Советская Сибирь, 1924, № 95, 25 апреляРазвитие морских сообщений Дальнего Востока.
СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ ВОССТАНАВЛИВАЕТ МОРСКИЕ СООБЩЕНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В ДОВОЕННЫХ РАЗМЕРАХ. — ВО ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ПОРТ ВЕРНУЛИСЬ СКИТАВШИЕСЯ В ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ЛЕТ ПО ЗАГРАНИЧНЫМ ПОРТАМ ПАРОХОДЫ БЫВШЕГО ДОБРОВОЛЬНОГО ФЛОТА. — В НАВИГАЦИЮ 1924 ГОДА В ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ВОДАХ ОТКРЫВАЮТСЯ СЕВЕРНЫЕ РЕЙСЫ.(От нашего Владивостокского корреспондента).
За годы интервенции и реакции русский Дальний Восток был оторван от центральной России. Поэтому все мероприятия Советской власти, направленные к развитию морских сообщений и восстановлению их в довоенных размерах, не достигали этой окраины.
Теперь Дальний Восток стал Советским. И теперь в вопросе о морских сообщениях, как и в других областях, Дальний Восток постепенно возвращается к положению довоенного времени.
Во Владивостокский порт вернулись после долгих лет отсутствия скитавшиеся по заграничным портам пароходы Добровольного флота, специально предназначенные с момента их постройки для обслуживания дальневосточных рейсов.
Регулярные рейсы по побережью восстановлены полностью. С Советской (б. императорской) гаванью — конечный пунктом побережья Приморской области — установлены рейсы не менее двух раз в месяц.
В последнее время разрешен вопрос и о северных линиях, фактически не существовавших с 1917 года.
Сообщение с Камчаткой до 1917 года поддерживалось судами Добровольного флота по договору с правительством, выплачивавшим за это Добровольному флоту особую субсидию. Часть других северных линий обслуживалась путем сдачи казенных судов и чартер (в наем) рыбопромышленникам, которые и совершали рейсы за свои коммерческий страх и риск.
С 1917 года такие рейсы стали чисто случайными. В 1920 году было совершено всего 7 северных рейсов, а в 1921—1922 году ни одного рейса. Огромные районы, чрезвычайно важные в экономическом отношении, оказались совершенно забытыми и оторванными. Они сделались ареной хищничества иностранных судов, нагло и безнаказанно рейсировавших в наших русских водах.
Для обсуждения вопроса о восстановлении северных рейсов на Дальнем Востоке было образовано особое междуведомственное совещание с участием представителей от управления рыболовства и охоты (Дальрыба), управления государственной рыбной промышленности, Дальвнешторга, Центросоюза, почтово-телеграфного ведомства, управления торгового порта, райкомвода Тихого океана, камчатского губревкома и общества рыбопромышленников.
В результате работ совещания вынесено постановление о восстановлении в навигацию 1924 года следующих северных линий на Дальней Востоке:
1. Восточно-Камчатской северной (район Ука-б. Корф) по одному рейсу весной и осенью.
2. Восточно-Камчатской южной ( Усть-Камчатск — Петропавловск — Командорские острова с заходом в Большерецк по одному рейсу весной и осенью.
3. Западно-Камчатской южной — по одному рейсу весной и осенью.
4. Западно-Камчатской северной (Гижига) по одному рейсу весной и осенью.
5. Охотской (от Гауйского залива до Аяна) По одному рейсу весной и осенью.
6. Чукотско-Анадырской один рейс в навигацию.Рейсы будут обслуживаться судами Добровольного флота.
Как для Дальнего Востока, так и для Сибири восстановление северных морских сообщений имеет большое значение. В частности, для снабжения Якутской области и облегчения сношений с Якутской Автономной Республикой открываются дополнительные пути, кроме кратковременного сообщения по реке Лене.
Так как Сибирь чрезвычайно заинтересована вопросом о северных морских сообщениях, могущих открыть новые перспективы для сибирской торговли с иностранными государствами, то для сибирских деятелей в области хозяйства и торговли открытие регулярных рейсов в восточной части Северного Ледовитого океана не может быть безынтересным.
Восстановление постоянных северных морских линий будет способствовать оживлению богатейших районов и привлечет внимание к ним со стороны советского и иностранного капитала.
С. Наумов.