Известия, 1933, №61 (4992), 3 мартаАЭРОСАНИ И ВЕЗДЕХОДЫ
Проф. Р. Л. Самойлович
Участием в военно-спортивном празднестве 24 февраля закончился всесоюзный слет аэросаней и вездеходов.
Участвовали в слете и пришли к финишу.
1. Ленинградская колонна — 6 аэросаней типа ЦАГИ, конструкция инженера
А. Н. Туполева. Аэросани этого типа закрытые, 5-местные, почтово-пассажирского назначения. На аэросанях установлены моторы советского производства М-11 (125 л. с. ) и моторы германской фирмы "Сименс" (125 л. с. ). Корпуса аэросаней дюралюминиевые, постройки завода им. Марти. Кроме того, в ленинградской колонне участвовали 7 мотоциклов со специальными приспособлениями для передвижения по снегу.
2. Чувашская колонна — 2-е аэросаней типа НАТИ-9. Эти аэросани закрытые. 5-местные, почтово-пассажирского назначения, с моторами М-11. Корпуса аэросаней деревянные, постройки Авиозавода в Москве. В течение 2-х последних лет эти аэросани эксплоатируются в Чувашской АССР, обслуживая регулярные сообщения между г.
Чебоксары и ст.
Канаш (83 км).
3. Пермские аэросани — 12-местные, конструкции и постройки автодоровцев пермской летной школы. Аэросани пассажирского назначения имеют металлический корпус, на который установлен советский мотор М-26 (300 НР). Так как до сих нор пассажироподъемность аэросаней не превышала 8 чел., то аэросани этого типа представляют наибольший интерес и должны получить оценку в сопоставлении с аэросанями конструкции и постройки отдела опытного строительства глиссеров в аэросаней (сокращ. "ОСГА" Научно-Исследовательского института ГВФ принимавшими участие в московской колонне.
4. Саратовские аэросани — 6-местные, деревянные, пассажирские, с мотором М-11, сконструированы и построены силами активистов-автодоровцев Энгельской школы летчиков. Эти сани должны получил, оценку в сравнении с аэросанями ЦАГИ и НАТИ.
5. Московская колонна (по маршруту Москва — Смоленск — Москва) имела в своем составе 4 аэросаней:
1) металлические аэросани типа ЦАГИ 3-местные, с мотором "Люцифер" (100 НР); 2) металлические аэросани типа ЦАГИ санитарной службы, с мотором "Люцифер"; 3) деревянные аэросани, с мотором М-11, 7-местные, почтово-пассажирские, конструкции и постройки ОСГА НИИ ГВФ: 4) деревянные, с мотором М-26, 12-местные, являющиеся также конструкцией ОСГА.
Кроме того, во встрече ленинградской колонны принимали участие
вездеходы НАТИ-2 (конструкции инж. Сонкина) и автосани автобазы СНК (конструктор т. Гусев).
Таким образом мы видим, что слет превратился в демонстрацию наших технических и водительских достижений,
Конечно, как и во всяком деле, здесь были некоторые недочеты, которые придется учесть Автодору, сделавши из них соответствующие выводы. Центральный совет Автодора — организатор всего дела — уже приступил к оценке конструкций, участвовавших в слете. Следует при этом иметь в виду, что Центральный совет поставил целыо слета не только техническою проверку, но и увязку слета с общественно-политическими задачами — пятнадцатилетием РККА, поверкой готовности к весеннему севу и пр.
Характерно например, что чувашскую колонну колхозники встречали красными обозами, закупка хлеба в районе пробега увеличилась с 50 проц. до 70 проц., команда пробега реализовала заем «4-го, завершающего года пятилетки» на значительную сумму. Ленинградская колонна разбросала во время своей агитационной работы одних только плакатов 12. 000 штук.
Слет с несомненностью доказал пригодность машин всех трех типов, т. -е. аэросаней, вездеходов и даже мотоциклов, для работы при весьма трудных условиях пробега. Это обстоятельство крайне важно при разрешении вопроса о применимости безрельсового транспорта на Крайней севере.
Еще в 1914 г. во время экспедиции на гидрографическом судне
«Таймыр» впервые были применены аэросани. Тогда они пришли всего несколько десятков километров у северо-pападного берега Таймыра.
Интересно отметить, что аэросани, которые были взяты проф. Вегенером для своей гренландской экспедиции 1930— 31 гг., не вполне удовлетворили немецкую экспедицию.
В этом году мы завезли двое аэросаней в Арктику — на Новую Землю и в устье р. Лены. О работе последних мы пока не имеем сведений. Но зато сообщения с Новой Земли начальника экспедиции
М. М. Ермолаева говорят о прекрасной работе саней системы ЦАГИ. На них члены экспедиции дважды пересекли Новую Землю, пройдя около 1.000 км.
Однако следует иметь в виду, что для арктических условий нее же более пригодными могут оказаться вездеходы. Какие требования мы предъявляем к машинам на Севере? Максимальная надежность и простота мотора, дешевое топливо, большой радиус действия и большая грузоподъемность. Этим требованиям отвечает вездеход.
Всесоюзный арктический институт еще в этом году завезет пару таких машин на Север. Надо только, чтобы пролетарская общественная организация, какой является Автодор, помогла нам в этом.
Принимая во внимание все вышесказанное, мы всячески приветствуем решение Центрального совета Автодора организовать при нем «Комитет безрельсового транспорта в Арктике».