Советская Сибирь, 1923, № 114, 26 маяУсть-Енисейский порт.
(По материалам Р. К. И.).
На заседании пленума Сибревкома был заслушан доклад СибРКИ о ревизии Усть-Енисейского порта.
В 1916 году министерство торговли и промышленности решило строить порт в устье реки Енисей.
В марте 1917 года стоимость всей постройки была исчислена в 2 миллиона рублей (плюс еще 1 1/2 милл. на приобретение специального флота.)
В 1921 году работы перешли в ведение Комитета Северного морского пути. Ежегодно отправлялись довольно многочисленные строительные экспедиции в 210—250 человек.
Для ознакомления с состоянием работ и 1921 году, был командирован один из морских агентов Кельмотрана, который установил, что порт находится еще в периоде начального строительства и что далеки еще до тех радужных перспектив, которые рисовал
Вихман в докладе. В результате Енисейское ГубЭКОСО предложило ЕнгубРКИ произвести ревизионное обследование Портостроя. РКИ командировала летом 1922 года в устье Енисея специального сотрудника, который и доставил интересный материал, с массой цифровых данных и технических подробностей.
Картина представляется следующая:
за шесть лет стройки исполнено 18% задания или 3% исполнения работ в год. Это по главным гидротехническим постройкам. Служебных заданий исполнено лишь 17%, складочных помещений только 13%.
В 1921 году были допущены очень крупные перерасходы против сметных исчислений.
На содержание личного состава перерасходовано — З9.709.808, на хозяйственные надобности — 27 миллионов и т. д.
Перерасход покрывался из специально-строительных отпусков. Вместо отпущенных по смете на строительные работы 44 милл. руб., было израсходовано только 6 милл. рублей.
В 1922 году половина всех специальных кредитов ушла на содержание административно-технического персонала.
Сотрудникам выдавались крупные суммы в виде дополнительного вознаграждения, наградных, командировочных, все при этом произвольно, без каких-либо норм.
Главный инженер имел для каких-то целей Петроградскую контору, расходы коей покрывались Енисейским Портостроем.
Работ по постройке главный инженер
Вахман не посещал два года, проживая главным образом, в центрах.
По подсчетам же портостроительство шло вполне успешно и работы были перечислены даже в привилегированную группу ударных предприятий, а отпуск средств не прекращался.
В июне 1922 года, на половину полученных в Москве кредитов в 1.500.000 руб. была приобретена мануфактура и продовольствие для нужд Портостроя. Но она почти вся пошла на административно-технический персонал, а рабочим выдавалась никуда негодная мануфактура из испортившихся прежних запасов.
В настоящее время Портострой доедает последние ресурсы и запасы, в ожидании новых ассигнований. И в текущем году Г.У.Г.С. постановило перевести Енисейский Портострой на положение охраны, предоставив лишь средства на ремонт, имеющихся уже сооружений.
И для этого задания необходимо обновить высший персонал управления Портостроя свежими силами, более работоспособными и преданными интересам нашей трудовой Республики.
Ознакомившись с деятельностью инженера
Вахмана, Сибревком постановил передать дело прокурору.