Карская экспедиция 1928 г. может считаться последней для подготовивельного (опечатка – С.Ш.) периода опытных плаваний {2}. В ней приняло участие 8 морских судов {3}, не считая сопровождавшего их «Малыгина», на котором помещался штаб операции во главе с начальником экспедиции Н.И. Евгеновым. Самолеты не участвовали в ледовой разведке Карской экспедиции, так как они были заняты на розысках экипажа дирижабля «Италия», потерпевшего аварию.
«Малыгин» до подхода морских судов к Новой Земле произвел разведку в районе пролива Югорский Шар. 9 августа поступили сведения, что в проливе Маточкин Шар держится мелкий и крупнобитый лед, крупнобитый разреженный лед (2 балла). В Югорском Шаре льда не было.При вторичной разведке к Ямальскому полуострову первый лед встретился в 25 милях от Югорского Шара на широте 70° 15', откуда ледокольный
[207]
{2} О Карской экспедиции 1928 г. см. Коммерческие результаты Камской операции 1927–1928 гг. (ЦА ММФ, ф. а/о «Комсеверопуть», оп. 24, д. 10, лл. 201–207); Отчет экспедиции 1928 г. Краткое описание плавания л/п «Малыгин» (ЦА ММФ, ф. а/о «Комсеверопуть», оп. 1, д. 278, лл. 1–27); Некоторые замечания по Карской экспедиции 1928 г. (ЦА ММФ, ф. а/о «Комсеверопуть», оп. 1, д. 278, лл. 28–30); Отчет о работах метеорологической части Карской морской экспедиции 1928 г. (ЦА ММФ, ф. а/о «Комсеверопуть», оп. 1, д. 8, лл. 32–36).
{3} Это были следующие суда: «Нитс Абби», «Хиллкрофт», «Гунгер», «Грантхейн», «Сан-Жозеф» (направлялись на Енисей), «Андре Марти», «Синглетон Абби» и «Лейф» (отправлялись на Обь).
пароход прошел на север, имея с западной стороны кромку льда, сплоченного до 7–8 баллов. Но этот лед не был страшен. Стояла хорошая ясная погода, лед интенсивно таял. Достигнув широты 73°45' на долготе 67°05' и не считая нужным продвигаться дальше на север, «Малыгин» повернул на восток. По донесению гидрографического судна «Прибой» в Обской губе, проливе Малыгина и у о. Белого лед не был замечен. Радиостанция о. Диксон сообщила об отсутствии льдов в Енисейском заливе и вблизи него. Таким образом ледовая обстановка складывалась благоприятно.
13 августа «Малыгин» вернулся в Югорский Шар. Ожидавшие его морские суда сразу же снялись с якоря и взяли курс на о. Белый, к которому подошли 15 августа. Отсюда три судна под командованием капитана М. Я. Сорокина направились в Новый Порт, куда прибыли 18 августа. Спустя два дня, сюда пришел Обь-Иртышский речной караван, задержавшийся в низовьях Оби из-за свежей погоды. Пять кораблей проследовали в Усть-Енисейский Порт, где 19 августа встали на якорь.
На Оби и Енисее закипела дружная работа. С морских судов было выгружено: на Оби 7706 тонн различных промышленных товаров, в том числе сельскохозяйственные машины, оборудование для строившихся заводов, красители, на Енисее – 4565 тонн. Пароходы приняли в трюмы 17 107 тонн сибирской продукции и 2842 стандарта пиломатериала {1}.
В дни погрузо-разгрузочных работ «Малыгин» продолжал разведку льдов в Карском море, проводя попутно гидрологические наблюдения. От о. Белого он прошел до о. Диксон, поднялся по его меридиану до 74 параллели и затем пошел на юго-запад к о. Белому. 5 сентября во втором разведочном походе в направлении к Маточкину Шару, не доходя 35 миль до пролива, «Малыгин» встретился с кромкой густого льда. Оттуда он повернул навстречу Енисейскому каравану морских судов, который, окончив перегрузку, вышел в обратный путь. Во время плавания от Маточкина Шара к мысу Харасовой производился гидрологический разрез. Переход судов проходил благополучно, и «Малыгин» повернул к Югорскому Шару, куда прибыл 9 сентября. Все время штаб экспедиции поддерживал связь с судами, шедшими из Оби и Енисея. Не оставив надежды пройти к Маточкину Шару, 12 сентября «Малыгин» снова совершил ледовый поход. На этот раз ему удалось найти проход в пролив. Однако из-за похолодания и начавшегося образования молодого
{1} Н. Сибирцев и В. Итин. Указ. соч., стр. 110, 116.
[208]
льда проводка морских судов через Маточкин Шар становилась рискованной. Более безопасно было идти Югорским Шаром.
От Маточкина Шара «Малыгин» снова совершил поход к Ямалу, во время которого выполнил гидрологический разрез в юго-западной части Карского моря. Это был второй разрез за одну навигацию по одному маршруту. От о. Белого «Малыгин» прокладывал путь обским судам. В пролив Югорский Шар караван пришел 16 сентября. Дальнейший путь к портам Западной Европы транспортные суда совершили самостоятельно.
Освободившись от обязанностей ведущего судна Карской экспедиции, «Малыгин» в оставшееся до ледостава время совершил еще один поход по Карскому морю. Помимо попутных гидрологических работ, на Диксоне предстояло взять двух сотрудников научно-промысловой экспедиции на шхуне «Б. Житков» (шхуна прибыла на о. Диксон 16 сентября) и доставить туда продовольствие. Намечалось также совершить плавание к м. Желания. Однако на пути движения корабля вдоль восточного берега Новой Земли ветер развил такую крупную волну, что «Малыгин» вынужден был отложить поход на север. 20 сентября «Малыгин» прибыл на о. Диксон и, выполнив возложенное на него задание, в четвертый раз направился с гидрологическим разрезом через Карское море к Маточкину Шару. 27 сентября на рассвете перед моряками открылась панорама арктической обсерватории. Шел снег, интенсивно нарастал молодой лед. Приняв на борт несколько пассажиров, «Малыгин» через Маточкин Шар вышел в Баренцево море и 30 сентября закончил свое выдающееся плавание у городской пристани Архангельска.
Поход «Малыгина» в навигацию 1928 г. принес науке о льдах Арктики много новых и ценных сведений. Это плавание по сути дела являлось для своего времени выдающейся научно-исследовательской экспедицией.
Навигация 1928 г. еще раз продемонстрировала готовность Карского морского пути к более широкой эксплуатации.
«Малыгин» до подхода морских судов к Новой Земле произвел разведку в районе пролива Югорский Шар. 9 августа поступили сведения, что в проливе Маточкин Шар держится мелкий и крупнобитый лед, крупнобитый разреженный лед (2 балла). В Югорском Шаре льда не было.При вторичной разведке к Ямальскому полуострову первый лед встретился в 25 милях от Югорского Шара на широте 70° 15', откуда ледокольный
[207]
{2} О Карской экспедиции 1928 г. см. Коммерческие результаты Камской операции 1927–1928 гг. (ЦА ММФ, ф. а/о «Комсеверопуть», оп. 24, д. 10, лл. 201–207); Отчет экспедиции 1928 г. Краткое описание плавания л/п «Малыгин» (ЦА ММФ, ф. а/о «Комсеверопуть», оп. 1, д. 278, лл. 1–27); Некоторые замечания по Карской экспедиции 1928 г. (ЦА ММФ, ф. а/о «Комсеверопуть», оп. 1, д. 278, лл. 28–30); Отчет о работах метеорологической части Карской морской экспедиции 1928 г. (ЦА ММФ, ф. а/о «Комсеверопуть», оп. 1, д. 8, лл. 32–36).
{3} Это были следующие суда: «Нитс Абби», «Хиллкрофт», «Гунгер», «Грантхейн», «Сан-Жозеф» (направлялись на Енисей), «Андре Марти», «Синглетон Абби» и «Лейф» (отправлялись на Обь).
пароход прошел на север, имея с западной стороны кромку льда, сплоченного до 7–8 баллов. Но этот лед не был страшен. Стояла хорошая ясная погода, лед интенсивно таял. Достигнув широты 73°45' на долготе 67°05' и не считая нужным продвигаться дальше на север, «Малыгин» повернул на восток. По донесению гидрографического судна «Прибой» в Обской губе, проливе Малыгина и у о. Белого лед не был замечен. Радиостанция о. Диксон сообщила об отсутствии льдов в Енисейском заливе и вблизи него. Таким образом ледовая обстановка складывалась благоприятно.
13 августа «Малыгин» вернулся в Югорский Шар. Ожидавшие его морские суда сразу же снялись с якоря и взяли курс на о. Белый, к которому подошли 15 августа. Отсюда три судна под командованием капитана М. Я. Сорокина направились в Новый Порт, куда прибыли 18 августа. Спустя два дня, сюда пришел Обь-Иртышский речной караван, задержавшийся в низовьях Оби из-за свежей погоды. Пять кораблей проследовали в Усть-Енисейский Порт, где 19 августа встали на якорь.
На Оби и Енисее закипела дружная работа. С морских судов было выгружено: на Оби 7706 тонн различных промышленных товаров, в том числе сельскохозяйственные машины, оборудование для строившихся заводов, красители, на Енисее – 4565 тонн. Пароходы приняли в трюмы 17 107 тонн сибирской продукции и 2842 стандарта пиломатериала {1}.
В дни погрузо-разгрузочных работ «Малыгин» продолжал разведку льдов в Карском море, проводя попутно гидрологические наблюдения. От о. Белого он прошел до о. Диксон, поднялся по его меридиану до 74 параллели и затем пошел на юго-запад к о. Белому. 5 сентября во втором разведочном походе в направлении к Маточкину Шару, не доходя 35 миль до пролива, «Малыгин» встретился с кромкой густого льда. Оттуда он повернул навстречу Енисейскому каравану морских судов, который, окончив перегрузку, вышел в обратный путь. Во время плавания от Маточкина Шара к мысу Харасовой производился гидрологический разрез. Переход судов проходил благополучно, и «Малыгин» повернул к Югорскому Шару, куда прибыл 9 сентября. Все время штаб экспедиции поддерживал связь с судами, шедшими из Оби и Енисея. Не оставив надежды пройти к Маточкину Шару, 12 сентября «Малыгин» снова совершил ледовый поход. На этот раз ему удалось найти проход в пролив. Однако из-за похолодания и начавшегося образования молодого
{1} Н. Сибирцев и В. Итин. Указ. соч., стр. 110, 116.
[208]
льда проводка морских судов через Маточкин Шар становилась рискованной. Более безопасно было идти Югорским Шаром.
От Маточкина Шара «Малыгин» снова совершил поход к Ямалу, во время которого выполнил гидрологический разрез в юго-западной части Карского моря. Это был второй разрез за одну навигацию по одному маршруту. От о. Белого «Малыгин» прокладывал путь обским судам. В пролив Югорский Шар караван пришел 16 сентября. Дальнейший путь к портам Западной Европы транспортные суда совершили самостоятельно.
Освободившись от обязанностей ведущего судна Карской экспедиции, «Малыгин» в оставшееся до ледостава время совершил еще один поход по Карскому морю. Помимо попутных гидрологических работ, на Диксоне предстояло взять двух сотрудников научно-промысловой экспедиции на шхуне «Б. Житков» (шхуна прибыла на о. Диксон 16 сентября) и доставить туда продовольствие. Намечалось также совершить плавание к м. Желания. Однако на пути движения корабля вдоль восточного берега Новой Земли ветер развил такую крупную волну, что «Малыгин» вынужден был отложить поход на север. 20 сентября «Малыгин» прибыл на о. Диксон и, выполнив возложенное на него задание, в четвертый раз направился с гидрологическим разрезом через Карское море к Маточкину Шару. 27 сентября на рассвете перед моряками открылась панорама арктической обсерватории. Шел снег, интенсивно нарастал молодой лед. Приняв на борт несколько пассажиров, «Малыгин» через Маточкин Шар вышел в Баренцево море и 30 сентября закончил свое выдающееся плавание у городской пристани Архангельска.
Поход «Малыгина» в навигацию 1928 г. принес науке о льдах Арктики много новых и ценных сведений. Это плавание по сути дела являлось для своего времени выдающейся научно-исследовательской экспедицией.
Навигация 1928 г. еще раз продемонстрировала готовность Карского морского пути к более широкой эксплуатации.