архангельской гидробазы, он несколько раз передавался в оперативное подчинение Беломорской военной флотилии, Новоземельской и Карской военно-морских баз, то есть выполнял и задания военного характера. Для защиты от возможного нападения вражеских самолётов и подводных лодок перед навигацией 1942 года на судне было установлено 45-мм орудие и пулемёт ДШК.
В мае 1944 года при подготовке к очередному арктическому рейсу в командование судном вступил Владимир Васильевич Павлов. В 1933 году он участвовал в знаменитом рейсе парохода «Челюскин», где был дублёром ст. помощника капитана. Проявил себя в этом походе как настоящий моряк-полярник, и по заслугам был награждён орденом Красной Звезды.
Итак, 26 июля 1944 года «Норд», взяв курс на порт Диксон, вышел из Архангельска. Как и большинство гидрографических судов, шёл он в одиночном плавании, то есть без конвоя, сохраняя при этом полное радиомолчание. Без особых приключений 8 августа прибыл в порт назначения, сделав по пути кратковременную остановку в Югорском Шаре, где капитан получил инструкции на дальнейший переход Карским морем. Те инструкции настраивали экипаж на особую бдительность — в Карском море шныряли 11 вражеских подводных лодок, оснащённых новейшим видом вооружения — акустическими торпедами. Буквально на четвёртый день (12 августа) те опасения подтвердились: вблизи острова Белый немецкая подводная лодка «U-365» потопила пароход «Марина Раскова» и два военных тральщика («АМ-118» и «АМ-114»), при этом погибли 362 человека.
С 11 по 20 августа «Норд» ходил к полуострову Михайлова, где высадил береговую гидрографическую экспедицию, затем поступил в распоряжение Карской военно-морской базы.
В свой последний рейс судно вышло из порта Диксон 23 августа в 2 часа 30 минут. Поставленная перед ним задача была такова: проверить навигационное ограждение и зажечь огни маяков на островах Вардропер, Кравков, Рингнесс, Белуха, доставить свежую почту, медикаменты, продовольствие в бухту полуострова Михайлова, сменить личный состав (трёх военнослужащих) на посту СНИС мыса Стерлегова. Разгрузившись в бухте Михайлова, «Норд» выполнил всё, что ему предписывалось провести на мысе Стерлегова, и взял курс на о. Белуха. На борту находились: 20 членов
[52]
экипажа, обслуживающий орудия краснофлотец, маячный мастер, офицер связи и 3 краснофлотца, принятых с мыса Стерлегова, всего 26 человек.
Дальнейшие события излагаю, основываясь на воспоминаниях бывшего матроса Евгения Полева (ранее ни в одной из публикаций они не приводились) а также по рассказам Ивана Рогачева и Петра Марчука, спасшихся после гибели «Норда». Кстати, Евгения Михайловича Полева в некоторых публикациях иногда называют Геннадием и юнгой, на самом деле в это время Евгений служил матросом. А оговорки произошли, видимо, потому что после окончания 2-го курса Архангельского морского техникума он был на «Норде» практикантом. Что же касается путаницы с его именем, то какое-либо объяснение сей метаморфозе мне подобрать трудно. Итак, что же случилось с «Нордом» 26 августа 1944 года? Судя по воспоминаниям очевидцев, около 5 часов утра по судну раздались звонки громкого боя, объявившие тревогу. На вахте в это время стоял ст. помощник капитана Михаил Михайлович Шиллинг, ст. матрос Петр Подомарев и матрос Яков Наумов. Большая часть команды отдыхала. Одновременно с объявлением тревоги с криком «за нами гонится подводная лодка!» в кубрик забежал матрос Яков Наумов. В это же время раздались залпы установленного на «Норде» орудия, вслед за тем все ощутили, как на судно обрушился град снарядов и пуль. Стреляли с немецкой подводной лодки. Судя по её первоначальным манёврам, вероятно, она хотела предложить «Норду» остановиться и сдаться в плен, но, встретив сопротивление, обрушила на него шквал огня из орудия, пулемётов и автоматов. Позднее, оправдывая свои действия, немцы признались, что первый снаряд «Норда» едва не попал в рубку их подлодки — тут следует отдать должное меткости и мастерству судового артиллериста-краснофлотца Ивана Тихонова (он вскоре погиб у своего орудия).
С объявлением тревоги пытался открыть огонь из пулемета ДШК обслуживавший его 3-й механик Александр Колтовой, но выстрелить не успел — погиб от вражеской пули. Выскочив из носового кубрика, члены экипажа стали действовать согласно «Расписанию по тревогам». Они разбегались по своим местам, но к этому моменту положение судна было критическим. На баке, в районе грузового трюма и на шлюпочной палубе уже бушевал огонь, правая спасательная шлюпка была разбита. Боцман Иван Рогачев и матрос Евгений Полев должны были (согласно расписанию) тушить пожар. Пока подсоединяли к магистрали пожарные шланги, оказались отрезанными огнём от остальных. Матрос Полев, опалив волосы, получив ожоги лица и рук, сумел пробиться через огонь. Вбежав в жилую надстройку, услышал, как поднявшийся из машинного отделения ст.
[53]
моторист Геннадий Макаровский крикнул: «Включили аварийный ход - будем выбрасываться на берег!». К тому моменту капитан Павлов, видимо, принял решение — отстреливаясь, идти к острову Белуха. Но сделать это немцы не позволили, они быстро подавили судовое орудие, в придачу сумев положить несколько снарядов в штурманскую и рулевую рубки. После этого «Норд» практически потерял управление и ход. Появившийся на мгновение в коридоре надстройки ст. радист Леонид Попов успел сказать, что открытым текстом передал о нападении подлодки, и о том, что капитаном дана команда покинуть судно.
Полев бросился на палубу, и тут ему в плечо попал небольшой осколок, после чего телогрейка загорелась. Под пробковым нагрудником он не мог её потушить, поэтому подставил себя под рожок пожарной магистрали, и вскоре весь промок. Потом взглянул за надстройку и увидел, что матрос Иван Вдовин начал спускать на воду левую спасательную шлюпку, но сраженный пулей упал на палубу. Обстрел судна продолжался, и тут сразу после команды «оставить судно!», раздалось: «Раскинулось море широко...». Это во весь голос пел ст. краснофлотец Корельский (его приняли на борт с мыса Стерлегова в качестве пассажира). Так, с песней на устах, он прыгнул за борт... Последовал ли кто ещё его примеру, Полев не видел. Сам он заметил, что левую шлюпку на воду всё-таки спустили, и начал пробираться к шлюпочной палубе. Проползая на животе мимо рулевой рубки, увидел капитана Павлова, старпома Шиллинга и ещё нескольких человек, лежавших на палубе мёртвыми. Трое убитых были и возле умолкнувшего орудия. Спустившись в спасательную шлюпку, Полев обнаружил в ней старшего матроса Петра Подомарева. Он был ранен в живот и непрерывно просил пить. Далее в шлюпку спустилась буфетчица Валентина Пооль и маячный мастер Петр Марчук, который в последствии об этих событиях вспоминал так:
«Как такового, боя не произошло. За 5-7 минут судно было в упор расстреляно немецкой подводной лодкой. Весь наш орудийный расчёт, капитан, рулевой, радист погибли в первые же минуты. Затем немцы из автоматов стали расстреливать оставшихся. Когда я выскочил из трюма на палубу, где готовил к выгрузке ацетиленовые баллоны, нас в живых оставалось шестеро...».
Последним в шлюпку спустился лейтенант Василий Скоморох. Он получил ранение в руку — пуля пробила её насквозь. После нескольких минут ожидания лейтенант дал команду всем лечь на дно и перерезал фалинь, удерживавший шлюпку. Её быстро понесло ветром и течением. Поначалу немцы её не видели, так как она находилась с правого борта горящего
[54]
«Норда» под прикрытием дыма. Но когда заметили, то сразу же пошли за ней и без особого усилия нагнали. Вскоре беглецы услышали слова, произнесенные на ломанном русском языке: «Русские, не стреляйте! Наш топор востёр!».
Подлодка обошла шлюпку и легла в дрейф, вследствие чего шлюпку просто прижало к её борту. В это время раздались подряд три взрыва. Вероятнее всего, это на «Норде» начали взрываться ацетиленовые баллоны, что и послужило главной причиной разрушения судна. Несколько немецких матросов с автоматами в руках вскочили в шлюпку и, быстро осмотрев её, забрали вёсла, парус и НЗ. Затем приказали Марчуку, Скомороху и Полеву перейти на подлодку и загнали их в один из её отсеков. Полев спускался последним и был свидетелем следующей картины, которую позднее сам описал:
«У немцев был унтер, который говорил по-русски без акцента. Этот унтер сказал, что нашу шлюпку они отбуксируют к берегу, и дал буфетчице Валентине Пооль вместо отобранного НЗ несколько банок. Эту сцену они снимали кинокамерой. Буфетчица обрадовалась и даже что-то запела. Что было дальше со шлюпкой, не знаю».
Судьба оставленного в шлюпке раненого матроса П. Подомарева и буфетчицы В. Пооль неизвестна. В некоторых публикациях о гибели «Норда» говорится, что при погружении подлодка утопила шлюпку, однако Евгений Полев утверждал, что после того, как их взяли на борт подлодки, она некоторое время шла на дизелях (в надводном положении) к горевшему
[55]
«Норду» и сняла с него боцмана Ивана Рогачева. Сам боцман впоследствии рассказывал, что бушевавший на палубе огонь загнал его на мачту, а когда та обгорела и рухнула в воду, он едва не утонул. Когда к тонущему «Норду» подошла подлодка, он держался за какой-то конец, свисавший с носовой части судна. Руки его совершенно обгорели и превратились в кровавое месиво. Позднее чуть ли не все 6 месяцев плена он ходил в повязках.
Первые допросы пленных начались ещё на лодке. Кстати, здесь лейтенант Василий Скоморох скрыл свою настоящую фамилию, назвавшись Василием Пелых, о чём заранее предупредил своих товарищей. В ходе допросов выяснилось, что до нападения подлодка какое-то время следила за «Нордом», так как немцы знали, что он подходил к полуострову Михайлова и к мысу Стерлегова. Вероятно, немцы намеревались заполучить данные о ледовой обстановке в Карском море, поэтому и предприняли попытку захватить гидрографическое судно. По этой же причине они и в плен взяли только четверых здоровых мужчин, бросив в шлюпке тяжело раненого матроса и женщину.
Получив с «Норда» сигнал бедствия, штаб морских операций в тот же день (26 августа 1944 года) направил из Диксона на поиски судна военный тральщик «АМ-116». На четвёртый день тот вернулся в порт, не выяснив ничего нового. Не дали результатов и поиски с помощью самолётов. Летчики И. И. Черевичный, М. И. Козлов и С. М. Сокол, обследовав большие морские пространства и побережье, никаких следов гибели судна не нашли. И только 6 и 7 сентября на мысе Стерлегова зимовщики обнаружили выброшенный на берег мешок муки и кусок судовой переборки. В ней признали часть обшивки кают-компании «Норда», что и дало основание считать судно погибшим.
Воспоминая те события, Е. М. Полев высказал мнение (другие спасшиеся их не подтвердили), что во время боя «Норд» не имел хода, так как сел на какую-то банку. Поверить в это трудно, ибо внимательное изучение карты показывает, что на пути от мыса Стерлегова до острова Белуха никаких банок или рифов с глубиной менее 4 метров нет. Район предполагаемой гибели с 27 августа обследовал сначала тральщик, а потом самолёты, и если бы «Норд» или его остатки находились на отмели, то их бы обязательно обнаружили.
Четверых пленных нордовцев подлодка доставила на свою базу в норвежский порт Хаммерфест, там некоторое время они содержались в тюрьме гестапо. Не добившись от русских нужной информации, немцы отправили пленников через Осло в Польшу, где заключили в концлагерь под Гданьском. По дороге в Осло к ним добавили группу зимовщиков с полярной станции мыса Стерлегова. В ней находились старшина В. Уткин и краснофлотец Кондрашов, которых «Норд» с острова Диксон доставил на пост СНИС 25 августа.
[56]
26 сентября эти люди были взяты в плен экипажами немецких подводных лодок «U-711» и «U-957», одна из которых потопила «Норд». Станцию немцы подожгли и разрушили артиллерийским огнём. Из всего персонала станции и поста СНИС спаслись только 2 человека.
В. Скоморох, Е. Полев и В. Уткин освободились из плена 5 марта 1945 года, можно сказать, самовольно. Они сбежали из лагеря и, повстречав разведчиков наступавших частей Советской армии, перешли вместе с ними линию фронта. Вскоре были освобождены из плена и остальные нордовцы. День Победы Петр Марчук, Иван Рогачев и Евгений Полев встретили уже в рядах нашей пехоты вблизи Берлина. Где-то на фронте погиб Василий Скоморох.
Позднее, выжившие вернулись в Архангельск. Иван Александрович Рогачев снова подался в Полярную гидрографию, и многие годы плавал боцманом на судах Архангельской и Тиксинской гидробаз (на одном из этих судов вместе с И. А. Рогачевым довелось поработать и автору этих строк). Будучи увлекающимся рассказчиком, Иван Александрович охотно вступал в беседу, но стоило обмолвиться о «Норде», он каждый раз как-то «зажимался» и, нервно потирая руки (на них так и остались шрамы от ожогов), старался поскорее перейти на другую тему или отделывался несколькими скупыми фразами.
В 1950 году вернулись в Архангельск после демобилизации П. Г. Марчук и Е. М. Полев. Петр Григорьевич Марчук после окончания техникума и учёбы в институте работал в Архангельске на Соломбальском ЦБК, прошёл путь от электромонтёра до главного энергетика комбината. Евгений Михайлович Полев окончил Архангельский лесотехнический институт, работал на разных должностях в Архангельской области, а с 1963 года жил и работал в Северодвинске.
К большому сожалению, к моменту выхода этой книги в живых не осталось ни одного нордовца. *
В послевоенные годы в память о гидрографическом судне «Норд» были названы: банка, бухта и остров в архипелаге Норденшельда в Карском море, озеро и бухта на востоке Таймырского полуострова, мыс на острове Преображения в море Лаптевых.
Остается добавить, что в составе флота Полярной гидрографии с 1951 по 1987 годы работало гидрографическое судно «Норд», названное так в память о погибшем собрате.

*Приложение 3 (см.стр.281).
[57]


Погибшие с гидрографического судна «Норд»:
Экипаж:

Владимир Васильевич Павлов (капитан),
Михаил Михайлович Шиллинг (старший помощник капитана),
Николай Кузьмич Скорняков (2-й помощник капитана),
Иван Васильевич Фокин (3-й помощник капитана),
Иван Михайлович Галашев (старший механик),
Иван Иванович Хромцов (2-й механик),
Александр Николаевич Колтовой (3-й механик),
Леонид Александрович Попов (старший радист),
Геннадий Иванович Макаровский (старший моторист),
Петр Васильевич Подомарев (старший матрос),
Яков Алексеевич Наумов (матрос),
Иван Алексеевич Вдовин (матрос),
Александр Васильевич Кузнецов (матрос),
Игорь Петрович Баженов (матрос),
Дмитрий Никифорович Шпанов (повар),
Валентина Борисовна Пооль (буфетчица),
Борис Александрович Таротин (палубный ученик),
Георгий Николаевич Литвинчук (машинный ученик),
Иван Тихонов (краснофлотец-комендор),

Пассажиры, принятые на мысе Стерлегова:
Корельский (старший краснофлотец),
Коптев (краснофлотец),
Ершов (краснофлотец).
[281]
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Норд", гидрографическое судно

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Март 2010 21:56

Где-то на фронте погиб Василий Скоморох.

Все что удалось найти.
Судя по записи в карточке учета В.Скоморох не погиб: "Находится в частях КА. Приказ УКОС 0345 от 21.12.45 г."

 9073145.jpg
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=9073145
Номер записи 509073148
Фамилия Скоморох
Имя Василий
Отчество Саввич
Дата рождения __.__.1918
Место рождения Украинская ССР, Винницкая обл., Дашевский р-н, м. Дашево
Дата и место призыва __.__.1939
Последнее место службы СФ, Карская ВМБ ОВР
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия жив
Источники информации ЦВМА


 76221179.jpg
 76221180.jpg
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=76221179
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=76221180
Номер записи 576221181
Фамилия Скоморох
Имя Василий
Отчество Саввич
Дата рождения __.__.1918
Место рождения Украинская ССР, Винницкая обл., Дашевский р-н, Старый Дашев
Последнее место службы БФ, сторож. корабль 29
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия жив
Источники информации ЦВМА


 77723496.jpg
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77723496
Номер записи 577723498
Фамилия Скоморох
Имя Василий
Отчество Саввич
Дата рождения 22.08.1918
Место рождения Украинская ССР, Винницкая обл., Дашевский р-н, ст. Дашев
Дата и место призыва __.__.1939
Последнее место службы СФ, Беломорская военная флотилия КВМБ СКС
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия погиб
Дата выбытия __.09.1944
Источники информации ЦВМА


 77723794.jpg
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77723794
Номер записи 77723799
Фамилия Скоморох
Имя Василий
Отчество Саввич
Дата рождения __.__.1918
Место рождения Украинская ССР, Винницкая обл., Дашевский р-н, м. Дашево
Дата и место призыва __.__.1939
Последнее место службы СФ, Беломорская военная флотилия Кирская ВМБ упр. ОВР
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия погиб
Дата выбытия Между 01.09.1944 и 10.09.1944
Название источника информации ЦВМА
Номер фонда источника информации 691
Номер описи источника информации 1
Номер дела источника информации 14


 77727849.jpg
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77727849
Номер записи 577727850
Фамилия Скоморох
Имя Василий
Отчество Саввич
Дата рождения __.__.1918
Место рождения Украинская ССР, Винницкая обл., Дашевский р-н, Стар. Дашевка
Дата и место призыва __.__.1939
Последнее место службы СФ, Беломорская военная флотилия Карская ВМБ ОВР СКС
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия погиб
Дата выбытия Между 01.09.1944 и 25.09.1944
Источники информации ЦВМА


 77744429.jpg
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77744429
Номер записи 77744433
Фамилия Скоморох
Имя Василий
Отчество Саввич
Дата рождения __.08.1918
Место рождения Украинская ССР, Винницкая обл., Дашевский р-н, ст. Дашево
Последнее место службы СФ, Беломорская военная флотилия КВМБ упр. ОВР Диксон
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия погиб
Дата выбытия __.09.1944
Название источника информации ЦВМА
Номер фонда источника информации 1650
Номер описи источника информации 1
Номер дела источника информации 11

Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Норд", гидрографическое судно

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Март 2010 23:50

Копия из "Обсуждение: действия U-boat в Советский Арктике"

 nord_u957.jpg

Nord is set on fire by 37mm gunfire from U-957
U-boat patrols: Patrol info for U-957 http://www.uboat.net/boats/patrols/patrol_2714.html
23 Jul 1944 Hammerfest 3 Sep 1944 Hammerfest 43 days
Commander: Oblt. Gerd Schaar
Ships hit by U-957 during this patrol:
26 Aug 1944 U-957 Gerd Schaar Nord 411
Position 75.35N, 89.50E - Grid XA 7553
Complement 22 (18 dead and 4 survivors).
Route Dikson (23 Aug) - Shkhery Minina - Nordensheld archipelago

At 01.04 hours on 26 Aug, 1944, the Nord (Captain V.V. Pavlov) was shelled and sunk by U-957. The vessel was able to send a distress message and fired one shot from the 45mm gun aboard, but missed. The U-boat took the four survivors (Lieutenant Skomorokh, a boatsman, a boy and a master of a lighthouse) as prisoners on board. They were landed on 3 September in Hammerfest, transferred to Narvik by train and later by ship to Danzig in a POW camp.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11084
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Тихонов Иван Дмитриевич. "Норд", гидрографическое судно

Сообщение [ Леспромхоз ] » 30 Март 2010 20:22

Позднее, оправдывая свои действия, немцы признались, что первый снаряд «Норда» едва не попал в рубку их подлодки — тут следует отдать должное меткости и мастерству судового артиллериста-краснофлотца Ивана Тихонова (он вскоре погиб у своего орудия).

 75726751.jpg
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=75726751
Карточка Тихонов И.Д.
Номер записи 75726753
Фамилия Тихонов
Имя Иван
Отчество Дмитриевич
Дата рождения __.__.1917
Место рождения Орловская обл., Хвастовичский р-н, Клетневский с/с
Место призыва Кунцевский РВК, Московская обл., Кунцевский р-н
Последнее место службы БФ, б/п "Норд"
Воинское звание ст. краснофлотец
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 17.09.1944
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА

 76578315.jpg

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=76578315
Сисок БП Тихонов И.Д.
Номер записи 576578317
Фамилия Тихонов
Имя Иван
Отчество Дмитриевич
Дата рождения __.__.1917
Место рождения Орловская обл., Хвастовичский р-н, Клетневский с/с
Дата и место призыва __.__.1938 Кунцевский РВК, Московская обл., Кунцевский р-н
Последнее место службы БФ, б/п "Норд"
Воинское звание ст. краснофлотец
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 17.09.1944
Источники информации ЦВМА

 77600332.jpg
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77600332
Сисок БП Тихонов И.Д.
Номер записи 577600333
Фамилия Тихонов
Имя Иван
Отчество Дмитриевич
Дата рождения __.__.1917
Место рождения Орловская обл., Хвастовичский р-н, Клетневский с/с, д. Клеткинино
Дата и место призыва __.__.1938 Кузнецовский РВК, Московская обл., Красногорский р-н
Последнее место службы СФ, Арх. мор. Аркт ГО б/п Норд
Воинское звание ст. краснофлотец
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 17.09.1944
Источники информации ЦВМА

 77600336.jpg
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77600336
Сисок БП Тихонов И.Д.
Номер записи 577600338
Фамилия Тихонов
Имя Иван
Отчество Дмитриевич
Дата рождения __.__.1917
Место рождения Орловская обл., Хвастовичский р-н, Клетнянский с/с
Дата и место призыва __.__.1938 Кузнецовский РВК, Московская обл.
Последнее место службы СФ, Беломорская военная флотилия б/п "Норд"
Воинское звание ст. краснофлотец
Причина выбытия убит
Дата выбытия 17.09.1944
Источники информации ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Корельский Дмитрий Федорович. "Норд"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Октябрь 2010 19:07

Обстрел судна продолжался, и тут сразу после команды «оставить судно!», раздалось: «Раскинулось море широко...». Это во весь голос пел ст. краснофлотец Корельский (его приняли на борт с мыса Стерлегова в качестве пассажира). Так, с песней на устах, он прыгнул за борт...

 75821620 Корельский ДФ.jpg

(padsee-с датой гибели 18.08.44 не очень ясно, но и документ 1948 года)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Норд", гидрографическое судно

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Октябрь 2010 20:34

Михаил Михайлович Шиллинг (старший помощник капитана)
 409088673 Шиллинг Михаил-фр.jpg

Николай Кузьмич Скорняков (2-й помощник капитана)
 409086601 Скорняков Николай-фр.jpg

Иван Васильевич Фокин (3-й помощник капитана)
 409087021 Фокин Иван Васильевич-фр.jpg

Иван Иванович Хромцов (2-й механик)
 409088119 Храмцов Иван-фр.jpg

Валентина Борисовна Пооль (буфетчица)
 409085347 Пооль Валентина-фр.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Норд", гидрографическое судно

Сообщение Marchuk » 17 Июнь 2011 14:04

спасибо! Хотел задать вопрос. дело в том, что один из выживших с судна "Норд", мой дед -- Петр Марчук. Хотелось бы узнать: как вы думаете, есть ли возможность в Архангельске найти какие-то дополнительные документы о его судьбе после пленения? Дед умер, когда я был маленьким, сейчас я заинтересовался его историей. О "Норде" информацию нашел, но хотелось бы больше. Заранее спасибо!
Marchuk
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 17 Июнь 2011 13:57

"Норд", гидрографическое судно

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Август 2011 14:20

Корабельная сторона
Номер от 30 июня 2003 г.


© Олег ХИМАНЫЧ
Взрослая планида Коли Лупачева

Немногим архангельским мальчишкам военной поры довелось стать полярниками, но для каждого из них эти годы стали временем возмужания.
По моему убеждению, тема военного Архангельска полно и по-настоящему еще нигде не звучала. Именно потому она интересна не только профессиональным историкам и краеведам, но и не может оставить равнодушными тех нынешних современников, кому дорого прошлое Отечества. Даже самые полные архивы не могут сохранить нам многих человеческих и бытовых деталей времени.

ПОТОМУ сегодня нам дорого каждое свидетельство, каждое слово живых участников. Вот отчего среди многих событий в жизни Николая Ивановича Лупачева мне показались любопытными его воспоминания о войне, точнее, рассказ о том, как отразилась она в судьбе архангельского мальчишки.

Как кончилось детство

Войны мальчишки не боялись, по крайней мере, в самые первые ее дни. Николай Иванович так и сказал: «Началась война, я чуть «ура» не кричал. Как же, ждали, что будет как в песне: «Полетит самолет, застрочит пулемет...» Самолеты действительно вскоре прилетели. Правда, первые бомбежки немцами Архангельска не были массированными и вызывали скорее любопытство, нежели чувство страха. Если вспомнить, что и взрослые были убеждены в скором и победоносном завершении войны, то представления и восприятие подростка не покажутся такими уж бездумными.

Жестокие черты времени стали проступать позже, когда начались перебои с хлебом, на улицах становилось все больше людей в военной форме и, наконец, слово «мобилизация» вдруг приобрело конкретный смысл.

Отец Коли Лупачева работал завхозом в лесном техникуме. Его мобилизовывали дважды. Первый раз - на оборонные работы, которые велись в тыловой полосе Карельского фронта.

В тот день пароход «Вытегра» принял на борт с полтысячи архангельских мужчин, в одночасье вызванных повесткой. Особых сборов не устраивали, их даже не предупредили, куда и на какой срок отправляют. На морском вокзале шла посадка на судно. Провожающие толпились на площади - женщины, дети, старухи, - рев стоял такой, что его слышали с речной переправы на Кегостров...

Отец вернулся только в декабре. Их пароход, шедший из Кандалакши, застрял на Березовом баре. Ледоколов не хватало, и судно простояло во льдах несколько дней. Съестные припасы быстро кончились, ведь все рассчитывали, что рейс продлится суток двое. Среди пассажиров начался голод, болезни. Тогда те, кто был здоровьем покрепче, решились сойти на лед и двинулись к берегу. Ближайшее жилье располагалось в деревнях Лапоминке и Чижовке. Оттуда самые отчаянные побрели на Экономию.

Дома отец появился изможденный, продрогший. Встреча вышла без радостных объятий на пороге: «Ко мне не подходите - на мне вши». Вся поношенная одежонка «бойца трудовой армии», как и суконная кепка с наспех пришитыми «ушами», тут же полетела в печку.

Несколько месяцев затем отец проработал плотником в Архангельской гидробазе, пока не пришла новая повестка, призывали уже на фронт. Полк формировали на лесозаводе имени Молотова. Отца определили в минометную роту.

Воевать ему довелось под Ленинградом. Письма в семье Лупачевых получали регулярно. Если не считать строк, вымаранных цензором, обычные письма, хотя положение на фронте становилось все хуже и хуже. Видимо, отец не хотел ничем тревожить своих домочадцев. Однажды сообщил, что ему присвоено очередное звание.

Он погиб в марте сорок второго. Похоронка пришла на майские. Тот день врезался в память Николая Ивановича на всю жизнь: он пришел из школы, обессиленные горем мать и младшие рыдали в один голос: «Коленька, не бросай нас!» Вот так детство и кончилось, теперь он оставался за старшего.

Маленький остров Жижгин

Летом сорок второго по Архангельску пронесся слух, мол, набирают пацанов в экспедицию на заполярные острова, собирать птичьи яйца - продуктовый довесок к скудному рациону питания тыловых госпиталей. Во второе военное лето город и в самом деле уже голодал. Для многих мальчишек это была возможность хоть как-то пропитаться, к тому же немного подзаработать. Коля Лупачев, как и многие его сверстники, решил «завербоваться». Документы на них оформили быстро, без задержки посадили на пароход. Но заполярных скал ребята так и не увидели. Можно сказать, их обманули, когда высадили на небольшой, продуваемый всеми ветрами беломорский остров Жижгин. Здесь не было птичьих колоний, но зато имелся водорослевый заводик. Вот на нем и пришлось работать. За взрослую порцию похлебки, которой кормили два раза в сутки.

На полосе прибоя подростки собирали выброшенные штормом водоросли, сортировали, затем пережигали их. Ребятам постарше даже доверяли лодки, на которых они выходили с драгами в море. Работа для взрослых мужиков, очень тяжелая. На жестких прибрежных камнях хлипкие «скороходовские» ботиночки Коли быстро развалились, взамен выдали ему «бэушную» обувку, но и ее тоже хватило ненадолго. Чуть больше месяца прошло, а ноги оказались разбитыми в кровь. Его пожалела местная фельдшерица и подписала справку «на освобождение». Ближайшим рейсом каботажного пароходика «Карелия» Коля Лупачев вернулся в Архангельск.

Он устроился на 22-й лесозавод, где на сортировочном участке работала его мать. Здесь подросткам поручали собирать для погрузки на лесовозы так называемый мелкотоварник - все пригодное, что остается после обработки леса на брус и доски. Зарплаты в 115 рублей хватало, чтобы выкупить пайку хлеба сверх карточки.

В Архангельске уже лютовал голод. Жить становилось все трудней. У гидробазы, где до призыва на фронт работал отец, имелся собственный флот - небольшие парусно-моторные суденышки. Вот на них и попросился Коля Лупачев. Но ему отказали - он не подходил по возрасту, а когда наконец исполнилось шестнадцать, на базе не оказалось судов - все они уже отправились работать в море. Однако не помочь сыну погибшего фронтовика тоже не могли и Колю приняли разнорабочим в маячную мастерскую.

Только после зимовки, по весне сорок четвертого года, когда в гидробазе начали набирать команды, его определили учеником моториста на «Норд». Летом Архангельск снарядил и отправил на далекий Диксон сразу несколько своих судов - «Норд», «Полярник» и небольшой лоцмейстерский катер. В Двинской губе их взяли под охрану «эскаэрчики», и они пошли.

За час до рокового рейса

Диксон военной поры. Край земли и крайняя стужа. Несколько кораблей Карской ВМБ, полярная станция и аэродром Главсевморпути, порт, угольный бункер на острове Конус, промысловая фактория. И одна на всех гауптвахта. Как для служивых, так и гражданских. В Дальней Арктике климат жестокий и порядок строгий. А тут еще и война.

Заканчивался август. Парусно-моторный «Норд» уходил на лоцмейстерские работы в шхеры Минина и архипелаг Норденшельда. Коля Лупачев был зачислен в его экипаж. За час до выхода старпом «Норда» М.М. Шиллинг решил взять в рейс своего пасынка Георгия Литвиненко. Он был сверстником Николая, и специальность у него значилась та же. Тогда и сделали рокировку: Литвиненко - на «Норд», Лупачева - на «Полярник». Боцман Рогачев сам перевез Николая на новое судно. Потом «Норд» ушел, позднее снялся с якоря и «Полярник».

Сначала они пошли в пролив Вилькицкого, но там, оказалось, крепкий лед. Попихались было в нем да и повернули в шхеры Минина, где стали делать промеры. Неожиданно прилетел наш гидросамолет и сбросил парашютик с красным флажком, а это знак - немедленно сниматься с точки. Тогда снялись и побежали на Диксон, а самолет так и кружил над ними весь переход. Пока шли, все гадали, где и с кем беда стряслась? Когда пришли, узнали - погиб «Норд».

Послевоенные архивы сохранили подробности его последних часов. В районе полуострова Заря «Норд» подстерегла немецкая лодка U-957. Торпед фашисты не тратили, всплыли и расстреляли из орудия деревянное суденышко. Первым же снарядом «Норду» снесло рубку, после второго попадания бот загорелся и вскоре затонул. Из воды немцы подобрали только четверых: лейтенанта по фамилии Скоморох, обожженного боцмана Рогачева, маячного мастера и юнгу. Фашисты доставили их в Норвегию. Там моряков отправили в концлагерь, а дальше их следы затерялись. В архивных документах значилось - юнга. Быть может, это был Литвиненко?

И конечно, ничего не мог знать о грядущей трагедии старпом Шиллинг, когда брал на борт «Норда» пасынка Жорку. И Коля Лупачев не знал, и вообще никто на Диксоне не ведал. Кому и как судьбу искалечить война решала. Такая планида.

Ледокол «Северный ветер»

Он пришел на Диксон в сорок пятом, завернул, двигаясь с востока. Новейший американский дизель-электрический корабль, совсем непохожий на наши броненосного вида ледоколы с парой высоких труб. Утром Николай глянул в иллюминатор, удивился - уж не крейсер ли какой на подходе? Когда корабль пришвартовался, разглядел его наименование на русском и английском - «Nordwind», «Северный ветер». Диксонские моряки побежали рассмотреть корабль поближе. В экипаже его нашлись общие знакомые, они и провели на борт ледокола, чтоб его показать.

Много удивительного для себя открыл в тот день моторист Николай Лупачев. Корабль, как говорится, весь на электричестве. Даже зажигалка, вмонтированная в стол в каюте механика, и та электрическая! Под ходовым мостиком ледокола - «инженерная комната», откуда дизеля и электромоторы запускались, приборов - не счесть! Четыре машинных отделения. Дизеля у ледокола оборотистые, это не паровая машина, и на корабле непривычный гул стоял. И вот что еще поразило: из дерева только палубный настил да рамки портретов партийных вождей в столовой команды (это уже наши сами повесили), а так - кругом металл! Иными словами, мощный рациональный корабль американцы построили, но как бы жесткий, без души, - машина, которая домом моряку быть не может.

Некоторые порядки тоже удивили. Скажем, ледокольный буфет, где после вахты американцам можно было пропустить рюмочку. И продавался там настоящий коньяк, армянский, 200 рублей. Цена несусветная, конечно, но было во всем этом нечто от роскоши уже забытой мирной жизни. Мужики подумали-посоображали, скинулись да и купили бутылку, одну на нескольких.

Прощайте, суровые дни

На Диксоне Николай Лупачев провел несколько зимовок. Сначала с экипажем «Полярника», потом на лоцмейстерском катере. На зимней стоянке сорок пятого года его опредилили в камбузную команду.

Радиостанции на Диксоне стояли мощные, и полярников новостями с Большой земли снабжали исправно. Никто уже не сомневался, что будет Победа. Но известие об окончании войны он проспал: допоздна читал книжку. Его растолкали уже в девятом часу - готовь праздничный обед, это значит, чтобы обязательно было какао. Спросонья он не понял почему. Ему сказали: послушай радио.

Вскоре по местной трансляции объявили: на территории порта состоится торжественный митинг, и всех будут снимать на кинопленку. Ребята надели все чистое и побежали в порт. Действительно, там состоялся митинг, и на самом деле снимали кино: по поселку ходил дядька с аппаратом. Они даже несколько раз забежали вперед него, чтобы попасть в видоискатель кинокамеры. Уж очень хотелось «запечатлеться для истории» в ее самый счастливый день.

Но с Диксоном Николай Лупачев расстался только через два года. Глубокой осенью сорок седьмого года в заполярный порт пришел пароход «Ржев». На нем плавал двоюродный брат отца, который и забрал Николая с собой.

Потом сложилось так, что плавал он в Мурманске на рыбном тральщике и на буксире, строил в Сибири железную дорогу, семнадцать лет отработал на поселковом рыбозаводе на берегу Чешской губы, оставшийся до пенсии срок - на Севмаше, но в Дальнюю Арктику уже не возвращался.

За кормой «Ржева» исчезали, таяли неприветливые таймырские берега. С ними навсегда уходило суровое отрочество одного из многих маймаксанских парнишек военной поры.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Норд", гидрографическое судно

Сообщение fisch1 » 16 Апрель 2015 14:14

 Техника - молодёжи 1987-06.jpg


ТОЧКИ НА КАРТЕ

«Если бы Ледовитый океан был бы открыт для плавания, то это дало бы весьма важные выгоды»,— утверждал адмирал С. О. Макаров, создатель первого в мире арктического линейного ледокола «Ермак».
За решение этой крупной народнохозяйственной проблемы взялись по-настоящему только в советское время. Уже 2 июля 1918 года В. И. Ленин подписал декрет Совнаркома об организации гидрологической экспедиции для изучения Северного Ледовитого океана. В ее распоряжение выделили мощные силы: три ледокольных парохода, 8 транспортов, 4 парусно-моторых бота, тракторы, аэросани с прицепами, самолеты. К сожалению, гражданская война и иностранная интервенция помешали осуществлению этого предприятия.
Возобновили исследования Арктики в середине 20-х годов. В 1932 году было создано Главное управление Северного морского пути — централизованная организация, ведавшая всеми проблемами, так или иначе связанными с Севером. По заказу Главного управления Северного морского пути (ГУСМП) создавались самолеты, корабли, образцы наземного транспорта, научные приборы.
...Ежегодно в полярные моря отправлялись экспедиции гидрографов, геологов, гидрологов, физиков, представителей других отраслей науки. ГУСМП обеспечивало их судами. Первое время исследователи базировались на немногочисленных тогда специализированных судах, обычных транспортах ледового класса, зверобойных шхунах, иной раз — на ледоколах. Вскоре промышленность приступила к выпуску научно-исследовательских судов,спроектированных по заказу ГУСМПа.

Это были парусно-моторные боты. Небольшие, относительно короткие — таким легче маневрировать в разводьях, с незначительной осадкой (что немаловажно при плавании в незнакомых водах). Деревянные корпуса, образцом для которых послужили корпуса зверобойных судов, постоянно ходивших во льдах, выдерживали сжатия льдов и, кроме того, обеспечивали дополнительную теплоизоляцию жилых и служебных помещений.

В качестве основной силовой установки применялся дизель, но все боты несли и парусное вооружение: кливера и косые паруса на фок- и грот-мач

тах: проектировщики учли опыт сибиряковцев. Когда ледокольный пароход «Сибиряков», совершавший в 1932 году первое сквозное плавание по Северному морскому пути в одну навигацию, потерял во льдах гребной винт, моряки и ученые сшили из брезента паруса, и судно вышло на чистую воду.

И вот история повторилась. В июне 1939 года парусно-моторный бот «Ост» после вынужденной зимовки выбирался из ледового плена. Ударами льдин у него снесло две лопасти гребного винта. Однако судно не осталось без хода — моряки подняли паруса и пришли в порт назначения.
Таким же парусно-моторным был и бот «Норд», построенный в 1938 году. Именно на суда этого типа и легла основная тяжесть работ по исследованию трассы Северного морского пути.

Еще в 1936 году гидрологи и гидрографы, работавшие в юго-западной части Карского моря на парусно-моторных ботах ГУСМПа «Профессор Визе» и «Папанин», сделали открытие, выявили между Вайгачем и Ямалом необычайно высокую для Арктики температуру воды. Бот «Вест» обследовал акваторию моря Лаптевых...

В 1938 году «Норд» и «Торос» намеренно остались зимовать — первый у острова летчика Алексеева, а другой — в 50 милях от него. Превратив суда в своеобразные базы, гидрографы тщательно обследовали юго-восточную часть Карского моря, нанесли на карты неизвестные доселе острова и убрали очертания гипотетических, выявили судоходные фарватеры.

Опыт преднамеренных зимовок пригодился специалистам ГУСМПа при подготовке Восточно-Таймырской экспедиции: один отряд гидрографов обосновался на полуострове Таймыр, второй поднялся на борт «Норда». В сентябре 1940 года бот отдал якорь у острова Фаддея, что в 130 км северо-восточнее мыса Челюскин, чтобы во время зимовки провести комплекс исследований (заметим, что зимовка в Арктике на затертых льдом судах исстари считалась бедствием...).

Приступив к осмотру острова, гидрографы сделали неожиданное открытие: на берегу, среди камней, лежали позеленевшие медные котлы, оловянная посуда, обломки старинного оружия, топоры, бусы и другие украшения, остатки одежды и мехов. Через восемь месяцев на побережье залива Симса они нашли остатки древней избы, компас, солнечные часы, снова остатки одежды, более 3 тысяч монет. По ним историки установили время последнего плавания русских мореходов: 1618— 1620 годы. Это стало настоящей сенсацией—до 1941 года специалисты не располагали столь убедительными доказательствами того, что мореходы государства Московского в начале XVII века достигали мест гораздо восточнее Мангазеи!

Это открытие участники экспедиции сделали в апреле 1941 года, а через два
месяца началась война. Некоторые гидрографические суда вооружили и зачислили в состав Северного флота, но большая их часть продолжала заниматься привычным делом — обеспечением судоходства в Арктике. Естественно, в боевых условиях: в Баренцевом, а потом и Карском море стали появляться нацистские подводные и надводные рейдеры, пытавшиеся прервать наши коммуникации. Нередко они нападали на метеостанции, на гидрографические суда, как правило, тихоходные и слабо вооруженные. Так, в июле 1941 года вражеские эсминцы расстреляли гидрографическое судно «Меридиан», через 2 года нацистская субмарина потопила парусно-моторный бот «Академик Шокальский»...

...В 1942 году другая субмарина попыталась перехватить бот «Ост», но гидрографы, открыв точный огонь из единственного 45-мм орудия, заставили ее ретироваться под воду.

В начале войны «Норд» получил оборонительное вооружение. Командовал судном В. Павлов — опытный полярный капитан, участник нескольких гидрографических экспедиций, а в 1933 году — дублер старшего помощника капитана парохода «Челюскин».

Летом 1944 года Павлов повел «Норд» в очередной рейс. По условиям военного времени гидрографы соблюдали полное радиомолчание, но 26 августа станция на мысе Челюскин приняла сообщение открытым текстом: «Всем, всем, я — «Норд», обстрелян подводной лодкой противника...» На этом связь с судном прервалась.

На поиски «Норда» немедленно отправили тральщик Т-116. От сигнальщиков поста наблюдения и связи на мысе Стерлегова моряки узнали, что «бот «Норд» прошел курсом норд-ост для зажигания маяков на острове Крав-кова и должен следовать на острова Геркулес, Рингес, Белуха». На Белухе маяк не светил, но на соседнем, Крав-кова, работал исправно. Значит, трагедия произошла в этих водах. Через несколько дней Т-116 обнаружил там и потопил одну из гитлеровских субмарин — У-362.

О том, что случилось с «Нордом», стало известно только после войны, когда на родину из плена вернулись четверо гидрографов. Они рассказали, что их судно потопила подводная лодка У-957, причем нацисты безжалостно расстреливали плававших в воде людей.

...Давно в нашем научно-исследовательском флоте нет парусно-моторных гидрографических ботов, работавших по заданиям ГУСМПа. Они отслужили свое. Но на картах полярных морей отмечены бухта «Норд» в море Лаптевых, а в Карском море — остров, бухта и банка, названные в честь бота «Норд», и остров, носящий имя его капитана.

Игорь БОЕЧИН, историк
Техника - молодёжи 1987 №06
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

"Норд", гидрографическое судно

Сообщение ББК-10 » 30 Апрель 2020 19:51

Советская Сибирь, 1941, № 30, 6 февраля

 Советская Сибирь, 1941, № 030 (1941-02-06) ГС НОРД зимовка.jpg
НА БОРТУ ЗИМУЮЩЕГО КОРАБЛЯ

БОРТ ГИДРОГРАФИЧЕСКОГО СУДНА «НОРД». В проливе Вилькицкого, у самой северной оконечности материка, зимует гидрографическое судно «Норд». Корабль оставлен на зимовку с тем, чтобы его команда не прерывала круглогодичных научных наблюдений и измерений.
Среди мрака полярной ночи ярко светят электрические огни зимующею судна.
Команда «Норда» и члены гидрографический экспедиции позаботились о том, чтобы каюты корабля были теплы и уютны.
Выполняя предусмотренные программой работы, коллектив зимовщиков находит время для учебы.
Хватает времени и для охоты. 6 белых медведей — первые трофеи охотников «Норда».
Коллектив живет дружно и спаянно, готовясь образцово выполнить задания в навигацию 1941 года.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Норд", гидрографическое судно

Сообщение ББК-10 » 30 Апрель 2020 19:54

Советская Сибирь, 1941, № 47, 26 февраля

 Советская Сибирь, 1941, № 047 (1941-02-26) ГС НОРД.jpg
Конец полярной ночи

В Арктике кончается полярная ночь. На полярной станции Маточкин шар (Новая Земля) солнце показалось 13 февраля.
15 февраля лучи солнца заиграла на заснеженных мачтах гидрографического судна «Норд», зимующего в проливе Вилькицкого. Через сутки солнце показалось на острове Уединения, расположенном в Карском море у 78 параллели.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Норд", гидрографическое судно

Сообщение fisch1 » 17 Декабрь 2020 22:24

 Норд и Профессор Визе вышли в плавание Вечерняя Москва 1940, № 165 (4993), 19 июля.jpg
"Норд" и "Профессор Визе" вышли в плавание//Вечерняя Москва 1940, № 165 (4993), 19 июля
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения