Личное дело капитана Аполлонова16 июля 1933 года из Мурманска курсом на архипелаг Земля Франца-Иосифа вышло зверобойное судно «Смольный». Вел его в рейс капитан Д. М. Аполлонов. На пятые сутки плавания в широте 79 градусов 44 секунды судно подошло к кромке льда. Отсюда он простирался вплоть до южных берегов Земли Франца-Иосифа. Используя разводья в крупно битом льду, «Смольный» благодаря опыту капитана пробился все же к архипелагу.
Это плавание было очень удачным как с точки зрения промысла, так и по тем гидрографическим работам, которые выполнил капитан судна, гидрограф Дмитрий Михайлович Аполлонов.
...Больше пятнадцати лет искал я биографические сведение об этом капитане, оставившем заметный след в истории исследования северных морей, связался со многими людьми, носящими такую же фамилию, в надежде найти его родственников. Но на все запросы, в том числе и из архивов, приходили только отрицательные ответы. И вот совсем недавно, в начале этого года, удалось, наконец, обнаружить личное дело Д. М. Аполлонова, которое пролило свет на его жизненный и трудовой путь. Сегодня найденными сведениями об этом замечательном, но, я сожалению, забытом архангельском капитане мы можем поделиться с читателями.
Дмитрий Михайлович Аполлонов родился в мае 1890 года в деревне под Архангельском, здесь он жил до одиннадцатилетнего возраста, начал учиться в сельской школе. После того, как отец оставил семью, мать с детьми переехала в 1901 году в Архангельск. Здесь Дмитрий Аполлонов вместе со старшим братом стал учиться в Городском училище. Жить и учиться было очень трудно. В семье воспитывалось восемь детей, а средств, которые давал отец, на содержание не хватало. Поэтому мать брала белье в стирку или подрабатывала шитьем. А Дмитрий с братом, научившись переплетать книги, с начала учебного года стали заниматься переплетом учебников. Во время летних каникул они работали на лесопильном заводе Стюарта контролерами: клеймили доски на погрузке. Одно лето Дмитрий работал каменщиком у мастера-печника, который сдавал квартиру Аполлоновым,
В 1904 году удалось найти место рабочего у пивовара Суркова. Наконец-то появилась постоянная работа С твердым заработком, что очень устраивало семью. На этом заводе Дмитрий работал все каникулы последующих четырех лет.
О своих детских годах он писал так: "В вечной заботе о куске хлеба прошло печальное детство, так началась и юность. Зимой учеба и стремление помочь матери кормить семью, в каникулы — работа и также забота. Не было времени развиваться и резвиться в свободное время со сверстниками".
Мало кто из живущих у моря не хочет стать моряком. Мечтал об этом и Дмитрий, решивший после окончания городского училища поступать и мореходное училище. Его старший брат в это время уже учительствовал. Между собой они договорились: пока Дмитрий учится в мореходном училище, брат помогает семье, после окончания училища Дмитрий помогает семье, а брат будет учиться дальше. Забегая вперед, скажем, что этот договор они честно выполнили, и все дети из их семьи получили образование.
В августе 1908 года Дмитрий Аполлонов, перед поступлением в училище, решил испытать себя на пригодность к морской профессии и нанялся на пароход "Михаил Кази". Денег за навигацию заработал немного, но экзамен на моряка сдал.
Учась в мореходном училище, Аполлонов каждую навигацию плавал вначале учеником на почтово-пассажирском пароходе, а затем на гидрографических судах, специализируясь на гидрографа. Так началась для него морская служба. В 1913 году он успешно окончил училище, а осенью был призван на военную службу. Однако в Либаве, куда Аполлонов был направлен, врачебная комиссия признала его негодным к строевой службе и в конце марта 1914-го освободила от воинской обязанности.
Поскольку для получения диплома капитала дальнего плавания после сдачи экзаменов в мореходном училище требовался парусный ценз. Д. Аполлонов вернулся в Архангельск и нанялся на парусное судно.
Получив диплом, весной 1915 года Дмитрий Михайлович стад штурманом экспедиционного судна "Герта", отправлявшегося на поиски
пропавшей в Северном Ледовитом океане экспедиции Л. Брусилова. С этого началась его судоводительская работа, с этого начались его полярные плавания.
На «Герте» Аполлонов служил до середины 1917 года, после чего его перевели производителем гидрографических работ на гидрографическое судно «Мурман». Два года занимался он промером Белого моря, производил топографическую съемку побережья, делал рекогносцировочные триангуляционные работы. В конце 1919 года Д. М. Аполлонов стал капитаном гидрографического судна «Пахтусов» Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и одновременно начальником промерной партии. В следующем году на «Пахтусове» он работал у побережья Новой Земли и в Карском море, плавая до остова Диксон. В 1921 году исследования у Новой Земли были продолжены, и Аполлонову поручили обследование губы Черной.
После демобилизации в апреле 1922 года Дмитрий Михайлович поступил работать в «Севкорыбу» и стал капитаном моторно-парусного бота «Коллевик», на котором плавал, снабжая и обеспечивая промпункты, разбросанные по побережью Белого моря, Зимой, когда кончалась навигация, его привлекали к работе в бухгалтерии. С 1924 г. он уже не плавал, а служил в конторе «Севкорыба». Однако на оседлую береговую жизнь ему хватило четырех лет. Больше он выдержать не смог и устроился в Архангельске в Тралфлот. Плавал помощником капитана и капитаном на рыбопромысловых тральщиках, а затем перешел на зверобойные суда.
В 19ЗЗ году, командуя зверобойным судном «Смольный». Д. М. Аполлонов сделал тот самый рейс к Земле Франца-Иосифа, с которого мы начали свой рассказ. В результате выполненных тогда гидрографических работ на карту был нанесен целый ряд островов, открыты подводные опасности, уточнена береговая черта и местоположение отдельных островов. Оценивая результаты проведенных исследований, редакция «Бюллетеня Арктического института» предложила назвать один из островов в Американском проливе в честь Дмитрия Михайловича Аполлонова.
В 1937 году Д. М. Аполлонов командовал зверобойным судном «Нерпа». На борту судна находилась экспедиции Арктического института. Главной задачей было патрулирование кромки льда в Гренландском море. За навигацию «Нерпа» прошла 2400 миль, было сделано 43 глубоководные гидрологических станций, она побывала в северной части Карского моря и в проливах архипелага Земли Франца-Иосифа.
В следующем году «Нерпа» под командованием Аполлонова вновь выполнила ледовый патруль и сделала не сколько разрезов между Новой Землей и Шпицбергеном.
В 1940 году Арктический институт направил экспедицию в море Лаптевых для изучения его гидрологического режима на экспедиционном судне «Академик Шокальский». Это была первая специальная гидрологическая экспедиция. А командование судном экспедиция было поручено Д. М. Аполлонову. Экспедиция была успешной. Она выполнила большое количество гидрологических станций, были сделаны гравитационные наблюдения.
К сожалению, о последних годах жизни Д. М. Аполлонова нам пока узнать не удалось. Известно только, что он умер а Ленинграде во время блокады.
Публикуя этот рассказ, мы надеемся, что в Архангельске, возможно, еще живут родственники Дмитрия Михайловича Аполлонова (ведь в семье вместе с ним росло еще семеро детей), которые помогли бы восполнить своими воспоминаниями неосвещенные страницы его биографии. Имя заслуженного архангельского капитана не должно быть забыто.
Б. МАСЛЕННИКОВ.
Действительный член
Географического общества.