Аэросани на Севере

Вездеходы, аэросани, прочие средства передвижения. Домики ПДКО, КАПШ и др.
Экспериментальные проекты и действующие разработки

Аэросани на Севере

Сообщение ББК-10 » 16 Декабрь 2019 11:07

Бюллетень Арктического института СССР. № 1. -Л., 1936, с. 33

 Бюллетень Арктического института СССР. № 1. -Л., 1936, с.33 радиоцетр-аэросани - 0002.jpg
СНЕЖНЫЙ МОТОЦИКЛ

Инженером Томилиным сконструированы аэросани, названные им "снежным мотоциклом". Это легкая трехгранная рама, поставленная на три лыжи: две спереди, одна — сзади. Вес мотоцикла около 100 кг, нагрузка до 200 кг. Мотоцикл легко разбирается и может быть уложен в самолет. Он приводится в действие 25-сильным двухтактным мотором. Предполагается использовать этот мотоцикл для связи между становищами.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Аэросани на Севере

Сообщение ББК-10 » 28 Январь 2020 15:36

Бюллетень Арктического института СССР. № 6. -Л., 1936, с.244-246

 Бюллетень Арктического института СССР. № 6. -Л., 1936, с.244-246 Обручев аэросани в Арктике - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 6. -Л., 1936, с.244-246 Обручев аэросани в Арктике - 0002.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 6. -Л., 1936, с.244-246 Обручев аэросани в Арктике - 0003.jpg
ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОСАНЕЙ В АРКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ


Аэросани были впервые применены в Арктике еще в 1930/31 г. А. Вегенером во время его работ в Гренландии, но не вполне удачные результаты этого опыта (отчасти послужившие причиной гибели А. Вегенера) несколько испортили репутацию аэросаней. Точно также поездки аэросаней на ледниковом щите Новой Земли (1932/33 г., М. Ермолаев) закончились не вполне удачно. Поэтому не лишено интереса привести данные о двух других экспедициях Арктического института, в которых сани работали очень успешно и оказались чрезвычайно удобным и эффективным средством передвижения.
В нашей экспедиции 1933/34 г. были использованы двое аэросаней типа ЦАГИ: одни — малая модель, работавшие уже на Новой Земле, другие — большая модель, монтированные сотрудниками Арктического института в Ленинграде; моторы — советские, воздушного охлаждения, М-11 в 100 сил.
Основной базой для нашей работы служило сел. Певек на восточном берегу Чаунской губы, но с января мы перебросили базу на 130 км южнее, на устье р. Чаун. Из Певека были совершены поездки через Чаунскую губу на о. Айон и к западному берегу губы, а с устья Чауна — большие рейсы на юго-запад и юго-восток, в хребты, окружающие Чаунскую впадину. 1) Из прилагаемой таблицы видны распределение километража по месяцам, средняя скорость больших и малых саней и температура воздуха в часы работы.
Исследовательская работа началась в январе с больших поездок через Чаунскую губу для определения астропунктов по ее западному берегу. В феврале мы попробовали совершить первый геологический маршрут, но оказалось, что в это время года аэросани мало пригодны для геологических работ. Зато, когда в марте, особенно во второй половине, температура стала значительно выше, видимость улучшилась, сани работали уже безукоризненно, и мы решили в апреле снова применить их для геологической работы. В течение 40 дней апреля и мая мы сделали на них 4 больших рейса, во время которых заснято для карты масштаба 1:500 000 все захваченное маршрутами пространство.
Самым замечательным в этих поездках является пересечение на аэросанях горных хребтов. (высота 1500—1800 м над уровнем моря, перевалы на высоте 900 м).
Малые сани прошли 2600 км, большие (на которых был сменен мотор) — 4785 км. Средняя скорость в темные зимние месяцы от 22 до 28 км в час, в весенние от 35 до 40 км, максимальная 70 км, минимальная 10—15 км. Расход горючего от 560 до 570 г на километр. Нагрузка обычно была около 700 кг на одни сани (включая горючее и людей), но иногда приходилось перевозить до 1000 кг и даже больше. Но такая большая нагрузка вредна для саней, и проходимость по глубокому снегу ухудшается.
Наши работы показали, что аэросани применимы, начиная с ноября (а при наличии хорошего снежного покрова или крепкого льда и раньше), для связи между жилыми пунктами, для заброски людей и небольших грузов на базы, для определения астропунктов и т. п. Для исследовательской работы, требующей постоянных остановок в пути, проникновения вглубь страны далеко от ремонтных баз, поездок в горы, темные месяцы зимы (ноябрь — февраль) мало благоприятны. День слишком короток — порой вообще нет дня, а лишь сумерки полярной ночи—видимость большей частью плохая. Поэтому нельзя передвигаться не только в пургу, но и в пасмурные и туманные дни. Низкие температуры вызывают большую потерю времени для прогрева мотора и не позволяют надолго останавливаться в пути. Поэтому исследовательские поездки на аэросанях в это время года мало продуктивны и требуют большой затраты энергии со стороны личного состава.

1) Карта аэросанных маршрутов помещена в „Бюлл. Аркт. инст. “ Л., 1935, № 11.

Месяц Пройдено километров Средняя скорость км/час (большие сани/малые сани) Температура в часы работы (от - до)

1934 г.
Октябрь... 15 — — -16 -18°
Ноябрь... 235 — — -18 -30°
Декабрь... 230 — — -24 -30°
1935 г.
Январь... 785 23 23 -30 -37°
Февраль... 550 22 28 -27 -51°
Март... 1720 35 36,8 -20 -37°
Апрель... 1705 38,2 36,6 -5 -34°
Май... 2145 40 36,2 +1 -25°
Всего... 7385

В весенние месяцы, с марта по конец мая, аэросани являются изумительным по своей продуктивности средством передвижения. При своих поездках мы почти не знали препятствий, за исключением подъема на крутые склоны и больших торосов. Мы пересекали много раз Чаунскую губу с ее многочисленными поясами торошения, проходили по прибрежным равнинам с крепким, убитым снегом и застругами, по глубоким снегам долин предгорий, где человек проваливался до пояса, по горным наледям, покрытым водой.
С большим успехом аэросани были применены также в 1932/33 г. при работах полярной станции Арктического института в бухте Тикси (устье Лены). Здесь сани (большая модель ЦАГИ с мотором М-11) были использованы для связи и определения астропунктов. Они работали с 27 октября, в ноябре и с конца февраля по 8 июня. Пройдено всего 3400 км. Расход горючего от 600 до 650 г на километр, нагрузка от 400 до 1050 кг.
Таким образом, опыты с аэросанями на северо-востоке Азии несравненно успешнее, чем в западной части Арктики.
Главные причины неудач на ледниковых щитах Гренландии и Новой Земли — это сильные пурги, которые в Гренландии непрерывно дуют из центра щита к окраинам, а на Новой Земле перекатываются из Карского моря в Баренцово. Но есть периоды, когда эти ветры слабее, и работа на аэросанях идет успешнее.
Кроме того, очень важна специальная тренировка личного состава — привычка к специфическим условиям аэросанной работы. Наконец, в работах Вегенера были применены аэросани на четырех деревянных лыжах — тип, мало пригодный.
Поэтому надо считать, что при надлежащей подготовке аэросани можно применять с большим успехом во всех частях Арктики как для связи, так и для исследовательских работ.
С. ОБРУЧЕВ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Аэросани на Севере

Сообщение fisch1 » 05 Март 2020 18:54

Ювенальев И. Аэросани//Моделист -конструктор №12 1947 с.10-12

 1.jpg
 10.jpg


 11.jpg
 12.jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Аэросани на Севере

Сообщение ББК-10 » 23 Март 2020 21:15

Красный Север, 1926, №1
 Красный Север 1926 №1 испыт.аэросаней Вологдолеса.jpg

Испытание аэросаней.


Сегодня состоится испытание, полученных Вологдолесом аэросаней. Длина испытательного пробега 100 верст. В 1 час дня против помещения управления Округа Связи состоится приемка аэросаней и затем несколько кратких пробегов. Будут произведены фотосъемки.

Красный Север, 1926, №3
 Красный Север 1926 №3 испыт.аэросаней Вологдолеса.jpg

Испытание аэросаней.


Вологдолесом приобретены аэросани стоимостью в 11 тыс. руб. 1 января аэросаням было произведено испытание, давшее удовлетворительные результаты: при неблагоприятных условиях, (оттепель) средняя скорость саней выразилась в 60 верст в час.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Аэросани на Севере

Сообщение Kirindas » 08 Май 2020 14:48

на госаталоге имеются

Фото. Аэросани Юрьевецкого Осоавиахима

 24216160_002.jpg


и

Фото. Аэросани "Нами" во время пробега.

 24263291.jpg


местонахождение оригиналов

Государственное бюджетное учреждение Ивановской области "Областной музей "Музеи города Юрьевца"
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Аэросани на Севере

Сообщение ББК-10 » 23 Май 2020 21:07

Красный Север, 1937, № 54(5571)

 Красный Север, 1937, № 2-054(5571) аэросанная линия УСТЮГ_КОТЛАС.jpg
Аэросанная линия Устюг—Котлас

Открылось аэросанное сообщение между г. В.-Устюгом и Котласом. На линии работают аэросани типа ОСГА-5. Грузоподъёмность их 6 человек (2 водителя и 4 пассажира). Расстояние в 72 километра сани покрывают за полтора часа. В ближайшие дни вводятся в эксплоатацию еще одни аэросани.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Аэросани на Севере

Сообщение ББК-10 » 02 Ноябрь 2020 20:22

Правда Севера, №149, 19 ноября 1929 г.

 Правда Севера, №149_19-11-1929  аэросани.jpg
КУПЛЕНЫ АЭРО-САНИ

По поручению крайисполкома московское представительство Северного края купило у НАМИ двое аэро-саней за 30 тысяч рублей.
Аэро-санный пробег может быть начат в первые зимние месяцы. В пределах Северного края аэро-сани будут использованы для хозяйственного обслуживания.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Аэросани на Севере

Сообщение ББК-10 » 03 Ноябрь 2020 12:16

Правда Севера, №164, 6 декабря 1929 г.

 Правда Севера, №164_06-12-1929 аэросани.jpg
АЭРОСАНИ ДЛЯ СЕВЕРА.

Научно автомоторный институт "Нами" сделал предложение Севкрайисполкому организовать в Северном крае линию опытной эксплоатации аэросаней.
"Нами" отпускает Северному краю двое аэросаней закрытого типа и весь обслуживающий их персонал. Линию предположено открыть в районе Котлас - В. Устюг. Срок опытной эксплоатации аэросаней с 15 января до 15 апреля.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Аэросани на Севере

Сообщение ББК-10 » 09 Ноябрь 2020 19:35

Правда Севера, 1930, № 20, 24 января 1930 г.

 Правда Севера, 1930, №020_24-01-1930 аэросани.jpg
АЭРОСАНИ ПРИБЫЛИ В АРХАНГЕЛЬСК.

Позавчера в Архангельск прибыли двое аэросаней советской конструкции "Нами". Сани эти как сообщалось ранее будут использованы для установления на Севере опытной аэросанной линии. Открытие линии несколько задержится вследствие оттепели. По полученным управлением связи сведениям, переезд через Пинегу в отдельных местах из-за проталин невозможен для возов. В первое время аэросани будут ходить только до Усть-Пинеги. Путь до Усть-Пинеги аэросани будут покрывать в 3 часа, до Пинеги в 6 часов.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Аэросани на Севере

Сообщение ББК-10 » 10 Ноябрь 2020 20:19

Правда Севера, №170, 13 декабря 1929 г.

 Правда Севера, №170_13-12-1929 аэросани.jpg
АЭРОСАННАЯ ЛИНИЯ НА СЕВЕРЕ

Зимой на территории Севера будут функционировать аэросанные линии по направлению Котлас — Красноборск на расстояние 145 километров, линия Котлас — Сольвычегодск 27 километров.
Линяя Котлас — В.-Устюг будет обслуживаться специальными автобусами с зимними приспособлениями.
Аэросанная линия соединит также сообщение по реке Вычегде, Котлас, Усть-Вымь и Усть-Сысольск, этим облегчатся тяжелые условия связи обширного, важного и населенного района с желдорогой.
Крайисполком признал кроме того необходимым организовать аэросанное сообщение для перевозки почты и пассажиров по линии Архангельск — Пинега на расстоянии 222 километра по речному пути.
Эта линия свяжет до 8 районов во главе с краевым центром.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Аэросани на Севере

Сообщение ББК-10 » 11 Ноябрь 2020 10:43

Правда Севера, №182, 26 декабря 1929 г.

 Правда Севера, №182_26-12-1929 АЭРОСАНИ.jpg
10 января открываются аэросанные линии

24 рейса в месяц

Вчера ка Москвы получено сообщение что Комитет содействия аэросанному строительству наметил маршрут аэросанных линий в Северном крае. Сани будут делать 24 рейса в месяц по линиям Котлас — Великий Устюг и Котлас — Красноборск — Сольвычегодск, общим протяжением 145 километров. Эксплоатация линий начнется 10 января, закончится 10—15 апреля. На линиях будет двое саней,
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Аэросани на Севере

Сообщение fisch1 » 10 Февраль 2021 13:01

Чурабо Д.Плавающие аэросани//Техника - молодёжи 1939 №06 с. 56

 ПЛАВАЮЩИЕ АЭРОСАНИ.jpg


ПЛАВАЮЩИЕ АЭРОСАНИ
Д. ЧУРАБО. Рисунок С. ЛОДЫГИНА
В условиях Советской Арктики с ее бесконечными ледяными полями, снежными равнинами и огромными водными пространствами мог бы найти большое применение новый вид транспорта — плавающие аэросани. Представим простейший вид этого средства сообщения.
Основа аэросаней—две параллельно идущие цельнометаллические трубы диаметром в 40—50 сантиметров. Снизу к ним приварены стальные полосы прямоугольного сечения. Трубы служат ие только полозьями и опорой для всей конструкции, они используются также в качестве баков для горючего. Емкость их достаточно велика, так как длина аэросаней достигает 25—30 метров. Внутри трубы разделены поперечными перегородками на 10 секций. От каждой секции отходит трубопровод. Все трубопроводы подходят к одной общей трубе, по которой и производится питание моторов.
К трубам-полозьям сверху приварен цельнометаллический корпус аэросаней. Он имеет обтекаемую форму. Ширина корпуса достигает 3 метров. Стены его сделаны двойными, чтобы в случае повреждения наружной части вода не проникла внутрь.
Внутреннее помещение корпуса разделено на два отделения: нижнее, высотой не более 0,5 метра, и верхнее, высота которого равна 1,5 метра. Нижнее отделение имеет такое же значение, что к трюм на корабле: здесь можно держать грузы, почту,хранить продукты и пр. Кроме того, это нижнее отделение выполняет роль поплавка при передвижении саней по воде. Оно, как и трубы-полозья, разделено водонепроницаемыми перегородками на отдельные секции. Если образуется пробоина, то вода зальет только часть «трюма», и аэросани все же смогут держаться на воде.
Верхнее отделение корпуса представляет собой большое помещение, площадью в 60—70 квадратных метров. В носовой части его находится кабина штурмана. Здесь на щите управления сосредоточены различные контрольные приборы: бензиносчетчик, маслоуказатель, компасы и пр. Приборы позволяют вести аэросани по заданному курсу «вслепую», например в пургу, туман.
Аэросани могут быть приспособлены для ведения научно-исследовательской работы в Арктике. В этом случае позади штурманской кабины устраивается лаборатория, оборудованная всеми необходимыми приборами — от астрономической трубы до универсального лота.
Позади лаборатории располагаются кабины для экипажа. Чтобы наиболее экономно использовать площадь, пассажирские кабины оборудуются откидными кроватями, складными стульями, выдвижными столиками. Для приготовления горячей пищи служит небольшая плита с бензиновыми горелками. К пассажирскому отделению примыкает радиорубка, находящаяся в кормовой части аэросаней. Стены радиорубки звуконепроницаемы.
Для дневного освещения лаборатории и кабин служат двойные круглые иллюминаторы, которые герметически закрываются, так же как и входной люк, находящийся на «палубе», т. е. на верхней площадке. Там же, в передней части, на специальной раме смонтированы два авиационных мотора общей мощностью в 1000—1200 лошадиных сил. Масляные баки—-трубы диаметром в 10 сантиметров — протянуты под корпусом аэросаней и приварены к бензиновым трубам. Оттуда через особое поршневое устройство масло равномерно подается к моторам.
В передней части корпуса находятся два прожектора, которые освещают лежащий перед санями путь.
Аэросани отапливаются, для чего устроены калориферные каналы, по которым пропускаются отработанные газы из моторов. Освещение и питание радиоаппаратуры производятся при помощи аккумуляторов. Для зарядки аккумуляторов служит небольшая динамомашина, которую вращает один из моторов. Во время остановок для зарядки аккумуляторов и обогревания ка-
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Аэросани на Севере

Сообщение ББК-10 » 16 Август 2021 14:58

Известия, 1933, №61 (4992), 3 марта

 Известия 1933-061 (4992)_03.03.1933 Самойлович-АЭРОСАНИ.jpg
АЭРОСАНИ И ВЕЗДЕХОДЫ
Проф. Р. Л. Самойлович

Участием в военно-спортивном празднестве 24 февраля закончился всесоюзный слет аэросаней и вездеходов.
Участвовали в слете и пришли к финишу.
1. Ленинградская колонна — 6 аэросаней типа ЦАГИ, конструкция инженера А. Н. Туполева. Аэросани этого типа закрытые, 5-местные, почтово-пассажирского назначения. На аэросанях установлены моторы советского производства М-11 (125 л. с. ) и моторы германской фирмы "Сименс" (125 л. с. ). Корпуса аэросаней дюралюминиевые, постройки завода им. Марти. Кроме того, в ленинградской колонне участвовали 7 мотоциклов со специальными приспособлениями для передвижения по снегу.
2. Чувашская колонна — 2-е аэросаней типа НАТИ-9. Эти аэросани закрытые. 5-местные, почтово-пассажирского назначения, с моторами М-11. Корпуса аэросаней деревянные, постройки Авиозавода в Москве. В течение 2-х последних лет эти аэросани эксплоатируются в Чувашской АССР, обслуживая регулярные сообщения между г. Чебоксары и ст. Канаш (83 км).
3. Пермские аэросани — 12-местные, конструкции и постройки автодоровцев пермской летной школы. Аэросани пассажирского назначения имеют металлический корпус, на который установлен советский мотор М-26 (300 НР). Так как до сих нор пассажироподъемность аэросаней не превышала 8 чел., то аэросани этого типа представляют наибольший интерес и должны получить оценку в сопоставлении с аэросанями конструкции и постройки отдела опытного строительства глиссеров в аэросаней (сокращ. "ОСГА" Научно-Исследовательского института ГВФ принимавшими участие в московской колонне.
4. Саратовские аэросани — 6-местные, деревянные, пассажирские, с мотором М-11, сконструированы и построены силами активистов-автодоровцев Энгельской школы летчиков. Эти сани должны получил, оценку в сравнении с аэросанями ЦАГИ и НАТИ.
5. Московская колонна (по маршруту Москва — Смоленск — Москва) имела в своем составе 4 аэросаней:
1) металлические аэросани типа ЦАГИ 3-местные, с мотором "Люцифер" (100 НР); 2) металлические аэросани типа ЦАГИ санитарной службы, с мотором "Люцифер"; 3) деревянные аэросани, с мотором М-11, 7-местные, почтово-пассажирские, конструкции и постройки ОСГА НИИ ГВФ: 4) деревянные, с мотором М-26, 12-местные, являющиеся также конструкцией ОСГА.
Кроме того, во встрече ленинградской колонны принимали участие вездеходы НАТИ-2 (конструкции инж. Сонкина) и автосани автобазы СНК (конструктор т. Гусев).
Таким образом мы видим, что слет превратился в демонстрацию наших технических и водительских достижений,
Конечно, как и во всяком деле, здесь были некоторые недочеты, которые придется учесть Автодору, сделавши из них соответствующие выводы. Центральный совет Автодора — организатор всего дела — уже приступил к оценке конструкций, участвовавших в слете. Следует при этом иметь в виду, что Центральный совет поставил целыо слета не только техническою проверку, но и увязку слета с общественно-политическими задачами — пятнадцатилетием РККА, поверкой готовности к весеннему севу и пр.
Характерно например, что чувашскую колонну колхозники встречали красными обозами, закупка хлеба в районе пробега увеличилась с 50 проц. до 70 проц., команда пробега реализовала заем «4-го, завершающего года пятилетки» на значительную сумму. Ленинградская колонна разбросала во время своей агитационной работы одних только плакатов 12. 000 штук.
Слет с несомненностью доказал пригодность машин всех трех типов, т. -е. аэросаней, вездеходов и даже мотоциклов, для работы при весьма трудных условиях пробега. Это обстоятельство крайне важно при разрешении вопроса о применимости безрельсового транспорта на Крайней севере.
Еще в 1914 г. во время экспедиции на гидрографическом судне «Таймыр» впервые были применены аэросани. Тогда они пришли всего несколько десятков километров у северо-pападного берега Таймыра.
Интересно отметить, что аэросани, которые были взяты проф. Вегенером для своей гренландской экспедиции 1930— 31 гг., не вполне удовлетворили немецкую экспедицию.
В этом году мы завезли двое аэросаней в Арктику — на Новую Землю и в устье р. Лены. О работе последних мы пока не имеем сведений. Но зато сообщения с Новой Земли начальника экспедиции М. М. Ермолаева говорят о прекрасной работе саней системы ЦАГИ. На них члены экспедиции дважды пересекли Новую Землю, пройдя около 1.000 км.
Однако следует иметь в виду, что для арктических условий нее же более пригодными могут оказаться вездеходы. Какие требования мы предъявляем к машинам на Севере? Максимальная надежность и простота мотора, дешевое топливо, большой радиус действия и большая грузоподъемность. Этим требованиям отвечает вездеход.
Всесоюзный арктический институт еще в этом году завезет пару таких машин на Север. Надо только, чтобы пролетарская общественная организация, какой является Автодор, помогла нам в этом.
Принимая во внимание все вышесказанное, мы всячески приветствуем решение Центрального совета Автодора организовать при нем «Комитет безрельсового транспорта в Арктике».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Аэросани на Севере

Сообщение Alexander Belov » 15 Декабрь 2021 23:03

Аэросани НКЛ-16 и НКЛ-26. Руководство по эксплуатации и обслуживанию. Военное издательство народного комиссариата обороны, 1942. 104 с., илл.

Аэросани НКЛ-16 и НКЛ-26_РТОиЭ_1942.pdf [25.73 МБ Скачиваний: 299]


(найдено в фондах РГБ им. Ленина)
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1108
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Полярная спецтехника, оборудование и проч.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения