ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВМОРПУТИ НЕ МИФ, А РЕАЛЬНОСТЬ
15.10.2010
«Крайний Север»
Общественно–политическая газета Чукотского АО
http://ks87.ru/site.xp/057052124049054055055.htmlВладимир МЕДВЕДЕВ
То, что Северный морской путь – для смелых духом людей, бесспорно. Но сейчас Севморпуть – это еще и возрождение, и надежда на улучшение жизни. Впервые за последние десять лет в бухту Комсомольскую (Эмма) в Провидения зашло для научной работы гидрографическое судно «Иван Киреев». Впервые за много лет Провиденская гидробаза получила финансирование и назначен новый директор Александр Варго, с которым и беседует наш корреспондент.
СЕВЕРНАЯ КОМАНДИРОВКА
– Как вы попали в Провидения?
– В первый раз в Провидения я побывал в командировке в 1976 году после окончания Ленинградского Арктического училища. Мой путь радиоинженера («электрорадионавигация и связь морских судов») проходил по всему Крайнему Северу (Таймыр, Ямал, Певек, острова Карского моря, промеры в Чукотском море…).
Остров Андрей – маленький остров на востоке Таймыра. Раньше там была гидрографическая станция, которую закрыли в 2000 году. И яхта «Петр I», о которой пишет ваша газета, заходила на эту заброшенную станцию. Остров Андрей должен был стать «живым» в этом году с установкой станции ГЛОНАСС. Теплоход «Михаил Сомов»
должен был открывать полярную гидрометеостанцию на острове Врангеля и параллельно завезти оборудование на остров Андрей. Но что-то не сложилось, не судьба, скажем так… И в итоге я опять полетел в командировку в Провидения и пока не жалею об этом. Вся жизнь моя – северная командировка.
– Александр Иванович, возрождение Северного морского пути – это уже не миф?
– Я думаю, что возрождение Севморпути – это уже не миф, а реальность. Но почти 20 лет забвения не могли не сказаться. Вы просто не были в Диксоне, или Хатанге, или Тикси… Провидения по сравнению с этими поселками, можно сказать, почти Москва (смеется). Тут есть потенциал, есть люди, которые не разочарованы жизнью на Крайнем Севере, влюблены в эти места. За те 34 года, что меня не было в Провидения, поселок стал, конечно, меньше, но своего северного лоска и красоты не потерял. И этим стоит гордиться и муниципальной власти, и жителям районного центра.
ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЕ
– Говоря о Севморпути, необходимо сказать, что он стал делом государственным. И это правильно. Его возрождение даст тысячи рабочих мест. Депутат Госдумы Артур Чилингаров не зря ставит российские флаги на шельфе на дне океана. На Севморпуть смотрит не только Россия, но и другие страны, даже не связанные с морем. Но это – наша российская земля, и нам ее надо обустраивать.
Севморпуть – это свой флот, своя авиация, свое Федеральное агентство морского и речного транспорта. А по этому пути – знаки, маяки, промеры для судов – сотни видов научных и практических работ ежегодно! Только у Провиденской гидробазы 3 200 км морского пути от мыса Лисовского (вход в бухту Эмма, Провидения) до мыса Шмидта. Да, сейчас идет финансирование, и мы можем говорить именно о возрождении. Это приятный факт. Кстати, гидрографы во всем мире – это секретные военные службы, и только в России гидрографы со времен первых открытий – это гражданские лица, именами которых названы сотни точек на карте мира!
– Провиденская гидробаза – это давние традиции. Наша гид-робаза была известна на весь Крайний Север!
– Да, эти традиции с тех пор, как гидробазу возглавлял директор Юрий Бабаев. И это были те времена, когда гидробаза гремела на весь Советский Союз. Флот и гидрография – это традиции, и без этого никак нельзя. Это и построенные в поселке дома, и свой флот, и имена, которыми гордится Провидения. Конечно, традиции необходимо сохранять. Только пока у нас в штате 7 человек, а было почти 400! Провиденские гидрографы ходили до Карских ворот, в пролив Вильницкого и пролив Лонга проходили без ледокольной поддержки.
– Какие планы на 2010 – 2011 годы?
– Гидрографический флот пока не обещаю, но работы много. Это и восстановление маяков и морских створов, и возрождение самой гидробазы. Пока снимаем РИТЭГИ и ставим АИПы (автоматические источники питания). А далее – планы по восстановлению гидробаз по Севморпути: Провидения, Певек, Зеленый Мыс, Тикси, Хатанга, Игарка, Диксон, Архангельск.
– Александр Иванович, маяков в романтическом понимании этого слова уже не будет никогда?
– Я думаю, даже когда человек освоит космос, то будут космические маяки (смеется). Сейчас в большинстве своем по всему миру маяк используют как, к примеру, гостиницу. Место романтическое, с красивыми видами, и главное – морским прибоем и огоньком маяка. Маяки работают как элемент шоу, отдыха, романтики. В России же до сих пор без маячных створов(их только в бухте Эмма три) вы не пройдете ни одну реку, к примеру, с Диксона на Норильск… Или по той же Волге! Севморпуть трудно восстанавливать еще и потому, что на протяжении тысячи километров необходимо установить и маяки, и контрольно-корректирующие станции, ГЛОНАСС… В плане поставить 11 станций по трассе Севморпути в ближайшее время. Ни одна страховая компания мира не берется за страховку теплохода по Севморпути, потому что пока не обеспечены условия безопасного мореходства. А это точное координирование, промеры, новые морские карты… И восстанавливать это все придется нам, если мы не хотим, чтобы Крайний Север остался только в песнях.
– Сколько стоит восстановить одну гидрографическую станцию на трассе Севморпути?
– Начинайте считать от 10 млн. рублей. Это только на самое необходимое. А дальше на содержание добавьте еще 10 миллионов. Где-то станции необходимо восстановить срочно, где-то перейти на вахтовый метод, а где-то доверить все автоматике и компьютерам.
ПРОФЕССИЯ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
– Александр Иванович, вы коренной питерский интеллигент или все-таки гидрограф-романтик? И откуда такая интересная фамилия – Варго?
– Вы спросите у гидрографа на судне «Иван Киреев», который сейчас стоит в бухте Эмма, с его зарплатой в 4 100 рублей в месяц легко ли быть романтиком? Гидрограф на Севере работает с риском для жизни, а максимум, что заработает, – это тысяч 20-25 в месяц за навигацию, а зимой – 4 тысячи рублей, и делай что хочешь: хочешь – будь романтиком, а хочешь – корми семью. Кстати, капитан гидрографического судна «Иван Киреев» Петр Марчуков провел свой корабль от Архангельска до Провидения по Севморпути без ледовой проводки, за исключением мыса Челюскин, где ледокол «Таймыр» принял участие в дальнейшем движении корабля. Это по морским правилам – высший пилотаж.
Не знаю, романтик я или нет, но в профессии уже больше
35 лет. Так что Варго – фамилия морская, романтическая (смеется).
Фамилия Варго имеет финско- шведские корни. Я родился в Псковской области, в 180 км от Санкт-Петербурга, в деревеньке Плюсса, где живут мои предки с фамилией Ворхо. По легенде, двое шведов – Румбаль и Ворхо – возвращались домой с Полтавской битвы, остались под Санкт-Петербургом и организовали деревни Румбаль и Ворхо. Сперва это были маленькие хутора, а потом уже большие деревни. Моряков в роду не было. Когда я закончил школу, то поступал в военное училище, но в итоге попал в Ленинградское Арктическое училище, а потом в Ленинградское высшее инженерно-морское училище имени адмирала Макарова. Я думаю, что судьба меня направила в нужном направлении.
– Перспективно ли сегодня молодежи учиться на гидрографа или какой-то специальности, связанной с морем?
– Море ведь будет всегда – есть в мире кризис или нет. Я думаю, что сейчас время идти в гидрографы и смежные специальности. Вы знаете, раньше ведь в любое морское училище в Питере было поступить трудно – конкурс, как в театральный вуз! Более того, гидрографы, судоводители, судомеханики, метеорологи, океанологи и прочие наши специальности – это целые гидрографическо-морские династии: дед, отец, сын, внук… Это ведь не просто профессия, это, скажем так, образ жизни. Причем работа трудная, и жизнь аскетичная, а романтики здесь совсем немного.