В развитие темы лк "Шаумян"http://www.navy.su/1850-1917/kanboat/le ... /index.htm"Ледокол Донских Гирл"Описание
(до 20 января 1920 - К.19, до 31 мая 1919 - Ледокол Донских Гирл, с 16 апреля 1920 - Сталин, с 7 мая 1934 - Шаумян.)
Длина - 39,62
Ширина - 8,69
Осадка - 2,59 м
Водоизмещение - 460 т
Силовая установка - 2x250 л.с.
Скорость хода - максимальная - 10,5 узлов ; экономическая - 7 узлов
Вооружение - 2-100-мм, 2-75-мм и 1-37-мм орудие (в 1919: 1-120-мм и 1 - 100-мм ор.)
Экипаж - 58 человек.Бывший портовый ледокол, построенный в 1897 на судоверфи «Howaldtswerke AG» в Штеттине (Германия) по заказу Комитета Донских Гирл для Ростовского торгового порта. 21 июля 1915 призван по военно-судовой повинности и в качестве ледокола зачислен в состав плавсредств Севастопольского военного порта. Участвовал в 1-й мировой войне (обеспечение боевой деятельности сил флота). 16 декабря 1917 вошел в состав Красного ЧФ, но 1 мая 1918 был захвачен в Севастополе германскими оккупантами и вскоре возвращен Комитету Донских Гирл. С 31 мая 1919 в качестве вооруженного ледокола входил в состав морских сил Дона Добровольческой белой армии, но 20 января 1920 захвачен частями РККА при освобождении Ростова-на-Дону. 7 февраля 1920 национализирован и передан Ростовскому Рупводу НКПС, а 13 апреля 1920 мобилизован вновь и в качестве вооруженного парохода зачислен в состав Доно–Азовской флотилии. 8 мая 1920 переведен в состав АВФ и переклассифицирован в КЛ.
Участвовала в гражданской войне (минно-заградительные действия у Белосарайской косы в июне 1920). 28 января 1921 КЛ вошла в состав МСЧМ, а 23 ноября 1921 разоружена и исключена из списков судов РККФ в связи с возвратом Ростовскому торговому порту НКПС для использования в качестве ледокола. Во многих документах значится под наименованием Донские Гирла. 20 марта 1928 ледокол приобретен КАСПАР, летом 1928 совершил переход вокруг Европы и по внутренним водным системам из Азовского моря на Каспий и вошел в состав плавсредств Махачкалинского торгового порта.
С 27 марта 1938 в качестве ледокольно-буксирного парохода входил в состав пароходства «Касптанкер» Наркомвода и с 9 апреля 1939 - в состав НКМФ. В годы Великой Отечественной войны осуществлял воинские и народнохозяйственные перевозки на Каспии, буксировал в Астрахань шаланды и баржи с нефтепродуктами и использовался как буксир, СС и ледокол. 23 марта 1946 поступил в подчинение ММФ, 10 июля 1947 выведен из эксплуатации, законсервирован и поставлен в гавани СРЗ им. Парижской коммуны в Баку на прикол, где впоследствии лег на грунт. В 1950 поднят, 22 июля 1950 признан непригодным к восстановлению и 16 октября 1950 исключен из списков судов ММФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и реализации.
Ну да, ВХОДИЛ, полеживая на дне до 40-го года
.
Красный Север, 1928, №160, четверг 12 июляПЕРЕХОД КРУПНОГО МОРСКОГО СУДНА ПО РЕКАМ СССР
СЕВАСТОПОЛЬ, 7 июля. Закончен ремонт и подготовка к переброске ледокола
«Сталин» в Каспийское море. Мощный ледокол пойдет по Мариинской системе и Волге. Это первый случай перехода крупного морского судна из Черного в Каспийское море.