"Михаил Сомов", научно-экспедиционное судно

От ладьи и коча до атомохода.

"Михаил Сомов", научно-экспедиционное судно

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Октябрь 2008 07:50

Херсонский судостроительный завод http://xsz.ks.ua/ru/html/07.html
Ледокольно-транспортные суда, проект 550 тип "Амгуэма"

№ заказа: 1405
Название: Михаил Сомов
Заказчик: Госкомитет по гидрометеорологии и гидрологии СССР
Дата сдачи: 30.06.75

Длина - 133 м
Ширина – 18,8 м
Высота борта - 11,6 м
Осадка – 9,05 м
Дедвейт – 9 170 т
Мощность главного двигателя – 7 000 л.с.
Скорость – 15 узлов
Водоизмещение – 1 4150 т
Грузоподъемность – 7 800 т


"Западня для ледокола"
документальный фильм о дрейфе НЭС "Михаил Сомов" (15.III - 26.VII) во льдах Антарктики и спасательной экспедиции на ледоколе "Владивосток" в 1985 г.

производство - "1 канал"
продолжительность - 39 минут
Разрешение online: 320 x 240
Разрешение в avi: 512 x 384 (4:3)
размер: 365 094 Кb
Скачать: http://www.polarpost.ru/video/2/Zapadna ... dokola.avi

Личный комментарий: на мой взгляд - фильм сделан с душой, очень впечатлил. Построен в основном на интервью с непосредственными участниками событий.
Нашел и прислал VicSer, за что ему отдельное огромное спасибо!
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Михаил Сомов", научно-экспедиционное судно (серия "Амгуэма")

Сообщение Alexander Belov » 24 Октябрь 2008 17:02

Спасибо, качаем!!!
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1108
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

"Михаил Сомов", научно-экспедиционное судно

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Октябрь 2008 02:32

Северное УГМС http://www.sevmeteo.ru/articles/7/128.shtml
Copyright © 2003—2008 Северное УГМС
info@sevmeteo.ru
Фото автора, из судового архива НЭС «Михаил Сомов», из архива Северного УГМС
(По материалам журнала)

Скиталец Арктики
Алексей Сухановский

Легендарному научно-экспедиционному судну России «Михаил Сомов», входящему в состав флота Северного УГМС, 8 июля 2005 года исполнилось 30 лет.


Михаил Сомов - человек и пароход, которых роднит беспокойная душа исследователя арктических широт. Скиталец Арктики не знает покоя. Его дрема у причальной стенки архангельской Бакарицы - мимолетный эпизод и только. Его долгие будни, работа там, где на сотни километров только ледяная пустыня. Там, родной для "Сомова" стихии, научно-экспедиционное судно с именем великого полярника на борту встретит свое тридцатилетие, свой зрелый возраст - время свершений.

Капитан НЭС «Михаил Сомов» Юрий Алексеевич Настеко убежден, что его судно унаследовало характер Михаила Михайловича. «Сомов» считается добрым «пароходом», прощающим команде ошибки, каких бы не потерпело иное судно.

«Михаил Сомов» - корабль крепкий, надежный, и к тому же с великой историей. Кто его понял, проник в его душу, тот ощутил неповторимую «сомовскую ауру» - устремленность к достижению цели, преданность трудной романтике высоких широт. На судне невидимо и прочно обосновалась именно «сомовская идея»: «Парни, деньги - это не главное, главное - уметь выполнить задачу...»

Именно владычество незримого сомовского духа помогает отбирать и растить для России настоящие кадры полярных мореплавателей. Плохие люди на «Сомове» как-то традиционно не задерживаются. Часто это происходит даже не по причине предпринятых административных мер, а в результате того, чему нет названия: слабак вдруг собирает манатки и сам «колбаской катится» с борта на грешный берег...

«Михаила Сомова» и его экипаж всегда тянет в Арктику. Длинного рубля там нет и в помине, но есть дух настоящей романтики, дух первопроходчества, очарование самого края земли, холодная, космическая красота ледяной пустыни.

Этот край богат, но еще мало освоен. Человек здесь живет пока только на птичьих правах. Но Арктика зовет, манит к себе. Ей без России не быть.

И «Михаил Сомов» идет в высокие широты. Беспокоен вечно юный дух великого полярника - человека и парохода...

    Info: Михаил Михайлович Сомов (07.04.1908 . 30.12.1973) . легендарный исследователь Арктики и Антарктики. Начинал в Московском гидромете в 1929 г. К работе в Арктике пришел через Арктический НИИ Главсевморпути, где трудился в 1937-1938 годах. Во время Великой Отечественной войны обслуживал Арктику и Белое море метеопрогнозами. В1945 г. награжденном орденом Красной Звезды. В 1949 году за исследования Арктики удостоен первого ордена Ленина. В 1950-1951 годах возглавлял дрейф экспедиции «Северный Полюс-2», за который был удостоен звания Героя Советского Союза. С1951 г. в течение 13 лет был зам. директора АНИИ по научной работе. В 1954 г. защитил докторскую диссертацию. В том же году за заслуги по освоению Арктики награжден вторым орденом Ленина. В 1955 г. возглавил первую советскую Антарктическую экспедицию. В 1961 г. за освоение шестого континента награжден третьим орденом Ленина. Заслуги М. М. Сомова высоко оценены в иностранных научных кругах, он награжден золотой медалью «Вега» Шведского королевского общества и Золотой медалью Королевского географического общества Великобритании.

    Еще при жизни имя М. М. Сомова заслуженно заняло место в ряду исторически значимых для России лиц, полярных исследователей, чьими трудами и подвигом держава продвинулась в освоении новых земель. Его называли человеком-легендой, жизнь которого - великий пример для потомков...

Дизель-электроход «Михаил Сомов». Построен Херсонским судостроительным заводом Минстроя СССР, является пятым судном в своей серии, утвержденной в проекте Минсудпромом в январе 1956 г.

Научно-экспедиционное судно заложено 10 октября 1974 года и спущено на воду 28 февраля 1975 года.

Подъем Государственного флага СССР на «Михаиле Сомове» состоялся 8 июля 1975 года. Этот день и считается днем рождения судна.

Оно было передано в НИИ Арктики и Антарктики под командование капитана М. Е. Михайлова 30 июля 1975 года. 2 сентября того же года «Михаил Сомов» вышел в свой первый рейс.

«Михаил Сомов» участвовал в двадцати одной советской и российской Антарктических экспедициях. Выполнено более десятка рейсов от ААНИИ по перевозке грузов, в том числе и в Арктику.

В 1985 году «Михаил Сомов» награжден орденом Трудового Красного Знамени за героический дрейф судна, зажатого льдами в Антарктиде, и успешное освобождение из ледового плена. Капитан судна был удостоен звания Героя Советского Союза, многие члены экипажа награждены правительственными наградами.

1 мая 2000 года НЭС «Михаил Сомов» передано Северному УГМС. После заводского ремонта в том же году судно выполнило два рейса в рамках проекта «Арктика-2000» и по доставке грузов на полярные станции, на погранзаставы, нефтяникам, военным организациям западного сектора Арктики.

В 2001-2002 годах судно выполнило семь рейсов с научно-исследовательскими целями и по завозу грузов в высокие широты. В 2003 году состоялись научный рейс в рамках программы «Печора-Шток-ман-2003» и два "снабженческих" похода в Арктику.

В 2004 году НЭС «Михаил Сомов» выполнило один научный рейс и три снабженческих рейса по завозке грузов на полярные станции, погранзаставы, радионавигационные станции и военные объекты арктического сектора России.

4 июля 2005, накануне своего 30-летия, судно под командование полярного капитана Ю. А. Настеко вновь ушло в высокие широты...
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Октябрь 2008 04:17

C просторов LiveJournal: http://spott.livejournal.com/82549.html


Пишет spott (spott) @ 2005-10-21 02:16:00
Photo / Archives

Когда-то давно, может быть год назад, я писал, что нашел дома коробку с отцовскими слайдами. Вот дошли наконец руки перевести их в цифровой вид, не все конечно, только пробные 17 штук, случайно выбранные из коробки. Качество конечно ужасное, да и сами слайды довольно потертые, но никаких других отцовских фотографий у меня больше нет. Последний раз я видел его году в 90-м, потом он уехал то-ли в Канаду, то-ли в Америку, прислал пару-тройку писем. Где-то в 2000м году позвонил домой, мы даже поговорили полчаса о какой-то ерунде, а потом через месяц или два после этого звонка я узнал что он умер.

Кадры эти, кроме памяти для меня, примечательны еще тем, что сделаны во время одной из полярных экспедиций (а может быть, и нескольких разных), возможно даже во время экспедиции 1985 года, когда ледокол застрял во льду на четыре месяца. Спросить уже некого, но так навскидку это где-то около 1985 года, +/-. Если не ошибаюсь, сделаны фотоаппаратом ФЭД (по-крайней мере, это название всплывает из детских воспоминаний).

А по этому ледоколу я даже лазал в детстве.. иногда меня брали в порт, и весь день там был в моем распоряжении =)

Изображение Изображение Изображение

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

Дрейф НЭС "Михаил Сомов" во льдах Тихоокеанского ледяного массива.

Когда попытка открыть станцию Русская во время 18-й САЭ оказалась неудачной, выяснилось, что ледовые условия в этом районе чрезвычайно сложны. Обширный участок антарктического побережья от моря Росса до западных берегов Антарктического полуострова протяженностью около 3000 км долго оставался "белым пятном".

Лишь во время короткого антарктического лета на пути от базы Мак-Мердо до Антарктического полуострова со стороны моря Росса в этот район изредка заходили американские ледоколы.

В 1980 г. сюда сумел пробиться советский дизель-электроход "Гижига". С помощью вертолетов здесь была организована станция "Русская". С этого времени и началось планомерное изучение данного района, его метеорологического и ледового режимов, рельефа дна, а также географических особенностей прибрежной зоны.

15 марта 1985 г. во время обеспечения станции Русская при резком усилении ветра до 50 м/с ледовая обстановка ухудшилась.

"Михаил Сомов" был зажат тяжелыми льдами и оказался в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды у Берега Хобса. Используя данные ИСЗ и ледовой авиаразведки, по разрывам в массиве тяжелых сплоченных льдов к 26 марта судно вышло из опасной зоны, где сплоченность айсбергов достигла 9 баллов, и оказалось в центре Тихоокеанского ледового массива на удалении около 120 км от побережья и около 300 км от кромки дрейфующего льда.

Наиболее опасными были первые дни дрейфа судна, когда отмечались активный вынос льда с акваторий, которые располагались восточнее мыса Бернс, и его накапливание у гряды айсбергов, сидевших на грунте в районе банки Аристова. Пришли в движение айсберги, находившиеся в опасной близости от судна, толщина набивного и наслоенного льда у борта "Михаила Сомова" достигала 4 - 5 м, и возможности для активного движения у него не было.

К 15 марта судну удалось, пользуясь кратковременными улучшениями ледовой обстановки, выбраться из опасной зоны. Оно находилось в точке 74'22' ю. ш., 135'01' з. д. и, периодически испытывая сильные сжатия, начало дрейфовать в генеральном запад-северо-западном направлении.

При ослаблении сжатия "Михаил Сомов", работая ударами и продвигаясь при этом на одну четверть корпуса за один цикл "разбег - удар", пытался перемещаться в северо-восточном направлении. Лишь 25 марта 1985 г. условия для незначительного продвижения на север сложились исключительно благоприятно. "Михаил Сомов" продвинулся на север до 73'29' ю. ш.

Неоднократные ледовые авиаразведки, проводившиеся с помощью вертолета Ми-8, показали, что судно находится на южной периферии Тихоокеанского ледового массива, где преобладают обширные поля сморози остаточных льдов и молодые льды толщиной 60 см. В конце марта генеральным направлением дрейфа льда было запад-юго-западное. Скорость дрейфа составляла 2 - 3 узла.

Надежды на самостоятельный выход "Михаила Сомова" из ледового плена в тот момент больше не было.

По воздушному мосту "Михаил Сомов" - "Павел Корчагин" с дрейфующего судна вертолетами Ми-8 было эвакуировано 77 участников экспедиции и членов экипажа.

Эта операция была завершена 1 7 апреля 1985 г. В начале апреля температура воздуха в районе судна понизилась до - 28 'С, скорость восточного ветра усилилась до 28 м/с.

Северная кромка дрейфующего льда с каждым днем все дальше уходила на север. Поскольку генеральное направление дрейфа шло примерно параллельно побережью, расстояние между судном и берегом - около 300 км - практически не менялось.

Скорость дрейфа была незначительной - не более 4 - 5 миль в сутки. Подстраховочное судно "Павел Корчагин" находилось у кромки дрейфующего льда в точке 68' ю. ш., 140' з. д., на удалении около 900 км от "Михаила Сомова".

В случае аварии на дрейфующем судне для оказания ему помощи "Павлу Корчагину" нужно было углубиться более чем на 300 миль в ледовый массив сплоченностью 9 - 10 баллов и отыскать льдину, пригодную для приема вертолета.

Организация лагеря на льдине, как это было сделано в свое время после гибели парохода "Челюскин" в Арктике, также рассматривалась участниками дрейфа как один из вариантов спасения в случае гибели "Михаила Сомова". Как долго может дрейфовать судно, пока не освободится из ледового плена?

Наблюдения за дрейфом айсбергов в данном районе позволяли предположить, что это может случиться лишь в конце 1985 г. Ни запасы продовольствия, ни запасы топлива на судне на такой длительный срок рассчитаны не были. Расход топлива на обогрев и приготовление пищи был сведен к минимуму и составлял около 5 т в сутки.

При таком расходе его могло хватить только до конца августа. В апреле "Михаил Сомов" продрейфовал около 150 миль. В мае под действием ветров переменных направлений в массиве льдов, блокировавших судно, стали появляться разводья и трещины. 13 мая локатором было обнаружено разводье шириной около 150 м, по которому судно попыталось выйти из тяжелых многолетних льдов.

К 15 мая оно оказалось на 73'55' ю.ш., 147' з. д. Началась зима. Судно стало дрейфовать в генеральном юго-западном направлении. В конце мая в результате продолжительных ветров северо-восточных румбов, достигавших м/с, массив льда стал прижиматься к берегу.

Начались сжатия, подвижки полей, у борта судна образовывались гряды торосов. Винт и руль "Михаила Сомова" заклинило, а его корпус оказался на подушке из ледяной каши. Температура воздуха колебалась от - 25 до - 30 'С, эпизодически понижаясь до - 33 'С. Шло интенсивное ледообразование на всей акватории моря Росса.

Северная кромка льда, находившаяся по курсу судна, переместилась на север до 65' ю. ш. От чистой воды "Михаила Сомова" отделяла 1000 км ледяных просторов.

Для того чтобы вывести судно из льдов, Советом МинистРов СССР было принято решение об организации спасательной экспедиции на одном из ледоколов.

В июне - июле скорость дрейфа судна уменьшилась до 0,12 узла. В конце июля оно оказалось в застойной зоне, где "топталось" у 75' ю. ш. между 152 - 153' з. д. до 26 июля, т. е. вплоть до подхода ледокола.

В конце июня - начале июля в пределах радиолокационной видимости стали все чаще появляться разводья. Однако попавшее в поле сморози судно двигаться не могло.

26 июля 1985 г. по разводьям ледокол "Владивосток" подошел к "Михаилу Сомову", околол его, и оба судна 11 августа вышли на чистую воду. В дрейфе "Михаил Сомов" находился 133 дня, с 15 марта по 26 июля 1985 г.


[ http://spott.livejournal.com/82549.html ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Контровский В., "Игра в "Челюскин"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 18 Ноябрь 2008 01:11

http://zhurnal.lib.ru/k/kontrowskij_w_i/story5.shtml

Игра в "Челюскин"
Контровский Владимир Ильич
Санкт-Петербург, 2003 год.

- Да, вляпались...

Начальник экспедиции произнёс эту сакраментальную фразу ни к кому не обращаясь конкретно, словно мысль вслух. Он медленно вёл окулярами по горизонту, оглядывая раскинувшуюся вокруг судна унылую картину.

Картинка и в самом деле оказалась безрадостной, хоть и весьма впечатляющей. Во все стороны, насколько хватало глаз, простирался лёд, плотный лёд, ощетинившийся иглами вздыбившихся торосов. И дизель-электроход "Михаил Сомов" торчал аккурат посередине этого льда, словно муха в блюдечке с мёдом. Машины остановлены - семь с лишним тысяч их лошадиных сил оказались бессильны перед первозданной мощью стихии.

Научно-экспедиционное судно (НЭС) "Михаил Сомов" совершало свой второй от рождения антарктический рейс в составе флота 22-й экспедиции к берегам Антарктиды. Поначалу всё шло вроде по плану: зашли на Молодёжную, выгрузились, перешли к Мирному, где продолжили выгрузку на береговой ледяной барьер техники и снабжения - припасов для "пингвинов" (то бишь полярников) на долгую антарктическую зиму. Потом на время простились с ледяным материком, протиснулись сквозь толпу величавых айсбергов, коих в изобилии сбрасывал в океан шельфовый ледник Шеклтона, и взяли курс на Австралию. Подобные "прыжки в сторону" от основной цели экспедиции всегда радовали экипаж и по чисто меркантильным соображениям. Антарктида - зона демилитаризованная; следовательно (по неисповедимой логике высших сфер власти), это не заграница; следовательно, валюту платить команде не положено. Скудные валютные копейки иссякали при прибытии к какой-нибудь из станций на белом континенте и вновь начинали капать, как только судно покидало антарктический берег. Именно поэтому даже временное прощание с Антарктидой вызывало дополнительное оживление в зале. В Сиднее пару дней погрелись, походили по твёрдой земле, чуток испили "Смирновской" - и снова на юг, на холодный Крайний Юг.

На сей раз путь лежал к станции Ленинградская - почти вдоль меридиана вниз от Сиднея. Места эти не очень гостеприимные (если это слово вообще применимо к Антарктиде): берег начинается гораздо южнее, а вокруг островов Баллени расположился никогда не тающий Балленский ледяной массив, с гнусным норовом которого познакомились ещё промышлявшие в этих водах китобои. Но опять-таки, на первых порах трудностей не возникло - "Сомов" подобрался к материку почти впритык, сменил зимовщиков при помощи бортовых вертолётов (на станции, угнездившейся на крутом скалистом утёсе-нунатаке, их всего-то было двенадцать человек), сделал Антарктиде ручкой и направился восвояси. Но под вечер погода резко поплохела, поднялся неслабый ветерок со снегом, лёд зашевелился, и видимость упала почти до нуля. Не мудрствуя лукаво, порешили до утра подождать у моря погоды - дали "Стоп" машине и легли спать. А утром...

А наутро выяснилось, что лёд не спал, а очень даже шустро перемещался, волоча за собой железную щепку дизель-электрохода. Поднятый на разведку вертолёт принёс известия неутешительные: до кромки, то есть до чистой воды, миль двадцать, не меньше, и лёд везде основательный, без разводьев и трещин. Вот так всё и началось.

Поначалу ещё дёргались, напрягая дизельные мышцы, но потом поняли безнадёжность этих тщетных усилий. "Сомов" был построен по проекту транспортного судна ледового класса: суда этого типа неплохо работали в Арктике, пробиваясь в караванах за ледоколами и даже самостоятельно - если лёд не слишком тяжёлый. А вот тут как раз и оказалось это самое "слишком".

Потянулись дни. Нет, никто особо не впадал в отчаянье - как-то не укладывалось в мозгах, что в последней четверти двадцатого века с современным судном может случиться что-то нехорошее. Выручат - иначе и быть не может! Молодёжь так вообще (в силу свойственной молодости тяге к романтике и бесшабашности) рассматривала случившееся как захватывающее приключение, о котором потом можно будет вкусно рассказать девчонкам на берегу и невероятно возвыситься в их глазах (со всеми вытекающими отсюда приятными последствиями).

Однако дни шли, а на помощь никто не торопился. Было принято мудрое решение не гнать волну раньше времени (пароход-то ещё вроде бы как не раздавило) и подождать - авось само рассосётся. Забегая вперёд, следует сказать, что многострадальный "Сомов" после этого взял привычку с завидным постоянством влипать в ледовые дрейфы через рейс, пока наконец на пятый раз, в восемьдесят пятом, не застрял так прочно, что пришлось-таки гнать к нему ледокол с Дальнего Востока для извлечения пленника из ледовой кутузки. После этого, кстати, и построили куда более мощный и совершенный корабль - "Академик Фёдоров", ставший новым флагманом антарктического флота СССР. А пока "Сомов" смирно сидел под ледяным замком, уповая лишь на погоду да на удачу. Подошёл, правда, к границе плавучих льдов однотипный электроход "Пенжина": подошёл, потыкался форштевнем в бока Балленского массива, и благоразумно порешил не искушать судьбу, не лезть глубоко в кашу ропаков, торосов и спаянного морозом льда - а то как бы не разделить печальную участь собрата.

Хотя кое-какие меры всё-таки были приняты. Прежде всего, первый помощник капитана (он же замполит) взял под строгий личный контроль содержание всех частных радиограмм, отправляемых с борта судна (электронной почты в те дремучие времена, понятное дело, не было и в помине). Усилиями цензора все тексты приобретали вполне благообразный вид типа: "У нас всё нормально. Стоим у Ленинградской. Целую". Какой там дрейф!

Тем временем борта при подвижке льда многообещающе похрустывали, и на мостике понимали, конечно, что не всё так уж в шоколаде. Уходящие в Ленинград и в Москву служебные сообщения не препарировались и отражали истинное положение вещей. Вот и за этих-то сообщений и возникла перед командованием экспедиции серьёзнейшая проблема, по сравнению с которой опасность быть раздавленным льдами выглядела сущим пустяком.

В эфире, естественно, границ нет, и любые радиодепеши при наличии соответствующих навыков и необходимой аппаратуры перехватить совсем несложно. Их и перехватывали.

"Пенжина" болталась у кромки не в гордом одиночестве. Компанию ей составил (держась, однако, на дипломатическом расстоянии) ледокол из состава вспомогательных сил ВМС США. Корабль это был серьёзный, с мощностью машин раза этак в два побольше, чем у "Пенжины" и "Сомова" вместе взятых. И вот, оценив ситуацию, американцы (хотя вряд ли только лишь из чистого человеколюбия) предложили нашим помощь: давайте-ка мы подойдём и без особого напряга выколем вас изо льда.

Наверно, разорвись в ходовой рубке "Сомова" шестнадцатидюймовый фугасный снаряд, эффект воздействия был бы меньшим. И капитан, и начальник экспедиции, и помполит скорее согласились бы подвергнуться четвертованию без наркоза, чем взять на себя ответственность за принятие такого решения. Быстренько обсудив предложение супостатов в узком кругу, нашли выход: проинформировали об этом из ряда вон выпрыгивающем событии руководство. Жираф большой, ему видней! Следование этому мудрому правилу за долгие годы вошло в кровь и плоть советских людей.

Надо полагать, наверху потрясены были не меньше. Долгое молчание завершилось директивой "Отказать империалистам" и разъяснениями, в какую форму отказ этот следует облечь. Получилось примерно следующее: "Советское судно "Михаил Сомов" выполняет заранее запланированную программу научно-исследовательских работ в данном районе Мирового океана. Оснований для беспокойства нет. В помощи не нуждаемся". Штатники настаивать не стали, пожали плечами, выплюнули жевательную резинку и удалились.

Минул месяц, и среди экипажа начали рождаться самодеятельные проекты освобождения от опостылевшего всем сидения. Сначала кто-то из штурманов вспомнил, как в детстве он резал раскалённой проволокой пенопласт и выдал идею: разогреть током от главного контура электродвижения стальной трос и распилить лёд к чёртовой матери. Старший электромеханик, когда узнал об этой идее, немного подумал и сказал, что в главный контур лезть пока не следует, а вот от сварочного трансформатора попробовать можно. Вытащили на лёд два длинных кабеля, замкнули их на трос и стали глядеть. Ноль эффекта! Слегка подтаял припорошивший льдины снежок, трос погрузился на пару сантиметров... и всё. Но толчок изобретателям был дан.

Один из полярников с Ленинградской (а эти парни после более чем годовой зимовки больше других стремились домой) припомнил, как в Арктике они сверлили лёд бочками из под солярки. Выглядело это следующим образом: в железную тару заливали воду, сверху добавляли масло для уменьшения теплоотдачи, внутрь опускали металлическую пластину, к ней подсоединяли провод от источника тока, а другой провод привинчивали к корпусу бочки. Получался грандиозных размеров аналог всем известного кипятильника из двух бритвенных лезвий. Идею реализовали в металле, используя всё тот же сварочный трансформатор. За сутки бочка ушла в лёд на всю глубину, однако проведённые вычисления завершились малоутешительным итогом: для высверливания дырок по всему периметру корпуса судна потребуется этак с полгода - это при условии, что старые скважины не будут замерзать.

Внёс свою лепту в мозговой штурм и стармех. Проснувшись как-то поутру, он выглянул в окно своей каюты и обнаружил у борта очень даже хороших размеров полынью, образовавшуюся вследствие работы фекального насоса, периодически откачивающего содержимое цистерны сточных вод в окружающую среду. "Угу..." - глубокомысленно изрёк "дед" и вызвал четвёртого механика. Получив указания, четвёртый принялся за работу и протянул два шланга от обеих бортовых фекальных цистерн под корму. Нет, "дед" был реалистом и вовсе не собирался растопить Балленский массив дерьмом: он хотел только, чтобы винт не вмёрз в лед. Однако и эта ограниченная по замыслу операция потерпела крах: вскорости шланги просто замёрзли и приобрели твёрдость бетонной конструкции. Выколотить из них окаменелости органического происхождения не представлялось возможным, и шланги пришлось выбросить.

Не мог остаться в стороне и старший помощник капитана. Он скептически относился к изысканиям машинной команды и полагал решить дело одним махом - одним молодецким ударом. В качестве богатырской булавы был выбран якорь, который предполагалось сбросить на лёд с высоты якорного клюза и расколотить льдину, словно хрупкое стёклышко. Зрителей к часу "Х" собралось множество, боцман вышел к брашпилю, а старпом орал в мегафон, требуя соблюдения правил техники безопасности: "Все отошли на ... подальше! А то сейчас осколки полетят, да в головы! А ну отошли все!". По команде боцман отдал стопор, якорь бухнулся вниз, чуть подпрыгнул и... остался лежать как ни в чём не бывало (когда позже пробурили лёд под носом, то выяснилось, что толщина его около трёх метров - с равным успехом на льдину можно было сбросить не якорь, а чашку с компотом). Обещанное шоу не состоялось, и разочарованные зрители разошлись по каютам.

Но тут вернувшиеся из ледовой разведки вертолётчики принесли несколько обнадёживающее известие: за кормой судна почти до кромки льдов появилась извилистая трещина. Появление её было обусловлено естественными причинами - начался сизигийный прилив (это когда Луна и Солнце находятся на одной линии, их притяжения складываются и максимально высоко поднимают водную гладь океанов Земли). От этого мощного вздоха лёд и потрескался.

Не теряя времени, следовало эту возможность использовать. Дело за малым - надо было развернуться на сто восемьдесят градусов, но как раз это-то легче сказать, чем сделать. Колотились двое суток, тараня неподатливые льды, и кое в чём преуспели. Но тут поперёк дороги встал упорный ропак, - ледяной клык - и процесс остановился. Стесать бы эту занозу взрывом, но вот незадача - взрывать-то и нечем! На борту "Сомова" не было ни подрывника, ни взрывчатки (как не было и настоящей полярной тёплой одежды на весь экипаж). Вероятно, перед отправкой судна в Антарктиду никому и в голову не пришло, что могучий флагман может быть пленён льдами (хотя четырьмя годами раньше уже была история ледового дрейфа "Оби" - в том же месте, у Ленинградской).

И тогда снова сказал своё веское слово "дед". Как известно, машинное масло имеет обыкновение взрываться при соединении его с чистым кислородом. Кислородные баллоны (для сварки) в машине имелись, а уж масло тем более. Загвоздка в том, как именно соединить ингредиенты взрывного устройства - запросто можно остаться без головы. Судили-рядили и придумали: баллон с кислородом вкопали под зловредным ропаком и пристроили над чуть приоткрытым вентилем кружку с маслом. Теперь оставалось с безопасной дистанции дёрнуть за верёвочку - дверь и откроется.

Однако Балленский массив имел на этот счёт своё собственное мнение. Задула пурга, зашевелился лёд, глыбы его заскрежетали по бортам, громоздясь одна на другу. В образовавшейся толчее самодельную адскую машину унесло неведомо куда, так и не дав опробовать её в действии.

В экстремальных ситуациях скорость и эффективность мышления заметно возрастают. Связались с "Пенжиной" (ко всеобщей радости, там подрывник со всеми необходимыми снадобьями имелся) и отправили туда вертолёт. Тропка была уже нахоженной - вот-вот собирались начать эвакуацию на "Пенжину" пассажиров и почти всего экипажа "Сомова".

Вертолёт вернулся достаточно быстро, и встречал кудесника чуть ли не весь экипаж. Но тут вновь вышел казус: воодушевляясь перед предстоящим подвигом, подрывник несколько переусердствовал с допингом, и доверять ему сейчас что-то взрывоопаснее стакана со спиртом было бы опрометчиво. Маг взрывчатых веществ рвался в бой, обещая подорвать в считанные минуты всю Антарктиду, но старпом решительно изъял у спасателя коробку с детонаторами и отправил небесного пришельца спать.

К чести подрывника, он сумел вернуть утраченную боеспособность всего через несколько часов. Ночную темень разорвал мощный взрыв, поднявший высокий столб воды и льда, и долго ещё по палубам и по надстройке шелестели падающие сверху ледяные ошмётки-осколки.

Врубили все четыре дизель-генератора на полную мощность - шутки в сторону. "Сомов" содрогался всем корпусом, скрипел, стонал и жаловался, но лез и лез вперёд, выигрывая метр за метром, словно проникаясь чаяниями своего населения. Разворачивались носом к трещине (её, слава богу, пока не затянуло) полтора суток, и наконец "Сомов" просунул в узкую щель свой крепкий нос. Потом змеёй ползли по трещинам и разводьям ещё двое суток, а потом ещё больше суток лавировали среди норовящих вновь сомкнуться плавающих льдов - к счастью, уже куда более разреженных, чем в холодном чреве Балленского массива.

Встретились с верной "Пенжиной", побратались, выпили - но по сокращённой программе. "Сомов" потерял почти два месяца во льдах, а дел оставалось ещё очень много. И вились в ночи над мачтами встретившихся наконец двух судов зелёные ленты южного полярного сияния, словно вручённые цветы или праздничный фейерверк.

На следующее после "аборта" (то есть швартовки борт к борту в открытом море) с "Пенжиной" утро "Михаил Сомов" уже раскачивался на серо-свинцовых волнах неистовых пятидесятых - океан здесь спокойным практически не бывает никогда.

А потом был небольшой австралийский порт Джилонг, что недалеко от Мельбурна, значительную часть населения которого состояла из русских эмигрантов, перебравшихся сюда из китайского Харбина. И встречали героев ледового дрейфа (в Джилонг вообще суда заходят редко, а уж такие знаменитые - и подавно) на берегу так радушно, что перед отходом помполит пробежал по каютам "Сомова" чуть ли не две марафонские дистанции, терзаемый убийственной мыслью: "А не остался ли кто из экипажа в этом гостеприимном порту на веки вечные? Да меня ж за это...".

Но это уже совсем другая история.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

НЭС "Михаил Сомов"

Сообщение antarktikas » 20 Ноябрь 2008 22:25

Странички из недописанной книги.
http://antarktikas.livejournal.com/927.html

04.05.1991 года на борт неаучно-экспедиционного судна «Михаил Сомов» (далее НЭС «М.Сомов») капитан Ф.А. Песьяков, работающего у Антарктиды и завершающего выполнение заданий сезона 36-ой Советской антарктической экспедиции (далее 36 САЭ), поступает сообщение, что НЭС «Академик Федоров» (капитан М.Е. Михайлов), в связи с возникшим на нем пожаром (вторым за 36 САЭ) возвращается на повторный ремонт в порт Сингапур, а НЭС «М.Сомов» после захода в порт Монтевидео, где принимает на борт продовольствие и топливо, должен следовать не в Россию, а вернуться в Антарктиду, в район ст. Молодежная и принять на борт более 140 полярников для доставки их в Россию. В связи с предстоящим приемом на борт судна такого количества людей, с борта НЭС «М.Сомов» в Монтевидео были сняты и отправлены на Родину специалисты науки, часть инженерно-технического состава авиагруппы, а также сокращен экипаж НЭС «М. Сомов».

НЭС «М.Сомов» взял курс обратно к шестому континенту.

Пройдя тяжелые льды НЭС «М.Сомов» пробился в район ст. Молодежная. 09.07.1991 года в условиях полярной ночи, за одни сутки, вертолетами Ми-8 была произведена, эвакуация более 150 полярников со ст.Молодежная на борт НЭС «М.Сомов». НЭС «М.Сомов» взял курс на Родину, но пройти тяжелые льды уже не смог и был ими зажат. (В это время года никакие суда ледяные просторы вдоль берегов Антарктиды не бороздят). Началась эпопея дрейфа – событие о котором умалчивается до настоящего времени. Для моряков и авиаторов, работающих на НЭС «М.Сомов» началась напряженная, повседневная работа по сохранности корабля и авиационной техники находящейся на борту корабля, а при необходимости и первой появлявшейся возможности выполнить хоть один полет – вылет вертолета сразу же выполнялся.

Для дальнейшей эвакуации полярников на Родину, доставки на борт НЭС «М.Сомов» продуктов и необходимого инвентаря в Антарктиду был направлен самолет Ил-76МД, командир Герой Советского Союза С.Г. Близнюк. С этим самолетом в Антарктиду прилетел “координатор спасательных работ”, Герой Советского Союза А.Н. Чилингаров и начальник Российских антарктических экспедиций В.В. Лукин.

К прилету самолета Ил-76МД в Антарктиду, 19-20.08.1991 г., в условиях полярной ночи, авиаторы НЭС «М.Сомов» перевезли с борта корабля на ст. Молодежная 140 полярников и 15 членов экипажа НЭС «М. Сомов».

21.08.1991 г. в 11-30 час. самолет Ил-76 МД совершил благополучную посадку на аэродроме Гора Вечерняя ст. Молодежная, привезя полярникам письма и подарки от родных и близких, продукты питания для участников дрейфа находящихся на НЭС «М. Сомов», необходимый инвентарь.

22.08.1991 г. в 12-05 час. приняв на борт немного служебного груза, более 190 (!) полярников с частью их личных вещей самолет Ил-76МД благополучно взлетел, помахал на прощанье крыльями и взял курс на Родину.

Для оставшихся на НЭС «М. Сомов» моряков и авиаторов началась борьба за сохранность любимого корабля и в этой борьбе немалую роль сыграли находящиеся на борту НЭС «М.Сомов» авиаторы (два летных экипажа вертолетов Ми-8 – 10 человек, пять специалистов инженерно-авиационной службы (инженер - 1 чел., техников – 4 чел.), которые при первой возможности выпускали вертолеты в полет для доставки на корабль дизельного топлива. Слаженный труд моряков и авиаторов, которые сделали все чтобы не повторить «второго Челюскина», оценен «по достоинству»:

- вернувшись на Родину после 16-ти месяцев экспедиции их рассчитали и кое-кто на эти деньги смог купить только холодильник (на автомобиль не хватало);

- об этих событиях умалчивается, о них нигде не вспоминают три Героя Советского Союза С.Г. Близнюк, А.Н. Чилингаров, прилетевших на Ил-76МД в Антарктиду для эвакуации полярников на Родину, и капитан-дублер НЭС «М. Сомов» В.Ф. Родченко, находящийся в то время на его борту.

В отличии от первого дрейфа НЭС «М. Сомов» с 15.03. по 26.06.1985 года, этот второй дрейф 1991 года для НЭС «М. Сомов» был не только более продолжительным, но и не менее тяжелым.

Об этом событии очень коротко упомянуто в одной из книг сборника «Российские исследования в Антарктиде», автор известный полярный исследователь, который был начальником 36-ой САЭ (когда это событие произошло), Л.М. Саватюгин. Работы на которые направился НЭС «М.Сомов» из Монтевидео в Антарктиду в третьем томе этого сборника описаны очень скромно: «7 июня 1991 г. НЭС «М.Сомов», которому предстояло выполнить свой третий заход для проведения грузовых операций в АМЦ Молодежная смог пробиться через пояс дрейфующих льдов только до кромки уже установившегося припая и был зажат ледяными полями в точке 67гр. 11мин. Ю.Ш., 45гр.09мин.В.Д. на расстоянии 37 миль от станции. Ледовый плен судна продолжался до 28 декабря 1991 г….». Понять автора книги, который “так скромно” описал те события, можно – если бы он попытался описать это событие подробно, то не было бы публикаций его трудов.

Число участников тех событий сокращается. Ушел из жизни капитан НЭС «М.Сомов» Ф.А. Песьяков, нет уже кого-то и из членов его команды. Сократилось число авиаторов-вертолетчиков, сделавших все возможное чтобы сохранить «живучесть» корабля, не оставить его без топлива во время «ледового плена».

 antarktika.jpg
Может в международный полярный год (2007/2008) об этом событии вспомнят, расскажут и дадут оценку случившемуся.
Приглашаем участников Советских / Российских антарктических экспедиций к диалогу о тех событиях которые им памятны или известны.
Эти события сообщаются в сокращенном виде без уведомления их автора и поэтому относятся к разряду анонимных. Эта информация попала случайно на мой электронный адрес при переписке автора с очередным участником тех событий, но я уверен что эти события были и о них должны знать и помнить!
antarktikas
 

"Михаил Сомов", научно-экспедиционное судно (серия "Амгуэма")

Сообщение VicSer » 20 Ноябрь 2008 22:51

antarktikas пишет:Эти события сообщаются в сокращенном виде без уведомления их автора и поэтому относятся к разряду анонимных. Но эти события были и о них должны знать и помнить !.

На эту тему есть документальный фильм:
http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=887
Аватара пользователя
VicSer
 
Сообщения: 419
Зарегистрирован: 25 Июнь 2008 14:49
Откуда: Москва

"Михаил Сомов", научно-экспедиционное судно (серия "Амгуэма")

Сообщение Бабай » 21 Ноябрь 2008 00:40

VicSer пишет:
antarktikas пишет:Эти события сообщаются в сокращенном виде без уведомления их автора и поэтому относятся к разряду анонимных. Но эти события были и о них должны знать и помнить !.

На эту тему есть документальный фильм:
http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=887

Фильм, насколько я знаю, из другой оперы. :(
Это фильм про первый дрейф.
Бабай
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

"Михаил Сомов", научно-экспедиционное судно (серия "Амгуэма")

Сообщение VicSer » 21 Ноябрь 2008 01:53

В отличии от первого дрейфа НЭС «М.Сомов» с 15.03. по 26.06.1985 года, этот второй дрейф 1991 года для НЭС «М.Сомов» был не только более продолжительным, но и не менее тяжелым.

Я имел ввиду первый дрейф. Извините, что не пояснил.
Аватара пользователя
VicSer
 
Сообщения: 419
Зарегистрирован: 25 Июнь 2008 14:49
Откуда: Москва

"Михаил Сомов", научно-экспедиционное судно (серия "Амгуэма")

Сообщение antarktikas » 21 Ноябрь 2008 15:32

Люди изображенные на фотографиях были участниками тех событий и могли бы рассказать многое. Их имена упоминались в переписке, как и книги откуда их фотографии были взяты. Это сборник книг (три тома) «Российские исследования в Антарктиде», авторы Л.М. Саватюгин, М.А. Преображенская и книга «С Антарктидой – только на «Вы», авторы Е. Кравченко, В. Карпий. Книги очень интересные и познавательные. Уверен, что участники тех событий могли бы многое рассказать интересного не только о тех событиях, но и о нелегком труде полярных изыскателей, тем более в «их год – год полярника», а автор будущей, несомненно увлекательной по содержанию книги, смог бы расширить свою книгу воспоминаниями других участников тех событий.
antarktikas
 

"Михаил Сомов", IMO: 7518202

Сообщение Иван Кукушкин » 22 Июнь 2009 22:16

http://www.shipspotting.com

 Michail_Somov_01.jpg
Photo by Gerolf Drebes :
Russian general cargo vessel Mikhail Somov, bt. 1975, gt. 7745, in river Elbe in summer 1982.
 Michail_Somov_02.jpg
Photo by BRIAN FISHER :
Mikhail Somiv Turku Finland aug 1986
 Michail_Somov_03.jpg
Photo by Hans Rosenkranz :
at Hamburg on the 24 June 1986
 Michail_Somov_04.jpg
Photo by Hans Rosenkranz :
at Hamburg on the 24 June 1986
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Михаил Сомов", научно-экспедиционное судно

Сообщение Александр Матросов » 12 Июль 2009 20:43

Александр Матросов
 
Сообщения: 107
Зарегистрирован: 11 Июль 2009 00:57
Откуда: Санкт-Петербург

"Михаил Сомов", Празник Нептуна, 1988 г. (34 САЭ)

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Октябрь 2009 14:34

 Kaloshin_34SAE_1988.jpeg
Из дневника Корзинина Константина Павловича (34 САЭ):
Праздник Нептуна на НЭС "Михаил Сомов", 34 САЭ
http://korzinin-k.livejournal.com/3829.html
На фотографии - капитан М.С. Калошин (водил "Сомова" в Антарктику в 34,35,37 и 39 САЭ.)

 Somov_34SAE_1988.jpeg
... В празднике (в самодеятельности) я не участвовал, так как был в должности штатного корреспондента. В день праздника перед своей основной работой незадолго до начала представления я отправился в один из трюмов, где расположился штаб организаторов. Помогал чертям и лешим друг друга разукрашивать. Краски использовались самые безобидные - гуашь, чтобы смывать было легче. В трюм, где подходила подготовка, притащили теннисный стол. На нём разложили всё борахло, необходимое нам. Так как праздник начинался в 13 часов (в это время предполагалось пересечение экватора), то на обед “инициативная группа” на обед не пошла, а закусывала прямо в трюме. Нам с камбуза принесли бутерброды с колбасой очень твёрдого копчения, ветчиной и помидорами. Польские полярники выставил ящик с пивом. Капитан прислал две бутылки водки “Казаков”, кстати, очень приятной на вкус. Подготовка осталась только в памяти, а сам праздник снимал на кино, ч/б фотоплёнку и на слайды. Дел было по горло. Нептуну (им был судовой врач Ионов) капитан преподнес в качестве выкупа за пересечение экватора бренди “Наполеон”. Первый помощник и старпом тоже пытались откупиться, но их всё-таки макнули в бассейне. Через чистилище они, правда, не проходили. Чистилищем была металлическая бочка без дна, через которую пропускают всех впервые пересекающих экватор по воде на борту судна. Эту бочку полдня отбивали молотками, чтобы никто не ободрал об неё свой зад и колени. Внутри чистилище-бочку черти заранее вымазали грязью. Но грязь благородная - жидкое мыло с добавлением графита и темной гуаши. Перед прогоном через чистилище каждому кандидату в морские волки на зад ставили печать, а кому повезет - то две. Печать большая: диаметр 8 сантиметров. Ну а после валяния в грязи происходит крещение - капание в бассейне. Я хотел было откупиться тремя медицинскими пословицами и анекдотами, но не удалось. Черти и лешие меня искупали, поставив, конечно, печать, а вот через чистилище прогнать забыли. На следующий день всем новичкам вручили диплом о прохождении экватора. После окончания официальной части была неофициальная - пикничок в том же трюме.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

НЭС "Михаил Сомов"

Сообщение Иван Кукушкин » 23 Октябрь 2009 16:29

antarktikas пишет:Странички из недописанной книги. http://antarktikas.livejournal.com/927.html
Слаженный труд моряков и авиаторов, которые сделали все чтобы не повторить «второго Челюскина», оценен «по достоинству»:
- вернувшись на Родину после 16-ти месяцев экспедиции их рассчитали и кое-кто на эти деньги смог купить только холодильник (на автомобиль не хватало);
- об этих событиях умалчивается...

... Об этом событии очень коротко упомянуто в одной из книг сборника «Российские исследования в Антарктиде» ... Понять автора книги, который “так скромно” описал те события, можно – если бы он попытался описать это событие подробно, то не было бы публикаций его трудов.

Какая то "теория заговора".
- Кого расчитали и с каким обоснованием? И при чем тут холодильник?
- Если о событиях умалчивается, то откуда взята информация "по минутам"?
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Михаил Сомов", научно-экспедиционное судно

Сообщение Alexander Belov » 23 Октябрь 2009 17:38

Еще одна "Пижма" готовится? ;)
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1108
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения