База Kriegsmarine "Nord"

"Порка идиотов"
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

База Kriegsmarine "Nord"

Сообщение Кара » 18 Апрель 2012 18:11

Уважаемые коллеги!
Вот цитата с forumavia.ru: http://www.forumavia.ru/a.php?a=t&id=5226&page=15


Старожил
форума
Drejtori | форум автора сообщения

И не только парады:

В начале октября 1939 года в 35 км северо-западнее Мурманска была создана немецкая военно-морская база для заправки и ремонта германских военных судов и подводных лодок. Немцы использовали базу во время кампании в Норвегии, с которой, как известно, у Советского Союза долгие годы были нормальные дипломатические отношения. (После оккупации Норвегии и Дании весной 1940 г. СССР закрыл их представительства в Москве.) Командующий военно-морским флотом Германии адмирал Редер письменно выразил благодарность Советскому правительству после того как "База Норд" была оставлена немцами в сентябре того же года в связи с прекращением военных операций в Норвегии. Когда началась война, советские власти задержали в гавани Мурманска суда Англии и ее союзников, чтобы дать возможность немецким судам благополучно добраться до своих портов в Германии. Германские корабли пользовались укрытием в гавани Мурманска и в ходе операций германского военно-морского флота. В Мурманске же заправлялись продовольствием и горючим немецкие вспомогательные крейсеры, ведущие военные операции против Англии. СССР снабжал немцев метеорологическими сводками, которые затем использовались "Люфтваффе" при бомбежке Англии. Со своей стороны, во время советско-финской войны немцы ограничили движение своих кораблей в Балтийском и Черном морях. Затем советские власти снова задержали в Мурманске на три дня все суда Англии и ее союзников, чтобы облегчить немецкому рейдеру "Бремен" прорыв сквозь английскую блокаду к германским берегам. Наконец, советский ледокол проделал сложный путь по Северному Ледовитому океану, чтобы провести через Берингов пролив германский рейдер "Шиф-31". Попав в Тихий океан, этот рейдер успешно послал на дно морское несколько кораблей Англии и ее союзников{78}.

Германское правительство и гросс-адмирал Редер нашли повод, чтобы выразить благодарность командованию Советского Военно-Морского Флота{79}. Народный комиссар Военно-Морского Флота Кузнецов обещал ответить на благодарность "не пустыми словами, а делами"{80}.

http://militera.lib.ru/research/nekrich/01.html
18/04/2012 [10:42:48]

Я "спросил у Яндекса" и понял, что "ноги" растут из "Свастики над Таймыром" С.Ковалёва, которая на "морских" и "немецких" ресурсах многими считается бредом. У нас этот "труд" ещё не рассматривался и для начала я решил спросить здесь
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 611
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

База Kriegsmarine "Nord"

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Апрель 2012 21:00

... Наконец, советский ледокол проделал сложный путь по Северному Ледовитому океану, чтобы провести через Берингов пролив германский рейдер "Шиф-31"

Про "Комет" писано много и интересно, но как "Шиф-31" кажется его никто не называл.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11691
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

База Kriegsmarine "Nord"

Сообщение Кара » 18 Апрель 2012 22:09

Иван Кукушкин пишет:Про "Комет" писано много и интересно, но как "Шиф-31" кажется его никто не называл

Да, написано много, но насколько соответствует действительности?
Если же вернуться к цитируемому отрывку, то базирование немецких крейсеров в Мурманске - полный бред. В Западной Лице они вполне могли быть. Но использовать её лишь как якорную стоянку, а не как базу. Это всё же две большие разницы. К тому же - она совсем не в 35 км от Мурманска.
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 611
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

База Kriegsmarine "Nord"

Сообщение Сергей Шулинин » 19 Апрель 2012 06:05

А еще немецкая военно-морская база была создана на Москве-реке. Сам ее видел. Ее цели - получение разведданных непосредственно из Ставки ГКО и заправка немецких ядерных подводных лодок и фашистских НЛО. Бред это все какой-то! Надо ввести в оборот фразы: всех заковалевил или информация заковалевана!
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3171
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

База Kriegsmarine "Nord"

Сообщение Кара » 19 Апрель 2012 09:36

Вообще-то цитировалась книга А.М.Некрича "22 июня 1941". Про неё я раньше не слыхал. Конечно, это не значит, что ничего подобного не было. Но бросилась мне в глаза откровенная несуразица про германские крейсера в Мурманске и базу в 35 км от него. В 35 км от Мурманска находится Полярный. Я там служил и ничего подобного не слыхал. Так же ребята из Западной Лицы никогда не говорили о немецкой базе. Я совсем не отрицаю того, что в тех местах могло быть что-то подобное. Аэродром, к примеру. Настелить железку в тундре - это не долбить скалы. Вопрос в том, насколько описания достоверны. Вон про Липецк пишут, что там учился Геринг. И люди верят
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 611
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

База Kriegsmarine "Nord"

Сообщение Alexander Belov » 19 Апрель 2012 12:26

Если не ошибаюсь, о наличии немецкой базы ПЛ под Мурманском есть мимолетное упоминание в книге Хубач "Немецкий захват Дании и Норвегии в 1940 году" (книга вышла не так давно в русском переводе под названием "Операция Везерюбунг"" М., Центрполиграф, 2006). Но никакой конкретики там не было.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1099
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

База Kriegsmarine "Nord"

Сообщение Сергей Шулинин » 19 Апрель 2012 19:14

Кара пишет:Вообще-то цитировалась книга А.М.Некрича "22 июня 1941".


Прошу прощения за мой стиль ответа. Но при упоминании Ковалева, я вхожу в неконтролируемо-издевательское состояние.
Базами надо бы заняться. Но на научной основе. Но дадут ли? Мне уже не раз намекали, что не надо бы этой темой заниматься. Есть более полезные и перспективные темы.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3171
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

База Kriegsmarine "Nord"

Сообщение Kirindas » 20 Апрель 2012 21:12

пытаюсь отложить по карте 35 км от мурманского почтамта на северо-запад и попадаю на Первомайский
но, рядом наш аэродром 9 ГИАП, поэтому скорее всего база, если и была, то авиационная или на озере аэродром для гидроавиации
остается посмотреть когда наши заселили Килпъявр
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 844
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

База Kriegsmarine "Nord"

Сообщение Кара » 21 Апрель 2012 23:34

Alexander Belov пишет:Если не ошибаюсь, о наличии немецкой базы ПЛ под Мурманском есть мимолетное упоминание в книге Хубач "Немецкий захват Дании и Норвегии в 1940 году" (книга вышла не так давно в русском переводе под названием "Операция Везерюбунг"" М., Центрполиграф, 2006).

Это уже второе русское издание. Первое так и называлось - "Захват Дании и Норвегии".
У Д.Ирвинга в книге "Взлёт и падении Люфтваффе. Жизнь фельдмаршала Эрхарда Мильха", вообще никакого упоминания. Хотя Э.Мильх в Норвежской операции командовал 5-м люфтфлётте.
Kirindas пишет:скорее всего база, если и была, то авиационная или на озере аэродром для гидроавиации
остается посмотреть когда наши заселили Килпъявр

Нет, т.н. "база" была именно в Западной Лице. Вернее, в одной из бухт этой губы. И аэродром там был. На одном из морских форумов, бегло мною просмотренных, выложены фотки остатков железной ВПП и гидроплана. Но в тех бухтах с незапамятных времён укрывались от штормов норвежские и английские рыбаки. И у немцев там была, как считает народ, не более чем якорная стоянка. Поскольку все капитальные, а тем более скальные сооружения, были построены к концу 50-х гг.
Сергей Шулинин пишет:Базами надо бы заняться. Но на научной основе. Но дадут ли? Мне уже не раз намекали, что не надо бы этой темой заниматься.

Во всяком случае мы здесь можем систематизировать информацию из открытых печатных и интернет-источников. Уже от этого, думаю, будет польза. Иначе будет как с Липецком
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 611
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

База Kriegsmarine "Nord"

Сообщение igorr » 14 Май 2012 05:31

У немцев была якорная стоянка, где находилась пара пароходов, используемых в качестве импровизированных плавбаз. Стоял там, например, PHOENICIA. Видел я даже схему этой стоянки, где какое судно находилось. Вот и вся "база". Место немцам не нравилось, суда плохой погодой сносились на камни. Никого они там не обслужили и в апреле 1940 г. фактически свернулись.
igorr
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 13 Май 2012 20:01

База Kriegsmarine "Nord"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Февраль 2014 19:20

 3.jpg
Военно-исторический журнал. 1990 № 7, с.53-57
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ

СЕКРЕТ «БАЗИС НОРД»
© А.В. БЕЗНОСОВ
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

База Kriegsmarine "Nord"

Сообщение Штурман » 16 Август 2015 17:31

R1BBJ
Аватара пользователя
Штурман
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 07 Апрель 2012 19:03
Откуда: Мурманск-Санкт-Петербург

База Kriegsmarine "Nord"

Сообщение slava_zz » 28 Апрель 2019 01:41

В связи с оживлением темы кригсмарине, великого и ужасного
просто скопировал сюда из ЖЖ текст двух последних ссылок -на всякий случай. ЖЖ тоже может прокиснуть

https://igor-ktb.livejournal.com/10363.html
"Базис Норд"
Вопрос об этом объекте время от времени возникает в разных местах сети, как у меня сложилось мнение - после того, как человек прочитает измышления на эту тему от г-на Ковалева. Хотя на самом деле даже на Википедии про БН написана вполне вменяемая статья, до конца убедить в неправоте сторонников наличия около Мурманска полноценной немецкой базы не всегда удается. Может, не для всех доказательством является книга на английском языке?

Для того, чтобы окончательно расставить все точки над Ё, возьмем немецкие документы из пленки 2913 (NARA T-1022, roll 2913), посвященной советско-германским отношениям.
"Базис Норд" там посвящено много всякой всячины, в основном не имеющей никакой ценности для рядового любителя истории (типа отчета о количестве прививок от болезней, посланных на север). Однако, несколько документов позволят забить в крышку гроба для конспирологических теорий последние гвозди.
Например, приказ Главного командования ВМС (ОКМ) 569/39 gKdos от 31.10.1939:
" а) Немецкие ВМС по предложению советского правительства получают в полное распоряжение бухту Западная Лица в координатах 69.25 с.ш. - 32.26 в.д. Предусматривается использовать ее в качестве "Базы Север" военными и торговыми кораблями для следующих целей: 1) база снабжения, 2) гавань-убежище, 3) место для ремонта (по готовности плавмастерских).
б) названия этой бухты в ведомственном обороте избегать, вместо него употреблять обозначение "База Север".
в) в данный момент возможно путем кратковременного перебазирования находящихся в Мурманске судов организовать временное снабжение топливом с танкеров и торговых судов, равно как и в ограниченном объеме провиантом и товарами, закупленными в Мурманске. Подготовка солярки и провианта для ПЛ будет выслано с родины, также, как и предоставление/оснащение судна снабжения для броненосца на 3 месяца, со снабжением водой в "Базе Север".
г) на самой "Базе Север" пока никаких природных или искусственных средств для ее будущего применения нет. По поводу подготовки снабжения см п. в). Подходящее под плавказарму судно (CORDILLERA) находится в Мурманске. Для проведения запланированных ремонтов в последующем нужна плавмастерская, ее подготовка запрошена.
д) BdU (командующему ПЛ) предложили использовать "Базу Север" для снабжения ПЛ, и дать ответ по виду и объемам обслуживания по таким вариантам: 1) для получения снабжения в самой "БС", 2) для получения снабжения в море с Базы - с предложением района моря, для этого предназначенного.

Из других документов можно выяснить, что вообще создание т.н. "Базы Север" вообще, и в бухте Западная Лица в частности - в основном инициатива советской стороны. Немцы хотели получить в свое распоряжение на севере настоящий пункт базирования, со всеми принадлежностями, но наши не хотели светиться перед англичанами. Поэтому в 1939 было отказано в базировании на Мурманск и Йоканьгу, а также Териберку (последняя была открыта для просмотра с моря). Немцам дали глухую бухту, подальше от глаз - и соответственно, ничем и никак не оборудованную. Мнение самих немцев по сравнению с первым приказом менялось. BdU, видимо не горел желанием использовать базу у черта на куличках и было решено для пробы послать туда одну лодку. Задачи будущей базы 3 ноября звучали уже так: снабжение и ремонт боевых кораблей, отдых экипажей, оснащение вспомогательных крейсеров. Задачи по снабжению становились актуальными только после прибытия судна, которое назначили для ее выполнения - PHOENICIA. А с ним имелись трудности по разгрузке в Мурманске. В дальнейшем велись долгие и нудные переговоры между Мурманском, Москвой и Берлином, в ходе которых постепенно выяснялось непригодность новой "базы" к нормальному функционированию. Круг возможных задач постоянно менялся, доходило даже до запросов к СССР по дозаправке в "Базис Норд" тяжелого крейсера ADMIRAL HIPPER. Наши не возражали, но крейсер так и не пришел. Немцев постоянно волновали разные вопросы - советско-финская война, ледовые условия, штормы, туманы... Постепенно зима 1939 г. превратилась в весну 1940 г., разговоры шли, планы менялись - только в бухте Западная Лица все было по-прежнему. Ни одного гостя, пришедшего за топливом/продовольствием. В пачке нет ни одного документа от BdU - U.38 приходила на разведку Кольской бухты 27/28.11.39, но чем она закончилась, неясно. Есть подозрение, что лодка искала английские пароходы, а не проход в "Базу Север". Краткий отчет о жизни "Базис Норд", так и не ставшей настоящей базой - в следующей записи.

https://igor-ktb.livejournal.com/10639.html
"Базис Норд" - жизнеописание.
Про то, как на самом деле жила "база", какие корабли и суда там побывали - все подробно рассказано в отчете немецкого посольства в Москве от 10.10.1940 г. (сильно сокращенный перевод):
На момент прибытия ответственного за устройство базы чиновника из посольства, в Мурманске находились 6 немецких судов - 2 танкера, пассажирский лайнер BREMEN, а также ST. LOUIS, CORDILLERA, PHOENICIA. Два последних были выбраны для службы на "Базе Север", остальные (кроме танкеров) признали непригодными. CORDILLERA к тому времени не имела груза вовсе, а PHOENICIA большую часть передала на ST. LOUIS, вскоре ушедший в Германию. Под командованием прибывшего вскоре капитан-лейтенанта Росса оба торговых судна ушли в бухту Западная Лица 2 декабря 1939 г. Вместе с ними туда отправился офицер связи от советских ВМС - ст. лейтенант Сысин.
Под охраной советского сторожевика и с советскими лоцманами на борту, "немцы" без происшествий прибыли на место на следующий день. Там их уже ждал прибывший из Германии траулер SACHSENWALD, имевший на борту оборудование для обоих судов - оно должно было превратить их в суда снабжения ПЛ. Имелось в виду, что уже вскоре после этого будет обслужена первая подлодка (кстати говоря, U.38 в этот момент уже ушла в район севернее Нордкапа). Как записано в отчете буквально: "это намерение, однако, не было осуществлено ни тогда, ни потом".
Буквально через день после прибытия на CORDILLERA штормом оборвало якоря и судно убежало обратно, встав в Териберке и вызвав этим недовольство советских властей. Капитан судна составил большой слезный отчет о том, как плохо там, в бухте Западная Лица. В результате CORDILLERA признали неподходящим для службы там и "комиссовали". Через некоторое время его вернули в Мурманск, нагрузили фосфатами и в конце января послали в Германию.
SACHSENWALD сначала планировали использовать как челнок для движения между Мурманском и "Базой Север". До середины января там даже не было никакой линии связи! Траулер все же решили отправить домой, для чего в конце декабря для него доставили провиант и топливо на советском пароходе СВИЯГА. В начале января траулер ушел.
Целый месяц после этого PHOENICIA одиноко и бесполезно торчала в бухте. Только раз туда доставляли свежий провиант на советском буксире 22-23 января. Но наконец, 4 февраля прибыло судно снабжения JAN WELLEM. Казалось, жизнь налаживается, сейчас закипит работа - но нет, просто они стали стоять там вдвоем. На JW прибыл командир базы, корветтен-капитан Нишлаг. 13 февраля оба "мурманских" танкера по приказу из Берлина отправились домой, так и не дождавшись никого на заправку. Советские ВМС выдали им 4 подрывных заряда, чтобы при плохом стечении обстоятельств немцы могли надежнее затопиться.
6 апреля JAN WELLEM ушел, зато через 4 дня прибыл траулер VIKING 5, предназначенный на роль челнока до Мурманска. PHOENICIA при выходе JW якобы получила повреждения руля и просила прислать водолаза. Только 25 апреля пришел катер ЭПРОН - но его водолаз никаких повреждений у руля не нашел. Все это имело тот смысл, что дни "базы" были сочтены. 1 мая 1940 PHOENICIA ушла, таща за собой на буксире траулер, у которого имелась поломка машины. Новым местом "Базис Норд" стал рейд Йоканьги, Как пишется в отчете, в мае настроения экипажа теплохода были удручающе плохими - в основном потому, что "существование "Базы Север" к сожалению не имело никакого видимого смысла". В конце мая ждали приход на смену судна снабжения NORDMARK, но оно не состоялось.
Примерно 20 мая на PHOENICIA тоже порвалась якорная цепь и на открытом рейде судно подвергалось большой опасности. В результате, его скитания в глухомани закончились 29 июня, когда теплоход прибыл в Мурманск на ремонт, а также для принятия провианта, воды и топлива. Видимо этот день следует считать полным окончанием существования хоть сколько-нибудь реальной "Базы Север". 16 июля прибыл траулер KEDHINGEN с провизией, Через 10 дней оба траулера ушли в Германию, имея на борту 10 сменившихся членов экипажа PHOENICIA. Как оказалось, изготовить барабан якорного шпиля в Мурманске невозможно - его доставили из самой Германии 14 августа. Еще 2 недели продолжался его монтаж. 13 сентября от морского атташе из Москвы пришел приказ теплоходу идти домой. К тому времени отношения с советской стороной были уже далеко не такие, как год назад. Разрешения на выход не дали - потому что на борт PHOENICIA прибыли таможенники, все обшарили, но Нишлаг не дал им осмотреть свой сейф. Как написано в отчете, это сделать было невозможно - там лежали шпионские материалы по наблюдению за портовыми сооружениями Мурманска и движениями советских судов. Немцы каким-то образом напугали местных НКВД-шников немалым скандалом из-за пустого сейфа, и выход теплохода все же разрешили. Так история "Базы Север" окончательно завершилась.
-------------------------------
slava_zz
 
Сообщения: 716
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50


Вернуться в Антибред



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения